Итоговый контрольный диктант 4 класс
Цели и задачи урока:
Цель: - проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
- проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Задачи:
1. Формировать умение распознавать части речи.
2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.
3. Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку,
Тип урока: урок контроля знаний учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
принимают и осваивают социальные роли обучающихся,
приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, словаря;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Оборудование для учителя: конспект урока, учебник, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь.
Ход урока
Этапы урока, методы и приемы. | Ввремя | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание |
Подготовка к уроку | Перемена. | Контроль за подготовкой рабочих мест. Подготовка обычной и интерактивной доски к работе. Домашние задание прописывается на доске, перед уроком. | Подготовка личного рабочего места, самоконтроль | Раздаются тетради для контрольных работ. |
Орг. Момент. беседа. | 2 мин. | Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вести у вас урок русского языка, меня зовут Анна Вадимовна. Мы продолжаем вместе с вами знакомство с интересным учебным предметом русский язык. Урок у нас сегодня не простой, а контрольный-написание диктанта. – Давайте на уроке трудиться под девизом: Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы во четвертом классе учимся! Всё у нас получится! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
Постановка учебной задачи. | 5 мин. | Самоопределение к деятельности. Я тетрадь свою открою, Под наклоном положу, И от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь. За урок поставил «5». | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Фронтальная и групповая беседа. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
Основная часть урока. Написание контрольного диктанта. | 20 мин. | 1.Подготовка к написанию диктанта. Сообщение учителя о содержании урока. Вводная беседа: - Какие умения нужно будет проверить при написании диктанта в связи с изученными темами? - Для чего нужно писать диктанты, какие универсальные умения развиваются при выполнении этой работы? 2. Знакомство с текстом диктанта Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание. -
Написание текста диктанта Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку. Зимой. Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки. | Осмысленно отвечают на вопросы учителя. Слушают внимательно текст. Готовятся к написанию. | Учитель читает каждое предложение трижды: Первый раз – дети просто слушают, Второй раз – учитель читает по смысловым фразам, ученики их записывают, Третий раз – читается текст для самопроверки. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика. В конце работы учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное. |
Физкультминутка; | 1 мин. | Рыбки в воде, птички везде, лань на бегу, цветы на лугу, Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех. Белокожие корейцы, краснокожие индейцы, с белою кожей, с черною тоже. Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех. Помните люди, школа вас любит, что каждый час она помнит о вас. Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех. (Если работает смарт-доска, то физкультминутку проводить по видеоматериалу). | Повторять движения за учителем. Осуществляют профилактику утомления Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Прописывается физ. Минутка по стандартам, но проведение следует делать по рекомендациям учителя. |
Закрепление изученного материала. | 10 мин. | Грамматические задания: I вариант: пятое предложение разобрать по членам и частям речи II вариант: шестое предложение разобрать по членам и частям речи Разобрать слова по составу: I вариант II вариант длинные белочка цветочки вековые Выпишите четыре имени существительных в единственном числе, укажите род, склонение и падеж. | Самостоятельно выполняют задания Распознают части речи в тексте. Осуществляют синтез | Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске. |
Подведение итогов урока. | 2 мин. | Что нового узнали на уроке? Пригодятся ли ваши знания в дальнейшем? Удалось решить поставленную задачу? Каким образом? Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? Все молодцы! | Подводят итог. | |
Рефлексия. | 2 мин | Лучшее украшение урока - хорошее настроение! Спасибо вы меня очень порадовали сегодняшним занятием, обязательно приду к вам снова! Диктанту нашему конец, Кто не ошибся – молодец! - Оцените свою работу на уроке. Спасибо вам за урок! Уборка рабочих мест! | Отмечаем своё настроение на уроке. | Проводим с помощью раздаточного материала. |
Домашнее задание. | | Повторить правописание изученных орфограмм. | Записывают домашнее задание | Прописано на доске. |