Наброски к урокам…
Суязова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Один рассказ и четыре направления…
Знакомство с рассказом
Задание: Прочитайте рассказ Натальи Львовны Ключарёвой, российской поэтессы, прозаика, журналистки.
Наталья Ключарёва1 Иван Иваныч из Африки2 Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре. Я не заметила, как он очутился в классе. Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши. Звонка, разумеется, не было слышно. И всё-таки через некоторое время я на своей последней парте почуяла что-то неладное. Мои новые одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам. А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте. Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе. Мне почему-то стало трудно дышать. — Кто это? — спросила я соседку по парте, пучеглазую Оленьку. Оленька взахлёб пересказывала двум девочкам, сидевшим впереди, какой-то сериал. Меня она услышала только после тычка локтем. Оленька возмущённо взвизгнула и протараторила, не оборачиваясь: — Иваныванычпоалгебре. Пауз между словами она не делала в принципе. Тут я увидела, что на доске появилось несколько уравнений. Как-то сразу стало понятно, что решать уравнения на уроке алгебры здесь не принято. Этого не делал никто, даже самые последние изгои. Я открыла тетрадь и стала переписывать иксы и игреки. На человечка в кофте я не смотрела. Иксы расплывались перед глазами, будто у меня вдруг резко испортилось зрение. Перебирали синими ложноножками, дёргались и бесились. Как все вокруг. Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи. Но продолжала решать. Почему-то было совсем не страшно. Но вдруг я почувствовала, что надо мной кто-то стоит. И напряглась в ожидании какой-нибудь пакости. Подняла глаза и увидела… вязаные карманы. Иван Иваныч развернул к себе мою тетрадку и стал в неё изумлённо вглядываться. Увидеть уравнения он, видимо, всё равно не ожидал. Несмотря на своё отчаянное путешествие на край класса. Потом Иван Иваныч прошелестел: — Bien, tres bien … Голос был похож на грязную доску, всю в старых меловых разводах. Такой же засохший и пыльный. Будто им пользовались крайне редко. — Me comprenez-vous? Я кивнула. Школа у нас была с французским языком. Чего же тут не понять. Иван Иваныч вернул мне тетрадь. Расплывшиеся синие иксы были окружены частоколом исправлений, а внизу под резкой наклонной чертой стояла аккуратная двойка. Вокруг заржали. Стиснув зубы, я написала под красной двойкой: «Работа над ошибками» — и стала переписывать уравнения. Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова. — Хочешь стать великим математиком? — пробасил он. Вокруг глаз у Ваганова темнели круги, как у маньяка из фильмов. А лицо блестело, будто ему на голову вылили бутылку масла. Сердце у меня заколотилось сразу во всем теле. Дыхание сбилось. Но я заставила себя посмотреть на Ваганова. И ответить: — Нет. Не хочу. — А чего же ты хоооооооооооооочешь? — протянул Ваганов, закатив глаза, будто пел романс в филармонии. Стая зашлась смехом. Но вскоре все замолкли и уставились на меня в ожидании ответа. — Я хочу, — проговорила я, еле ворочая деревянным языком, — чтобы ты. Убрал. Свой зад. С моей тетради. Ясно? Класс снова заржал. Но уже одобрительно. Ваганов озирался в поисках поддержки. И тут прозвенел звонок. — Ладно, живи пока, — разрешил переросток. Шли дни. Серые, холодные, как макароны в школьной столовке. Постепенно со мной стали разговаривать. Чаще всего Оленька, просто не способная молчать. Оленька знала всё и про всех. Она сообщила мне, что Иван Иваныч несколько лет преподавал в Африке, в одной из бывших французских колоний. Где и набрался «пагубных демократических замашек», как повторяла Оленька вслед за взрослыми. Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости. Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт. Но Иван Иваныч не орал. Иногда у него синели губы. Он вставал и уходил, держась рукой за стену. Разговаривал он только со мной. И всегда по-французски. Двойки мои по алгебре сменились тройками. Выпал первый снег. Кончилась первая четверть. После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры. И вдруг дверь кабинета отлетела в стену. На пороге стояла укротительница. Зажатая в кулаке указка казалась хлыстом. Платье переливалось зловещими цирковыми блестками. Она стояла так довольно долго, давая себя рассмотреть. 7 «В» сначала перестал орать. Потом дышать. А она всё стояла и молчала, не сводя с нас тяжёлого взгляда. Когда она наконец заговорила, это было такое облегчение, что слова могли быть уже совершенно любыми. – С сегодняшнего дня, – медленно произнесла она, – на уроках алгебры будет всегда мёртвая тишина. Вот как сейчас. И с того дня на уроках алгебры была всегда мёртвая тишина. Иван Иваныч в школе больше не появлялся. Что с ним стало, не знала даже Оленька. Да никто особо и не интересовался. Его постарались поскорей забыть. А я почему-то верю, что Иван Иваныч вернулся в свою Африку. И говорит по-французски с толпой мультяшных негритят, как Бонифаций. А они слушают его, раскрыв рты. В какой-нибудь школе из пальмовых листьев. И вязаная кофта ему больше ни к чему. Ведь он наконец-то согрелся. |
2. Беседа
Общие вопросы3
1. В чем смысл названия произведения?
2. Какова тема рассказа?
3. Что можно сказать о главном герое?
4. Его поведение в классе – это слабость или что-то другое?
5. Как в рассказе назван класс? Как представлены взаимоотношения героев в рассказе?
6. Возьмите красную шариковую ручку и подчеркните в рассказе те слова, которые характеризуют класс. Какой вывод вы делаете о классе, о его отношении к людям?
7. Подчеркните синей шариковой ручкой те предложения, в которых рассказывается об учителе. Вызывает ли у вас этот жалкий старичок сострадание? Почему? А уважение? Свою точку зрения объясните.
8. Можно ли назвать причину, которая лежит в основе конфликта класса и учителя?
9. Какова идея рассказа?
3. Подбор материала к конкретным темам
Тема 1 «Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?»
— Подчеркните ключевые слова в теме сочинения (КАК ОТНОСИТЬСЯ)
— Ответьте на этот вопрос?
— Какими могут быть ошибки?
— Какие нравственные ошибки совершает класс? Найдите в тексте подтверждение вашим мыслям.
Ошибка первая Класс безобразно, недопустимо, жестоко относится к учителю | …травля была уже в самом разгаре Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши. |
…одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам. |
Ошибка вторая Одноклассники пытаются «приручить» новенькую | Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи. |
Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова. |
Стая зашлась смехом. |
Ошибка третья Ученики пытаются «перевоспитать» учителя | Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости. Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт. |
После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры. |
— Можно ли эти ошибки назвать преступлением или это просто проступки, детская шалость?
— КАК вы ОТНОСИТЕСЬ к тем ошибкам, которые совершает класс?
— Запишите свои мысли, оформив тезис будущего сочинения.
Тема 2 «В чём проявляется ответственность человека за совершённый проступок?»
— Назовите ключевые слова этой темы. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ПРОСТУПОК)
— То, что делают ученики из урока в урок, - это ПРОСТУПОК?
— Посмотрите в словаре лексическое значение слова.
Проступок - это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления. |
— Какие противоправные деяния совершает класс?
— Как вы думаете, осознали ли ученики, что совершали «противоправное, общественно-опасное деяние»? Почему?
— Почему ученики в старом учителе видят слабого, не умеющего защитить себя человека? Нет ли в его поведении проявления силы духа?
— Что не позволяет ему повышать голос, не наказывать, не писать замечаний в дневник? (Он считал это проявлением неуважения).
— А нужно и можно ли уважать таких детей?
— Почему на смену Иван Иваныча приходит «укротительница»? Случайно ли это получилось у автора или в этом появлении есть какой-то смысл?
— Поняли ли ученики, что старый учитель не был слабым, он был интеллигентным и добрым человеком?
— Ответили ли они за безобразное поведение?
— Несут ли ответственность за свое поведение? (косвенно – через «укротительницу». Но, к сожалению, они не поняли ничего и постарались поскорее забыть учителя)
— Обратите внимание на предложение «Его постарались поскорей забыть.». О чём свидетельствует слово «поскорей»?
— Можем ли мы эту «забывчивость» считать ответственностью за травлю учителя: стыдно вспоминать?
— Дайте совет этим детям?
— Обобщите сказанное: в чём проявляется ответственность за совершённый проступок?
Тема 3 «Как вы понимаете утверждение Екатерины Великой:
«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют».
— Как вы понимаете смысл высказывания Екатерины Великой?
— Почему книги названы зеркалом?
— Объясните лексическое значение слов ВИНА и ПОРОК?
— Действительно ли в художественной и публицистической литературе отражены людские пороки?
— С какой целью писатели и публицисты обличают эти пороки?
— Всегда ли люди понимают, что они совершают безнравственные поступки, что в их душе есть червоточина?
— Нужно ли людям показывать, что хорошо, а что плохо?
— Какова в этом роль литературы?
— Запишите свои ответы в тетради, написав вступление к сочинению.
— Вновь обратимся к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки». Какие пороки обличает писательница?
— Можем ли мы сказать, что она обличает не только жестокость детей, но и поведение учителя, его бесхарактерность? Почему?
— В чем проявляется вина учеников?
вина | порок |
Вина проявляется в неумении чувствовать чужую боль, неуважении человека как учителя, как старшего по возрасту, в невоспитанности учеников | Жестокость Безнаказанность Равнодушие Неуважение старших по возрасту Вседозволенность Безответственность |
— К какому выводу вас подводит этот рассказ? Запишите его в тетради в качестве тезиса.
Тема 4 «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н.Радищев) Как вы понимаете эти слова?
— Находим ключевые слова в предложенной теме сочинения (СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ)
— Что значит – стать человеком?
— Что надо сделать каждому из нас, чтобы стать человеком?
— Как вы понимаете выражение «научишься видеть человека в другом»?
— Напишите вступление, обобщив свои ответы.
— Переходим к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки».
— Как называет класс автор? (стая)
— Объясните лексическое значение этого слова
— Как вы представляете стаю?
— Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
Стая ж. I 1) Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе. 2) перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе. 3) Несколько собак, специально подготовленных для совместной охоты, езды и т.п. 2. ж. местн. II ж. местн. Помещение для домашнего скота, хлев. |
— Что стоит за этим словом в конкретном рассказе?
— Можно ли каждого из героев класса назвать человеком? Почему? Найдите подтверждение в тексте
Нельзя назвать человеком | Можно назвать человеком |
Одноклассники | Рассказчица |
Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре. | я на своей последней парте почуяла что-то неладное |
Мне почему-то стало трудно дышать. |
Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. | Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи. |
Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт | Учитель |
Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения.. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе.. Но Иван Иваныч не орал. |
— Давайте обобщим: почему никого из одноклассников рассказчицы нельзя назвать человеком?
— Почему героиня, от имени которой ведется рассказ, заслуживает наше уважение?
— Почему заслуживает уважения «печальный седой человечек в шерстяной кофте», который «засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе»? Что есть в нём, жалком и униженном, такого, что заставляет нас сказать: «Это человек!»?
— Обобщив нашу работу, напишите тезис, ответив на вопрос: почему одних мы можем назвать человеком, а других – нет? В чём кроется причина нашего уважительного отношения к людям?
И напоследок – умные мысли для заключения
К теме 2
«Величайшее поощрение преступления — безнаказанность». (Цицерон)
«Является преступлением, когда один человек строит козни другому». (Юстиниан)
«Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности». (Морис Бланшо)
«Не способный к раскаянию неисцелим». (Аристотель)
К теме 3
Сознаётся в вине только сильный. (Александр Герцен)
Одни из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». (Л. Н. Толстой)
Бесчеловечность — это порок. (Оноре де Бальзак)
К теме 4
Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (пословица)
Человек хуже животного, когда он становится животным. (Р. Тагор)
А дальше пишем все четыре сочинения!!! (можно и сократить количество!)
1 Ключарёва Наталья Львовна (род. 1981, Пермь) — российская поэтесса, прозаик, журналистка.
2 Текст взят из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс
3 Некоторые вопросы взяты из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс