Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Вязьмы Смоленской области Итоговый индивидуальный проект по физической культуре «Роль физических упражнений в формировании осанки школьника» Автор: Обучающаяся 6 класса Пермякова Яна Руководитель: Учитель Тихонова Елена Александровна г. Вязьма 2019 год
Актуальность проекта Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата, создает неблагоприятные условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма. В связи с этим тема работы представляется сейчас актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является фактором, предрасполагающим к возникновению соматических заболеваний.
Цель проекта Раскрыть роль физических упражнений в формировании осанки школьника .
Задачи проекта Рассмотреть физиологические особенности формирования осанки. Подобрать упражнения для формирования правильной осанки у учащихся на уроках физической культуры. Рассмотреть содержание занятий лечебной физической культурой при дефектах осанки.
Физиологические особенности формирования осанки в школьном возрасте. Осанка - это привычная, непринужденная поза человека в состоянии покоя и во время движений. Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника; при этом голова держится прямо, подбородок слегка приподнят, плечи развернуты, надплечья расположены на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, грудная клетка не имеет впадин или выпуклостей и симметрична относительно средней линии; лопатки прижаты к туловищу, ее углы расположены на одной горизонтальной линии; треугольники талии симметричны. Красивая осанка, красивая манера держать свое тело, как и все умения, привычки, создается посредством воспитания, обучения, долгих и постоянных тренировок, в течение многих лет упорного труда.
Основы подбора упражнений для формирования правильной осанки у учащихся на уроках физической культуры. С целью профилактики появления признаков нарушения осанки, а также борьбы с возникшими нарушениями, обязательно следует применять конкретные, целенаправленные, физические упражнения, преследуя лечебно-профилактические задачи – коррекцию дефектов осанки, которые носят название «корректирующих упражнений». Два-три таких упражнения нужно постоянно включать в каждый урок физической культуры, как в подготовительную, так и в основную части.
На уроках физической культуры применяют различные виды ходьбы, а именно: обычная ходьба: ученик держится свободно, ногу ставит на пятку с дальнейшим перекатом на носок, держа туловище прямо, без напряжения, плечи отведены назад, взгляд направлен прямо перед собой; руки свободно делают взмахи, сгибаясь в локтевом и плечевом суставах. Главными ошибками в ходьбе могут быть: нарушения осанки (круглая спина), раскачивание туловища из стороны в сторону, чрезмерное махание руками и др. Исправлять ошибки следует на каждом уроке, не только давая указания, а и вводя специальные упражнения.
ходьба под счет, акцентированная и ритмичная – это передвижение в определенном темпе с сохранением дистанции. Учитель считает до четырех или до восьми, контролируя, чтобы у большинства учащихся движение левой ногой совпало с нечетной цифрой (1, 3, 5 и т. д.). Ходьба с акцентом на какой-либо отсчет выполняется так: например, на «раз» – левая нога энергично опускается на пол на всю ступню (акцент), а на все остальные отсчеты – обычные шаги. Можно акцентировать притопом ногой на определенный счет сначала на .месте, а потом переходить на ходьбу.
ходьбу с различными положениями рук и предметами на голове применяют для упражнения в соблюдении правильной осанки и для закрепления умения выполнять основные исходные положения рук. Этого можно достичь только тогда, когда учитель строго контролирует выполнение действий и немедленно исправляет все ошибки в ходьбе, осанке и в положениях рук. Примерными действиями могут быть такие: обычная ходьба с положением рук – на пояс, за спину, в сторону, к плечам и др.; обычная ходьба с кубиками, дощечками, небольшими набивными мячами или мешочками с песком на голове.
Формирование правильной осанки и борьба с уже возникшими нарушениями опорно-двигательного аппарата и осанки, могут быть успешными, только при условии ежедневного, своевременного, комплексного воздействия с помощью специальных комплексов или отдельных упражнений, которые нужно включать: в утреннюю гигиеническую гимнастику; в физкультминутки между уроками; в уроки физической культуры; в специальные занятия корригирующей гимнастики.
Заключение Таким образом осанка не дается от природы, а ее нужно формировать на занятиях физической культурой. Все упражнения, которые используют для профилактики нарушений осанки, условно разделяют на три группы: упражнения для совершенствования развития двигательных качеств, специальные упражнения для формирования правильной осанки и корректирующие упражнения. Осанку необходимо вырабатывать и обязанностью учителя физической культуры является контроль и коррекция осанки школьников. Предупредить дефекты проще, чем их исправить. Поэтому профилактика нарушений осанки предусматривает ежедневное активное применение специальных физических упражнений с учетом основных принципов коррекции осанки. Важно объяснить детям чрезвычайно важное значение различных форм физической культуры, для формирования и коррекции осанки, утренней, художественной и ритмической гимнастики, аэробики, хатха‑йоги и других занятий фитнесом.
Спасибо за внимание!