СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое занятие по шахматам в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие по шахматам в подготовительной группе»













Итоговое занятие по шахматам

в подготовительной группе

«Шахматные задания от Шапокляк»











Никитина Ю.А

воспитатель









Междуреченский 2020г








Цель: Повторение пройденного материала, с целью выяснить его усвоение детьми.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, закреплять знание о шахматных фигурах;

  • Формировать у воспитанников понимания игровой стоимости шахматных фигур, решать шахматные примеры,

  • Развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

  • Воспитывать положительный интерес к шахматной игре,

  • Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.

Вид: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Возраст детей 6- 7 лет, 1 год обучения.

Активизация словаря., диагонали, горизонтали, вертикали, ценность фигур, Центр доски, шах, мат, начальная позиция, легкие фигуры, тяжелые фигуры.






















КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Организационный этап. Дети проходят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.

– Здравствуйте уважаемые гости! Рады приветствовать всех на очередном шахматном занятии. (Дети здороваются с гостями.) Желаю всем доброго дня и интересного занятия



2. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.

Воспитатель: Вы познакомились с шахматной доской, фигурами, научились решать шахматные задачи и примеры, научились ориентироваться на шахматной доске, знаете ответы на многие шахматные вопросы.

Ребята, сегодня мы с вами просто поиграем в шахматы. Шахматы - это игра двух соперников, поэтому, перед началом игры разобьемся на игровые пары с помощью жребия.

В непрозрачном мешочке лежат 6 фигур: 2 пешки- черная и белая, 2 конячерный и белый, 2 слона- черный и белый. Дети достают по одной фигуре, распределяются парами. Рассаживаются за столы, где лежат не раскрытые шахматные доски.

Воспитатель: Для начала нужно расставить фигуры на шахматной доске.

(Дети открывают шахматные доски, а там нет фигур. В одной из них лежит письмо с заданием от Шапокляк. )

Воспитатель: Что случилось? Где же все фигуры?

Включается видео с Шапокляк: ”Приветик! Девчонки и мальчишки. Я самая обаятельная и привлекательная Ша-пок-ляк. Я забрала ваши шахматные фигурки. Но сегодня я добренькая и могу вернуть вам их, если вы выполните мои задания. За каждое правильно выполненное задание получите по одному набору. Их вы найдете в конвертах.

А если выполните все задания правильно, то вас ждет еще сюрприз! ”





3. Основной этап.

1. Открываем первый конверт.

В конверте таблица: шкала ценности шахматных фигур. На листочках записаны шахматно- математические примеры. Нужно записать ответ цифрой.

Шахматно- математические примеры. Запишите ответ цифрой.

С. – К. =0

Л. + К. =8

С. +П. =4

К. + С. = 6

Ф. – К. = 6

Ф. – С. =6

Л. + С. = 8

Л. – С. = 2

Л. – П. = 4

Ф. – Л. = 4

К. – К. =0

С. -К. = 0

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с первым заданием. В конверте есть еще что-то.

Воспитатель достает лист и читает: "Чтобы взять первый набор шахматных фигур, выполните все задания", будьте внимательны!

1.Сколько белых полей в одной вертикали шахматной доски?

2. Сколько чѐрных полей в любой белой диагонали шахматной доски?

3. Через сколько чѐрных полей в центре шахматной доски проходит большая чѐрная диагональ?

2. Открываем второй конверт.

"Усложню я вам задачу! отгадайте загадки

1. Меня все атакуют, со мной вступают в бой! Я – главная фигура, зовут меня… (король)

2. Хожу, как черепаха, могу – как кенгуру, спешу напасть я даже на сильную ладью. Иду я только прямо, но ем наискосок, пройду весь путь упрямо и становлюсь ферзем. Меня король страшится и пятится, как рак; король меня боится: ему за шахом шах! Прочнее я орешка, хотя я просто… (пешка)

3. Стою на самом краю, Путь открою – подойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу (Ладья)

4. Я смел, и строен, и высок: Предпочитаю ходить и бить Всегда по-своему: наискосок. (Слон)

5. Самый храбрый – это я!!! Самый сильный – это я!!! Хожу, как слон и как ладья, и нет преграды для меня! Узнаете вы, друзья, чуть хвастливого… (ферзя?)

6.Не поймешь, куда он скачет: прыг, скок, а следом вбок. Королю объявит шах, съест ферзя и скок назад. Всюду вилки расставляет и усталости не знает. Ну, конечно, это он – очень-очень хитрый… (конь).


После выполнения заданий, воспитатель якобы хочет убрать мольберт, а за ним прикреплен мешочек со вторым набором шахмат и конверт с

3 заданием от Шапокляк.

"Что ж, мальчишки и девчонки! Ну, раз вы нашли этот конверт, значит, вы справились с моим вторым заданием. А чтобы получить третий набор, покажите и расскажите сказку "Репка" с использованием шахматных фигур"

Дети надевают накидки шахматные фигуры (По росту выбирают накидки: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка).


Воспитатель: Ребята, что – то мы засиделись, нам срочно нужно подвигаться. А поможет нам в этом сказка «Репка», но она будет необычная. Я раздам вам шахматные фигуры, они нам понадобятся.

Сказку знаем мы, ребята,

Под названьем "Репка".

Дед посадил её когда-то

Выросла репка, крепка.

Репку мы теперь посадим,

С ней, конечно, же, мы сладим.

Воспитатель читает сказку, дети исполняют роли.

Посадили «репку». Около нее по росту выстраиваются шахматные фигуры, поясняя: «Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка– это пешка». В конце сказки вытягивают репку, а снизу выпадает мешочек с набором шахматных фигур. И подарок от шапокляк



4. Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями Шапокляк.

Шахматная игра

У нас даже осталось время, чтобы сыграть одну партию. В самом начале мы с вами поделились на пары. Все помнят, кто с кем играет? Тогда занимайте свои места, расставляете фигуры, и я объявляю начало игры!





5