СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое занятие по теме "Синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети повторяют сведения о синтаксических единицах.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие по теме "Синтаксис"»



Тема: Итоговое занятие по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Цели: повторить и систематизировать выученное по теме; развивать умение правильно и уместно использовать знания при построении устных и письменных высказываний, практические умения и навыки, орфографическую зоркость; воспитывать эстетические вкусы.

Оборудование: учебник, словарь, карточки, тесты, слайд-шоу «Осень в живописи», рисунки, музыка Чайковского «Времена года».

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока.

1. Слово учителя.

- Наш урок мы начнём из игры.

Напишите, что вы увидели на картинках, подчеркните первую букву в словах, вы узнаете, какая тема нашего урока (на слайде появляются рисунки)

Слива, инжир, некторин, тыква, арбуз, капуста, смородина, ирга, салак.

Запишите тему урока.

2. Формирование учащимися целей урока.

Продолжите предложение.

Мы должны повторить …

Мы должны научиться …

III. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с карточками.

1-я карточка. Выделите словосочетание из данного предложения.

Земля устлана разноцветными листьями.

2-я карточка. Определите грамматическую основу предложения.

Низкие облака медленно движутся по небу.

2. Распределительный диктант.

Сгруппируйте словосочетания. Составьте предложения, используя данные слова.

Листья и травы, осень золотая, холодный воздух, листья опали, в лесу, разноцветные листья, клён стоит, зелёные ели, холодный дождь, дождливый день.

3. Повторение теоретических знаний.

- Что такое словосочетание?

-Чем отличается предложение от словосочетания?



IV. Повторение и анализ фактов, событий, явлений.

1. Лингвистическая задача. О ком говорится в данном тексте?

В сказочном царстве Предложение жило три брата. Они были очень дружелюбными. У них было любимое занятие – ходить в гости в царство Морфология. Чаще всего они посещали Местоимение, Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие.

2. Тренировочное упражнение.

Распространите предложение. Добавьте предложение другого типа по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Наступила (какая?) осень. (Где?) деревья облетели. Только стоят (какие?) ели. Изредка (какие?) лучи озаряют (что?). Под (чем?) мы увидели (кого?)

3. «Мозговой штурм»

-Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

-Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены?





4. Работа с учебником.

Выполнение упражнения.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения.

5. Физкультминутка.

Вот мы руки развели

Очень удивились,

Тыкву тянем с огорода

Вот такой ширины!

Наклонились,

Матушке-земле,

Низко поклонились.

Определите орфограммы в словах ширина и низок.

6. «Играя, обучаемся» Лингвистическое лото.

Представьте, что вы играете в лото, но на карточках напечатаны слова, которые надо собрать в пословицу. Кто быстрее выполнит задание - тот победитель.

Без труда нет плода

7. Сочинение-миниатюра «Дары осени».

8. Работа с текстом. Анализ текста выполняется «цепочкой».

1.Красив и печален лес в осенние ранние дни. 2.На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. 3. Шелестит под ногами листва. 4. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли. 5. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. 6. Иногда затрепещет в лесу дрозд, застучит дятел. 7. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб.

1). Озаглавьте текст.

2). Назовите стиль и тип речи.

3). Выделите во втором предложении однородные члены.

4). Определите в первом предложении грамматическую основу.

5). Являются ли слова осеннее и ранние однородными.

6). Произведите разбор по составу слово подосиновик.

7). Определите тип четвёртого предложения.

8). Определите средство связи в шестом предложению

9). Укажите количество звуков в слове яркие.

10). Определите общее языковое явление в первом и пятом предложении.

11). Произведите синтаксический разбор седьмого предложения.



9. «Театр на уроке»: инсценировка по предложенной речевой ситуации и опорному рисунку (работа в парах)

Представьте, что вы находитесь в лесу. Ваш товарищ нашёл ядовитый гриб и кладёт его в корзину. Как вы отреагируете на его действия?



V. Рефлексия.

Звучит музыка из мюзикла «Сказка о попе» А.С. Пушкина.

Осенняя ярмарка.

1.Работа со словарём.

Дети зачитывают толкование слова ярмарка.

2.Продаём знания.

-Что изучает синтаксис?

-Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?

-Что такое диалог?

-Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью.



3. Слово учителя.

Наш урок подходит к концу. Я благодарю Вас за поддержку, внимание и хочу, чтобы плод наших знаний дал хорошие всходы.

VI. Домашнее задание.

Напишите письмо бабушке, в котором сообщите о прогулке по осеннему лесу.