СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение - 2019. Направление "Надежда и отчаяние".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле содержатся  материалы по направлению итогового сочинения "Надежда и отчаяние": комментарии, цитаты, список примерных тем, аргументы, образцы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение - 2019. Направление "Надежда и отчаяние".»

 НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ: ОПИСАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ. ЦИТАТЫ. АРГУМЕНТЫ. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ



Комментарий от ФИПИ:
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.



НАДЕЖДА – обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для него.
С одной стороны надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная и дремотная.
Надежда в русской языковой картине мира характеризуется в основном положительными эмоциями «радость», «счастье», «восторг», «утешение».
Итак, надежда - это  эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения;
В философии – важнейший модус духовности человека, в психологии – это вид
духовных потребностей, поднимающих человека над обыденным.  В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении, обретение которой является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда – это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь («Надежда уходит последней»), они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций.
Словарные толкования слова надежда позволяют выделить три признака, которые составляют структуру концепта надежда: "ожидание", "вера" и "опора".

ОТЧАЯНИЕ –  потеря, отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствия перспективы., состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психическое  самочувствие отдельных людей и социальных групп. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.
Объективные причины отчаяния — природные катастрофы и социальные катаклизмы, неизлечимые болезни и утраты близких, неудачи в работе, творчестве, личной жизни.
Субъективные причины отчаяние— отсутствие или слабость нравственно-психологических установок на преодоление несчастий, деморализация и потеря воли, неумение или нежелание поступиться своими интересами. Отчаяние – спутник тяжёлого кризиса личности, род душевного страдания исключительной силы, которое невозможно слишком долго переносить. 
Выход из этого состояния неоднозначен: от духовного обновления до моральной деградации, от полной потери интереса к жизни до совершения безрассудных поступков, включая преступления и др.
Особенно часто состояния отчаяния возникает в периоды общественных потрясений, когда многие люди чувствуют, что повлиять на происходящее они не имеет никакой реальной возможности;


 НАДЕЖДА: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ


Синонимы к слову НАДЕЖДА:
 ожидание, упование, вера, чаяние, предвкушение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия, химера 
 
Глагольная сочетаемость и выражения: в надежде, возлагать надежды, ласкать себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать надежду, подавать надежду, терять надежду, не оправдать надежд, не оставлять надежды, внушать надежду, вселять надежду, выражать надежду, жить надеждой, дать надежду, надежда умирает, надежды рухнули, мелькнула надежда, теплится надежда 

Эпитеты: тщетная, робкая, призрачная, смутная, слабая, напрасная, затаённая, несбыточная, обманчивая, трепетная, потаённая, зыбкая, отчаянная, безумная, тайная, безотчётная, наивная, единственная, тоскливая, неистребимая, безрассудная, последняя, неясная, радостная, ложная, сладостная, сумасшедшая, крохотная, мизерная, неопределённая, особая, шаткая, слепая, упрямая, потерянная, хрупкая, бессмысленная, глупая, неуверенная, ничтожная, бесплодная, внезапная, сладкая, жалкая, необъяснимая, светлая, маленькая, пустая, главная, туманная.


 ОТЧАЯНИЕ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ


Синонимы к слову ОТЧАЯНИЕ: уныние, упадок духа, безнадежность, печаль, безнадежность, тоска.

Глагольная сочетаемость и выражения: предаваться отчаянию, отчаяние овладело, отчаяние охватило, предаваться отчаянию, приходить в отчаяние, отчаяние придало, отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния, чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием, дойти до отчаяния 

Эпитеты: безысходное, бессильное, беспросветное, безнадёжное, беспредельное, безутешное, немое, безмолвное, безмерное, безумное, неподдельное, беспомощное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое, крайнее, смертельное, невыносимое, бездонное, тихое, яростное, всепоглощающее, полное, растущее, мрачное, глубокое, неописуемое, бесконечное, страшное, жуткое, холодное, усталое, настоящее.



Цитаты к направлению «Надежда и отчаяние». 


Мы – на самом краю пропасти, где надежда и отчаяние сродни. 
Дж. Толкин

Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали? 
Р. О. Болтон

А жизнь идет... Идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. 
Г. Троепольский

Где умирает надежда, там возникает пустота. 
Леонардо да Винчи 

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. 
И. Гёте 

Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле. 
Д. Волкогонов 


Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними. 
Т. Уайлдер 

Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. 
В. Гюго 

Кому не на что надеяться, тому не в чем отчаиваться. 
Сенека Луций Анней (Младший) 
Сердце разбивается, когда, чрезмерно расширившись под теплым дуновением надежды, оно вдруг сжимается от холода реальности! 
Александр Дюма 

Отчаяние в своей любви и в своем достоинстве служит наилучшим доказательством их присутствия в человеке. 
Михаил Александрович Бакунин 

Надежда — самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ. 
Л. Вовенарг 

Освободите себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре. 
Аристотель Онассис 

Человек, который видит жизнь в истинном свете, а истолковывает ее романтически, обречен на отчаяние. 
Джордж Бернард Шоу 

В сердце человека запас надежд неистощим. 
Геродот 

В корне отчаяния лежит следующее утверждение: нет в реальности ничего, что могло бы мне внушить доверие; ничто не надежно. 
Габриэль Оноре Марсель 

Надежда — это хорошая вещь, может быть, даже лучшая, а хорошие вещи не умирают. 
Стивен Кинг 

Надежда — самая великая и самая трудная победа из всех, какие человек способен одержать над своей душой. 
Ж. Бернанос 

Надежда и терпение… две самые мягкие подушки, на которые мы можем в лишениях преклонить голову. 
Р. Бёртон 

Наши надежды — это сновидения наяву. 
П. Буаст 

Надежды подобны паутине: маленькие мухи застревают в них, а большие прорываются. 
Ф. Бэкон 

Надежда — единственное благо, которым нельзя пресытиться. 
Л. Вовенарг 

Проста нашей психики сложность, 
Ничуть не сложнее, чем прежде: 
Надежда — важней, чем возможность 
Когда-нибудь сбыться надежде. 
И. Губерман 

Уныние — это то же отчаяние, хуже того: гнуснейшая форма отчаяния. 
Эмманюэль Мунье 

Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. 
Р. Гурмон 

Надеяться — огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем… 
С. Джонсон 

Надежда — последнее, что умирает в человеке. 
Диоген Синопский 

Надежда — лучший врач из всех, какие известны. 
А. Дюма (отец) 

Человек без надежды, осознав себя таковым, более не принадлежит будущему. 
А. Камю 

Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда. 
А. Камю 

От пустых надежд человек сохнет. 
И. Кант 

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, — его единственная собственность. 
Т. Карлейль 
Надежда — это самая прочная из самых бесплотных опор. 
В. Кротов 

Часто из самого отчаяния рождается надежда. 
Курций 

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни. 
Ф. Ларошфуко

АРГУМЕНТЫ

Неоправданные надежды. "Девочка со спичками" Х.К. Андерсен.


Надежды не всегда бывают оправданными. Иногда безразличие людей к тем, кто на них надеется, может даже убить. Это и стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей. 


Надежда сильнее обстоятельств. Д. Митчелл "Облачный атлас"


Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет. 


 А. Грин «Алые паруса».


В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека надежду, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. 
Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой». 


Неукротимая вера в мечту, надежда на светлое будущее не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь. 


 М.Ю. Лермонтов "Мцыри"


Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни, в мир мечты. 
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни. 
Герой в одиночестве идёт к заветной цели. Он уверен, что преодолеет все трудности. Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Мцыри оказался сильным, смелым и мужественным борцом. Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша не был готов, так как жизнь за стенами монастыря не дала ему навыков существования в реальном мире. Но из исповеди героя становится ясно, что он ни о чем не жалеет, он говорит, что не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже на несколько минут, проведённых в родном краю. Герой не смог осуществить свою мечту, столкнувшись с действительностью, но на пути к её достижению испытал счастье. 


 Пустые надежды. М. Горький "На дне" 


Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло. 

 Разрушенные надежды. А.П. Чехов "Ванька"


Рассказ А. П. Чехова «Ванька» посвящен разрушенным надеждам. Маленький мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке. Он описывает свою тяжелую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание всех ужасов, с которыми вынужден справляться Ванька, наталкивает читателя на мысль о том, что дедушка, прочитав письмо мальчика, обязательно приедет и заберет его в деревню. Но все ожидания разрушаются в последних строчках рассказа, когда вместо адреса Ваня пишет «на деревню дедушке». Рассказ производит очень сильное впечатление. Горькое чувство возникает, когда осознаешь, что Ванька будет продолжать ждать, надеяться, но суровая реальность не позволит его надеждам оправдаться. 


 Последствия отчаяния. М.А. Шолохов "Тихий Дон". 

Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность. 
Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя...» 

Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает. 

Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке... Гриша любил, как я ее надевала... и в поплиновую кофточку...» 

Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас...» 
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла.

 И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».


Главный герой рассказа – собирательный образ людей, которые не живут, а существуют: 
"До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть". 

Господин из Сан-Франциско – богатый, целеустремленный человек, который всю жизнь работал, чтобы когда-нибудь потом отдохнуть. Наконец, поняв, что добился многого герой решается исполнить свою мечту: пуститься в путешествие на 2 года. За много лет представление об идеальном отдыхе обросло подробностями, оно было выверено до мелочей. 
"В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути" 

Представления о прекрасном отдыхе и реальность не совпали: испортилась погода, его укачало, ощущения были совершенно не такими, какими представлял себе главный герой: «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как и подобало ему, — совсем стариком, — уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние...» 
Даже испорченную версию своей мечты герою не суждено было воплотить в жизнь, он умер в самом начале путешествия, медленно, мучительно, цепляясь за реальность. 
Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить.   

Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет. 

Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает. 
Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго? 

Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить, а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял. 



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ


ТЕМА 1. Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
ТЕМА 2. К чему может привести отчаяние?
ТЕМА 3. Бывают ли надежды напрасными?
ТЕМА 4. Какова роль надежды в жизни человека?
ТЕМА 5. Как вы понимаете слова А. Дюма: "Надежда - лучший врач из всех, какие известны". 
ТЕМА 6. Как вы понимаете высказывание Бернарда Шоу «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться».  
ТЕМА 7. Как вы понимаете смысл фразы "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние".
ТЕМА 8. Что помогает человеку справиться с отчаянием?
ТЕМА 9. Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
ТЕМА 10. Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
ТЕМА 11. У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все. 

Ваше мнение может не совпадать с точкой зрения автора сочинения.

Сочинение по теме: Какова роль надежды в жизни человека? 

Надежда. Несет ли она счастье человеку? Помогает ли пережить сложные времена? Или наносит вред, превращаясь в иллюзию, которой не суждено претвориться в жизнь? Я считаю, что надежда способна спасти человека. Спасти от необдуманных поступков и отчаяния. Конечно, она не решает существующей проблемы, однако дает силы и терпение, чтобы сделать это самому или дождаться чьей-то помощи. 

Именно надежда помогла героине романа Достоевского Соне Мармеладовой не погибнуть. Девушка, оказавшись в нищете, не имея никакой поддержки от отца-пьяницы, вынуждена «жить по желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти маленьких детей. Ее жизнь – это унижения, горе и слезы. Однако Соня не только не падает духом, но еще и находит в себе силы, чтобы помочь Родиону Раскольникову. Если внимательно посмотреть на ее жизнь, то становится понятно, что спасает Соню именно надежда – надежда на то, что Бог позаботится о ней. Она верит, что в жизни каждого есть глубокий, важный смысл, который задуман Господом. Соня оставляет свою безнравственную жизнь и уезжает с Раскольниковым на каторгу, не утратив своей духовной чистоты. Она получает второй шанс на счастье – быть рядом с Родионом и заботиться о нем. 

Надежда могла бы дать второй шанс и герою пьесы Горького «На дне». Актер – пьяница, который живет в ночлежке с такими же брошенными жизнью людьми. Однажды он узнает от странника Луки о больнице, в которой его могут бесплатно вылечить от пьянства. Актер обретает надежду на избавление от своей болезни. Он уже мечтает о новой жизни и собирается в путь. Если бы слова Луки не были ложью, Актер, возможно, смог бы измениться и даже покинуть ночлежку. Этот пример говорит о том, что надежда не должна быть построена на откровенной лжи, иначе она теряет свой смысл. 

Все мы хотим надеяться на лучшее. Для человека надежда – это порой спасательный круг. Когда все идет не так, лишь она помогает держаться на плаву и бороться. Если же надежда все-таки рушится, человек вынужден смириться с неизбежным поражением и идти дальше. Но идти нужно всегда в поисках новой надежды, ведь без нее невозможно достичь успеха. (324 слова) 

Автор сочинения: Татьяна Городецкая

Сочинение по теме: Как вы понимаете высказывание Бернарда Шоу «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». 

Отчаяние… Вряд ли тот, кто его познал, сможет описать это состояние словами. Отчаяние парализует, демотивирует, лишает сил и желания идти дальше. Впав в отчаяние, человек теряет контроль над своей жизнью, он чувствует себя беспомощным и готов махнуть рукой на все свои планы. Бернард Шоу писал, что «тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Вероятно, великий ирландский драматург говорил о том, что отчаяние – это непременно последствие несбывшихся надежд. Нельзя увидеть свет, не увидев тьму. Нельзя увидеть добро, если не будет зла. Нельзя познать настоящее отчаяние, если ему не предшествовали надежды. Я готов согласиться с этим утверждением, ведь в жизни и в литературе есть множество примеров, подтверждающих эти слова. 

Драма Горького «На дне» может служить энциклопедией несбывшихся надежд. Жители ночлежки пребывают в унынии от своего беспомощного положения и отсутствия перспектив и возможностей. Но уныние – это все же не отчаяние. В настоящее отчаяние некоторые герои впадают после визита пожилого странника Луки. «Во что веришь, то и есть», - такого мнения придерживался Лука. Странник принес жителям ночлежки надежды, ни одной из которых не суждено было сбыться. Пьянице Актеру Лука рассказывает удивительную историю о бесплатной лечебнице, в которой героя могут вылечить. Актер начинает надеяться на то, что у него будет новая жизнь. Но Лука исчез, надежды развеялись, а на смену им пришло дикое отчаяние, которое заставляет Актера покончить с собой. Васька Пепел, еще один житель ночлежки, тоже начинает строить планы на новую жизнь после рассказов Луки – он планирует уехать в Сибирь со своей возлюбленной Наташей. Однако и его надежды не сбылись – в итоге Васька убивает Костылева, что приводит его к отчаянию и осознанию, что жизнь его закончена. 

Родион Раскольников, известный читателям как противоречивый, сложный персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание», долгое время наделся на то, что сможет изменить свою жизнь. Он вынашивал и лелеял свою теорию о двух видах людей. «Вошь ли я, как все, или человек?» - спрашивал сам себя Раскольников. Однако всем надеждам пришел конец сразу после того, как герой совершил планируемое убийство. Он начинает мучиться от своих мыслей, снова и снова переживать то, что произошло. В итоге Родион впадает в неописуемое отчаяние, чувствует себя совершенно беспомощным и потерянным. Своим спасением Раскольников обязан Соне Мармеладовой, которая направила его на истинный путь. 

Человек, который не лелеет надежд, вряд ли познает отчаяние. Без грез и мечтаний не будет разочарований и пустоты. Да, порой надежды разбиваются. Но стоит ли от них отказываться, боясь испытать боль? Нет, ведь надежды делают нас сильнее, а нашу жизнь счастливей! 

400 слов









ИСТОЧНИК: https://rustutors.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!