Итоговое занятие по шахматам
в подготовительной группе
«Шахматные задания от Шапокляк»
Никитина Ю.А
воспитатель
Междуреченский 2020г
Цель: Повторение пройденного материала, с целью выяснить его усвоение детьми.
Программное содержание:
Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, закреплять знание о шахматных фигурах;
Формировать у воспитанников понимания игровой стоимости шахматных фигур, решать шахматные примеры,
Развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Воспитывать положительный интерес к шахматной игре,
Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
Вид: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Возраст детей 6- 7 лет, 1 год обучения.
Активизация словаря., диагонали, горизонтали, вертикали, ценность фигур, Центр доски, шах, мат, начальная позиция, легкие фигуры, тяжелые фигуры.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный этап. Дети проходят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте уважаемые гости! Рады приветствовать всех на очередном шахматном занятии. (Дети здороваются с гостями.) Желаю всем доброго дня и интересного занятия
2. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.
Воспитатель: Вы познакомились с шахматной доской, фигурами, научились решать шахматные задачи и примеры, научились ориентироваться на шахматной доске, знаете ответы на многие шахматные вопросы.
Ребята, сегодня мы с вами просто поиграем в шахматы. Шахматы - это игра двух соперников, поэтому, перед началом игры разобьемся на игровые пары с помощью жребия.
В непрозрачном мешочке лежат 6 фигур: 2 пешки- черная и белая, 2 конячерный и белый, 2 слона- черный и белый. Дети достают по одной фигуре, распределяются парами. Рассаживаются за столы, где лежат не раскрытые шахматные доски.
Воспитатель: Для начала нужно расставить фигуры на шахматной доске.
(Дети открывают шахматные доски, а там нет фигур. В одной из них лежит письмо с заданием от Шапокляк. )
Воспитатель: Что случилось? Где же все фигуры?
Включается видео с Шапокляк: ”Приветик! Девчонки и мальчишки. Я самая обаятельная и привлекательная Ша-пок-ляк. Я забрала ваши шахматные фигурки. Но сегодня я добренькая и могу вернуть вам их, если вы выполните мои задания. За каждое правильно выполненное задание получите по одному набору. Их вы найдете в конвертах.
А если выполните все задания правильно, то вас ждет еще сюрприз! ”
3. Основной этап.
1. Открываем первый конверт.
В конверте таблица: шкала ценности шахматных фигур. На листочках записаны шахматно- математические примеры. Нужно записать ответ цифрой.
Шахматно- математические примеры. Запишите ответ цифрой.
С. – К. =0
Л. + К. =8
С. +П. =4
К. + С. = 6
Ф. – К. = 6
Ф. – С. =6
Л. + С. = 8
Л. – С. = 2
Л. – П. = 4
Ф. – Л. = 4
К. – К. =0
С. -К. = 0
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с первым заданием. В конверте есть еще что-то.
Воспитатель достает лист и читает: "Чтобы взять первый набор шахматных фигур, выполните все задания", будьте внимательны!
1.Сколько белых полей в одной вертикали шахматной доски?
2. Сколько чѐрных полей в любой белой диагонали шахматной доски?
3. Через сколько чѐрных полей в центре шахматной доски проходит большая чѐрная диагональ?
2. Открываем второй конверт.
"Усложню я вам задачу! отгадайте загадки
1. Меня все атакуют, со мной вступают в бой! Я – главная фигура, зовут меня… (король)
2. Хожу, как черепаха, могу – как кенгуру, спешу напасть я даже на сильную ладью. Иду я только прямо, но ем наискосок, пройду весь путь упрямо и становлюсь ферзем. Меня король страшится и пятится, как рак; король меня боится: ему за шахом шах! Прочнее я орешка, хотя я просто… (пешка)
3. Стою на самом краю, Путь открою – подойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу (Ладья)
4. Я смел, и строен, и высок: Предпочитаю ходить и бить Всегда по-своему: наискосок. (Слон)
5. Самый храбрый – это я!!! Самый сильный – это я!!! Хожу, как слон и как ладья, и нет преграды для меня! Узнаете вы, друзья, чуть хвастливого… (ферзя?)
6.Не поймешь, куда он скачет: прыг, скок, а следом вбок. Королю объявит шах, съест ферзя и скок назад. Всюду вилки расставляет и усталости не знает. Ну, конечно, это он – очень-очень хитрый… (конь).
После выполнения заданий, воспитатель якобы хочет убрать мольберт, а за ним прикреплен мешочек со вторым набором шахмат и конверт с
3 заданием от Шапокляк.
"Что ж, мальчишки и девчонки! Ну, раз вы нашли этот конверт, значит, вы справились с моим вторым заданием. А чтобы получить третий набор, покажите и расскажите сказку "Репка" с использованием шахматных фигур"
Дети надевают накидки шахматные фигуры (По росту выбирают накидки: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка).
Воспитатель: Ребята, что – то мы засиделись, нам срочно нужно подвигаться. А поможет нам в этом сказка «Репка», но она будет необычная. Я раздам вам шахматные фигуры, они нам понадобятся.
Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед посадил её когда-то
Выросла репка, крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Воспитатель читает сказку, дети исполняют роли.
Посадили «репку». Около нее по росту выстраиваются шахматные фигуры, поясняя: «Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка– это пешка». В конце сказки вытягивают репку, а снизу выпадает мешочек с набором шахматных фигур. И подарок от шапокляк
4. Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями Шапокляк.
Шахматная игра
У нас даже осталось время, чтобы сыграть одну партию. В самом начале мы с вами поделились на пары. Все помнят, кто с кем играет? Тогда занимайте свои места, расставляете фигуры, и я объявляю начало игры!
5