Итоговая стандартизированная работа по окружающему миру в 4 классе
1.Цель и содержание работы.
Итоговая работа проводится с целью оценить уровень достижения учащимися, оканчивающими начальную школу, планируемых результатов по предмету.
2.Структура работы и характеристика заданий.
Работа содержит задания базового (14 заданий) и повышенного уровня (5 заданий).
Работа включает 19 заданий, в ней используется задания различных типов:
Задания с выбором ответа (11 заданий), к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один;
Задания с кратким ответом на установление соответствия (5 заданий), в которых предлагается установить взаимно-однозначное соответствие для различных объектов;
Задания с развёрнутым ответом (3 задания), в которых необходимо привести полный ответ.
Сумма баллов за выполнение всех заданий базового уровня сложности составляет 15 баллов, за выполнение всех заданий повышенного уровня – 8 баллов. При этом задания повышенного уровня, которые оцениваются 2 баллами, конструируются таким образом, чтобы при частично верном выполнении задания (1 балл) можно было говорить об освоении учащимся данного планируемого результата на базовом уровне сложности.
Максимальный балл за выполнение всей работы в целом составляет 23 балла.
На выполнение работы отводится 45 минут.
3.План итоговой работы.
План работы занесён в таблицу с указаниями характеристики каждого задания: тематической принадлежности, объекта оценивания, уровня сложности, типа задания, время выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения:
Б – базовый уровень;
П – повышенный уровень;
ВО – задание с выбором ответа;
КО – задание с кратким ответом;
РО – задание с развёрнутым ответом.
4.Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку для продолжения изучения естествознания в основной школе.
Результат выпускника, лежащий в пределах от 10 до 16 баллов, говорит об усвоении им основных содержательных элементов курса окружающего мира и оперирования ими на уровне стандартных учебных задач (базовый уровень).
При получении 17 – 23 баллов выпускник демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями (повышенный уровень).
План итоговой работы
№ задания | Планируемый результат | Проверяемые умения | Раздел курса | Уровень сложности | Тип задания | Время выполнения (в мин) | Максимальный балл за выполнение |
1 | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Россию, на карте России Москву. | Называть столицу России | Человек и общество | Б | ВО | 2 | 1 |
2 | Узнавать флаг и герб России | Человек и общество | Б | ВО | 1 | 1 |
3 | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос) | Человек и общество | Б | ВО | 1 | 1 |
4 | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком | Соотносить конкретную дату исторического события с веком, используя при обозначении римские цифры | Человек и общество | Б | ВО | 2 | 1 |
5 | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | Человек и природа | Б | ВО | 2 | 1 |
6 | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа | П | КО | 2 | 2 |
7 | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | Различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию | Человек и природа | Б | КО | 2 | 1 |
8 | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | Приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств | Человек и природа | Б | РО | 3 | 1 |
9 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе | Человек и природа | Б | ВО | 2 | 1 |
10 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | Человек и природа | Б | ВО | 2 | 1 |
11 | Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения | Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения | Человек и природа | Б | ВО | 2 | 1 |
12 | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки | Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы | Человек и природа | Б | КО | 2 | 1 |
13 | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки | Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы | Человек и природа | Б | КО | 3 | 2 |
14 | Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений; для создания собственных высказываний | Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для ответов на вопросы | Человек и общество | Б | КО | 3 | 1 |
15 | Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для ответов на вопросы | Человек и общество | П | ВО | 2 | 1 |
16 | Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для создания собственных высказываний | Человек и общество | П | РО | 5 | 2 |
17 | Выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по её названию или оглавлению | Человек и общество | Б | ВО | 2 | 1 |
18 | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности | Различать в описании наблюдения или опыта его цель, ход наблюдения и выводы | Человек и природа | П | ВО | 3 | 1 |
19 | Сравнивать объекты живой и неживой природы и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их признаков и свойств | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их признаков и свойств | Человек и природа | П | РО | 4 | 2 |
| ИТОГО | | | | | 45 мин | 23 балла |
Стандартизированная работа
по окружающему миру 4класс «Школа России»
Фамилия, имя ____________________________________________ Класс ___________
Прочитай текст и выполни задания 1 – 4
У Ани и её младшего брата Дениса очень дружная семья. Все члены семьи – граждане Российской Федерации. Вместе со своими родителями ребята живут в столице России, где учатся в одной школе.
Аня увлекается фигурным катанием, а Денис – футболом. По выходным вся семья любит ездить на дачу, где все вместе ухаживают за садом.
Как называется город, в котором живёт Анина семья? Обведи номер ответа.
Киев;
Москва;
Нижний Новгород;
Санкт-Петербург.
На каком из рисунков изображён герб Российской Федерации? Отметь крестиком верный ответ.
Выбери верное утверждение о семье Ани. Обведи номер ответа.
Семья Ани живёт в селе.
У семьи есть общие увлечения.
Аня и Денис ходят в детский сад.
Родители не интересуются делами детей.
Папа рассказал Ане, что один из её предков, Фёдор Иванович, был героем Первой мировой войны. Родился он в 1892 году. В каком веке родился Фёдор Иванович? Обведи номер ответа.
В XVII веке;
В XVIII веке;
В XIX веке;
В XX веке.
Выполни задания 5 – 11
Какое из перечисленных ископаемых используется для производства бензина? Обведи номер ответа.
Железная руда.
Кварцевый песок.
Гранит.
Нефть.
Рассмотри фотографии двух природных сообществ. Запиши их названия.
__________________________________ ;
__________________________________ .
У разных растений люди употребляют в пищу различные части. Укажи стрелками, какие части капусты и сливы обычно используют в пищу.
Название растения | Части растений, которые используют в пищу |
Капуста Слива | Корень Стебель Листья Плоды Цветы |
Приведи примеры трёх органов, относящихся к органам дыхания.
Ответ: _______________________________________________________________ .
Муравей вылупляется из яйца, а затем в своём развитии он проходит несколько стадий: яйцо
Выбери, какое из слов пропущено. Обведи номер ответа:
куколка;
икринка;
головастик;
малёк.
Возле озера луг цветущих одуванчиков. А какое явление в жизни этих растений можно будет наблюдать осенью? Обведи номер ответа.
Красивое цветение.
Распускание почек.
Бурный рост и развитие.
Отмирание надземной части.
Иногда в природе можно встретить опасных животных. Что ты посоветуешь сделать ребятам, если они встретятся во время прогулки с гадюкой и ужом? Обведи номер ответа.
Взять в руки ужа и не приближаться к гадюке.
Ударить гадюку ногой, ведь она ядовитая
Не тревожить змей, ведь они – часть природы
Попытаться прогнать змею с тропинки палкой.
Прочитай текст и выполни задания 12 – 13
Стрекозы – одни из самых грозных и стремительно летающих хищников. У них четыре сетчатых крыла и длинное брюшко. В окраске стрекоз преобладают синие, зелёные и жёлтые тона. Своими огромными глазами стрекозы высматривают добычу в воздухе и видят одновременно всё, что происходит спереди, сбоку и сзади. Мелких насекомых стрекозы хватают на лету своими мощными челюстями.
Найди и подчеркни предложение, в котором описаны органы зрения стрекозы.
Прочитай ниже приведённые утверждения. Выбери только те утверждения, в которых говорится о поведении стрекоз. Обведи их номера:
стрекозы стремительно летают;
у стрекоз четыре сетчатых крыла;
стрекозы имеют хватательные конечности;
стрекозы высматривают добычу в воздухе;
стрекозы окрашены в синие, зелёные и жёлтые тона;
на мелких насекомых стрекозы охотятся на лету.
Прочитай тексты и выполни задания 14 – 17
Текст 1.
…Он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его. Конечно, нельзя было не говорить о нём: мало было людей таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первым бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно, а посылал наперёд сказать им: «Иду на вас!»
Как храбр был дух его, как крепко тело! Он не боялся никакой погоды – ни слишком жаркой, ни слишком холодной, спал на земле, даже без палатки, войлок был его постелью, седло – подушкой, грубое мясо диких зверей – его пищей, простая вода – питьём. Таков был Святослав …
Текст 2.
… Сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
Какими словами Святослав предупреждал своих врагов перед боем? Выпиши эти слова.
Ответ: _______________________________________________________________ .
Святослав был выносливым воином. Из приведённых ниже утверждений выбери то, которое есть в текстах и подтверждает этот вывод. Обведи его номер.
Он думал только о сражениях.
Если же побежим – позор нам будет.
Никогда не нападал на врагов нечаянно.
Он не боялся никакой погоды … спал на земле.
Долгие часы он мог проводить в седле.
Используя тексты, составь короткий рассказ «Святослав – храбрый воин» (не более 5 предложений). Приведи два примера, доказывающие, почему Святослава считали храбрым.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребята помогали чинить книги. Из одной книги выпал листок с оглавлением.
Оглавление
Восточные славяне в древности
Какой была Русь при первых князьях
Путешествие в Древний Новгород
Владимиро-Суздальская земля
Батыево нашествие
Помоги ребятам определить название книги, из которой выпал листок. Обведи номер ответа.
Природа родного края.
Из истории России.
Знаменитые россияне.
Из истории вещей.
Выполни задания 18 – 19
Даша проводила опыт с сахаром и водой. Она кидала одинаковые кусочки сахара в воду и следила за его растворением. В таблице представлены результаты её опыта.
Масса воды | Температура воды | Количество кусочков сахара | Время, за которое весь сахар растворяется в воде |
100 г | 20 | 2 | 350 с |
100 г | 43 | 2 | 300 с |
100 г | 50 | 2 | 220 с |
100 г | 65 | 2 | 180 с |
Какое предположение проверяла Даша в своём опыте? Обведи номер ответа.
Сколько сахара растворяется в воде при разной температуре.
Как зависит время растворения сахара от температуры воды.
Как зависит масса растворённого сахара от температуры воды.
Чем выше температура воды, тем больше сахара в ней растворяется.
Разнообразные явления, растения или животных можно разделить на различные группы по сходным признакам. Например, растения можно разделить на деревья, кустарники и травянистые растения. На какие группы можно разделить животных, список которых приведён ниже?
Сова;медведь;звери;заяц;куропатка;крот;птицы.
Запиши названия животных в нижнюю строку приведённой ниже схемы, а названия групп в среднюю строку, отразив полученную классификацию.
Животные
Правильные ответы и решения заданий
с выбором ответа и с кратким ответом
№ задания | Правильный ответ | Максимальный балл |
1 | 2) Москва | 1 |
2 | 1 | 1 |
3 | 2) У семьи есть общие увлечения | 1 |
4 | 3) В XIX веке | 1 |
5 | 4) Нефть | 1 |
6 | 1)Луг 2)Болото | 2 |
7 | Капуста – листья, слива - плоды | 1 |
9 | 1)Куколка | 1 |
10 | 4)Отмирание надземной части | 1 |
11 | 3)Не тревожить змей, ведь они – часть природы | 1 |
12 | Своими огромными глазами стрекозы высматривают добычу в воздухе и видят одновременно всё, что происходит спереди, сбоку и сзади. | 1 |
13 | 1)стрекозы стремительно летают; 4) стрекозы высматривают добычу в воздухе; 6) на мелких насекомых стрекозы охотятся на лету. | 2 |
14 | «Иду на вас!» | 1 |
15 | 4) Он не боялся никакой погоды … спал на земле. | 1 |
17 | 2) Из истории России. | 1 |
18 | 2) Как зависит время растворения сахара от температуры воды. | 1 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
№ задания | Критерии оценивания |
8 | 1 балл – приведены примеры любых трёх органов дыхания: нос, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Или: приведены только два элемента верного ответа Или: приведены все три элемента ответа, но один из органов указан неверно |
0 баллов – приведён только один элемент верного ответа Или: приведено больше одного элемента ответа, но среди них только один указан верно Или: ответ отсутствует |
16 | 2 балла – написан короткий рассказ. Приводятся два доказательства при описании Святослава как храброго воина использована информация из следующих фрагментов: «…мало было людей таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первым бросался в опасность…», «Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас …». |
1 балл – написан короткий рассказ, приводится одно доказательство. Или: доказательства описаны своими словами |
0 баллов – отсутствует вариант правильного ответа Или: ответ отсутствует |
19 | 2 балла – заполнение схемы: звери – медведь, заяц, крот; птицы – сова, куропатка |
1 балл – приведены оба элемента правильного ответа, но в нижней строке допущена ошибка при разделении животных по классам |
0 баллов – в ответе допущено более одной ошибки в нижней строке таблицы Или: в ответе допущена ошибка в средней строке таблицы Или: ответ не содержит элементов правильного ответа Или: ответ отсутствует |
26