Итоговый контрольный диктант
Рыбалка
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось² несколько удильщиков, приехавших², как выяснилось, из ближайших сел⁴. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак⁴. Снасть его незатейлива² и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая² с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно² смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая² плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
Грамматические задания.
1. Морфемный разбор указанных слов:
вариант первый: приютилось, неотрывно, краснопёрая;
вариант второй: приехавших, сдвигая, незатейлива.
2. Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый тип подчинительной связи в словосочетании, сделайте разбор данных словосочетаний, указав главное слово и тип подчинительной связи, установив смысловые отношения при помощи вопроса:
1 вариант: из второго абзаца;
2 вариант: из третьего и четвёртого абзацев.
3. Синтаксический разбор предложений:
вариант 1 –первое предложение второго абзаца;
вариант 2 – второе предложение второго абзаца.