МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «РУСАЛОЧКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Итоговое интегрированное занятие
в подготовительной группе № 07 «Морские ласточки»
для детей с ОВЗ (ЗПР, РАС, УО)
«Этот удивительный Крым»
с использованием игровых, здоровьесберегающих
и мультимедийных технологий,
технологии экспериментирования.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие.
Подготовили:
Дюличева И.В., воспитатель,
Антосик В.А., учитель – дефектолог, учитель – логопед.
Симферополь, 2025
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о природных зонах Крыма и их обитателях; продолжать совершенствовать умение правильно и чётко произносить звуки; закреплять навыки делить слова на слоги;
продолжать учить делать звуковой анализ слова, выделять звук в слове; дифференцировать понятия «согласный – гласный» звук;
закреплять навыки счета в пределах 10;
закреплять представления о знаках «больше», «меньше», «равно»;
закреплять навыки математического действия на сложение.
- Развивать фонематические процессы, слуховое восприятие и внимание;
развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
развивать память, мышление, воображение, зрительно - пространственный гнозис;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать творческое воображение, эстетические навыки, расширять кругозор.
- Воспитывать терпеливость, усидчивость, отзывчивость, аккуратность;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, умение выслушивать высказывания своих товарищей, партнерские отношения, культуру общения;
воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация «Удивительный Крым», демонстрационные картины природных зон Крыма, д/и : «Собери, назови, определи», «Числовой ряд», «Соседи числа», «Сосчитай и покажи», «Весёлые змейки», «Первый звук», «Раздели на слоги», «Звуковой анализ»; фишки для обозначения звуков, шкатулка, картинки; заготовки представителей природных зон Крыма по одному из каждой выполненные способом «налеп» из пластилина, природный материал (елочная хвоя, ракушки, цветная соль, перья); для опыта «Нужна ли вода цветам»: пять одноразовых стаканчиков с водой, пищевой краситель четырех цветов, четыре маленьких цветка; нейродорожка, сенсорные массажные камешки, балансировочные сенсорные платформы.
Форма работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Предварительная работа: проведение экскурсий в мини музей МБДОУ, зал «Природа Крыма. Экология», д/и, рассматривание картин животных, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Ход НОД
I.Учитель-дефектолог:
- Ребята! Как вы уже заметили к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте друг другу»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
- Женя, кто стоит от тебя справа?
- Тимофей, кто стоит от тебя слева?
- Андрей, напротив кого ты стоишь?
(На экране красивый вид Крыма).
Воспитатель:
- Ребята, что вы видите на экране? (Крым).
- А как мы связаны с Крымом? (Это наша малая Родина).
- Какой он красивый. (Картинка разбивается). Ой, что это произошло? (Звучит звонок телефона и на экране появляется девочка).
- Кто это? (Моана).
- Что у тебя случилось?
Моана:
- Я путешествовала по вашему прекрасному Крыму, собрала удивительный альбом о нем, но налетел ужасный ветер и мой альбом стал бесцветным. Помогите мне, пожалуйста, вернуть красоту вашего волшебного полуострова.
Воспитатель:
- Не расстраивайся Моана, мы с ребятами тебе поможем. Я, кажется, знаю, что надо делать. Давайте вспомним последние путешествия в музей нашего сада, пройдём по природным зонам Крыма, восстановим их цвет.
- Сколько природных зон в Крыму? (3) назовите их. (степь, леса и горы)
- Посмотрите на карту. Если мы восстановим цвета всех природных зон карта будет красивой? (нет).
- А чего не хватает? (синего цвета морей, рек, озер).
- Вспомним их цвета. (степь - желтая, лес - зеленый, горы – коричневые, море - синее).
- Чтобы не забыть, сделаем в стаканчиках воду таких же цветов. И поставим в стаканчики растения. Для того, чтобы восстановить цвета надо в каждой из природных зон и моря выполнить некоторые задания. Если все выполним правильно, цвета вернутся на карту и в альбом Моаны. И так, приступим. Отправляемся в путь по нейродорожке.
II.Путешествие по зонам.
(На экране бесцветная карта Крыма).
Нейродорожка (Развитие межполушарного взаимодействия, координации движений и мелкой моторики).
К природной зоне степь дети проходят по нейродорожке).
Степь.
Воспитатель: - Ребята, первой мы с вами посещаем степь. Перед вами разрезные картинки обитателей этой природной зоны. Соберем их и назовем. (Д/и «Собери, назови, определи». Гадюка, журавль, хомяк, фазан). Давайте поместим их на картинку.
Задание выполнили, а цвет еще не вернулся. Значит не все задания еще выполнили. Продолжаем.
Учитель - логопед:
- Ребята, давайте поделим слова на слоги (гадюка, журавль, хомяк, фазан)
Д/и «Разбей на слоги» (продолжать закреплять понятие о слоговом составе слова).
- Разделим слова на слоги. Прежде, чем выполнить задание скажите мне, пожалуйста, какими способами можно разделить слова на слоги? (Хлопки, подбородок.)
- Выберите удобный для вас способ и приступаем к работе.
- Молодцы, ребята. Все задания выполнили. Посмотрите цвет степной зоны восстановился. (На экране карта Крыма с жёлтой степью.)
Лес.
Воспитатель. :
– Продолжаем наш путь. Следующая природная зона – лес. Перед вами разрезные картинки обитателей этой природной зоны. Соберем их и назовем. (Д/и «Собери, назови, определи». Кабан, лиса, белка, еж).
- Давайте поместим их на картинку.
Учитель – логопед:
- Следующее задание. (Предложить детям угадать слово по первым звукам картинок и провести звуковой анализ.)
Д/и «Составь слово» (развитие умения составлять слова из первых звуков слова)
- Ребята, чем отличаются звуки от букв? (Звуки человек произносит и слышит, буквы - пишет, читает, видит.)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Приступаем к заданию. Отгадываем слово по первым звукам на картинке
- Кого вы видите на первой картинке? (Картинка дятла)
- Произнесите слово ДЯТЕЛ. Какой слышится первый звук? (Д)
- Что изображено на второй картинке? (улитка)
- Произнесите слово УЛИТКА. Какой слышится первый звук? (У)
- Что мы видим на третей картинке? (барсук)
- Произнесите слово БАРСУК. Какой мы слышим первый звук? (Б)
- Собираем слово ДУБ.
- Сделаем звуковой анализ слова ДУБ.
Д/И «Звуковой анализ» (упражнять детей в выполнении звукового анализа)
- Какой первый звук, гласный или согласный? (Д, согласный, синяя фишка.)
- Какой Второй звук? (У, гласный, красная фишка)
- Третий звук? (Б, согласный, синяя фишка)
- Молодцы, ребята. Все задания выполнили. Посмотрите цвет и лесной зоны восстановился. (На экране карта Крыма с жёлтой степью и зелёным лесом.)
Горы.
Воспитатель:
- Следующая природная зона – горы. Перед вами разрезные картинки обитателей этой природной зоны. Соберем их и назовем. (Д/и «Собери, назови, определи». Черный гриф или орел, сколопендра, ласка и куница). Давайте поместим их на картинку.
Учитель – дефектолог:
- Продолжаем выполнять задания. Присаживайтесь за столы для выполнения следующего задания. Перед вами карточки, когда вы их соберёте, откроется горная гряда. Выложите числовой ряд от 1 до 10. Посчитайте прямым, обратным счётом.
Д/и «Числовой ряд» (продолжать формировать представление о числовом ряде).
- Найдем числа-соседи (дети выкладывают к заданному числу карточки).
Д/и «Числа- соседи» (продолжать формировать представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду).
- Молодцы, ребята. Выполнили задание.
- Посмотрите, яркие змейки выползли погреться на солнышке. Змейки не простые, а с цифрами, добавьте недостающую цифру.
Д/и «Веселые змейки» (упражнять детей в счёте, найти пропущенную цифру). (дети выполняют задания).
- Змейки любят греться на солнышке и любоваться красивыми горными цветами. Перед вами следующее задание. Сосчитайте цветы и сравните.
Д/и «Сравни» (продолжать формировать представления о знаках «больше»,
«меньше», «равно», умение анализировать и сравнивать).
- Ребята, посчитайте цветы и поставьте нужный знак. (дети выполняют задания).
- Молодцы, ребята. И здесь все задания выполнили. Посмотрите на экран, цвет и горной зоны восстановился. (На экране карта Крыма с жёлтой степью, зелёным лесом и коричневыми горами).
Море, реки, озера.
Воспитатель:
- И так, цвета природных зон мы восстановили. Но говорили, что надо еще восстановить синий цвет морей, рек и озер. Продолжаем. Перед вами разрезные картинки обитателей морей. Соберем их и назовем.
(Д/и «Собери, назови, определи». Медуза, дельфин, морской конек, барабуля или рыба).
- Давайте поместим их на картинку.
Учитель – дефектолог:
- А теперь мы отдохнём и поиграем в игру.
(Дети становятся в полукруг на сенсорные платформы, в руках массажные камешки).
- Если я говорю правильно вы стоите на месте и делаете массаж рук, а если не правильно, то приседаете.
Массажные камешки (развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, мыслительной деятельности).
Массажные платформы (профилактика и коррекция плоскостопия; развитие чувства равновесия; развитие координации движений).
Физминутка «Кто живет в море?»
- А в воде живёт индюк? (Нет. Приседают.)
- А в воде живёт утюг? (Нет. Приседают.)
- Ну, а корка от арбуза? (Нет. Приседают.)
- А, вообще, живёт медуза? (Да. Делают массаж рук камешками.)
- А большие мандарины? (Нет. Приседают.)
- В Черном море есть дельфины? (Да. Делают массаж рук камешками)
- Рыбы в нашем море есть? (Да. Делают массаж рук камешками
- Крокодилов в нем не счесть? (Нет. Приседают.)
- Дети плещутся в воде? (Да. Делают массаж рук камешками)
- Вместе с птицами в гнезде? (Нет. Приседают.)
- Ребята, посмотрите на экран. Все цвета восстановились.
(На экране карта Крыма с жёлтой степью, зелёным лесом, коричневыми горами и с синим морем и озерами.)
- Молодцы. Мне не удалось вас запутать.
Воспитатель:
- Ребята, вот мы с вами и восстановили цвета в альбоме Моаны. А давайте еще изготовим картины и подарим ей на память.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
- Смотрите, у нас есть заготовки для картин. (представители природных зон Крыма по одному из каждой выполненные способом «налеп» из пластилина, природный материал (елочная хвоя, ракушки, мох, перья) Для завершения картин нам нужно: еж – елочная хвоя, гриф – перья, рыба – ракушки, хомяк – цветная соль. Присаживаемся. Но сначала пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Посмотрю на карту я
(вытягивают вперед ладоши)
Вот и Крымская земля.
Есть леса, поля, озера
(поочередно соединяем пальцы рук)
Горы, степи и моря.
Крым люблю всем сердцем я!
(крепка сжимаем руки в замок)
Это Родина моя!
(прикладываем руки к груди сердечком)
Выполнение картин с использованием природного материала. (Выполненные работы оформляются в рамки и ставятся в соответствующие природные зоны.)
Воспитатель:
- Какие красивые получились работы. Поставим их на мольберты. Вот и закончилось наше путешествие. Возвращаемся по нейродорожке. Моана, мы выполнили все задания и вернули цвета в твой альбом. (На экране появляется Моана)
Моана:
- Спасибо вам, ребята. Ой, а вы не забыли про стаканчики.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что случилось с нашими цветами? (Они поменяли цвет.)
- Почему? (Потому что растения пьют воду. Вспомните наш опыт: в какой воде цветок дольше простоял? В чистой, а в цветной завял быстрее.) надо беречь чистоту рек, озер, морей и всей природы.
Рефлексия.
Учитель-дефектолог:
- О нашем родном Крымском полуострове, о нашей малой Родине можно рассказывать ещё очень много, но наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
- Что мы сегодня с вами делали? Какое задание вам понравилось больше? (ответы детей).
- Скажем «до свидания» нашим гостям.