СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый индивидуальный проект "Влияние вредных привычек на здоровье человека"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый индивидуальный проект по ОБЖ. В проекте рассматтривается понятие игромании  и компьютерной зависимости, их влияние на здоровье школьников,а также способы профилактики игровой зависимости.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый индивидуальный проект "Влияние вредных привычек на здоровье человека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Косиновская средняя общеобразовательная школа"

Курского района Курской области










Итоговый индивидуальный проект по ОБЖ

«Влияние вредных привычек на здоровье человека»




Автор проекта:

обучающаяся 9 класса

Барсова Карина

Руководитель:

преподаватель-организатор ОБЖ

Жиленков Андрей Николаевич









п. Касиновский

2021 г.


Содержание.

I.Введение

II. Основная часть

1. Компьютерные игры и их классификация.

2. Что такое игромания?

3. Стадии развития игромании.

4. Компьютерная игровая зависимость и причины ее появления.

5. Последствия игромании.

6. Избавление от игровой зависимости.

III. Исследовательская часть

IV.Заключение.
















I. Введение.

Данный исследовательский проект по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает изучение влияния компьютерных игр на здоровье, учебную и повседневную деятельность школьников. В процессе работы над проектом я познакомлюсь с понятием «компьютерная игромания», причинами, приводящими к ней, составлю представление о том как она влияет на здоровье школьника и его работоспособность, проведу исследования в данной области.

Актуальность проекта: сейчас трудно представить какую-либо область деятельности человека где не используется компьютерная техника или различные мобильные устройства и гаджеты. Бурное развитие компьютерных и информационных технологий не обошло стороной и школьников. Использование таких технологий, умение работать с мобильными средствами добычи информации позволяют ребенку легко находить дополнительный материал к урокам, выполнять различные задания в интерактивном режиме. проводить виртуальные опыты и измерения. Но есть у этого явления и обратная сторона, которая, к сожалению, затронула большое количество обучающихся – компьютерные игры, в т. ч. размещенные на платформах мобильных устройств. Компьютерные игр завлекают подростков на длительное время, тем самым снижая уровень их здоровья и успеваемости.

Цель проекта: определить степень влияния компьютерных игр на здоровье и успеваемость школьников, сформировать бережное отношение к своему здоровью, развить представления о методах профилактики компьютерной игровой зависимости.

Задачи проекта:

1. Выявить причины зависимости школьников от компьютерных игр;

2. Изучить особенности психологического воздействия компьютерных игр;

3. Изучить последствия злоупотребления компьютерными играми;

4. Провести исследование с целью выявления зависимости обучающихся от компьютерных игр;

5. Дать рекомендации по профилактике злоупотребления компьютерными играми и возникновения игромании у школьников.

Гипотеза проекта: длительное увлечение компьютерными играми приносит вред здоровью школьников, вызывая привыкание и снижает результативность учебной деятельности.

Предмет исследования: сформированность у обучающихся школы знаний о последствиях зависимости от компьютерных игр и возникновении игромании.

Объект исследования: обучающиеся 5-11 класса школы

Методы исследования: изучение статей по вопросу влияния компьютерных игр на здоровье и успеваемость школьников в научной литературе и сети Интернет, проведение исследовательской работы (мониторинг и диагностика) с обучающимися школы.












II. Основная часть.

1. Классификация компьютерных игр.

Все компьютерные игры можно классифицировать по сюжету, степени участия игрока , динамичности и другим характеристикам. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Action - жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события

3D-шутер - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия ближнего боя (как правило холодного) и стрелкового оружия (чаще всего огнестрельного оружия и энергетического), для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень.

«Кровавые» шутеры. Суть таких игр заключается в уничтожении огромного количества врагов, чаще всего компьютерных ботов, большими группами надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра.

Тактические шутеры. Принципиальное отличие тактических шутеров от классических состоит в том, что персонаж не изображает героя-одиночку, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздаётся деятельность отрядов — взаимодействие между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и её вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, в сетевом — через взаимодействие живых игроков.

Файтинги. Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников с применением рукопашного боя.

Слэшер. Игры с видом от третьего лица, основной частью игрового процесса, в которых являются фехтовальные поединки с применением холодного и другого оружия.

Аркада - игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Стелс-экшен - игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров.

Симуляторы и Менеджеры - игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни. К наиболее популярным и актуальным в настоящее время можно отнести спортивные и экономические симуляторы.

Стратегии - игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Существуют стратегии в реальном времени, карточные стратегии - компьютерные версии настольных коллекционных карточных игр, варгеймы.

Большую популярность имеют глобальные стратегии - стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Спросом у геймеров пользуются и симуляторы бога - стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» — некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе.

Достаточно большое количество людей играют в приключения - игру-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Одной из разновидностью компьютерных игр являются графические квесты, приключенческие игры которые эволюционировали из текстовых приключений.

Кроме вышеперечисленных можно привести еще такие примеры компьютерных игр как головоломки, визуальные новеллы, музыкальные, ритмические и ролевые игры.

Компьютерные игры бывают одиночные, т.е. рассчитанные на игру в одиночку, против компьютера, и многопользовательские. Многопользовательские игры рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 64) по локальной сети или Интернету.

2. Что такое игромания?

Игромания — это патологическая страсть к играм, азартным или компьютерным, которая выходит для зависимого человека на первое место, становится важнее остальных аспектов его жизни, влечет множество проблем в семье, обществе, в школе.

Казалось бы, компьютерная игра, обычное безобидное увлечение, которое не может принести никакого вреда. Однако для некоторых это увлечение перерастает в болезненную зависимость. Человек не может остановиться, даже если сильно этого хочет. Но иногда ему кажется, что только игра может приносить удовольствие, и тогда человек просто не хочет останавливаться.

В большинстве случаев процесс втягивания и привыкания к компьютерным играм начинается безобидно. Ребенок хочет просто попробовать ради интереса, развлечься, скоротать время, да и просто отдохнуть от других видов деятельности. Каждый уверен, что если ему надоесть играть он сможет бросить. Но не у каждого это получается.

3. Стадии развития игромании.

Человек, подверженный игровой зависимости, проходит несколько стадий.

1. Стадия компенсации. На этой стадии начинается вовлечение ребенка в процесс игры, формируется зависимость. Она выражается в устойчивом желании играть как можно больше. Если человек выигрывает, то получает положительные эмоции, становится более уверенным в себе, начинает чувствовать превосходство над другими. Эти чувства закрепляются в памяти – так появляется зависимость. Но на этой стадии человек еще не понимает, что это начало болезни.

2. Стадия субкомпенсации. На этой стадии ребенок уже полностью вовлечен в мир игры, не способен без посторонней помощи вырваться из него. Игра становится для него главным, прежние предпочтения и ценности (семья, работа, учеба, друзья, прежние увлечения) уходят на задний план .

На стадии субкомпенсации у зависимого от компьютерных игр человека могут наблюдаться следующие признаки:

- потеря интереса к учебе;

- желание играть как можно дольше, практически без перерыва;

- абстинентный синдром – отказываясь от игры, ребенок испытывает «ломку», беспокоят головные боли, бессонница, могут возникать мысли о суициде;

- уныние, подавленность, депрессия;

- агрессивное поведение по отношению к окружающим.

По этим признакам уже можно понять, что ребенок является игроманом.

3. Стадия декомпенсации. Происходит полное изменение психологической и социальной составляющих личности. Ребенок теряет своих друзей, не общается с близкими, и самое главное ему уже не интересен результат игры, он просто играет чтобы забыться, утратив связь с реальным миром.

Как показывают наблюдения, для того чтобы обычный человек стал зависимым от компьютерных игр должно пройти некоторое время, иногда 10 лет и более. Но бывают случаи, когда для прохождения всех стадий игромании хватает и двух лет. Время определяется множеством факторов и особенностями психики каждого отдельного человека.

4.Компьютерная игровая зависимость и причины ее появления.

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

- разнообразные психические нарушения (психопатии);

- определенные особенности характера человека, например такие как наличие комплексов, излишняя застенчивость. Как показывает практика они достаточно часто приводят к возникновению зависимостей, подобных игровой.

- реализация посредством игры своих детских фантазий или наоборот, избавления от страхов и навязчивых идей;

- дефицит общения, причем эта причина характерна для детей и подростков, которые обделены вниманием родителей и сверстников. В играх они стараются найти собеседников, возможно понимание своих проблем, какую-либо поддержку, а иногда попросту стараются привлечь к себе внимание;

- конфликты внутри семьи также могут выступить в качестве одной из причин появления игромании у ребенка. Стараясь избежать конфликта в семье, ребенок с головой погружается в виртуальный мир, причем неосознанно ускоряет процесс возникновения игровой зависимости;

- бывают ситуации, когда ребенок боится реального общества, не знает как вести себя в той или иной ситуации, боится общаться со сверстниками, т.н. социальные фобии. Компьютерные игры дают ему возможность сбежать от реальной жизни, почувствовать себя в условиях игры значимым и сильным. в таких случаях, компьютер или смартфон становятся для ребенка лучшими друзьями, с которыми он может беседовать и советоваться.

5.Последствия игровой зависимости.

Ребенок, подверженный зависимости от компьютерных игр, не контролирует свое увлечение. Если зависимость приобрела черты болезни, то для подростка компьютерная игра становится высшим приоритетом по сравнению с другими видами деятельности. Он начинает тратить на неё все больше свободного времени, появляются проблемы с учебой, сном, страдает общение со сверстниками, семьей, близкими. Зависимый от компьютерных игр подросток выпадает из общественной жизни класса, да и вообще перестает интересоваться, что происходит вне игры, в реальной жизни. Ребенок становится раздражительным, при попытке вырвать его из виртуального мира становится агрессивным, способен на физическое воздействие, проявляет признаки истерики. В конечном итоге, дети больные игроманией попросту становятся одинокими. Ведь компьютерная зависимость это не проблема одного человека, это проблема всей его семьи. Понимая, что ребенок застрял в виртуальном мире и что это не нормально сточки зрения развития человека, близкие стараются ему помочь преодолеть эту зависимость. Но не всегда это получается, в силу различных причин. И тогда близкие просто опускают руки, понимая что все усилия напрасны.

У каждой зависимости, в т.ч. и у компьютерной есть одна особенность – любой зависимый человек считает, что может легко бросить эту деятельность при желании. Но чем больше он так считает, тем прочнее эта зависимость укореняется. В итоге подросток оказывается просто не способным отказаться от своего пристрастия, даже если понимает, что оно разрушает его жизнь и здоровье и даже самостоятельно хочет избавиться от него.

6.Избавление от игровой зависимости.

Избавление от игровой зависимости предполагает использование разных психологических приемов и способов. Перечислим наиболее действенные из них.

Ограничение.

Можно разрешить себе поиграть полчаса, чтобы отвлечься. Но по истечении этого времени не должно быть никаких оправданий. Игровой процесс должен быть окончен безоговорочно. Блокирование нарастания азартного интереса – принцип, который преследует профилактика игровой зависимости. Осознание проблемы – первый и самый трудный шаг в избавлении от  игромании.

Занятость.

Люди с игровой зависимостью не должны страдать от скуки. Она – основная причина усиления зависимости. Безделье может спровоцировать срыв. Необходимо загружать себя работой, спортом, музыкой, искать новые занятия, сделать так, чтобы у вас не оставалось свободного времени.

Мотивация.

Хотите избавиться от игровой зависимости? Найдите мощную мотивацию! Без сильных целей и мощных установок избавиться от проблемы будет трудно. Дайте своему мозгу целевую установку к действию. Подумайте, чего вы себя лишаете, проводя время в игре. Задайтесь новой целью в жизни, не оставляя себе времени на укрепление зависимости.




































III. Исследoвaтельскaя чaсть

3.1. Методика исследования

Для подтверждения (или опровержения) выдвинутой гипотезы были проведены анкетирование обучающихся 5-11 классов по проблеме исследовательской работы и анализ полученных результатов.

Вопросы к анкетированию:

1.Кaк часто вы играете в компьютерные игры?

2.С какого возраста вы играете в компьютерные игры?

3.Сколькo времени вы проводите за игрой?

4.Вы замечали, что находитесь в игре больше запланированного вами времени?

5.Чувствуете ли вы дискомфорт, не играя долгое время в компьютерные игры?

6.Кaк часто вы откладываете личные дела, выполнение домашних заданий из-зa игры?

7.Отмечaется ли у вас в последнее время ухудшение здоровья пo каким-либо признакам?

8. Как вы считаете, влияет ли увлечение компьютерными играми на вашу успеваемость? Каким образом?













3.2. Анализ полученных результатов

Вопрос №1.



Результаты опроса:

играю постоянно – 45%

играю редко – 28 %

играю иногда – 17 %

не играю – 10 %

Вывод: большая часть обучающихся ответили, что играют в компьютерные игры постоянно. Можно предположить,что ежедневное нахождение за монитором и активное вовлечение в процесс игры наносит вред здоровью.


Вопрос № 2. С какого возраста вы играете в компьютерные игры?

Результаты опроса:

с дошкольного возраста – 51%

со школьного возраста – 49%

Вывод: опрос показал,что большая часть обучающихся имеет большой стаж участия в компьютерных играх. Следовательно, можно предположить, что у многих уже в той иои иной степени сформирована игровая зависимость.

В опрос № 3. Сколько времени вы находитесь в компьютерной игре?















Результаты опроса:

не играю – 10%

не более одногочаса – 27%

не более пяти часов – 27%

более пяти часов – 36%

Вывод: большая часть обучающихся проводит за ирой до пяти часов и более. Можно предположить, что такое длительное пребывание в условиях компьютерной игр негативно влияет на физическое здоровье (в частности зрение) и приводит к формированию психической зависимости.

Вопрос № 4. Замечаете ли вы, что играете больше положенного времени?



















Результаты опроса:

да – 30%;

иногда – 28%;

нет – 42%

Вывод: Большая чать обучающихся замечает,что играет больше положенного времени нахождения за компьютером. Можно предположить, что это оставляет им меньше времени на другую деятельность,в т.ч. учебную и рассматривать как начальную стадию формирования игровой зависимости.

Вопрос № 5. Чувствуете ли вы дискомфорт, не играя долгое время в компьютерные игры?

















Результаты опроса:

да – 18%

нет – 28%

иногда – 48%

Вывод: большая часть обучающихся отмечает чувство дискомфорта если долго не играет в компьютерные игры. Можно предположить, что у данных обучающихся формируется или уже сформирована игровая зависимость.

Вопрос № 6. Как часто вы откладываете личные встречи, дела из-за компьютерных игр?

















Результаты опроса:

часто – 27%

иногда – 38%

не откладываю – 27%

Вывод: большая часть обучающихся стараются отложить свои дела и встречи и заменить их игрой на комьютере. Можно предположить, что у этих людей формируется психологическая зависимость от компьютерных игр.

Вопрос № 7. Ухудшается ли у вас здоровье по каким либо признакам?















Результаты опроса:

да – 43%

нет – 57%

Вывод: практически половина опрошенных подтверждает ухудшение состояния здоровья по определенным признакам. Можно предположить, что свой вклад в этот процесс вносит и длительное пребывание за компьютером во время игры.

Вопрос № 8. Как вы считаете, влияет ли увлечение компьютерными играми на вашу успеваемость? Каким образом?

















Результаты опроса:

да – 40%

нет – 38%

скорее да,чем нет – 15%

скорее нет, чем да – 7 %

для тех кто ответил «да» и «скорее да,чем нет»

положительно – 48%

отрицательно – 52%

Вывод: большинство опрошенных отмечают влияние увлечения компьютерными играми на свою успеваемость, при этом большая часть из тех кто ответил «да» или «скорее да, чем нет» отмечают негативное воздействие игр на успехи в учебе.






















IV. Заключение

По результатам проведенного исследования установлено, что большая часть опрошенных обучающихся 5-11 классов проводит достаточно длительное время за компьютерными играми, у многих наблюдаются признаки формирования физической и психологической зависимости от компьютерных игр, отмечены и нарушения здоровья, которые также можно связать с этим процессом. Установлена связь между процессом игры на компьютере и выполнением других дел, в том числе учебной деятельности. Как показывает опрос длительное пребывание за комьпьютером во время игры мешает выполнению других дел и часто негативно влияет на учебу. Исходя из результатов исследования можно сказать что гипотеза, поставленная перед работой подтверждена: длительное увлечение компьютерными играми наносит вред здоровью школьников, вызывая привыкание и снижает результативность учебной деятельности.

Существует масса возможностей, чтобы не стать рабом пагубной зависимости. Школа предоставляет подростку широкий круг различных «клубов по интересам» – кружки, секции, общественная работа, и надо пользоваться этими возможностями. Например, каждому подростку нужно найти свое призвание в различных спортивных секциях (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.), в вокальной студии, в танцевальной студии; из года в год проводится самая разнообразная общественная работа, включающая в себя праздники, события, мероприятия, ставшие традиционными. Необходимо заняться любимым делом, жить полной жизнью, полезной как для ребенка так и для окружающих. Занятия спортом, поездки, путешествия, чтение книг, реальные увлечения, хобби, общественная работа, учеба, труд и сила воли способны предотвратить вредную привычку, связанную с копмьютерными играми.