СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый тест по биологии для 10 класса профильный уровень обучения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тест предназначен для итоговой проверки знаний по биологии за курс 10  класса профильного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по биологии для 10 класса профильный уровень обучения.»

1.   Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Метод

Применение метода


Определение числа хромосом в кариотипе

Статистический

Распространение признака в популяции



2.   Экспериментатор обработал колонию клеток алкалоидом колхицином. Как изменились количество микротрубочек и способность к делению таких клеток?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  не изменилось

2)  снизилось

3)  увеличилось

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Количество микротрубочек

Способность к делению



3.  В клетке листа кукурузы 20 хромосом. Какой набор хромосом имеет центральная клетка зародышевого мешка кукурузы до оплодотворения? В ответе запишите только количество хромосом.

4.  Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы.

5.  1

Какой цифрой на рисунке обозначена вторичная полость тела?


Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.



6. 1 Установите соответствие между производными зародышевых листков и зародышевыми листками, обозначенными цифрами на схеме эмбрионального развития ланцетника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВОДНЫЕ ЗАРОДЫШЕВЫХ

ЛИСТКОВ

А)  печёночный вырост

Б)  кровеносные сосуды

В)  нервы

Г)  эпителий средней кишки

Д)  эпителий кожи

Е)  мышцы

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



5.2 Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в ходе которой происходит нарушение сцепленного наследования?


6.2 Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)  Нити веретена деления соединяются с центромерами

Б)  Конденсация хромосом

В)  Расхождение центриолей к полюсам клетки

Г)  Разделение и расхождение гомологичных хромосом

Д)  Исчезновение ядрышек

Е)  Образование ядерных оболочек

ФАЗЫ МЕЙОЗА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е





7.   Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

1)  перемещение электронов

2)  фотолиз воды

3)  окисление НАДФ·Н

4)  восстановление углерода водородом

5)  фотофосфорилирование

6)  окислительное фосфорилирование



8

Установите последовательность процессов, происходящих при клеточном дыхании аэробной клетки. Запишите в таблицу соответсвующую последовательность цифр.

 

1)  формирование молекул ПВК

2)  окислительное фосфорилирование

3)  формирование Ацетил-КоА

4)  образование АТФ

5)  поступление в клетку глюкозы

9.  

Каким номером на рисунке обозначена структура, в которой образуются микроспоры?


Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

10.  Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла сосны, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  развивается из микроспоры

Б)  содержит гаплоидный эндосперм

В)  участвует в расселении растения

Г)  образуется внутри семязачатка

Д)  содержит генеративное и вегетативное ядро

Е)  является макроспорой

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СОСНЫ

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е


20.  Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

 

1)   развитие заростка

2)   оплодотворение

3)   развитие спорофита

4)   образование архегониев и антеридиев

5)   образование спорангиев

6)   прорастание споры



22.  В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR−киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании

анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми

указаны выбранные утверждения.

 

1)  Активность EGFR−киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.

2)  Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.

3)  Ингибирование EGFR−киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.

4)  Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый в медицине.

5)  Максимального ингибирования с помощью нового препарата в исследовании достигнуть не удалось.

23

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в данном эксперименте желательно было использовать группы дрозофил с большой численностью особей. Почему необходимо было работать с дрозофилами одной чистой линии?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.


Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23, 24.

Экспериментатор изучал влияние рентгеновского излучения на организм дрозофил. Для этого он подвергал облучению разными дозами популяции дрозофил численностью по 1000 особей. Результаты эксперимента отражены на графике.

24.  

Как можно объяснить полученные в эксперименте закономерности? Приведите примеры еще двух физических воздействий, которые имеют такое же влияние на организм. Как называется метод селекции, в котором используются такие физические воздействия? Какие преимущества имеет этот метод?


25.  

Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.



28.   Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.

Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’ - ГЦТГАГГТГЦГАЦЦТ - 3’

3’ - ЦГАЦТЦЦАЦГЦТГГА - 5’

Определите, какая из цепей ДНК является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида  — ала. Укажите последовательность фрагмента молекулы иРНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.


Генетический код (иРНК от 5' к 3' концу)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание


У

Ц

А

Г


У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.





29 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.


30.   У человека аллели генов атрофии зрительного нерва и гемофилии типа А находятся в одной хромосоме.

Моногомозиготная, не имеющая указанных заболеваний женщина, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а отец не имел указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину без атрофии, но с гемофилией. Родившаяся в этом браке здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В этой семье родился ребёнок с атрофией зрительного нерва и гемофилией. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Объясните рождение имеющего эти два заболевания ребёнка у здоровых родителей во втором браке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!