мУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«щЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Итоговый индивидуальный проект по физической культуре
Тема: «Влияние физической культуры и спорта на здоровье обучающихся»
Выполнил:
Мирзажонов Руслан, учащийся 9 класса
Руководитель проекта:
Николаев Андрей Михайлович,
учитель физической культуры
Щекино, 2023
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Влияние физической культуры и спорта на организм школьника…………………………………..………………………………….6
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния спорта на здоровье обучающихся МБОУ «Щекинская СОШ» ……………………..11
2.1. Результаты теоретических исследований по медицинским заключениям……………………………………………………………………11
2.2. Метод тестирования двигательной активности. Результаты исследования …………………………………………………………………...11
Заключение. Основные выводы……………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………15
Введение.
В связи с прогрессирующим снижением доли здоровых детей проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Одна из важнейших причин неблагополучного здоровья учащихся - недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников. Учебные нагрузки, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни школьников.
Результат этого - низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активизируется работа всех органов и систем, формируется позитивный жизненный настрой. Правильное сочетание занятий физической культурой с учебой повышает ее эффективность, так как физические упражнения увеличивают продолжительность продуктивной умственной работы. И чем шире диапазон используемых средств и упражнений, чем больше возможность занятий спортом, тем ярче проявляется их стимулирующие влияние на физическое развитие детей.
Цель работы: изучение эффективности влияния дополнительных занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья учеников МБОУ «Щекинская СОШ».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что влияние физической культуры и спорта на здоровье обучающихся имеет положительный эффект.
Задачи:
1. Изучить литературу, раскрывающую вопросы, связанные с формированием показателей здоровья детей и подростков школьного возраста средствами физической культуры и спорта.
2. Определить влияние уроков физической культуры и занятий спортом на состояние здоровья детей и подростков школьного возраста и интерес к занятиям.
3. Определить уровень двигательной активности школьников.
4. Оформление проекта, презентации.
Актуальность проблемы.
Актуальность темы в настоящее время определяется тем, что средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю, однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что движения, необходимого для нормального роста и физического развития, школьники недополучают на 50%. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать 11% суточной нормы двигательной активности ребенка.
Таким образом, исследование вопросов, связанных с двигательной активностью, как средством формирования здоровья школьников, является актуальным.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Теоретическое исследование по медицинским заключениям.
3.Тестирование двигательной активности.
4. Обработка результатов.
Глава 1. Влияние физической культуры и спорта на организм школьника.
Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юношества.
Регуляция осанки человека относится к числу наиболее актуальных биологических и социально-педагогических проблем современности. Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушение осанки занимает одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений. Количество детей с нарушением осанки за последние 20 лет увеличилось в два раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%. То есть три ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно - сосудистая, пищеварительная, дыхательная и др.). В период обучения в школе, дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела (см. краткую информационную справку, подтверждающую дефицит двигательной активности (Приложение №1).
Ограничение объема мышечной деятельности приводит к изменению сократительных способностей мышц, значительно снижаются сила и мышечный тонус, происходит нарушения двигательных навыков и координации движений. Нарушение осанки, которые первыми обычно замечают родители и педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции деформация позвоночного столба или стоп. Результаты научных исследований и опыт ряда стран Западной Европы убедительно показывают, что достаточно увеличить двигательную активность, дать ребенку реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, как решится ряд проблем, связанных с уровнем заболеваемости и распространенностью деформации опорно-двигательного аппарата, значительно повысится устойчивость детей к различным неблагоприятным факторам среды.
С помощью физических упражнений можно воздействовать на различные части тела, системы и органы. Мальчики и девочки, регулярно занимающиеся физкультурой, лучше растут, кости и связки у них крепче, мышцы лучше развиты, сердце более тренированно, а жизненная емкость легких больше, чем у детей, не занимающихся физическими упражнениями. Под влиянием физкультурных занятий происходят определенные сдвиги в организме школьников, повышающие их устойчивость к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Они лучше приспосабливаются к современным условиям жизни: меньше болеют, легче переносят длительные и частые поездки в общественном транспорте, шум. Дети, занимающиеся физкультурой, обладают нормальным весом, хорошим телосложением. Они ловкие, сильные, гибкие и выносливые.
Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении – одна из общебиологических особенностей человеческого организма. Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки – это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.
Влияние физической активности на системы организма человека:
1. Сердечно-сосудистая система
В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью.
Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).
Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.
2. Дыхательная система
Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.
3. Мышечная система
Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.
Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.
4. Центральная нервная система
Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.
Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.
Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения.
Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.
В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность – повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния спорта на здоровье обучающихся МБОУ «Щекинская СОШ»
2.1. Теоретическое исследование по медицинским заключениям
Проведено комплексное исследование физического развития 67 обучающихся 1-9-х классов МБОУ «Щекинская СОШ». Из них, занимающиеся физической культурой 2 часа в неделю по школьной программе – все 67 обучающихся. 30 протестированных обучающихся занимаются в различных спортивных секциях. Они посвящают физической культуре и спорту 8 часов в неделю (2 часа в неделю - по школьной программе и 6 часов в неделю по программам спортивной подготовки).
2.2. Метод тестирования двигательной активности.
В ходе эксперимента было проведено тестирование двигательной активности обучающихся 1-9-х классов (67 человек). Школьники заполняли таблицу хронометража, где перечислены виды двигательной активности, в числе которых утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены, физкультминутки, уроки физической культуры, спортивные занятия в секциях, занятия в художественной самодеятельности, работа по дому. Заполнение таблицы (Приложение №2) позволило сделать анализ двигательной активности школьников, не упуская важных для детей форм физического воспитания, распределенных в течение всего дня.
Результаты исследования.
Общее число участников: 67 ч.
Результаты анкетирования учащихся предоставлены в диаграмме 1
Д
иаграмма 1: Анкета: «Измерение уровня двигательной активности».
У большого числа тестируемых 45% получился результат низкой двигательной активности. 25 % тестируемых со средней двигательной активностью и 30% с высокой двигательной активностью. В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для детей разного возраста: дошкольники и младшие школьники – 21-28 часов в неделю.
Заключение.
Подводя итоги, нужно отметить, что занятия физической культурой и спортом должны быть незаменимыми составляющими ежедневной жизни общества, так как двигательная активность - определяющий фактор здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это характер жизнедеятельности человека, направленный на формирование, сохранение, укрепление, потребление и передачу здоровья. Такой образ жизни следует начинать устанавливать с раннего возраста влиянием на поведение и мировоззрение школьников педагогами и родителями.
Физические упражнения, как основное средство физического воспитания, формирует здоровую, активную, сильную личность. Поэтому уроки физической культуры в школе очень важны. Но их недостаточное количество не может полностью компенсировать дефицит двигательной деятельности у школьников. В связи с этим ученики должны посещать спортивные секции. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации.
Основные выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что школьный возраст является одним из важнейших периодов в становлении и развитии человека. При этом основную роль в физическом развитии и здоровье ребёнка играет физическое воспитание. Правильное сочетание занятий физической культурой с учебой повышает ее эффективность, так как физические упражнения увеличивают продолжительность продуктивной умственной работы. Большое значение для развития детей школьного возраста имеет двигательная активность.
2. В ходе исследования удалось выяснить, что в группе обучающихся, занимающихся в спортивных секциях (помимо уроков физической культуры), наблюдается более высокий прирост показателей физической подготовленности по всем тестам, как у мальчиков, так и у девочек, и, как следствие, улучшение состояния здоровья.
3. Введение дополнительных уроков по физической культуре, а так же утренней зарядки, физкультминуток, динамических часов, экскурсий на свежем воздухе, занятия обучающихся в спортивных секциях, в танцевальном кружке дает большой положительный эффект, по сравнению с традиционным двигательным режимом.
4. В настоящее время, мы предполагаем, нет более эффективного метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность.
Список литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры – М.: Физкультура и спорт, 1998. - С. 272.
2. Баландин В.А. и др. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - Краснодар: Сфера, 1999. - С.104.
3. Бальсевич В.К. Здоровье в движении М.: Советский спорт,1998. - С.130.
4. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников - М: Советская педагогика, 1983. – С. 3-7.
5. Безруких М.М. Ребенок идет в школу– М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 248.
6. Бинчук Н.Н. Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 1992.- С. 226.
7. Бунеев Р.Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании. Начальная школа. До и После. – 2006. - № 12. - С. 3-5. 9.
8. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР. Теория и практика физической культуры. - 1990, № 10. – С. 2-5. 11.
9. Вавилов Ю.Н. Президентские состязания. Физическая культура в школе, 1994, № 2. – С. 23-25.
10. Вавилов Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. Теория и практика физической культуры. - 1995, № 4. С.11-14.
Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта.- Киев: Олимпийская литература, 2002.- С.293.
12. Головин О.В. Двигательная активность и ее значение для здоровья школьника. Интегральный подход к формированию здоровья человека– М.: Академия, 2004.– С.120.
13. Головин О.В. Двигательная активность – основа формирования здоровья дошкольника. Интегральная физиология – М.: Академия, 2004. – С.136.
14. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровье, 1989. – С.70.
15. Евсеев Ю.И. Физическая культура - Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С.382.
16. Кашуба В.А. Биомеханика осанки.- Киев.- Олимпийская литература, 2003.- С.280.
18. Хрипкова А.Г. и Антропова М.В. Забота о здоровье детей (Из опыта работы школы продленного дня № 710 г. Москвы).– М., 1980. –С. 86.
19. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2023/05/15/itogovyy-individualnyy-proekt-po-fizicheskoy-kulture
Приложения № 1
Краткая информационная справка, подтверждающая дефицит двигательной активности:
365 дней в календарном году;
200 учебных дней;
1200 учебных часов, т.е. 6 астрономических часа ребёнок ежедневно сидит за партой. Это 24 часа в неделю. Если считать точнее, то исключим 2 астрономических часа (уроки физической культуры), когда ребёнок активен.
Итог неутешителен: 22 часа в неделю ребёнок испытывает дефицит двигательной активности. Расчёты произведены для учебной деятельности в школе. Прибавим туда 2-3 часа ежедневно на выполнении домашнего задания; 1,5 часа - для приёма пищи; 1,5-2 часа просмотр телевизора или игра за компьютером; 8 часов – на здоровый сон;
5515 часов за календарный год ребёнок физически пассивен;
60665 «пассивных часов» за курс полной школы.
Приложение №2.
Анкета: «Измерение уровня двигательной активности».
| | Физическая активность |
№ п/п | Виды нагрузок | Регулярно | Нерегулярно | Не выполняю |
1 | Утренняя гимнастика | | | |
2 | Подъем по лестнице | | | |
3 | Передвижение на учебу пешком | | | |
4 | Передвижение с учебы пешком | | | |
5 | Физкультура в школе | | | |
6 | Физкультурные занятия в свободное время (секции, самостоятельно) | | | |
7 | Физкультурные занятия в выходные дни | | | |
8 | Закаливающие мероприятия | | | |
9 | Участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях | | | |
10 | Выполнение физической работы на дому | | | |
Примечание: для самопроверки нужно проставить + в ячейке с правильным ответом.