СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое занятие в старшей группе на тему:" Краски осени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить в сознание детей  представления о сезонных изменениях в природе.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие в старшей группе на тему:" Краски осени".»

Итоговое занятие в старшей группе

«Родничок»

на тему: «Краски осени».


Программное содержание. Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания о характерных признаках осени. Активизировать «осенний» словарь детей, обогатив его старыми названиями осенних месяцев. Обучать основам словообразования – образование однокоренных слов, подбор определений к существительным и наоборот, навыкам составления коротких описательных рассказов по картине.

Формировать эстетическое восприятие осен­него пейзажа. Развивать умение выстраивать логическую взаимосвязь, делать выводы, закреплять умение определять принадлежность листа к дереву, составлять по схемам предложения, делить слова на слоги. Совершенствовать навыки в технике «печатание».

Воспитывать чувство любви к родной природе. формировать эстетическое восприятие осен­него пейзажа. -закреплять умение определять принадлежность листа к дереву;

Образовательные области. Познавательная, речевая, художественно – эстетическая

Материал. Демонстрационный материал. Две картины про осень, из которых на одной признаки весны, лета, зимы. Песочные часы. Круг, разделённый на 12 секторов, символизирующих по цвету разные времена года и их месяцы. Картинки с изображением сентября, ноября, декабря. Графическое изображение дуба, клёна, берёзы без листьев. Рисунок ёлки. Осенние листья берёзы, дуба, клёна.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями осенью. Беседы об осени, чтение произведений, рассматривание иллюстраций осенней тематики, разучивание пальчиковой игры «Осенние листья», физкультминутки по стихотворению М. Садовского «Осень».

Ход занятия.

Организационная часть.

1.Работа с кругом «Круглый год»

( Демонстрирую детям круг, символизирующий круглый год)

-Ребята, Посмотрите, у меня в руках большой круг. Что он вам напоминает? – Колесо.

-Правильно, колесо. Вот здесь отверстие для оси, вот спицы. Давным – давно в старинные времена год представляли в виде колеса, которое двигается по Солнцу. Отсюда и название «круглый год». Наше годовое колесо разделено по цвету на 4 части. Как вы думаете, почему?

-Правильно! Это времена года. Вспомните их название. – Зима, весна, лето, осень.

2. М/п игра «Найди свою группу».

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свою группу». Возьмите со стола картинки, рассмотрите их внимательно и подумайте, в какого цвета обруч каждый из вас встал бы. На выполнение даю полминуты. (Песочные часы).

(После того, как дети разделились, выясняю, почему они сюда встали и как они могли бы назвать свои команды).

II. Основная часть.

1.Загадка об осени.

-Сегодня мы с вами будем говорить только об одном времени года. А вот о каком, вы догадаетесь сами, если отгадаете загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я… (Осень)

-По каким признакам вы догадались, что это осень? – (Ответы детей)

2.Беседа «Осенние месяцы» (Снова демонстрирую круг «Круглый год»)

Посмотрите, на нашем годовом круге каждое время года разделено на 3 части. Почему? – Потому что у каждого времени года три месяца.

-А как называются осенние месяцы? – Сентябрь, октябрь и ноябрь.

-Давайте попробуем определить по картинкам, где сентябрь, где октябрь, а где ноябрь.

(Дети показывают соответствующие картинки и объясняют свой выбор). Мне кажется, что осенние

- А вы знаете, ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по - другому.

Сентябрь – рябинник, хмурень, листопадничек. Как вы думаете, почему его так звали? – (Предполагаемые ответы детей, затем объяснение воспитателя).

Октябрь – листобой, мокрохвост, грязник.

Ноябрь – подзимник, грудень.

(Предполагаемые ответы детей, затем объяснение воспитателя).

Мне кажется, что осенние месяцы перепутали своё место. Кто исправит?

(Дети меняют местами картинки, объясняют свой выбор)

-Как называют осень в сентябре? В октябре? В ноябре? Чем нас радовала ранняя осень? Золотая? Поздняя? – (Ответы детей)

-Какая бы не была осень, но мы всегда ей очень рады, всегда узнаём её на картинках. Сегодня мы отправляемся в царство зо­лотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания.

(Вывешиваю картину «Осень» с признаками лета, весны, зимы.)

1.Игра по картине «Чего не бывает осенью?» Осень прислала нам рисунок, на котором она нарисована. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

( Дети рассма­тривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью).

-Осенью не растут подснежники.

-Осенью не купаются в речке.

-Осенью не загорают.

-Осенью не надевают шубы. И т.д.

-А что бывает осенью? Я вам помогу ответить на этот вопрос. Я буду говорить слова - определения, а вы называть подходящие предметы и наоборот.

2.Игра «Узнай по описанию». Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)

- Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) — (Облака.)

-Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осен­ний, мелкий (что?) — (Дождь.)

-Холодный, пронизывающий, колючий, порыви­стый (что?) — (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, раз­ноцветные, пестрые, красочные (что?) — (Листья.)

-Молодцы, ребята! А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

3.Игра «Подбери признак». Дети подбирают при­знаки к слову «осень».

-Осень (какая?) — Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная, разноцветная, шуршащая, добрая, яркая, пёстрая и т.д.

4. Д/игра «С чьей ветки – детки»

- Вы назвали много красивых слов – определений про осень. Эту красоту осени придают красивые листья, растущие вот на этих деревьях. (Вывешиваю графическое изображение клёна, дуба, берёзы без листьев). Но вот беда, листья упали и перемешались. Давайте их прикрепим на место. (Дети собирают листья прикрепляют к деревьям, объясняют свой выбор).

5.Словесная игра «Придумай новое слово». Осенние листья порадовали нас не только красотой, они принесли нам много интересных слов, которые звучат похоже. Например, лист – листва. Что такое листва? Какие ещё слова можно образовать от слов «лист, листья»? – лиственный, листочек, листопад, лиственница, листовик, листопадничек.

А как называется место, где растёт много вот таких красивых деревьев? – Лес.

-А как он будет называться, если там будут расти деревья только с листьями?

– Лиственный.

(Вывешиваю ёлку).

–Что это за дерево? – Ёлка.

-Что у неё вместо листьев? – Иголки (хвоя) – Это какое дерево? – Хвойное.

-Как будет называться лес, если в нём растут только хвойные деревья? – Хвойный лес.

-А если растут и хвойные, и лиственные деревья, то мы как назовём такой лес?

– Смешанный.

6.Физкультминутка по стихотворению М. Садовского «Осень».

-Ребята, давайте немножко отдохнём, изобразим деревья в лесу.

Берёзы косы расплели – наклоны головы к плечам.

Руками клёны хлопали, - наклоняемся, хлопаем по ногам.

Ветра холодные пришли – руки вверх, махи над головой.

И тополи затопали. – Топаем ногами.

Поникли ивы у пруда, - наклон, руки вниз.

Осины задрожали. – Трясём кистями.

Дубы огромные всегда – потянулись, руки вверх.

Как – будто меньше стали. – Присели.

7. Пальчиковая физкультминутка «Осенние листья».

-Сейчас мы с вами нарисуем осеннее дерево. Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков, чтобы они лучше работали.

- 1, 2, 3, 4, 5 – загибаем пальцы поочерёдно

-Будем листья собирать – сжимаем и разжимаем кулачки

- Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья осины, листики дуба мы соберём - загибаем пальцы поочерёдно.

-Маме осенний букет отнесём – руки резко вверх.

8. Осенняя корзина.

Ребята, я вам сейчас предлагаю собрать осеннюю композицию. Из того, что нам дарит природа и её красота.


Коллективная работа детей.





III. Заключительная часть. О каком времени года говорили? Что бывает только осенью?

-До следующей осени ещё далеко, давайте оставим эти деревья себе на память, чтобы они напоминали нам о ярком, красивом времени года – осени.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!