СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение - 2022г. Литература. Направление 4. Тема: "Как музыка влияет на людей?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приближается декабрь, а вместе с ним и итоговое сочинение. Подготовка к нему идёт усиленным ходом. Предлагаю Вам конспект урока (направление 4). Разговор будет вестись о музыке, её влиянии на людей. В ходе урока рассматривается три текста, содержание которых ляжет в основу сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение - 2022г. Литература. Направление 4. Тема: "Как музыка влияет на людей?"»

ТРОПИНКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ…

Направление 4 Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Тема: Подготовка к сочинению на тему «Как вы понимаете слова Ганса Христиана Андерсена «Где не хватает слов, говорит музыка»? В каких произведениях из вашего читательского опыта можно найти подтверждение этой мысли?


1. На подступах к сочинению. Повторение


1) Повторение структурных элементов сочинения

— Вспомним структуру сочинения

Вступление, в котором дано общее рассуждение по теме сочинения (40-50 слов)

Тезис № 1 (10-20 слов)

Тезис № 2 (10-20 слов)

Пример из литературы № 1 (130-150 слов)

Пример из литературы № 2 (130-150 слов)

Мини-вывод, связанный с тезисом (10-20 слов)

Мини-вывод, связанный с тезисом (10-20 слов)

Заключение, аккумулирующее все те мысли, которые были высказаны выше (30-40 слов)

Итого : 370 – 470 слов

Примечание: может быть и третий пример из литературы!!!


2) Исправление ошибок

Задание:

— прочитайте фрагменты ученического сочинения

— укажите, к какой композиционной части относится тот или иной фрагмент сочинения;

—какой композиционной части не хватает?

— допишите её.

Фрагменты сочинения

Название композиционной части

Человек в несчастье нуждается в поддержке. Как же важно услышать слова утешения, почувствовать, что ты не одинок. Но не только поступки или слова способны помочь человеку: музыка тоже наделена свойством делать человек счастливым, наполнять его душу счастьем… (37 слов)


Вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Николай Ростов, один из героев эпопеи, попадает в сложную ситуацию: он проигрывает Долохову много денег, больше, чем может заплатить. Он мучается от стыда перед родителями, от мысли, что каким ударом будет для них известие об огромном проигрыше. Его посещает страшная мысль – покончить жизнь самоубийством. И дома, в семейной обстановке, он сначала чувствует себя очень плохо, но… Давайте понаблюдаем, что как меняется настроение Николая, когда он видит Соню, сестру и Денисова, который уговаривает Наташу спеть.

«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь», — думает он в этот момент. И вот Наташа запела:

«полились звуки» которые «заставляют вас содрогаться и плакать». Николай, только что думавший о самоубийстве, слушая сестру, понял:

«Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее…». Душа его наполнилась счастьем.

Не слова, а именно музыка возрождает Николая к жизни, излечивает его душу, спасает от отчаяния… (162 слова)


Музыка и литература… И то и другое является искусством. Могут ли они существовать отдельно друг от друга? На первый взгляд – да. Ведь есть произведения, в которых музыка не упоминается вообще. Есть музыкальные произведения, которые живут своей самостоятельной жизнью. Однако, согласитесь, когда на страницах произведения звучит музыка, оно от этого становится пронзительнее, интереснее, душевнее, характеры героев приобретают другое звучание. Часто с помощью музыки раскрывается глубина чувств героев… Чтобы доказать данную мысль, обратимся к художественной литературе. (74 слова)


Всего 273 слова


3) Написание вступления к сочинению на тему «Как вы понимаете слова Ганса Христиана Андерсена «Где не хватает слов, говорит музыка»? В каких произведениях из вашего читательского опыта можно найти подтверждение этой мысли?


2. Тропинки к сочинению – работа над основной частью сочинения.

Тропинка первая – рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар»

1) Чтение рассказа К. Паустовского «Старый повар».

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/staryj-povar.htm


2) Беседа с учащимися

— Свяжите основную мысль рассказа с темой сочинения. Запишите свой тезис. (Музыке подвластно всё: она может наполнить человека любовью, перенести в прошлое, успокоить душу.)

— Какие примеры из рассказа вы возьмёте, чтобы доказать тезис?

(Дополнительные вопросы: Как описана обстановка в доме? Какое настроение она создает? Кого герой называет «сторожем …дома»)? Почему? Что меняется в доме, когда в него входит незнакомец? Меняется ли время, год, настроение героев во время звучания клавесина? В чём причина этого изменения? Что вернуло старику утраченное счастье и дало ему возможность спокойно умереть?)

— Сделайте вывод, обобщив содержание рассказа и тему сочинения. Запишите этот вывод в тетради.


3) Написание первого аргумента (тезис +аргумент + мини-вывод)


3. Тропинка вторая – рассказ Виктора Петровича Астафьева «Гимн жизни» (из книги «Затеси»)

1) Чтение рассказа

Гимн жизни

Лина уже полмесяца жила в Москве. Жила? Нет, не жила, доживала.

Она постоянно разделяла слово «жизнь» надвое, но ничего не получалось. Ей хотелось, очень хотелось отделить жуткую приставку «до», выбросить её вон. Зачем к такому замечательному, всеобъемлющему слову какие-то приставки? И все-таки она была, эта приставка, и все время, как биение сердца, отдавалась эхом в груди, в голове, в каждом мускуле, в каждой клеточке «до», «до», «до»…

Доживать в двадцать лет! Как это нелепо, нескладно, страшно.

Она училась в медицинском институте. Она уже кое-что знала. Знала, может, и не так много, но уже столько, что её нельзя было обмануть. А её пытались обмануть: ей не говорили, что она обречена и скоро умрёт…

Однажды — это было ночью, это было после того дня, когда в доме выставили зимние рамы, Лина встала и, шлепая, как в детстве, босыми ногами, отправилась к родителям в спальню, легла между ними и они, напуганные, освободили ей место, потом придвинулись оба, разом обняли. Первая заплакала мать, отец со скрипом сглатывал и сглатывал слюну, обрубок его правой руки больно тыкался Лине в бок.

— Отправьте меня с Москву, — потребовала Лина, когда мать обессилела от слез, отец перестал скрипеть горлом.

— Хорошо, хорошо, доченька, мы поедем все вместе в Москву.

— Нет, я хочу одна…

И они согласились. Они теперь соглашались с нею во всём. Они потакали любому её капризу. Они не могли иначе.

И вот она уже полмесяца в Москве. Живет, ходит, смотрит. Она сказала родителям, что будет лечиться. И они обрадовались, поверили ей, ждали чуда. А она хотела только смотреть, дышать и ни о чём не думать.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете, в каждой драме показывали смерть. Мир вечно разделен на два полюса: жизнь и смерть. В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

Люди очень любили и любят смотреть на смерть. О смерти они сочинили самые потрясающие книги, создали самую великую музыку, сняли до озноба жуткие кинокартины, написали еще более жуткие полотна.

В Третьяковке почти на половине картин изображалась смерть, и люди часами стояли возле царя, убившего сына, возле верещагинской панихиды, возле утопленницы, возле безумной княжны Таракановой и умирающего безвестного арестанта; люди часами в длинной очереди медленными шажками продвигались к Мавзолею, чтобы взглянуть на умершего человека; толпами ходили по Ваганьковскому и Новодевичьему кладбищам меж густо и тесно сдвинувшимися могилами.

Может быть, они глядели на всё это спокойно оттого, что им не мерещилась близкая смерть, не знали, когда умрут? Может быть.

Лина уже устала глядеть на смерть, устала думать о ней и однажды пошла в зоопарк. Но и тут ей не понравилось, жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки; жалко сонных, полуоблезлых хищников, которыx она никогда нигде но видела, но с детства привыкла бояться. Они были совсем-совсем не страшны — эти засаженные в клетку клыкастые звери. Еще больше не понравились ей змеи, приклеивающиеся к стеклянным стенам, шевелящие раздвоенными языками и зло плюющие ядовитыми зубами через стекло в посетителей. Какая-то женщина сказала явную глупость, глядя на ящериц, крокодилов и змей: «Я никогда не смогла бы жить там, где живут такие гады». — «А я хоть в клетке согласна», — поддакнула той глупости Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

«Жить!»

Опять это слово. Везде это слово.

Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тетки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться. В последнее время её всё больше и больше охватывала усталость. Она уже не могла бродить целыми днями по Москве. Её тянуло полежать. Но она боялась постели, пересиливала себя, бродила, бродила, и так ей хотелось крикнуть, остановившись среди площади, в толпе:

— Люди! Добрые мои люди! Я скоро умру. Зачем?

Глобус. Синий глобус, в желтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. Лина догадалась — она попала в ограду планетария.

«Планетарий так планетарий, все равно», — подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времен года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. Вдоль карнизов тянулись изображения звезд, и Лина содрогнулась, увидев звезду с тем же названием, как и болезнь, от которой она должна была умереть. Нелепая звезда, нелепое изображение. Кто его придумал? Стиснув зубы двинулась она наверх, очутилась в куполе планетария.

Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.

Погас свет, и зазвучал голос лектора. Он рассказывал о Вселенной. На сиденьях шумели и возились ребятишки. Невидимый в темноте, лектор призвал посетителей к порядку и продолжил своё дело.

На небе планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно, фигура церковника, преградившего путь науке и познанию.

И здесь, как в театре, как в кино, как в Третьяковке, показывалось всё то же: за смелость, за то, что люди не хотели подчиняться законам и говорили то, что они думали, их сжигали на огне, ломали им ребра, бросали в темницы. Властители никогда не терпели тех, кто был умнее и смелее их. Они придумали слово: выродки. И вместо того, чтобы бороться против войн, страданий, болезней, люди сами плодили смерть, тысячелетиями насильственно умертвляли друг друга.

В Америке — у нас-то ничего не рвется! — взорвалась головка водородной бомбы. Хорошо только головка. А если бы бомба? Она взорвала бы другие бомбы — и Нью-Йорка, этого самого крупного в мире города, не стало бы. Возможно, это было бы началом самой страшной войны, и все-все: звери на воле и в клетках, змеи в стеклянных коробках, властители и простые люди, царь, убивший сына, дети, спешно долизывающие мороженое, всЕ-всЕ может умереть, исчезнуть. Куда? Никто на это ответить не может и не хочет.

А по небу планетария летело небесное светило — солнце. Солнце, дающее всему жизнь. Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. Оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. Было жарко. Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

И вдруг купол над ней зацвел звездами. Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. И откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

Лина слышала эту музыку не раз. Она даже знала, это музыка Чайковского, на мгновение увидела сказочных лебедей и темную силу, подстерегающую их. Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. Да и написана ли? Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

Звезды сияли, звезды лучились, бесчисленные, вечно живые звезды. Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу все выше, выше. Рожденный под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на земле.

Звёзды, вечные звёзды, как вы далеки и как близки! Да разве есть такая сила, которая могла бы погасить вас, заслонить небесный свет? Нет такой силы и не будет! Люди не захотят, не могут захотеть, чтобы звёзды погасли в их глазах.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далекой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

Лине хотелось вскочить и крикнуть:

Люди, звёзды, небо — я люблю вас.

Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:

Жить! Жить!

А над ней гремела музыка. Гимн, прославляющий жизнь.

И от этой музыки трепетали живые звёзды, до которых было рукой подать.

2) Беседа

— Скажите, о чём текст.

— Одинаково ли настроение героини в начале и в конце рассказа?

— С чем это связано? Что послужило причиной смены настроения, психологического состояния?

— Случайно ли В.П.Астафьев включает в своё произведение «звучащую» мелодию?

—Оформите ответ в тетрадях. Это и будет тезисом вашего сочинения. (Мелодии, «звучащие» в произведениях художественной литературы, позволяют писателям передать основную мысль этих произведений, музыкальная тема часто является их сюжетным стержнем)

— К какому выводу мы приходим, читая рассказ? Запишите этот вывод в тетради.


3) Написание второго аргумента (тезис +аргумент + мини-вывод)


4. Тропинка третья – фрагмент из книги Ольги Федоровны Берггольц «Говорит Ленинград»

1) Чтение фрагмента

Перед чтением:

— Что помогает людям выстоять в трудную минуту? (Любовь, дружба, сила духа, сострадание)

— Может ли музыка наполнить силами?


Фрагмент из книги Ольги Берггольц "Говорит Ленинград"

Седьмую симфонию Шостакович писал в Ленинграде.

И вот 29 марта 1942 года объединённый оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнил Седьмую симфонию, которую композитор посвятил Ленинграду.

В Колонный зал Дома союзов пришли известные всей стране лётчики, писатели, стахановцы. Тут было много фронтовиков с Западного фронта, с Южного, с Северного. Они приехали в Москву по делам, на несколько дней. Многие из них завтра должны были вновь отправиться на поля сражений, но всё-таки вырвали время прийти послушать Седьмую — Ленинградскую — симфонию.

Первые звуки Седьмой симфонии чисты и отрадны. Их слушаешь жадно и удивлённо — так вот как мы когда-то жили, до войны, как мы счастливы-то были, как свободны, сколько простора и тишины вокруг. Эту мудрую, сладостную музыку мира хочется слушать без конца.

Но внезапно и очень тихо раздаётся сухая дробь барабана. Сухая дробь барабана звучит всё громче. Война. Барабаны уже гремят. Короткая, монотонная и тревожная музыкальная фраза овладевает всем оркестром и становится страшной. Музыка бушует неистово... Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда, полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр — всё в той же монотонной фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельному бою... И когда уже нечем дышать от грома и рёва оркестра, вдруг всё обрывается, и в величественный реквием переходит тема войны. Одинокий фагот, покрывая бушующий оркестр, поднимает ввысь свой низкий, трагический голос. И потом поёт один, один в наступившей тишине...

«Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, — говорил сам композитор, — может быть, в ней слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся».

Товарищи, это про нас, это наша великая бесслёзная скорбь, о наших родных и близких — защитниках Ленинграда, погибших в битвах на подступах к городу, упавших на его улицах, умерших в его полуслепых домах... Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слёз. И Седьмая симфония рассказывает об этом. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И седьмая симфония рассказывает об этом.

А затем тема войны отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает; её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания.

Мы победим немцев.

Мы готовы на все испытания, которые ещё ожидают нас, готовы во имя торжества жизни. Об этом торжестве свидетельствует Ленинградская симфония, произведение мирового звучания, созданное в нашем осаждённом, голодающем, лишённом света и тепла городе, — в городе, сражающемся за счастье и свободу всего человечества!

И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. А я глядела на него, маленького, хрупкого, в больших очках, и думала: «Этот человек сильнее Гитлера...»


Берггольц Ольга Фёдоровна (1910—1975 гг.) — русская советская поэтесса, прозаик. В годы блокады 1941—43 гг. находилась в осаждённом фашистами Ленинграде.


— Что происходит с людьми, которые пришли в Колонный зал Дома союзов, чтобы услышать Седьмую симфонию Шостаковича?

— Как автор называет первые звуки музыки? (музыка мира)

— Найдите в тексте эпитет, с помощью которого поэтесса характеризует музыку войны (страшная). Почему именно этот эпитет использует Ольга Федоровна?

— Какие существительные и наречия продолжают раскрывать тему войны? (гнев, вызов, яростно)

— Что такое реквием? Почему тема войны переходит в реквием?

— В чём причина того, что трагический голос фагота звучит «один в наступившей тишине...»?

— Как вы понимаете выражение «бесслёзная скорбь»? Что стоит за этими словами?

— Музыка переходит в тему победы. Найдите в тексте слова, которыми Берггольц характеризует этот переход.

— Какова основная мысль фрагмента? Сформулируй её и запишите в тетради в виде вывода третьего аргумента (Сила воздействия музыки на человека огромна и удивительна. Она заставляет его волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делает его сильнее).


3) Написание второго аргумента (тезис +аргумент + мини-вывод)


5. Завершение…

— Продолжите предложения

Бывают минуты в жизни человека, когда…

Звучи музыки способны…

Не только …, но и в мирное время

Иногда слова не способны…

Напишите заключение сочинения


6. Домашнее задание

1) Дописать сочинение.

2) Самостоятельно написать сочинение на тему «Книга, о которой хочется рассказать»

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!