Тема: Итоговое занятие по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Цели: повторить и систематизировать выученное по теме; развивать умение правильно и уместно использовать знания при построении устных и письменных высказываний, практические умения и навыки, орфографическую зоркость; воспитывать эстетические вкусы.
Оборудование: учебник, словарь, карточки, тесты, слайд-шоу «Осень в живописи», рисунки, музыка Чайковского «Времена года».
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока.
1. Слово учителя.
- Наш урок мы начнём из игры.
Напишите, что вы увидели на картинках, подчеркните первую букву в словах, вы узнаете, какая тема нашего урока (на слайде появляются рисунки)
Слива, инжир, некторин, тыква, арбуз, капуста, смородина, ирга, салак.
Запишите тему урока.
2. Формирование учащимися целей урока.
Продолжите предложение.
Мы должны повторить …
Мы должны научиться …
III. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с карточками.
1-я карточка. Выделите словосочетание из данного предложения.
Земля устлана разноцветными листьями.
2-я карточка. Определите грамматическую основу предложения.
Низкие облака медленно движутся по небу.
2. Распределительный диктант.
Сгруппируйте словосочетания. Составьте предложения, используя данные слова.
Листья и травы, осень золотая, холодный воздух, листья опали, в лесу, разноцветные листья, клён стоит, зелёные ели, холодный дождь, дождливый день.
3. Повторение теоретических знаний.
- Что такое словосочетание?
-Чем отличается предложение от словосочетания?
IV. Повторение и анализ фактов, событий, явлений.
1. Лингвистическая задача. О ком говорится в данном тексте?
В сказочном царстве Предложение жило три брата. Они были очень дружелюбными. У них было любимое занятие – ходить в гости в царство Морфология. Чаще всего они посещали Местоимение, Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие.
2. Тренировочное упражнение.
Распространите предложение. Добавьте предложение другого типа по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Наступила (какая?) осень. (Где?) деревья облетели. Только стоят (какие?) ели. Изредка (какие?) лучи озаряют (что?). Под (чем?) мы увидели (кого?)
3. «Мозговой штурм»
-Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
-Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены?
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнения.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
5. Физкультминутка.
Вот мы руки развели
Очень удивились,
Тыкву тянем с огорода
Вот такой ширины!
Наклонились,
Матушке-земле,
Низко поклонились.
Определите орфограммы в словах ширина и низок.
6. «Играя, обучаемся» Лингвистическое лото.
Представьте, что вы играете в лото, но на карточках напечатаны слова, которые надо собрать в пословицу. Кто быстрее выполнит задание - тот победитель.
Без труда нет плода
7. Сочинение-миниатюра «Дары осени».
8. Работа с текстом. Анализ текста выполняется «цепочкой».
1.Красив и печален лес в осенние ранние дни. 2.На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. 3. Шелестит под ногами листва. 4. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли. 5. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. 6. Иногда затрепещет в лесу дрозд, застучит дятел. 7. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб.
1). Озаглавьте текст.
2). Назовите стиль и тип речи.
3). Выделите во втором предложении однородные члены.
4). Определите в первом предложении грамматическую основу.
5). Являются ли слова осеннее и ранние однородными.
6). Произведите разбор по составу слово подосиновик.
7). Определите тип четвёртого предложения.
8). Определите средство связи в шестом предложению
9). Укажите количество звуков в слове яркие.
10). Определите общее языковое явление в первом и пятом предложении.
11). Произведите синтаксический разбор седьмого предложения.
9. «Театр на уроке»: инсценировка по предложенной речевой ситуации и опорному рисунку (работа в парах)
Представьте, что вы находитесь в лесу. Ваш товарищ нашёл ядовитый гриб и кладёт его в корзину. Как вы отреагируете на его действия?
V. Рефлексия.
Звучит музыка из мюзикла «Сказка о попе» А.С. Пушкина.
Осенняя ярмарка.
1.Работа со словарём.
Дети зачитывают толкование слова ярмарка.
2.Продаём знания.
-Что изучает синтаксис?
-Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
-Что такое диалог?
-Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью.
3. Слово учителя.
Наш урок подходит к концу. Я благодарю Вас за поддержку, внимание и хочу, чтобы плод наших знаний дал хорошие всходы.
VI. Домашнее задание.
Напишите письмо бабушке, в котором сообщите о прогулке по осеннему лесу.