ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ 2023-2024
ЦЕЛЬ – допуск к ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТАКЖЕ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ДАЛЕЕ – ИТС) – форма индивидуальных достижений абитуриента (В НЕКОТОРЫХ ВУЗАХ).
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ: «зачет-незачет» (ШКОЛА), + 10 баллов к ЕГЭ (ПО РЕШЕНИЮ некоторых вузов).
- КОГДА ПИШЕМ?
- Основной срок написания ИТС – начало декабря. Обучающиеся, получившие неуд., не явившиеся на ИТС/не завершившие ЕГО написание по уважительным причинам, ПИШУТ В дополнительные сроки (как правило, это начало февраля и начало мая).
- МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ доп. материалом при написании ИТС? - «ДА» - ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЯМ! «НЕТ» - текстам литературных материалов!
- ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ИЛИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ?
- СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ МЕТОПРЕДМЕТНОЕ (НАДПРЕДМЕТНОЕ), ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНО!
- На какие лит. Материалы можно опираться? - Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (критерий 2). - СКОЛЬКО ПРОИЗВЕДЕНИЙ НУЖНО ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ? - достаточно опоры на один текст (критерий 2). кроме лит. аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
" width="640"
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ИТС
ТРЕБОВАНИЯ*
Минимальное количество слов – 250
Самостоятельность написания ИТС
Рекомендуемый объём – от 350 слов.
Нельзя списывать у одноклассников или использовать заготовки из интернета. Даже если только один фрагмент текста окажется неуникальным, могут поставить «незачёт».
Предлоги, союзы и частицы считают как отдельные слова, если они пишутся через пробел. А вот инициалы перед фамилией считают вместе с фамилией одним словом.
(Например, А.С. Пушкин)
*Выполнены эти два требования = эксперт далее оценивает по пяти критериям
Критерий № 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ
Текст с рассуждением должен быть на заданную тему. Это может быть ответ на проблемный вопрос или размышление над проблемой. Если начать философствовать на другую тему, потому что, например, лучше её понимаешь — поставят «незачёт» (максимальный балл – 2).
Критерий № 2. АРГУМЕНТАЦИЯ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТ. МАТЕРИАЛА Аргументация – это доказательство рассуждений в сочинении с помощью примеров из литературных произведений. Каждый тезис нужно подкрепить аргументом или несколькими. Нельзя просто пересказать текст произведения. Это должен быть анализ. Если в сочинении не будет опоры на литературу или примеры будут искажены, критерий не зачтут (максимальный балл – 2).
*КРИТЕРИИ 1 и 2 ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ
Критерий № 3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ Рассуждение должно быть построено логично: нельзя уходить от темы, тезисы и аргументы должны быть приведены правильно (максимальный балл – 2).
Критерий № 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В сочинении нужно использовать разные лексические обороты (учащийся должен использовать богатство языка, писать сочинение нормированным литературным языком). Критерий подразумевает, что в тексте нет речевых ошибок и смысл сочинения легко понять (максимальный балл – 2).
*Речевые нормы оцениваются отдельно, макс. балл – 2.
Критерий № 5. ГРАМОТНОСТЬ Если в среднем на 100 слов текста будет пять ошибок, поставят «незачёт». Учитывают все виды ошибок.
*Орфографические нормы: макс. балл – 3, пунктуационные нормы: макс. балл – 3, грамматические нормы: макс. балл – 2.
*Отдельно оценивается фактическая точность (макс. балл – 1) и оригинальность сочинения (макс. балл – 1).
ИТОГ: ЗА ВСЮ РАБОТУ МАКСИМАЛЬНО МОЖНО НАБРАТЬ 20 БАЛЛОВ!
КАК ВЫГЛЯДЯТ БЛАНКИ ИТС?
- ТЕМЫ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ ?
- К 2023 г. РЕШЕНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИВЫЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ВМЕСТО НИХ НА ИТС ДАНЫ ЛИШЬ ТЕМЫ, ОНИ СОЗДАНЫ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ) РАЗДЕЛОВ. ТЕМЫ МОЖНО НАЙТИ В ОТКРЫТОМ БАНКЕ ЗАДАНИЙ (ИХ БОЛЕЕ 1000).
- НА КАКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ? СКОЛЬКО ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ?
1) ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА;
2) СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА;
3) ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
*В каждом из трёх разделов выделяются подразделы (более узкие темы).
РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ 2022-2023 ГОДА (РАСШИФРОВЫВАЕМ)
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни челове ка
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек
«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог…» (Мцыри)
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» (Родион Раскольников)
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику» (Андрей Болконский)
О чём этот раздел и конкретные темы в нём?
- О таких качествах человека, как доброта, милосердие, равнодушие, верность, честь, щедрость и др.
- О дружбе
- О любви
- О мести и вражде
- О поиске себя и смысла жизни
- О важности быть собой
- О внутренних противоречиях (конфликтах) или достижении гармонии
- О совести и морали
- О нравственном выборе
- О добре и зле
- О правильности жизненного выбора, жизненном пути, ошибках
- Об ответственности за свои поступки
- О свободе
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» («Анна Каренина»)
«Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному…» («Тихий Дон»)
«Нет дружбы «святей и чище, чем бывает на войне» (А. Твардовский)
«Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Вот наши строгие ценители и судьи!» («Горе от ума»)
О чём этот раздел и конкретные темы в нём?
- О различии ВОВ и Гражданской войны
- О фронтовой дружбе
- О предательстве на войне
- О гуманизме на войне
- О советах родителей, их жизненном опыте, о роли родительских наставлений в жизни человека
- О семейных и духовных ценностях, традициях
- О роли семьи в становлении личности человека
- О конфликте поколений
- О прогрессе и человеческих качествах, способствующих
положительно повлиять на развитие общества
«Можно Лермонтова знать Плохо,
Можно Фета пролистать Вкратце,
Можно вовсе не читать Блока,
Но... Всему же есть предел, Братцы!»
(Л.Филатов)
«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований…» («Левша»)
О чём этот раздел и конкретные темы в нём?
- О связи человека с природой
- О красоте природы, её влиянии на человека
- О пагубном отношении человека к природе
- О пользе искусства/классических произведений
- О том, чему человек может научиться у классической литературы
- О развитии технологий и их влиянии на человечество
(вреде или пользе)
обдумываю аргументацию (вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема) обдумываю композицию и форму сочинения ЗАЧЕМ писать? КАК писать? Определяю основную мысль сочинения проверяю, прослеживается ли цель высказывания (коммуникативная задача моей будущей работы) Пишу вступление (тезис и оформляю собственное мнение) доказываю мнение (подбор произведений) п ишу заключение (оно должно соотноситься с тезисом) " width="640"
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ИТС
1 ЭТАП. ВЫБОР ТЕМЫ
- Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
- Какой материал я могу привлечь для раскрытия той/иной темы и достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
ИТОГ - выбор темы (исходим из ответов на вышеперечисленные вопросы )
2 ЭТАП. СТРОЮ БУДУЩУЮ РАБОТУ ПУТЁМ ОТВЕТА НА 3 ГЛАВНЫХ ВОПРОСА:
ЧТО (О ЧЁМ) писать?
Обдумываю собственное мнение и составляю опорный план обдумываю аргументацию (вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема) обдумываю композицию и форму сочинения
ЗАЧЕМ писать?
КАК писать?
Определяю основную мысль сочинения проверяю, прослеживается ли цель высказывания (коммуникативная задача моей будущей работы)
Пишу вступление (тезис и оформляю собственное мнение) доказываю мнение (подбор произведений) п ишу заключение (оно должно соотноситься с тезисом)
3 ЭТАП. ПРОДУМЫВАЮ ШАБЛОН РАБОТЫ, ИСХОДЯ ИЗ ОБЪЁМА КОМПОЗИЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ ИТС
! ВСЕГО 3 композиционных части (350 слов):
Вступление + тезис (около 70 слов)
Аргументация (около 250 слов)
Заключение (около 70 слов)
4 ЭТАП. ПИШУ ГОТОВУЮ РАБОТУ, СЛЕДУЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ, ЯЗЫКОВЫМ И РЕЧЕВЫМ НОРМАМ
Вступление :
обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности
Основная часть : аргументация, доказательства+ факты, подтверждающие тезис, утверждение
Заключение : выводы (обобщение)