СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение - 2022г. Рассказ один - темы четыре. Иван Иванович из Африки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И снова подготовка к итоговому сочинению. Предлагаю Вашему вниманию наброски к урокам, в основе которых – рассказ Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки». Этот рассказ был предложен ученикам 9 класса на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Интересный рассказ. Глубокий. И на его основе можно, как мне кажется, раскрыть несколько тем.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение - 2022г. Рассказ один - темы четыре. Иван Иванович из Африки.»

Наброски к урокам…

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Один рассказ и четыре направления…

  1. Знакомство с рассказом

Задание: Прочитайте рассказ Натальи Львовны Ключарёвой, российской поэтессы, прозаика, журналистки.

Наталья Ключарёва1

Иван Иваныч из Африки2

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

Я не заметила, как он очутился в классе. Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши. Звонка, разумеется, не было слышно.

И всё-таки через некоторое время я на своей последней парте почуяла что-то неладное. Мои новые одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте.

Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе.

Мне почему-то стало трудно дышать.

— Кто это? — спросила я соседку по парте, пучеглазую Оленьку.

Оленька взахлёб пересказывала двум девочкам, сидевшим впереди, какой-то сериал. Меня она услышала только после тычка локтем. Оленька возмущённо взвизгнула и протараторила, не оборачиваясь:

— Иваныванычпоалгебре.

Пауз между словами она не делала в принципе.

Тут я увидела, что на доске появилось несколько уравнений. Как-то сразу стало понятно, что решать уравнения на уроке алгебры здесь не принято. Этого не делал никто, даже самые последние изгои.

Я открыла тетрадь и стала переписывать иксы и игреки.

На человечка в кофте я не смотрела. Иксы расплывались перед глазами, будто у меня вдруг резко испортилось зрение. Перебирали синими ложноножками, дёргались и бесились. Как все вокруг.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Но продолжала решать.

Почему-то было совсем не страшно.

Но вдруг я почувствовала, что надо мной кто-то стоит. И напряглась в ожидании какой-нибудь пакости. Подняла глаза и увидела… вязаные карманы.

Иван Иваныч развернул к себе мою тетрадку и стал в неё изумлённо вглядываться. Увидеть уравнения он, видимо, всё равно не ожидал. Несмотря на своё отчаянное путешествие на край класса.

Потом Иван Иваныч прошелестел:

— Bien, tres bien …

Голос был похож на грязную доску, всю в старых меловых разводах. Такой же засохший и пыльный. Будто им пользовались крайне редко.

— Me comprenez-vous?

Я кивнула. Школа у нас была с французским языком. Чего же тут не понять.

Иван Иваныч вернул мне тетрадь. Расплывшиеся синие иксы были окружены частоколом исправлений, а внизу под резкой наклонной чертой стояла аккуратная двойка.

Вокруг заржали. Стиснув зубы, я написала под красной двойкой: «Работа над ошибками» — и стала переписывать уравнения.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

— Хочешь стать великим математиком? — пробасил он.

Вокруг глаз у Ваганова темнели круги, как у маньяка из фильмов. А лицо блестело, будто ему на голову вылили бутылку масла.

Сердце у меня заколотилось сразу во всем теле. Дыхание сбилось. Но я заставила себя посмотреть на Ваганова. И ответить:

— Нет. Не хочу.

— А чего же ты хоооооооооооооочешь? — протянул Ваганов, закатив глаза, будто пел романс в филармонии.

Стая зашлась смехом. Но вскоре все замолкли и уставились на меня в ожидании ответа.

— Я хочу, — проговорила я, еле ворочая деревянным языком, — чтобы ты. Убрал. Свой зад. С моей тетради. Ясно?

Класс снова заржал. Но уже одобрительно. Ваганов озирался в поисках поддержки. И тут прозвенел звонок.

— Ладно, живи пока, — разрешил переросток.

Шли дни. Серые, холодные, как макароны в школьной столовке. Постепенно со мной стали разговаривать. Чаще всего Оленька, просто не способная молчать. Оленька знала всё и про всех. Она сообщила мне, что Иван Иваныч несколько лет преподавал в Африке, в одной из бывших французских колоний. Где и набрался «пагубных демократических замашек», как повторяла Оленька вслед за взрослыми.

Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

Но Иван Иваныч не орал. Иногда у него синели губы. Он вставал и уходил, держась рукой за стену.

Разговаривал он только со мной. И всегда по-французски.

Двойки мои по алгебре сменились тройками. Выпал первый снег. Кончилась первая четверть.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры. И вдруг дверь кабинета отлетела в стену. На пороге стояла укротительница. Зажатая в кулаке указка казалась хлыстом. Платье переливалось зловещими цирковыми блестками.

Она стояла так довольно долго, давая себя рассмотреть. 7 «В» сначала перестал орать. Потом дышать. А она всё стояла и молчала, не сводя с нас тяжёлого взгляда. Когда она наконец заговорила, это было такое облегчение, что слова могли быть уже совершенно любыми.

– С сегодняшнего дня, – медленно произнесла она, – на уроках алгебры будет всегда мёртвая тишина. Вот как сейчас.

И с того дня на уроках алгебры была всегда мёртвая тишина. Иван Иваныч в школе больше не появлялся. Что с ним стало, не знала даже Оленька. Да никто особо и не интересовался. Его постарались поскорей забыть.

А я почему-то верю, что Иван Иваныч вернулся в свою Африку. И говорит по-французски с толпой мультяшных негритят, как Бонифаций. А они слушают его, раскрыв рты. В какой-нибудь школе из пальмовых листьев.

И вязаная кофта ему больше ни к чему. Ведь он наконец-то согрелся.


2. Беседа

Общие вопросы3

1. В чем смысл названия произведения?

2. Какова тема рассказа?

3. Что можно сказать о главном герое?

4. Его поведение в классе – это слабость или что-то другое?

5. Как в рассказе назван класс? Как представлены взаимоотношения героев в рассказе?

6. Возьмите красную шариковую ручку и подчеркните в рассказе те слова, которые характеризуют класс. Какой вывод вы делаете о классе, о его отношении к людям?

7. Подчеркните синей шариковой ручкой те предложения, в которых рассказывается об учителе. Вызывает ли у вас этот жалкий старичок сострадание? Почему? А уважение? Свою точку зрения объясните.

8. Можно ли назвать причину, которая лежит в основе конфликта класса и учителя?

9. Какова идея рассказа?


3. Подбор материала к конкретным темам

Тема 1 «Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?»

— Подчеркните ключевые слова в теме сочинения (КАК ОТНОСИТЬСЯ)

— Ответьте на этот вопрос?

— Какими могут быть ошибки?

— Какие нравственные ошибки совершает класс? Найдите в тексте подтверждение вашим мыслям.

Ошибка первая

Класс безобразно, недопустимо, жестоко относится к учителю

травля была уже в самом разгаре

Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши.

одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

Ошибка вторая

Одноклассники пытаются «приручить» новенькую

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

Стая зашлась смехом.

Ошибка третья

Ученики пытаются «перевоспитать» учителя





Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры.


— Можно ли эти ошибки назвать преступлением или это просто проступки, детская шалость?

— КАК вы ОТНОСИТЕСЬ к тем ошибкам, которые совершает класс?

— Запишите свои мысли, оформив тезис будущего сочинения.


Тема 2 «В чём проявляется ответственность человека за совершённый проступок?»

— Назовите ключевые слова этой темы. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ПРОСТУПОК)

— То, что делают ученики из урока в урок, - это ПРОСТУПОК?

— Посмотрите в словаре лексическое значение слова.

Проступок - это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления.


— Какие противоправные деяния совершает класс?

— Как вы думаете, осознали ли ученики, что совершали «противоправное, общественно-опасное деяние»? Почему?

— Почему ученики в старом учителе видят слабого, не умеющего защитить себя человека? Нет ли в его поведении проявления силы духа?

— Что не позволяет ему повышать голос, не наказывать, не писать замечаний в дневник? (Он считал это проявлением неуважения).

— А нужно и можно ли уважать таких детей?

— Почему на смену Иван Иваныча приходит «укротительница»? Случайно ли это получилось у автора или в этом появлении есть какой-то смысл?

— Поняли ли ученики, что старый учитель не был слабым, он был интеллигентным и добрым человеком?

— Ответили ли они за безобразное поведение?

— Несут ли ответственность за свое поведение? (косвенно – через «укротительницу». Но, к сожалению, они не поняли ничего и постарались поскорее забыть учителя)

— Обратите внимание на предложение «Его постарались поскорей забыть.». О чём свидетельствует слово «поскорей»?

— Можем ли мы эту «забывчивость» считать ответственностью за травлю учителя: стыдно вспоминать?

— Дайте совет этим детям?

— Обобщите сказанное: в чём проявляется ответственность за совершённый проступок?

Тема 3 «Как вы понимаете утверждение Екатерины Великой:

«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют».

— Как вы понимаете смысл высказывания Екатерины Великой?

— Почему книги названы зеркалом?

— Объясните лексическое значение слов ВИНА и ПОРОК?

— Действительно ли в художественной и публицистической литературе отражены людские пороки?

— С какой целью писатели и публицисты обличают эти пороки?

— Всегда ли люди понимают, что они совершают безнравственные поступки, что в их душе есть червоточина?

— Нужно ли людям показывать, что хорошо, а что плохо?

— Какова в этом роль литературы?

— Запишите свои ответы в тетради, написав вступление к сочинению.

— Вновь обратимся к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки». Какие пороки обличает писательница?

— Можем ли мы сказать, что она обличает не только жестокость детей, но и поведение учителя, его бесхарактерность? Почему?

— В чем проявляется вина учеников?

вина

порок

Вина проявляется в неумении чувствовать чужую боль, неуважении человека как учителя, как старшего по возрасту, в невоспитанности учеников

Жестокость Безнаказанность

Равнодушие Неуважение старших по возрасту Вседозволенность Безответственность


— К какому выводу вас подводит этот рассказ? Запишите его в тетради в качестве тезиса.


Тема 4 «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н.Радищев) Как вы понимаете эти слова?

— Находим ключевые слова в предложенной теме сочинения (СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ)

— Что значит – стать человеком?

— Что надо сделать каждому из нас, чтобы стать человеком?

— Как вы понимаете выражение «научишься видеть человека в другом»?

— Напишите вступление, обобщив свои ответы.

— Переходим к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки».

— Как называет класс автор? (стая)

— Объясните лексическое значение этого слова

— Как вы представляете стаю?

— Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

Стая ж.

I

1) Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе. 2) перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе. 3) Несколько собак, специально подготовленных для совместной охоты, езды и т.п. 2. ж. местн.

II

ж. местн. Помещение для домашнего скота, хлев.


— Что стоит за этим словом в конкретном рассказе?

— Можно ли каждого из героев класса назвать человеком? Почему? Найдите подтверждение в тексте

Нельзя назвать человеком

Можно назвать человеком

Одноклассники

Рассказчица

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

я на своей последней парте почуяла что-то неладное

Мне почему-то стало трудно дышать.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам.

Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.



Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти.


Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости


И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт

Учитель

Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения..

А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе..

Но Иван Иваныч не орал.


— Давайте обобщим: почему никого из одноклассников рассказчицы нельзя назвать человеком?

— Почему героиня, от имени которой ведется рассказ, заслуживает наше уважение?

— Почему заслуживает уважения «печальный седой человечек в шерстяной кофте», который «засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе»? Что есть в нём, жалком и униженном, такого, что заставляет нас сказать: «Это человек!»?

— Обобщив нашу работу, напишите тезис, ответив на вопрос: почему одних мы можем назвать человеком, а других – нет? В чём кроется причина нашего уважительного отношения к людям?


И напоследок – умные мысли для заключения

К теме 2

«Величайшее поощрение преступления — безнаказанность». (Цицерон)

«Является преступлением, когда один человек строит козни другому». (Юстиниан)

«Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности». (Морис Бланшо)

«Не способный к раскаянию неисцелим». (Аристотель)


К теме 3

Сознаётся в вине только сильный. (Александр Герцен)

Одни из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». (Л. Н. Толстой)

Бесчеловечность — это порок. (Оноре де Бальзак)


К теме 4

Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (пословица)

Человек хуже животного, когда он становится животным. (Р. Тагор)





А дальше пишем все четыре сочинения!!! (можно и сократить количество!)

1 Ключарёва Наталья Львовна (род. 1981, Пермь) — российская поэтесса, прозаик, журналистка.

2 Текст взят из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс

3 Некоторые вопросы взяты из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс