МАДОУ « Детский сад «Солнышко» посёлка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Светлячок»
«Помощники Незнайки»
Воспитатель : Кошечкина Елена Ивановна
2024
Цель: выявление уровня математических представлений детей, полученных в течение учебного года, закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;
обратный счёт в пределах 10.
2. Продолжать учить решать и придумывать задачи
3. Продолжать формировать понятие – «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
5. Закреплять представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
6. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку
7. Закрепить знания о геометрических фигурах.
Развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Демонстрационный материал: кукла Незнайки, конверт с письмом, конверты с заданиями;
Раздаточный материал: на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и цветные карандаши, простые карандаши, набор цифр, белый лист бумаги.
Ход.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их тихонько поприветствуем. (приветствия детей)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Все привет и добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот этот необычный конверт, там оказалось письмо от одного сказочного героя. Попробуйте узнать кто это?
В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжке
Он глупышка и зазнайка
А зовут его (Незнайка) (Дети отвечают).
Молодцы! Это письмо от Незнайки. В нём говорится о том, что в Сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие коротышки в отчаянии, злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
Ребята, вы согласны помочь жителям этого города? Тогда давайте выполним первое задание.
Ну, что, ребята? Поможем Незнайке? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, 1 задание называется «Повторенье – мать ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена года – 1-й ребёнок
2. Назови месяцы года – 2-й ребёнок
3. Сосчитай количественным счетом до 20 – 3-й ребёнок (один, два три….)
4. Сосчитай порядковым счетом до 10 – 4-й ребёнок (первый, второй, третий…)
5. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1 - 5-й ребёнок
6. Назови «четные» числа до 10 – 6-й ребёнок
7. Назови «нечетные» числа до 10 – 7-й ребёнок
8. Назови дни недели - 8-й ребёнок.
9. Назови число, следующее за числом 3.
10. Назови соседей числа 8.
11. Какое число находится между числами 8 и 10.
12. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
13. После, какого числа идёт число 6.
14. Назови число, предшествующее числу 4.
15. Назови число, последующее числу 7. (ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы. А нас уже ждёт следующее задание.
2 задание: «Сравни числа» (работа у доски).
Воспитатель: - Ребята Незнайка спрашивает, какие знаки сравнения чисел вы знаете? (ответы детей)
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
5 и 8 6 и 6 9 и 4 9 и 8
4 и 1 5 и 3 5 и 1 10 и 10
7 и 2 4 и 8 7 и 6 9 и 2
(воспитатель зовет поочередно к доске детей, те выполняют задания)
Воспитатель: - Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
3 задание: «Найди лишнее слово».
Я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
2. Март, апрель, неделя, май июнь.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся, руки под щеку — засыпают)
4 задание: «Волшебная коробка».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что нам прислал Незнайка, это не конверт, а целая посылка. Волшебная коробка Незнайки, интересно, что же в ней. Ребята, в коробке логические задачи.
Воспитатель: - A теперь приступаем к работе (достаёт из коробки задачи, дети говорят ответ).
Задачи:
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне?
(ответы детей)
2. Четыре мышки - хохотушки,
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять,
Очень дружно они пели
Всех их было ровно…
(ответы детей)
3. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (ответы детей)
4. Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей
Пригласил двух медвежат,
Троих зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у ежа друзей?
(ответы детей)
(ответы детей)
5. Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ним –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачки (фронтальный опрос).
Вы должны сосредоточиться и быть очень
внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче)
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать)
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический
знак нужно поставить? «+»
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак
нужно поставить? «-»
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).
- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек к ним прилетели еще 2 птички).
- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
- Нужно записать решение задачи, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )
Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).
Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у
девочки?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар
улетел).
- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Нужно записать решение задачи.
- Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе.
-
- Какой же ответ? (У девочки осталось 8 шаров).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа,
а действие «вычитание» - к его уменьшению.
5 задание «Нарисуй фигуру»:
Задание называется «Нарисуй фигуру». Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие фигуры бывают (работа с плакатом «Геометрические фигуры»). А теперь приступим к заданию. Перед вами чистый лист, мы с вами знаем геометрические фигуры, ребята вы должны взять цветные карандаши и приготовиться выполнить следующие задания.
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник (дети выполняют задание)
Воспитатель: - Вы всё ближе и ближе к победе над злым волшебником! Приступаем к следующему конверту.
6 задание называется «Засели домики».
Воспитатель: - Нам нужно получить число 10 из 2-ух меньших чисел. Давайте поможем Незнайке и попробуем справиться с этим заданием (фронтальный опрос) (ответы детей)
- Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно
составить число 10
- Обратите внимание на дом.
- Скажите, как он называется? (многоэтажный).
- Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.
- Назовите № дома. (№10).
- Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они
составили число 10
- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)
- На каждом этаже сколько квартир? (Две).
- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.
- Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.
(1 и 9, а вместе 10).
(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава
числа 10).
- Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав Десять из него!
- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.
Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать!
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Воспитатель: - Ну что отдохнули ребята? (ответы детей)
Следующее задание. № 7 Графический диктант».
Воспитатель: - Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх, 2 клетки вправо.
Воспитатель: Что получилось? (ответы детей)
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята вот мы и победили злого волшебника. Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Незнайке и маленьким жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы). Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку». (ответы детей)
(Помощник воспитателя приносит посылку от почтальона).
Воспитатель: - Ой, а нам снова пришла посылка, и письмо к ней (Воспитатель читает письмо).
«Дети, спасибо большое за вашу помощь в нашем спасении! Без вас мы бы погибли. Вы очень хорошо справлялись с заданиями и победили злого волшебника. Теперь в нашем сказочном городе снова светит солнышко, и цветут цветы. С любовью, ваш Незнайка».