Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Индивидуальный итоговый проект
«Своя игра» по финансовой грамотности.
пгт. Белоярский
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Проблемный вопрос
Цель
Задачи
Методы исследования
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ………………………………..…………………...4
1.1. Понятие финансовой грамотности.
1.2. Виды интеллектуальных игр.
Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ……………………………………………………...7
2.1. «Своя игра» по финансовой грамотности.
2.2. Классный час «Знатоки финансовой грамотности».
Вывод……………………………………………………………………….............10
Заключение………………………………………………………………………...10
Источники информации……………………………….….…….………………..10
Приложение ………………………………………………………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Меня как школьника очень заинтересовал этот вопрос. В нашей школе нет отдельно преподаваемого предмета по финансовой грамотности. Мы иногда встречаемся с такими задачами на уроках математики. Возможно, стоит проводить игровые уроки или классные часы, посвященные финансовой грамотности.
Проблемный вопрос:
Возможно ли самому придумать и провести игру по финансовой грамотности для пятиклассников?
Цель – Создание игры по финансовой грамотности для учащихся 5-х классов.
Задачи:
Познакомиться с понятием финансовой грамотности.
Изучить виды интеллектуальных игр и подобрать формат.
Подобрать вопросы и провести игру в 5 классе.
Методы исследования:
Продукт проекта:
Классный час по финансовой грамотности для 5-х классов.
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1.1 Понятие финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
1.2. Виды интеллектуальных игр.
Интеллектуальная игра– это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Учебная цель интеллектуальных игр такова:
Проверять уровень полученных знаний.
Стимулировать самостоятельное изучения материала.
В первом случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию. Во втором случае необходимо стимулировать самостоятельное изучение материала. Детям, например, дается задание повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего занятия- это «геометрическое ассорти». Или чтение детям сказок, проведение экскурсий. Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное и систематичное проведение игр такой направленности дает детям много устойчивых знаний.
Развивающая цель:
развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные цели проведения игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умение выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Основные типы интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры образуют два блока: викторины и стратегии.
Викторина- это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Стратегия- также форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий.
Таблица №1 «Основные типы интеллектуальных игр»
Викторины | Стратегии |
Тестовая викторина | Сюжетная викторина | Ролевая стратегия | Экономическая стратегия | Боевая стратегия |
«О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Брейн - ринг» «Умники и умницы» | «Полундра!» «Колесо истории» | Импровизационная | Сценарная | «Менеджер» «Биржа» «Монополия» | Шашки Шахматы |
«Экспромт – театр» | «Яхта» |
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
1.1. «Ответ в вопросе».
Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутье игроков верного ответа.
1.2. «Вопросы — шутки».
Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. «Оригинально о банальном».
Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. «Вопрос — подсказка».
Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «неизвестное об известном».
В вопросах дается удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.
Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы «на удачу».
Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
5. Вопросы «на приближение».
Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Таким образом: интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и игровую, и познавательную цели. Интеллектуальные игры влияют положительно на познавательную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Игра носит и обучающий характер, и игровой. Поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку интересными и необычными занятиями, а не просто игрой.
Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ.
2.1. «Своя игра» по финансовой грамотности.
Правила игры.
В игре принимают участие 2 (или несколько) команды учащихся и родителей. В каждой категории по 5 вопросов. Вопросы распределены по степени сложности от 20 до 100 баллов. Учащиеся и родители делятся на команды по 6 человек. Выбирается капитан команды. Каждая команда выбирает тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команды есть 30 секунд на обсуждение правильного ответа. По истечении времени, капитан команды озвучивает ответ. В случае правильного ответа команда получает балл, соответствующий стоимости вопроса. Если ответ не верен, баллы вычитаются. Ведущий фиксирует количество баллов каждой команды. Команды отвечают на вопросы поочередно, по завершению игры, подсчитывается количество баллов у каждой команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
2.2. Классный час «Знатоки финансовой грамотности».
Цель: Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
Задачи:
1) познакомить ребят с правилами игры
2) провести игру по правилам
3) подвести итог.
Участники: учащиеся 5 «А» класса.
Время проведения: 40 мин.
Оборудование: бланк, проектор, презентация.
Ход классного часа:
Сегодня мы проведем с вами свою игру «Знатоки финансовой грамотности».
Правила игры:
В игре принимают участие 2 (или несколько) команды учащихся. В каждой категории по 5 вопросов. Вопросы распределены по степени сложности от 20 до 100 баллов. Учащиеся делятся на команды по 5-6 человек. Выбирается капитан команды. Каждая команда выбирает тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команды есть 30 секунд на обсуждение правильного ответа. По истечении времени, капитан команды озвучивает ответ. В случае правильного ответа команда получает балл, соответствующий стоимости вопроса. Если ответ не верен, баллы вычитаются. Ведущий фиксирует количество баллов каждой команды. Команды отвечают на вопросы поочередно, по завершению игры, подсчитывается количество баллов у каждой команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Рисунок 1
Рисунок 2
После игры был проведен опрос.
Таким образом пока мы видим, что ребятам такие игры нравятся и считаются нужными.
Вывод.
В результате работы над проектом мне удалось добиться поставленной цели. Я создала игру по финансовой грамотности для учащихся 5-х классов. Для достижения поставленной цели я познакомилась с понятием финансовой грамотности, изучила виды интеллектуальных игр и подобрала формат игры, подобрала вопросы для игры, провела классный час.
Я считаю, что всё задуманное было выполнено. Наиболее интересным этапом работы для меня было проведение классного часа. Особых трудностей в работе над проектом я не испытывала. Времени на выполнение работы было достаточно.
В процессе работы над проектом я научилась ориентироваться в различных источниках информации и обрабатывать ее, определять цель и задачи своей работы, планировать собственную деятельность, подводить итоги.
Заключение.
Этот проект может быть интересен всем, кто, как и я, еще не научился обращаться с деньгами, но хочет это исправить. Данный проект может быть полезен ребятам из разных классов, у которых одна цель- как можно больше узнать о финансовой грамотности.
Источники информации.
1) Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
2) Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html
3) Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -
http://www.igraza.ru/page-10-1-11.htm
4) Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru
5) Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka
6) Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm
7) https://www.youtube.com/watch?v=TvzjFQKiiTQ
Приложение.
Вопросы «Своей игры»
1) На товаре быть должна
Обязательной… Ответ: цена.
2) Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. Ответ: супермаркет.
3) Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются... Ответ: товар.
4) Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее… Ответ: реклама.
5) За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт… Ответ: кассир.
6) Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в… Ответ: в банке.
7) Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? Ответ: банкомат.
8) Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой… Ответ: вклад.
9) Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся… Ответ: залог.
10) В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает ...» Ответ: инфляция.
11) Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. Ответ: копилка.
12) На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке… Ответ: проценты.
13) Коль собрался ты в Китай
Как зовут их деньги – знай Ответ: юань.
14) За границей у меня
Есть богатая родня.
Он и стоит подороже,
И мощней пока. И что же?
Подрасту и сил прибавлю,
Родину свою прославлю.
Испокон веков за мной
Был народ, как за стеной! Ответ: рубль.
15)
16) Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? Ответ: БУРАТИНО
17) Назовите сказку о волшебном козлике, у которого на правой передней ноге было особенное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.
Ответ: В сказке П. Бажова «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
18) В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными, золотыми монетами сидели три огромные собаки.
Ответ: В сказке «Огниво» Ганса Христиана Андерсена
19) Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» Ответ: денежку.
20) Каждую неделю мама покупает Саше шапку или перчатки, потому что мальчик небрежно относится к своим вещам и часто их теряет. На сколько страдает семейный бюджет ежемесячно, если в неделю мама тратит на замену шапки или перчаток по 300
рублей? Ответ: 1200 рублей.
21) Жители села Посольск собрали в заготовительную контору 3 тонны клюквы на сумму 300 000 руб. и 2 тонны брусники на сумму 240 000 руб. Стоимость какой ягоды за 1 кг будет выгоднее? Ответ: брусники.
22) Мама дала Егору 100 рублей и попросила купить хлеб за 30 рублей и пакет молока за 36 рублей, а сдачу разрешила оставить себе.
Сколько денег Егор положит себе в копилку? Ответ: 34 рубля.
23) На карманные расходы Пете Иванову дали 100 рублей. Он купил шоколадку за 24 рубля и мороженое за 48 рублей. Сколько денег осталось у Пети? Ответ: 28 рублей.
24) На каникулах мама дала Алеше и Даше по 700 рублей на развлечения. Когда дети дома были одни, они развеселились и случайно разбили любимую вазу мамы. Чтобы она не ругала их, дети сходили в магазин и купили вазу за 600 рублей. Сколько денег осталось у каждого на каникулы? Ответ: по 400 рублей.
25)
Ответ: стоимость.
26)
Ответ: товар.
27)
Ответ: валюта.
28)
Ответ: банк.
29)
Ответ: залог.