Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хиславичская средняя школа» Хиславичского района
Смоленской области
Итоговый проект на тему:
«Дворовые игры моих родителей»
Выполнил: Лисовский Илья,
ученик 9 «Б» класса
Руководитель: Дольникова А.Ф.
2021г.
Содержание
Введение................................................................................................................3
Основная часть……............................................................................................ 5
Из истории развития подвижных игр …………................................................ 5
Изучаем правила подвижных игр………............................................................6
Результаты анкетирования родителей..……………………………………… 10
Заключение........................................................................................................ 11
Литература......................................................................................................... 12
Приложения........................................................................................................ 13
Введение
Спорт пришёл к нам из глубины веков. Он полезен для здоровья, потому что заставляет работать все тело. В современном мире люди все меньше и меньше двигаются во время работы. Как следствие организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным. Быстро приходит усталость. За ней следует постоянная раздражительность, и могут развиваться даже различные заболевания.
Особенно важен спорт для нас, для детей. Он помогает развитию всего организма. Если ты будешь заниматься спортом, то всегда будешь выносливым и в хорошей физической форме.
Я считаю, необходимым проведение этого исследования, так как:
Детям всегда интересны рассказы о детстве их родителей;
Я хотел узнать о правилах игр, в которые играли наши родители для того, чтобы научиться играть в эти игры;
Данное исследование смогло бы помочь привлечь окружающих к играм, в которые играли наши родители.
И самое главное сейчас мои сверстники много времени проводят за компьютером и телевизором и ведут малоподвижный образ жизни, что оказывает плохое влияние на здоровье. А игры на свежем воздухе и занятие спортом укрепляют наше здоровье.
Проблема исследования: какие дворовые игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей?
Объект исследования: процесс классификации дворовых игр второй половины двадцатого века.
Предмет исследования: правила проведения дворовых подвижный игр второй половины двадцатого века.
Цель исследования: полно и точно теоретически изучить и описать правила проведения дворовых игр родителей с целью их возрождения, как формы организации досуга наших сверстников.
Гипотеза исследования: если мы теоретически изучим правила игр наших родителей, то будет ли нам интересно в них играть.
Задачи исследования:
Изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;
Провести интервьюирование и анкетирование родителей с целью классификации и выявления наиболее популярных игр их детства;
Дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими сверстников и определить актуальность в настоящее время.
Методы исследования:
Знакомство со специальной литературой, информации в сети по данной теме;
Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);
Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Спорт следует рассматривать как игру. Он должен доставлять удовольствие, а не становиться глупым соперничеством ради недостижимого результата. В связи с этим мне хотелось бы углубить свои знания в истории возникновения и развития спортивных игр.
Если учесть, что детские игры – это подготовка к взрослой жизни, то какой она будет у сегодняшних детей? Не так трудно представить! Современные дети отправляются в школу уже с шести лет и им просто не остается времени, чтобы побегать во дворе. А все свободное время мы проводим перед экранами телевизоров и компьютеров, пока родители на работе. А некоторых из нас вообще не пускают гулять, боясь каких либо опасностей в наше не спокойное время. Перед тем, как начать наше исследование мы провели анкетирование среди одноклассников, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры на дворе. Учащимся было предложено три вопроса:
Какие подвижные игры ты знаешь?
В какие подвижные игры ты играешь?
Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?
Анкетирование показало, что из 25 опрошенных 8 человек не знают вообще никаких подвижных игр, а наиболее популярными являются лишь «Классики», «Картошка», «Море волнуется», "Вышибалы", как выяснилось это игры, в которые дети играют на уроке физкультуры. 18 человек из 25 опрошенных предпочитают компьютерные игр, 2 человека – настольные и только 5 человек – подвижные и спортивные игры.
Ну, разве у современных родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! В детстве наших родителей не было компьютеров и интернета. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь?»
Мы предположили, что если мы узнаем у своих родителей в какие игры они играли в детстве, изучим правила этих игр, то сможем и сами играть в них во дворе, на перемене, на уроках физкультуры.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого мы и начали. Мы изучили необходимую информацию в книгах и сети интернет, проинтервьюировали и анкетировали своих бабушек, дедушек, пап, мам и вот, что узнали.
Основная часть
Из истории развития подвижных игр.
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходило закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.
Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня).
Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).
Изучаем правила подвижных игр.
«Резиночки»
Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
«Классики»
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
«Тише едешь, дальше будешь — стоп»
Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
«Колдунчики»
Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.
«Море волнуется раз»
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
«Казаки-разбойники»
Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».
«12 палочек»
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
«Вышибалы»
«Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
«Колечко-колечко»
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Заключение
Проведение исследования открыло для нас много нового:
Узнали, что наши предки тоже играли в игры, они были разнообразными. В старину только на Руси существовало почти три тысячи подвижных игр. Самые интересные передавались из поколения в поколение.
Освоили основные правила проведения игр, наиболее популярных у наших родителей;
Поняли, что в возрождение дворовых подвижных игр наших родителей -интересная форма проведения досуга.
Таким образом, мы сумели достичь цель нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.
В нашем классе любимая подвижная игра – «Вышибалы», так как включает неограниченное количество участников, уличная, не требует инвентаря, кроме мяча. На уроке физкультуры, вместе с учителем разучили игру «Казаки-разбойники» и «Три – пятнадцать» , о которой в своем интервью рассказал мой папа.
Список литературы
«Всё обо всем»- популярная энциклопедия для детей-1994г.
Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение. Физкультура и спорт- 1999.
Курамшин «Теория и методика физической культуры»
Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»- 1987.
Основы волейбола О.Чехов. Физкультура и спорт, 1979
Столбов В.В. История физической культуры и спорта- 1975.
Физкультура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982
Сайт: www.dou-ufa.ru
Сайт: www.nsportal.ru
Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 год.
Сайт: www.ug.ru
Сайт: . www.2mm.ru/dosug
Сайт: www.o-detstlve.ru