СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая стандартизированная работа по окружающему миру 4класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая стандартизированная работа по окружающему миру 4класс "Школа России"»

Итоговая стандартизированная работа по окружающему миру в 4 классе

1.Цель и содержание работы.

Итоговая работа проводится с целью оценить уровень достижения учащимися, оканчивающими начальную школу, планируемых результатов по предмету.


2.Структура работы и характеристика заданий.

Работа содержит задания базового (14 заданий) и повышенного уровня (5 заданий).

Работа включает 19 заданий, в ней используется задания различных типов:

  • Задания с выбором ответа (11 заданий), к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один;

  • Задания с кратким ответом на установление соответствия (5 заданий), в которых предлагается установить взаимно-однозначное соответствие для различных объектов;

  • Задания с развёрнутым ответом (3 задания), в которых необходимо привести полный ответ.

Сумма баллов за выполнение всех заданий базового уровня сложности составляет 15 баллов, за выполнение всех заданий повышенного уровня – 8 баллов. При этом задания повышенного уровня, которые оцениваются 2 баллами, конструируются таким образом, чтобы при частично верном выполнении задания (1 балл) можно было говорить об освоении учащимся данного планируемого результата на базовом уровне сложности.

Максимальный балл за выполнение всей работы в целом составляет 23 балла.

На выполнение работы отводится 45 минут.


3.План итоговой работы.

План работы занесён в таблицу с указаниями характеристики каждого задания: тематической принадлежности, объекта оценивания, уровня сложности, типа задания, время выполнения и максимальный балл.

Условные обозначения:

Б – базовый уровень;

П – повышенный уровень;

ВО – задание с выбором ответа;

КО – задание с кратким ответом;

РО – задание с развёрнутым ответом.


4.Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку для продолжения изучения естествознания в основной школе.

Результат выпускника, лежащий в пределах от 10 до 16 баллов, говорит об усвоении им основных содержательных элементов курса окружающего мира и оперирования ими на уровне стандартных учебных задач (базовый уровень).

При получении 17 – 23 баллов выпускник демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями (повышенный уровень).















План итоговой работы

№ задания

Планируемый результат

Проверяемые умения

Раздел курса

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения (в мин)

Максимальный балл за выполнение

1

Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Россию, на карте России Москву.

Называть столицу России

Человек и общество

Б

ВО

2

1

2

Узнавать флаг и герб России

Человек и общество

Б

ВО

1

1

3

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос)

Человек и общество

Б

ВО

1

1

4

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком

Соотносить конкретную дату исторического события с веком, используя при обозначении римские цифры

Человек и общество

Б

ВО

2

1

5

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами

Человек и природа

Б

ВО

2

1

6

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

Человек и природа

П

КО

2

2

7

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

Различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию

Человек и природа

Б

КО

2

1

8

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

Приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств

Человек и природа

Б

РО

3

1

9

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе

Человек и природа

Б

ВО

2

1

10

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

Человек и природа

Б

ВО

2

1

11

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения

Человек и природа

Б

ВО

2

1

12

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

Человек и природа

Б

КО

2

1

13

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

Человек и природа

Б

КО

3

2

14

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений; для создания собственных высказываний

Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для ответов на вопросы

Человек и общество

Б

КО

3

1

15

Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для ответов на вопросы

Человек и общество

П

ВО

2

1

16

Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для создания собственных высказываний

Человек и общество

П

РО

5

2

17

Выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по её названию или оглавлению

Человек и общество

Б

ВО

2

1

18

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности

Различать в описании наблюдения или опыта его цель, ход наблюдения и выводы

Человек и природа

П

ВО

3

1

19

Сравнивать объекты живой и неживой природы и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их признаков и свойств

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их признаков и свойств

Человек и природа

П

РО

4

2


ИТОГО





45 мин

23 балла























Стандартизированная работа

по окружающему миру 4класс «Школа России»


Фамилия, имя ____________________________________________ Класс ___________


Прочитай текст и выполни задания 1 – 4

У Ани и её младшего брата Дениса очень дружная семья. Все члены семьи – граждане Российской Федерации. Вместе со своими родителями ребята живут в столице России, где учатся в одной школе.

Аня увлекается фигурным катанием, а Денис – футболом. По выходным вся семья любит ездить на дачу, где все вместе ухаживают за садом.










  1. Как называется город, в котором живёт Анина семья? Обведи номер ответа.

  1. Киев;

  2. Москва;

  3. Нижний Новгород;

  4. Санкт-Петербург.

  1. На каком из рисунков изображён герб Российской Федерации? Отметь крестиком верный ответ.



  1. Выбери верное утверждение о семье Ани. Обведи номер ответа.

  1. Семья Ани живёт в селе.

  2. У семьи есть общие увлечения.

  3. Аня и Денис ходят в детский сад.

  4. Родители не интересуются делами детей.

  1. Папа рассказал Ане, что один из её предков, Фёдор Иванович, был героем Первой мировой войны. Родился он в 1892 году. В каком веке родился Фёдор Иванович? Обведи номер ответа.

  1. В XVII веке;

  2. В XVIII веке;

  3. В XIX веке;

  4. В XX веке.


Выполни задания 5 – 11

  1. Какое из перечисленных ископаемых используется для производства бензина? Обведи номер ответа.

  1. Железная руда.

  2. Кварцевый песок.

  3. Гранит.

  4. Нефть.





  1. Рассмотри фотографии двух природных сообществ. Запиши их названия.



  1. __________________________________ ;

  2. __________________________________ .


  1. У разных растений люди употребляют в пищу различные части. Укажи стрелками, какие части капусты и сливы обычно используют в пищу.


Название растения

Части растений, которые используют в пищу


Капуста



Слива



Корень

Стебель

Листья

Плоды

Цветы



  1. Приведи примеры трёх органов, относящихся к органам дыхания.

Ответ: _______________________________________________________________ .


  1. Муравей вылупляется из яйца, а затем в своём развитии он проходит несколько стадий: яйцо Выбери, какое из слов пропущено. Обведи номер ответа:

  1. куколка;

  2. икринка;

  3. головастик;

  4. малёк.


  1. Возле озера луг цветущих одуванчиков. А какое явление в жизни этих растений можно будет наблюдать осенью? Обведи номер ответа.

  1. Красивое цветение.

  2. Распускание почек.

  3. Бурный рост и развитие.

  4. Отмирание надземной части.


  1. Иногда в природе можно встретить опасных животных. Что ты посоветуешь сделать ребятам, если они встретятся во время прогулки с гадюкой и ужом? Обведи номер ответа.

  1. Взять в руки ужа и не приближаться к гадюке.

  2. Ударить гадюку ногой, ведь она ядовитая

  3. Не тревожить змей, ведь они – часть природы

  4. Попытаться прогнать змею с тропинки палкой.







Прочитай текст и выполни задания 12 – 13

Стрекозы – одни из самых грозных и стремительно летающих хищников. У них четыре сетчатых крыла и длинное брюшко. В окраске стрекоз преобладают синие, зелёные и жёлтые тона. Своими огромными глазами стрекозы высматривают добычу в воздухе и видят одновременно всё, что происходит спереди, сбоку и сзади. Мелких насекомых стрекозы хватают на лету своими мощными челюстями.









  1. Найди и подчеркни предложение, в котором описаны органы зрения стрекозы.


  1. Прочитай ниже приведённые утверждения. Выбери только те утверждения, в которых говорится о поведении стрекоз. Обведи их номера:

  1. стрекозы стремительно летают;

  2. у стрекоз четыре сетчатых крыла;

  3. стрекозы имеют хватательные конечности;

  4. стрекозы высматривают добычу в воздухе;

  5. стрекозы окрашены в синие, зелёные и жёлтые тона;

  6. на мелких насекомых стрекозы охотятся на лету.


Прочитай тексты и выполни задания 14 – 17

Текст 1.

Он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его. Конечно, нельзя было не говорить о нём: мало было людей таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первым бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно, а посылал наперёд сказать им: «Иду на вас!»

Как храбр был дух его, как крепко тело! Он не боялся никакой погоды – ни слишком жаркой, ни слишком холодной, спал на земле, даже без палатки, войлок был его постелью, седло – подушкой, грубое мясо диких зверей – его пищей, простая вода – питьём. Таков был Святослав …

Текст 2.

… Сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».





















  1. Какими словами Святослав предупреждал своих врагов перед боем? Выпиши эти слова.

Ответ: _______________________________________________________________ .


  1. Святослав был выносливым воином. Из приведённых ниже утверждений выбери то, которое есть в текстах и подтверждает этот вывод. Обведи его номер.

  1. Он думал только о сражениях.

  2. Если же побежим – позор нам будет.

  3. Никогда не нападал на врагов нечаянно.

  4. Он не боялся никакой погоды … спал на земле.

  5. Долгие часы он мог проводить в седле.



  1. Используя тексты, составь короткий рассказ «Святослав – храбрый воин» (не более 5 предложений). Приведи два примера, доказывающие, почему Святослава считали храбрым.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ребята помогали чинить книги. Из одной книги выпал листок с оглавлением.

Оглавление

  • Восточные славяне в древности

  • Какой была Русь при первых князьях

  • Путешествие в Древний Новгород

  • Владимиро-Суздальская земля

  • Батыево нашествие









Помоги ребятам определить название книги, из которой выпал листок. Обведи номер ответа.

  1. Природа родного края.

  2. Из истории России.

  3. Знаменитые россияне.

  4. Из истории вещей.


Выполни задания 18 – 19

  1. Даша проводила опыт с сахаром и водой. Она кидала одинаковые кусочки сахара в воду и следила за его растворением. В таблице представлены результаты её опыта.

Масса воды

Температура воды

Количество кусочков сахара

Время, за которое весь сахар растворяется в воде

100 г

20

2

350 с

100 г

43

2

300 с

100 г

50

2

220 с

100 г

65

2

180 с

Какое предположение проверяла Даша в своём опыте? Обведи номер ответа.

  1. Сколько сахара растворяется в воде при разной температуре.

  2. Как зависит время растворения сахара от температуры воды.

  3. Как зависит масса растворённого сахара от температуры воды.

  4. Чем выше температура воды, тем больше сахара в ней растворяется.


  1. Разнообразные явления, растения или животных можно разделить на различные группы по сходным признакам. Например, растения можно разделить на деревья, кустарники и травянистые растения. На какие группы можно разделить животных, список которых приведён ниже?

Сова;медведь;звери;заяц;куропатка;крот;птицы.

Запиши названия животных в нижнюю строку приведённой ниже схемы, а названия групп в среднюю строку, отразив полученную классификацию.

Животные










Правильные ответы и решения заданий

с выбором ответа и с кратким ответом


задания

Правильный ответ

Максимальный балл


1



2) Москва


1


2



1


1


3



2) У семьи есть общие увлечения


1


4



3) В XIX веке


1


5



4) Нефть


1

6

1)Луг

2)Болото

2

7

Капуста – листья,

слива - плоды

1


9



1)Куколка


1


10



4)Отмирание надземной части


1


11



3)Не тревожить змей, ведь они – часть природы


1

12

Своими огромными глазами стрекозы высматривают добычу в воздухе и видят одновременно всё, что происходит спереди, сбоку и сзади.


1

13

1)стрекозы стремительно летают;

4) стрекозы высматривают добычу в воздухе;

6) на мелких насекомых стрекозы охотятся на лету.


2


14



«Иду на вас!»


1


15



4) Он не боялся никакой погоды … спал на земле.


1


17



2) Из истории России.


1

18

2) Как зависит время растворения сахара от температуры воды.

1





















































Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом


задания

Критерии оценивания






8


1 балл – приведены примеры любых трёх органов дыхания: нос, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

Или: приведены только два элемента верного ответа

Или: приведены все три элемента ответа, но один из органов указан неверно



0 баллов – приведён только один элемент верного ответа

Или: приведено больше одного элемента ответа, но среди них только один указан верно

Или: ответ отсутствует







16


2 балла – написан короткий рассказ. Приводятся два доказательства при описании Святослава как храброго воина использована информация из следующих фрагментов: «…мало было людей таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первым бросался в опасность…», «Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас …».

1 балл – написан короткий рассказ, приводится одно доказательство.

Или: доказательства описаны своими словами

0 баллов – отсутствует вариант правильного ответа

Или: ответ отсутствует






19


2 балла – заполнение схемы: звери – медведь, заяц, крот;

птицы – сова, куропатка

1 балл – приведены оба элемента правильного ответа, но в нижней строке допущена ошибка при разделении животных по классам

0 баллов – в ответе допущено более одной ошибки в нижней строке таблицы

Или: в ответе допущена ошибка в средней строке таблицы

Или: ответ не содержит элементов правильного ответа

Или: ответ отсутствует




26