Итоговый контрольный тест по русскому языку
1 вариант
1. В каком слове все согласные звонкие?
1) деревце 2) шитье 3) неумелый 4) питье
2. В каком слове ударение на первом слоге?
1) таможня 2) шофер 3) туфля 4) щавель
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «слепая преданность какой-либо идее»?
1)аскетизм 2) фанатизм 3) догматизм 4)атавизм
4. В каком предложении вместо слова Удачный нужно употребить Удачливый?
1) Вчера был удачный день. 2) Автор нашел удачное выражение.
3) Носов - один из самых удачных спортсменов.
4) Начало выступления гимнаста нельзя признать удачным.
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфель 2) девятьюстами тридцатью шестью студентами
3) страннейшая ситуация 4) металлические контейнера
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив начальное домашнее образование в Москве,
Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.
этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.
дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Пушкин – самое драгоценное, что есть в России.
2) Унижения, которые испытала в юности Екатерина, закалили ее характер.
3) В 1805 году в Риме на вершине Авентинского холма Боливар дал торжественную клятву освободить родину от испанского господства.
4) Образ Наполеона появляется в произведениях А.С. Пушкина, оценивая его.
Прочитайте предложения и выполните задания 8-11.
А. И именно здесь была найдена печатная книга, созданная примерно в 868 году.
Б. Ни одно изобретение не рождается в голове одного человека как бы из ничего, и книгопечатание не является в этом отношении исключением.
В. Последняя книга была известна в Китае еще за много веков до Гутенберга.
Г. Печати и кольца с печаткой, которые работают на том же принципе, что и ксилография, использовались с давних времен.
8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) Б, В, Г, А 2) Б, Г, В, А 3) Б, Г, А, В 4) В, Б, А, Г
9. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в одном из предложений?
1) была известна (предложение В)
2) печати использовались (предложение Г)
3) книга была найдена (предложение А)
4) не является (предложение Б)
10. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) простое, осложненное однородными членами 2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное 4) сложное бессоюзное
11. В каком предложении есть полное страдательное причастие
1) В 2) Г 3) Б 4) А
12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) сочувственный 2) снабжение 3) приснившийся 4) водный
13. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) об…значение, пр…образ, пр…бабушка
2) пр…земленный, пр…вышать, пр…ем
3) и…бежать, прои…вести, ра…граничение
4) мелкая стру...ка, интересная кни...ка, сдобная ватру...ка
14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) преп…давать, пр…дедушка, пр…сматривать (статью)
2) и…чезнуть, и…делие, бе…заботно
3) пр…выкнуть, пр…творщик, пр…сесть
4) раз…емный, в…ется, из…ян
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у?
1) колыш…щий траву зверь; руки крепко держ..т
2) птицы щебеч..т; тян..щая нить мастерица
3) бегуны после забега часто дыш..т; хозяйки хлопоч..т
4) рокоч..щий водопад; врачи леч..т
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. въедл..вый Б. со..вый В. глянц..вый Г. милост..вый
1) А, В, Г 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, Б
17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Весной (не)нагретая солнцем земля ждала с нетерпением тепла и света.
2) Часто старшеклассники (не)дооценивают свои возможности.
3) Отнюдь (не)ясная ночная дорога испугала прохожих.
4) Комната (не)вымыта тщательно и хорошо.
18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) В(ТЕЧЕНИЕ) зимы здесь (ПО)МНОГУ недель не бывает электричества.
2) ЗА(ТО) зима ТАК(ЖЕ), как и осень, оказалась теплой.
3) ЧТО(БЫ) выполнить задание правильно, учащиеся (НА)КАНУНЕ посетили музей.
4) Им (В)ДОГОНКУ довольный Дмитриев кричал радостно ТО(ЖЕ) приветствие, что и все.
19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Людям ничего не дается даром ( ) и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом Изапятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Около коней (1) неторопливо жевавших овес (2) суетились крестьяне (3) воровато глядевшие по сторонам (4) и вздрагивавшие при каждом шорохе.
1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых в предложениях должны стоять запятые?
Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шел густой лес.
1) 1 2) 2 3) 2,3 4) 1,4
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Людская молва то казнит то милует то коронует.
2) Одевался так Григорий летом и зимой и в жару и в морозы.
3) С помощью особого состава мастер возвращал блеск медной посуде или отмывал пятна на старой плите.
4) Квартиры Ф. Шопена как на шоссе д'Антен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В бедном окне мастерской штемпелей и печатей наибольшее место занимали эмалированные дощечки с надписями: «Закрыто на обед», «Обеденный перерыв от 2 до 3 ч. Дня», «Магазин закрыт».
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых в предложении должны стоять запятые?
Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.
1) 1,3 2) 1,4 3) 2,4 4) 1,2,4
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Римский император Константин является одной из ключевых фигур в европейской истории (1) и (2) если принять во внимание его влияние на историю человечества (3) то его следует поставить в один ряд с Александром Великим (4) который нам более известен.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3
2 вариант
1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) дневной 2) образ 3) вокзал 4) портить
Ударение поставлено неверно в слове
анАлог 2) изобретЕние 3) дремотА 4) экспЕртный
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?
галерея 2) бенефис 3) аншлаг 4) вернисаж
4. В каком предложении вместо слова Враждебный нужно употребить Вражеский?
1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже Враждебного приема.
2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая Враждебная северу красота.
3) Вокруг села расположился Враждебный полк.
4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве Враждебной силы, опасной для людей.
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) давайте попробоваем 2) около тысячи пятисот человек
3) менее быстрый 4) много яблок
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Адресуя свою книгу детям,
автором описываются сложные явления простым языком.
она написана живым и образным языком.
учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.
главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.
Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.
Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.
В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.
Прочитайте предложения и выполните задания 8 – 10.
А. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвёртом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.
Б. Однажды – это было в конце 18 века – жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.
В. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём.
Г. Это был созданный им прожектор – прибор, совершенно неизвестный в те времена.
8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
Б, А, В ,Г 2) В, А, Б, Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, А, Г
9. Какие предложения являются односоставными или включают в себя односоставные предложения?
А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г
10. Какая характеристика соответствует предложению А?
сложноподчинённое, состоит из четырёх частей
сложноподчинённое, состоит из трёх частей
сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из четырёх частей
сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из трёх частей
11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
выдергивая 2) переплетчик 3) избегающий 4) воспитатели
12. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН»?
Цветы можно поливать кипячё…ой водой.
На письме…ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
Улица блистала, устла…ая снежным ковром.
Низина утонула в тума…ой дымке.
13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?
ч…столюбивый, прив…легия, нач…нать
ч…стоплотный, ориг…нальный, прост…раться
ч…стотноеявление, асс…стировать, зам…р от удивления
объед…нение, т…снёная обложка, выч…сть
14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) разв… вать (ум), р…цензия, зап…реться
2)доб…ваться (успехов), д…кларация, перест…лать
3) выч…слить, д…апазон, изб…рательный
4) чу…ства, безмол…ствовать, филосо…ский
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
льдины раста…т, ка…щийся грешник
рабочие сел…тся, ворку…щие голубки
травы стел…тся, люб…щий поговорить
они крас…т, стел…щиеся травы
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. ож…говый
Б. ноч…вка
В. перч…ный
Г. волч…нок
1) А, В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г
17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Матрос (не)медленно доложил командиру о подозрительном шуме.
Меня провели в (не)большую, но уютную комнату с камином.
Маленькие (не)крашеные домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
Собака, (не)желая выдать своего страха, громко залаяла.
18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой.
2) (Что)бы изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
3) Пришлось отказаться (от)того, что было задумано, так как деньги (на)счет не поступили.
4) Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.
19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Светало( )и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
1,2,3 2) 1,3 3) 1,2,3,4 4) 2,4
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.
1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекала хлеб и насушила две сумки сухарей.
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твердое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1,2 2) 2 3) 3 4) 2,4
Ответы Ответы
к варианту 1: к варианту 2:
Русский язык Русский язык
1-3 1-3
2-3 2-3
3-2 3-4
4-3 4-3
5-4 5-1
6-2 6-3
7-4 7-3
8-2 8-4
9-3 9-3
10-2 10-2
11-4 11-2
12-1 12-3
13-3 13-2
14-3 14-3
15-2 15-1
16-2 16-3
17-2 17-4
18-3 18-2
19-3 19-2
20-3 20-1
21-2 21-4
22-4 22-2
23-2 23-2
24-2 24-1
25-1 25-2