СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 класс - 2016 КАК СКОНСТРУИРОВАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК СКОНСТРУИРОВАТЬ

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

?

1. Вступление – 1 страница (20 строчек) Из них

  1. Эмоциональная часть (5 строчек)  (Пишут в самом конце работы) Например, « Какая интересная тема. Кто из нас не мечтал оПочему же так часто в мире…торжествует ... Попробуем разобраться в этом…»
  2. Связка  - основное средство связи текста (1-2 строчки)

Например, «Дам толкование двум тематическим словам, предложенным мне…

Когда любой человек слышит слово «честь», то всегда настораживается. От этого слова как бы веет высокой правдой. Каждый человек хотел бы обладать этим качеством. Это понятие трудно объяснить, но сейчас, когда я пишу сочинение, мне нужно выстроить это определение.

  1. Определение 1-го тематического слова (6-7 строчек)  Например,

Я считаю, что честь– это высокое понятие, важное для человека. Это совокупность тех высоких духовно-нравственных идеалов, которые человек добровольно принимает для себя, которым следует в своих мыслях и поступках всю жизнь. Он очень уважает в себе и наличие таких ценностных установок, и следование им. Можно сказать, что иметь честь – это быть верным голосу совести.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конструктор сочинения ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ»

КАК СКОНСТРУИРОВАТЬ

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

?

1. Вступление – 1 страница (20 строчек) Из них

  1. Эмоциональная часть (5 строчек) (Пишут в самом конце работы) Например, « Какая интересная тема. Кто из нас не мечтал оПочему же так часто в мире…торжествует ... Попробуем разобраться в этом…»

  2. Связка - основное средство связи текста (1-2 строчки)

Например, «Дам толкование двум тематическим словам, предложенным мне…

Когда любой человек слышит слово «честь», то всегда настораживается. От этого слова как бы веет высокой правдой. Каждый человек хотел бы обладать этим качеством. Это понятие трудно объяснить, но сейчас, когда я пишу сочинение, мне нужно выстроить это определение.

  1. Определение 1-го тематического слова (6-7 строчек) Например,

Я считаю, что честь– это высокое понятие, важное для человека. Это совокупность тех высоких духовно-нравственных идеалов, которые человек добровольно принимает для себя, которым следует в своих мыслях и поступках всю жизнь. Он очень уважает в себе и наличие таких ценностных установок, и следование им. Можно сказать, что иметь честь – это быть верным голосу совести.

  1. Определение 2-го тематического слова (6-7 строчек) Например,

Бесчестие – это противоположное понятие, это результат безнравственных действий, совершенных без ориентации на высокие нравственные идеалы. Бесчестие обрекает человека на унижение его достоинства. Оно возможно в результате компромисса со своей совестью ради собственной минутной выгоды.

  1. Связка (1-2 строчки) Например, «Сформулирую тезис своего сочинения»

  2. Тезис (2-3 строчки)

На основе этих определений я постараюсь сформулировать тезис своего сочинения. Человеку важно в своих поступках и мыслях руководствоваться понятием чести.

2. Основная часть – 3 страницы (60 строк) Из них 2 страницы (40 строк) – литературные примеры, а 1 страница (20 строк) – доводы к примерам.

  1. Связка 1 (1-2 строчки) Например, «Приведу первый довод к своему тезису»

  2. Довод 1 (7-8 строчек) Например, «С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности, честь …, а бесчестие…»

  3. Связка 2 (1-2 строчки) Например, «Приведу второй довод к своему тезису»

  4. Довод 2 (7-8 строчек) Например, «С точки зрения социальных, общественных, материальных ценностей, волнующих каждого современного человека… честь …, а бесчестие…»…»

  5. Связка 3 (1-2 строчки) Например, «Приведу третий довод к своему тезису»

  6. Довод 3 (7-8 строчек) Например, «С точки зрения личностного начала человека, его судьбы, честь …, а бесчести»

Докажу справедливость своего тезиса с помощью доводов.

Во-первых, если человек руководствуется понятием чести, то это помогает ему выстроить собственную систему нравственных ценностей. Если же этого не происходит, то человеквступает в жизнь с очень шаткими нравственными правилами.

Во-вторых, человек, понимающий, что такое честь, имеет чёткие основания в своём социальном поведении: он в соответствии с этим выстраивает свои отношения с людьми и ориентируется в конкретных ситуациях. Человек, не ориентирующийся напонятие чести в своём поведении, способный на компромисс со своей совестью, свои отношения с людьми выстраивает, прежде всего достигая личной выгоды.

В-третьих, личная судьба человека с чувством собственного достоинства внешне может быть противоречивой и несчастливой, но этот человек чист перед своей совестью. Человек с шаткими нравственными установками может добиться в жизни внешнего благополучия, но он знает, что за это заплачено собственным бесчестием.

  1. Литературный пример 1 (20 строчек) Например, «В произведении (И.О.Ф. автора, название произведения ) мы видим пример того, как…

Приведу примеры к своим доводам. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» друг другу противопоставлены два героя: Петруша Гринёв и Алексей Швабрин. Авторское отношение к героям демонстрируется уже в главе «Белогорская крепость». Если Пётр Гринёв всё время называется по имени и часто Петрушей (это приём выражения авторского уважения к герою), то имя Швабрина произносится лишь однажды, а на протяжении всей повести употребляется только его «говорящая» фамилия. И действительно, Петруша Гринёв, воспитанный на основе понятия «честь», во всех опасных ситуациях безошибочно выбирает нужное действие, хотя это постоянно ставит его в крайне опасное положение.

Швабрин всё время действует наоборот: он старается вызвать доверие и капитана Миронова, и Пугачёва, и судебных чиновников на суде после разгрома восстания. Но при этом он предаёт и капитана Миронова, перейдя на службу к Пугачёву, и Машу, когда запирает её под арест, и Гринёва, своего бывшего друга. Неслучайно Пушкин в последних главах повести ничего не говорит о Швабрине, не считая его достойным упоминания. Нравственное падение Швабрина Пушкин делает для нас очевидным. Писатель «награждает» его социальным позором (последний раз мы видим его в цепях). Мы понимаем, что это закономерное следствие бесчестного поведения литературного героя.

  1. Литературный пример 2 (20 строчек). Например, «В произведении (И.О.Ф. автора, название произведения ) мы видим пример …

В своей знаменитой повести «Сотников» В. Быков рассматривает эту же проблему:человеку важно в своих поступках и мыслях руководствоваться понятием чести. Он сопоставляет двух героев: Сотникова и Рыбака. Друзья по партизанскому отряду оказались в безвыходной, смертельно опасной ситуации. Им нужно было выбрать между жизнью и смертью: или выдать фашистам место нахождения их партизанского отряда, или умереть. Сотников выбирает смерть, не соглашается сотрудничать с оккупантами в качестве полицая. В своём выборе он не колеблется, потому что этот выбор позволяет ему сохранить свою честь.

А Рыбак решает схитрить: для вида согласиться служить полицаем, а потом, вернувшись в партизанский отряд, надеется воевать с врагом и отомстить за смерть друга. Но этот план не осуществился. Рыбаку предложили лично участвовать в казни Сотникова. Ситуация обернулась против Рыбака не случайно, так как минутного предательства не бывает. В этом и состоит трудность выбора между честью и бесчестием. Рыбак испугался этой истины, но предпочёл во всём обвинить коварную судьбу. Он понял, что обрёк себя на нравственное падение, бесчестие. Противоречивые нравственные установки толкнули его на малодушный поступок, когда слабость в конкретной ситуации обернулась для него катастрофой всей жизни.

3.Заключение – ½ страницы – 10 строчек. Заключение должно содержать смысловое приращение к тезису – личное впечатление. Например, «Работа над сочинением дала мне возможность еще раз подумать о том….

Работа над сочинением позволила мне понять такую истину: между честью и бесчестием в экстремальной ситуациинет переходной зоны. Но ведь любая ситуация трудного выбора экстремальна! Честь свою, как справедливо говорил А. С. Пушкин, надо действительно беречь смолоду.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!