СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое тестирование 2 курс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое тестирование по Физике , проводится по окончанию изучения курса и перед сдачей экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое тестирование 2 курс»

Методические рекомендации

для подготовки к экзамену по дисциплине « Физика» для студентов второго курса.

Данный тест является итоговой аттестацией по окончании изучения общеобразовательной дисциплины «Физика».

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

 

Современная технология обучения рассматривает тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя не только выявить качество исполнения образовательного стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом. Организация и проведение регулярного контроля эффективности учебного процесса в тестовой форме предполагает, прежде всего, разработку соответствующих педагогических тестовых материалов (ПТМ) для каждой дисциплины по каждому направлению подготовки специалистов. В ПТМ, таким образом, можно условно выделить три взаимосвязанных составляющих: 

  • предметный компонент, отражающий материал учебной дисциплины; 

  • деятельностный компонент, отражающий уровень сформированных навыков и умений оперирования изученным материалом; 

  • тестовый компонент, отражающий формальную сторону «устройства» теста как специфической формы контроля и измерения знаний и умений. 

В целях овладения методикой конструирования ПТМ целесообразно вести описание каждой составляющей теста отдельно. 

 

1.1. Предметный компонент педагогических тестовых материалов 

 

Предметный компонент педагогических тестовых материалов по дисциплине определяют разработчики тестовых заданий в соответствии с требованиями, установленными ГОСами и типовой программой. 

Рекомендуются следующие этапы работы по созданию тестовых заданий по дисциплине: 

1. Определить объекты контроля  обученности по дисциплине в целом: 

а) основные данные, ключевые понятия и законы по дисциплине (по группам взаимосвязанных тем, по темам, по фрагментам тем); 

б) «сквозные» учебные навыки и умения владения усвоенным материалом.  

2. Выделить из отобранного материала ключевые разделы различных по характеру материала тем к этапу проведения аттестации в форме тестирования. 

3. Соотнести отобранный предметный материал с проверяемыми уровнями обученности студентов. 

4. Разработка тестов. 

 

1.2. Деятельностный компонент педагогических тестовых материалов 

 

Тест призван измерять уровень знаний студентов. В современных теориях изучения идеальная модель обученности любого человека описывается следующими последовательными показателями: 

1-й показатель – различение (распознавание), или уровень знакомства c изученным материалом. Этот уровень характеризует низшую ступень обученности. Учащийся, обученный до этого уровня, отличает данный объект, процесс, действие, явление и т.п. от их аналогов только тогда, когда их ему предъявляют в готовом виде.  

2-й показатель – запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но такое воспроизведение не является доказательством его понимания. Запоминание – это в большей степени количественная характеристика объема усвоенной информации. Обнаруживая эту степень обученности, учащийся отвечает на вопросы репродуктивного характера. 


3-й показатель – понимание. Понимание трактуется как процесс: 

а) нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений из массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза; 

б) применения правил логического умозаключения; 

в) установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями.  

Учащийся при этой степени обученности может не только воспроизвести учебный материал, но и объяснить его. 

4-й показатель – простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень). Учащийся показывает умения применять на практике полученные теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях, решает типовые задачи с использованием усвоенных законов и т.п. Этот показатель демонстрирует достаточно высокую степень обученности, позволяющую учащемуся реализовать свой «багаж знаний». 

5-й показатель – перенос. Это творческий уровень реализации усвоенного теоретического знания на практике (выполнение любых практических работ в пределах программных требований, конструирование новых способов деятельности, нахождение оригинальных подходов к решению поставленных задач). 

Именно эти показатели обученности положены в основу практически всех существующих в отечественной педагогической науке и практике систем контроля за эффективностью образовательного процесса.  

Однако тестовая форма проверки обученности в сжатом временном режиме выполнения заданий не позволяет проверять знания и навыки студентов по 4-му и 5-му показателям из-за очевидного комплексного характера интеллектуальной деятельности. Поэтому предлагается проводить измерение обученности студентов в тестовой форме по первым трем показателям. 


1.3. Тестовый компонент педагогических тестовых материалов 

 

По сути педагогический тест – это способ формального представления интеллектуальной задачи, предусматривающий выполнение учащимся в процессе ее решения определенных умственных действий, специально в нем «заложенных». Поэтому в тест закладывается конкретное умственное действие (или их набор) с освоенным предметным материалом. Эти наборы действий составляют тот или иной показатель и соответствующий уровень обученности.  

Например, набор умственных действий по классификации воспринимаемых образов составляет умение узнавать изученные явления в ряду других явлений и умение выбирать сходные явления. Эти действия с изученным материалом, предъявленным в готовом виде соответствует 1-му уровню обученности – узнаванию. Соответственно тест данной формы, организующий выполнение именно этих действий,  должен использоваться для контроля обученности на 1-м уровне. 

Тест состоит из тестового задания (ТЗ), к которому прилагаются  варианты ответов, включающие правильный ответ (ответы) и дистрактор (дистракторы), а также эталон ответа. 

Тестовое задание (ТЗ) – представляет собой вопрос или высказывание (истинное или ложное), представленное в виде лаконичного предложения.  

Дистрактор – это неправильный ответ, включенный во множество вариантов ответа. 

По видам тесты бывают нормативно-ориентированными или критериально-ориентированным; гомогенными или гетерогенными. 

Нормативно-ориентированные тесты позволяют по результатам набранных баллов или выполненных заданий сравнить обследуемых различных групп и внутри группы друг с другом. 

Критериально-ориентированные тесты выявляют, насколько каждый испытуемый владеет знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенных учебных и профессиональных задач. 

Гомогенные тесты – однородные, включающие тестовые задания одной формы. 

Гетерогенные тесты – неоднородные, включающие тестовые задания разных форм.  

Для промежуточного и рубежного контроля знаний и умений рекомендуется использовать критериально-ориентированные тесты гетерогенного вида. 

По форме тесты разделяются на закрытые (с выборочным ответом) и открытые (с конструируемым ответом).  

 

Общие требования к формулировке тестовых заданий (ТЗ)

  1. В формулировке ТЗ используются термины и слова, значения которых точны и определены.  

  1. Формулировка ТЗ не должна содержать двусмысленности или неясности. 

  1. Формулировка ТЗ должна выражать одну идею, одну мысль; следует избегать комплексных положений, включающих несколько идей. 

  1. Формулировка ТЗ должна содержать только предметный материал, имеющий непосредственное отношение к вопросу. 

  1. Следует избегать слов иногда, обычно, часто в истинных утверждениях, и слов всегда, никогда, невозможно – в ложных. 

  1. Формулировка ТЗ должна исключать возможность оценочных суждений и субъективных оценок тестируемого. 

  1. Тест следует разрабатывать с учетом не только содержания изучаемой дисциплины, но и требований, предъявляемых ГОСами по специальности. (сравнить, например, особенности дисциплин естественно-научного цикла и юридического цикла),. 

 

1. Виды закрытых тестов: 

Вид 1.1. На идентификацию (опознание). 

Вид 1.2. На выявление отношения к суждению (альтернативные). 

Вид 1.3. С выбором одного верного ответа (одноэлементная форма выборочного ответа). 

Вид 1.4. Тест на классификацию. 

Вид 1.5. Со множественным выбором верных ответов (аккордно-выборочная форма многоэлементного ответа). 

Вид 1.6. Тест на установление соответствий между элементами двух множеств. Стандартная формулировка задания: «Установите соответствие». 

Вид 1.7. Тест на установление правильной последовательности в ряду предложенных множеств (последовательно-операционная форма многоэлементного ответа). 

 

Требования к тестам закрытого вида: 

  1. Формулировка ТЗ содержит одно предложение до 10 слов. 

  1. ТЗ может оформляться сложным предложением, имеющим не более одного придаточного предложения. 

  1. Ответы к одному ТЗ должны быть примерно одной длины (например, все из 3-х слов). 

  1. В ответах исключаются все вербальные ассоциации, способствующие угадыванию. 

  1. Позиция правильного ответа (ответов) среди дистракторов должна быть различна и неупорядочена. 

  1. В дистракторах не использовать выражения типа ни один из перечисленных, все перечисленные, все, ни одного, никогда, всегда  и т.п. 

  1. Дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа. 

  1. Дистрактор не должен быть частично правильным ответом. 

  1. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в формулировку ТЗ. 

10. Нельзя в качестве дистракторов в одном тесте использовать варианты, построенные по принципу: ответ Б) неверен, потому что неверен ответ А) (например, если очевидно, что дистрактор «деревья» неправильный; следующим дистрактором не может быть ответ «ива»). 

11.Нельзя использовать дистракторы одного задания в качестве правильных ответов для другого. 

12. Все ответы должны быть грамматически согласованы с предложением-формулировкой ТЗ. 

 


Особые требования к тестам 1.6, 1.7: 

  1. Предметный материал желательно выразить в виде двух множеств с соотносящимися компонентами.  

  1. Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа. 

  1. Желательно, чтобы правый столбец содержал большее количество вариантов, чем левый. 

  1. Элементы столбцов должны выбираться по одному основанию, чтобы в каждом тесте был представлен материал только одной темы. 

 

2. Виды открытых тестов: 

Вид 2.1. С кратким ответом: 

1) тесты-дополнения – словом или словосочетанием, подстановкой букв, цифр; 

2) тесты-подстановки.  

Вид 2.2. С развернутым ответом (с произвольно-описательной формой ответа). Данный вид не предполагается использовать для формирования банка тестов компьютерного тестирования. 

 

Требования к открытым тестам вида 2.1.: 

  1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком.  

  1. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого  является наиболее существенным для контролируемого материала. 

  1. Дополнения ставятся в конце заданий или как можно ближе к концу. 

  1. После прочерка при необходимости указываются единицы измерения. 

  1. В формулировке вопроса исключаются повторы и двойные отрицания. 

 

Для межсессионного контроля знаний и умений студентов (аттестации) путем тестирования, предусматривающая, как упоминалось выше, измерение только первых трех уровней. Цель проведения аттестации – установление оценки учащегося «аттестован» или «не аттестован».


2.Критерии оценивания тестовых работ

Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится по пятибалльной системе. Максимальное количество баллов за тест 75 баллов. При выполнении заданий ставится отметка:

«2» - менее 28 баллов за менее 40% правильно выполненных заданий;

«3» - 28-51 балл за 40-70% правильно выполненных заданий;

«4» - 52-67 баллов за 70-90% правильно выполненных заданий;

«5» - 67-75 баллов за 90-100% правильно выполненных заданий.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько).

Ку=N/K,

где N – количество правильных ответов учащихся, К – общее число вопросов.

Если Ку 0.7, то учебный материал считается усвоенным.

Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

«3» - за 60% правильно выполненных заданий,

«4» - за 70 – 90% правильно выполненных заданий,

«5» - за 90 – 100% выполненных заданий.

В данном тестовом контроле применено:

Часть 1 задание на выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов;

Часть 2 задание на соответствие предложенных вариантов;

Часть 3 задание на выбор нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;

Часть 4 задание с открытым ответом, необходимо вставить слово или фразу.

3. Варианты правильных ответов.

Часть 1.

номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

количество баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

вариант ответа

3

4

3

4

3

3

4

4

3

4



Часть 2

номер вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

количество баллов

5

3

5

5

5

5

5

4

5

5

вариант ответа













Часть 3

номер вопроса

21

22

23

24

25

количество баллов

3

3

3

3

3

вариант ответа

1, 3, 5

1, 3, 5

1, 3, 5

1, 3, 5

1, 3, 5



Часть 4

номер вопроса

26

27

28

29

30

количество баллов

3

3

3

2

2

вариант ответа

равномерным

фокус

масса

повышается

внутренняя энергия















Итоговый тест

Часть 1. Выберите один вариант ответа.

Вопрос 1. В инерциальной системе отсчета тело движется с ускорением, если

1. инерциальная система отсчета движется с ускорением.

2. на тело действуют другие тела.

3. тело движется по окружности с постоянной скоростью.

4. результирующая сила, действующая на тело равна нулю.

Вопрос 2. При свободном падении в вакууме свинцового шарика, пробки, птичьего пера:

1. свинцовый шарик падает с наибольшим ускорением

2. пробка падает с наименьшим ускорением.

3. птичье перо падает с наименьшим ускорением.

4. все эти тела падают с одинаковым ускорением.

Вопрос 3. Какое из утверждений правильно?

1. Диффузия наблюдается только в газах и жидкостях.

2. Диффузия наблюдается только в твердых телах.

3. Диффузия наблюдается в газах, жидкостях и твердых телах.

4. Все варианты правильные.

Вопрос 4. В каком из приведенных перечней указаны только механические явления?

1. спортсмен бежит по полю, падают капли дождя, горят дрова.

2. раздается звонок с урока, летит птица, светит солнце.

3. дети идут в школу, шайба деформирует ворота, молния.

4. плывет лодка, сжимается пружина, тормозит автомобиль.

Вопрос 5. В каком из приведенных перечней указаны только тепловые явления?

1. конденсация пара, нагревание стали, торможение автомобиля

2. плавление снега, кипение воды, звучание музыки

3. испарение воды, горение топлива, затвердение вещества

4. охлаждение воздуха, полярное сияние, образование росы

Вопрос 6. Укажите утверждение, объясняющее явление диффузии.

1. Разная плотность веществ и наличие промежутков между молекулами

2. Разная плотность веществ и непрерывное движение молекул

3. Непрерывное хаотическое движение молекул и промежутки между ними

4. Наличие промежутков между молекулами и сил взаимодействия между ними

Вопрос 7. Какой простой механизм дает выигрыш в работе?

1. Рычаг.

2. Подвижный блок.

3. Неподвижный блок.

4. Ни один.

Вопрос 8. В результате чего происходит повышение температуры тела?

1. Увеличения массы молекул.

2. Увеличения количества молекул.

3. Изменения расположения молекул.

4. Увеличения скорости движения молекул.

Вопрос 9. На что действует магнитное поле?

1. Только на неподвижные заряды.

2. На подвижные и неподвижные заряды.

3. Только на подвижные заряды..

4. В одних случаях на неподвижные, в других случаях на подвижные заряды.

Вопрос 10. Какое явление происходит благодаря действию силы трения?

1. Камень падает на землю.

2. Маятник осуществляет колебания.

3. Груз висит на тросе.

4. Автомобиль трогается с места.

Часть 2. К цифрам выберите соответствующую букву.

Вопрос 11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между устрой­ства­ми и фи­зи­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми, ле­жа­щи­ми в ос­но­ве прин­ци­па их дей­ствия.

1. Компас а) вза­и­мо­дей­ствие по­сто­ян­ных маг­ни­тов

2. Электрометр б) воз­ник­но­ве­ние элек­три­че­ско­го тока под дей­стви­ем   пе­ре­мен­но­го маг­нит­но­го поля

3. Двигатель в) зависимость силы упругости от деформации тела

4. Генератор г) вза­и­мо­дей­ствие на­элек­три­зо­ван­ных тел

5. Динамометр д) дей­ствие маг­нит­но­го поля на про­вод­ник с током

Вопрос 12. Установите соответствие между описанием действий человека между элементами столбцов и строк.

1) В летний день человек увидел, как в воздухе парит птица на расправленных крыльях.

2) Он подумал, что, возможно, птица не падает без взмахов крыльев потому, что нагретый воздух поднимается от земли вверх и поддерживает её.

3) Человек сорвал одуванчик, дунул на него и стал смотреть за полетом семян одуванчика с пушистыми верхушками, подобными маленьким парашютикам, чтобы проверить свое предположение.

а) эксперимент. б) наблюдение. в) гипотеза.

Вопрос 13. Установите соответствие между названием процесса и характером изменения внутренней энергии вещества.

1. Плавление. 2) Нагревание. 3) Конденсация. 4) Охлаждение. 5) Тепловое равновесие.

а) внутренняя энергия уменьшается при неизменной температуре.

б) внутренняя энергия и температура на изменяются.

в) внутренняя энергия увеличивается при неизменной температуре.

г) внутренняя энергия уменьшается при снижении температуры.

д) внутренняя энергия увеличивается при повышении температуры.

Вопрос 14. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ.

1. Масса. 2. Температура. 3. Мощность. 4. Сила тока. 5. Индукция.

а) 1 С. б) 1 А. в) 1 Тл. г) 1 кг. д) 1 Вт.

Вопрос 15. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины.

1. Напряжение. 2. Мощность. 3. Работа электрического тока. 4. Сила Ампера. 5. Сила тока.

а) A=I*U*t. б) U=I*R. в) F=B*I*l. г) I=q/t. д) P=I*U.

Вопрос 16. Установите соответствие между описанным событием и физическим процессом, который его сопровождает.

1. Скала нагрелась в солнечный день. а) конвекция

2. Холодные руки потирают, чтобы их согреть. б) теплопроводность

3. Ложка, частично погруженная в горячую воду, становится горячей вся. в) излучение

4. Комнату проветривают, открыв форточку. г) выполнение механической работы

5. Образование облаков д) конденсация

Вопрос 17. Установите соответствие между названием процесса и участком графика изменения тем­пературы вещества со временем.



1. Кипение. 2. Нагревание твердого тела. 3. Нагревание жидкости. 4. Нагревание пара. 5. Плавление.

а) АВ. б) ВС. в) СD. г) DE. д) EF.

Вопрос 18. Установите соответствие между названием явления и характером действия.

1 механическое явление. а) притягивание волос к гребешку во время расчесывания.

2. тепловое явление. б) сжимается пружина.

3. магнитное явление. в) определенное расположение стрелки компаса

4. электрическое явление. г) затвердение вещества.

Вопрос 19. Установите соответствие между названием прибора и измеряемой им физической величиной.

1. Амперметр а) напряжение

2. Термометр б) скорость

3. Динамометр в) температура

4. Вольтметр г) сила тока

5. Спидометр д) сила

Вопрос 20. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.

1. Работа а) вольт (В)

2. Напряжение б) ньютон-секунда (Н • с)

3. Импульс силы в) ватт (Вт)

4. Мощность г) ньютон (Н)

5. Сила д) джоуль (Дж)



Часть 3. Выберите несколько вариантов ответов.

Вопрос 21. Выберите свойства, характеризующие твердое состояние вещества:

1. сохраняет объем.

2. молекулы движутся хаотично.

3. сохраняет форму.

4. силы взаимодействия между молекулами слабые.

5. низкая скорость диффузии

Вопрос 22. Выберите скалярные физические величины.

1. температура;

2. сила;

3. время;

4. скорость;

5. масса.



Вопрос 23. Выберите физические явления.

1. засахаривание варенья

2. горение

3. роса

4. ржавление

5. гром

Вопрос 24. К сообщающимся сосудам относится.

1. лейка

2. ведро

3. чайник

4. банка

5. кофейник

Вопрос 25. Выберите векторные физические величины.

1. сила

2. масса

3. ускорение

4. давление

5. импульс

6. мощность

Часть 4. Дополните утверждение, вставив пропущенное (слово или фразу)

Вопрос 26. Движение, при котором тела за равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения называют …………

Вопрос 27. Точка на главной оптической оси, в которой собирается параллельный поток световых лучей, падающих на линзу, называется …………

Вопрос 28. Физическая величина, характеризующая степень инертности тела называется …………

Вопрос 29. С увеличение температуры газа в закрытом сосуде его давление ………..

Вопрос 30. Сумма кинетических энергий движения и потенциальных энергия взаимодействия молекул вещества называется ………….












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!