СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"»

Итоговый урок по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»


Цель урока: обобщить знания обучающихся о произведении В. Г. Короленко

Задачи: 1. продолжить формировать навыки анализа художественного произведения

2. Расширять словарный запас обучающихся

3. Воспитывать чувства сострадания и милосердия.



Ход урока

  1. Эпиграф к уроку: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»

  2. Сообщение обучающимся темы урока и его задач

  3. Повторение сведений о В. Г. Короленко

Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г .Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.

Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».

  1. Сведения о прототипе города и образа отца в произведении.

Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

  1. Проблема жанровой принадлежности произведения. Знакомство с понятием «повесть». Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть.

Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.







6. Словарная работа

Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.

Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.

Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».

Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.

Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.

«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

  1. Творческая работа. Описание города и часовни

  2. Герои произведения – Вася, Валек и Маруся. Образ главного героя. Что мы узнали о Васе из произведения?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

  1. История дружбы Васи и детей из «дурного общества».

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

  1. Маруся и Соня. Вспомните, как описывает их Короленко. Рассмотрите иллюстрации. В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой.

  2. Творческая работа. Сравните героев произведения. 

 

  1. «Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

Что мы узнаем о жизни Валека и Маруси? Стало ли вам жаль детей, сочувствовали вы им? Жалел ли своих друзей Вася? Чем он старался им помочь? В каком эпизоде наиболее сильно проявилось милосердие Васи?

В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания.

  1. Можно ли назвать повесть Короленко уроком доброты, милосердия и любви к людям? Какие уроки вынесли из этих событий Вася и Соня? Перечитайте заключительную часть повести. Почему Вася и Соня часто приходили на могилу Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

  1. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Объясните значение этого выражения, поделитесь своими чувствами после прочтения произведения.

  1. Итог урока. Спасибо, ребята, сегодня все очень хорошо поработали. Я рада, что вам понравилась повесть В. Г. Короленко и надеюсь, что она станет для всех нас уроком любви и милосердия.



 Эпиграф к уроку

               Лучше иметь в груди кусочек человеческого  сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                          В.Г.Короленко.

                                                                  Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.                                                                                                                                                                       - Ребята, мы подробно прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», познакомились с героями, с их жизнью. Сегодня у нас заключительный этап урока по произведению. 

2. Определение темы   урока учащимися  

Учитель:  Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а  уроком милосердия и добра.

Ребята в нашей жизни множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие , которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением русской литературы» был В.Г.Короленко. Он до конца жизни остался  защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель.    

Ребята, давайте вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, какими качествами обладает главный герой повести Вася? (Милосердием, сочувствием, состраданием).  Каким  словом можно объединить  названные вами слова?  Даю подсказку: это слово определяет   характер  В.Г. Короленко.   Правильно,  «Нравственность».  Теперь попытайтесь, используя слайд, составить собственное определение лексического значения  слова «нравственность». (Нравственность – это проявление человеком таких духовных качеств как милосердие, сострадание, сочувствие.

Ребята, прочитав  произведение «В дурном обществе», мы получаем какие-то жизненные уроки? Какие?  (Мы учимся быть добрее, милосерднее, учимся состраданию).

Итак, какова тема нашего урока?  (Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Ребята, а какая задача должна быть поставлена на сегодняшнем уроке?

     Правильно. Наша задача - извлечь нравственные уроки из произведения, понять, какие изменения происходят в сердце главного героя под влиянием общения с новыми друзьями.

Учитель:  Ребята, произведение начинается с описания города.   Найдите в тексте и прочитайте.   Один из учеников передаёт это описание.  (с. 13. Тюрьма - лучшее архитектурное украшение Княж – городка; сонные, заплесневевшие пруды, серые заборы, ушедшие в землю хатки, пустыри с кучами хлама, вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли и т.д.)

Учитель:  Почему автор рисует город в таких тонах?

Ответ уч-ся:  Такое описание настраивает  к восприятию, усиливает гнетущее чувство.

Учитель:  Мы сказали, что главный герой повести мальчик Вася. Он и главный повествователь произведения.

Кто может рассказать о жизни Васи кратко?

(Это был мальчик из богатой семьи, его отец был судьёй города. Однако детство его было невесёлым. Вася чувствовал себя совершенно одиноким. Его мама умерла, а отец не обращал никакого внимания на сына. Господин судья очень тосковал по умершей жене, он сильно любил её. Судья с нежностью относился только к маленькой дочери Соне, потому что она напоминала ему жену. Вася был предоставлен себе, никто о нём не заботился. Он целые дни проводил на улице с друзьями).

А о жизни семьи пана Тыбурция?

(Тыбурций  Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжь. Откуда он пришёл в город, никто не знал. Тыбурций рассказал Васе, что у него когда – то вышла крупная ссора с законом. И теперь он и его дети оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. У него нет возможности начать новую жизнь. Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, выгоняет их оттуда. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище.  Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе).

Учитель:  Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные  слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает его понимать.

Вопросы учителя:  Почему Вася начал бродяжничать?

Ответ учащихся:  Герой не встречал привета и ласки дома. Но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. «Мне всё казалось, что где то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то: казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».  (Стр. 17).

- Как встретились Вася и дети Тыбурция  в часовне? (Ответы учащихся).

Учитель:  Итак, Вася, Валек и Маруся встретились в часовне. Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания мальчика нет. Но мы поняли, что этот мальчик удивительно добр, чувствителен (воспоминания  мальчика о матери). Он сочувствует детям,  лишённых самого необходимого.

- Теперь давайте поговорим о Валеке и Марусе.

- Каким их увидел Вася?

Валек и Маруся - дети, выброшенные злою судьбой на улицу, живущие среди «серых камней». Валек про сестру говорит, что «серый камень» высосал из неё жизнь.  «Серый камень» - это символ нищеты, бедности.

Учитель:  Почему Вася, наблюдая за Марусей, невольно стал сравнивать её со своей сестрой?                                                                                                       Ученик:  Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. А Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал только брат Валек. Жизнь обеих девочек противопоставлена.                                                               Учитель:  Общение детей, принадлежащих к разным социальным слоям, становится возможным благодаря душевным качествам Васи.

Вопрос:  Почему Вася ищет дружбы и поддержки за пределами семьи?

- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Ученики:  Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: превратила его в доброго и сострадательного человека, он смог проявить лучшие человеческие качества.

Учитель:  Уже в самом начале повести мы увидели в мальчике желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгнали из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и  Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль, он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают преступления (плохие поступки).  Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности, человеческой любви.

Учитель продолжает:  Когда Валек прямо сказал Васе, что они нищие и воруют на базаре хлеб, как отреагировал на это мальчик?

Ученик:  Он понял, что их заставляет воровать голод. И он не отрёкся от них. Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

- Брать чужое - грех, преступление. Но что толкает на него бедняков?

 (Нужда, голод, невозможность заработать деньги честным трудом). Вася тоже знал, что «воровать нехорошо», но осудить своих новых друзей он не мог, он не может не сочувствовать их беде, их жизни.  

Физкультминутка-

 А сейчас мы немного отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем

4. Работа над кульминационной главой повести. «Кукла - кульминационная глава произведения».

Беседа с учащимися по этой главе.

Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести.

Учитель:  Каким человеком предстаёт перед вами Вася в эпизоде с куклой?

Ученик:  Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни.

А Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурцией, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя знал, что отец Васи - судья и что он может их наказать. Это и есть настоящее самопожертвование.

Тыбурций находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по - новому смотрит на своего сына и начинает его понимать. Судья увидел не образ бродяги - сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка.

Один из учеников читает отрывок из учебника: «Я вопросительно поднял глаза на отца…» (стр. 46).

Обращается внимание на эпиграф урока  «…Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова сказал пан Тыбурций.

Вопрос учителя:  Ребята, в повести  упоминается о сером камне. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из неё (Маруси) жизнь»?

Ответ:  Вася жил в достатке, он не представлял, в каких ужасных условиях могут жить дети.

-  Когда раскрылась мальчику эта загадка?

- Когда он увидел подземелье.

 

- Ребята, вы, наверное, поняли, что символизирует серый камень.  Это, конечно,  человеческая  жестокость и несправедливость. (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость)

Серому камню противостоит в повести человеческие сердце. Здесь речь идет о сочувствии, сострадании и милосердии. У Васи отзывчивое сердце. Он сам, лишённый любви и ласки, в состоянии оценить и понять одиночество бродяг.

Учитель:  Какие ассоциации вызывает у вас слово «сердце»? Какие  слова  вы запишете во вторую часть таблицы? 

Ученики:  доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, справедливость, искренность.

 «Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

Вывод:

Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

- Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы по совести, то не было бы «серых камней», высасывающих жизнь из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.  

Учитель:  Ребята, вы знаете, что на тяжёлую жизнь детей обращали внимание не только поэты и писатели 19 столетия, но и художники изображали на своих полотнах нищету и обездоленность детей.

5. Подведение итогов урока.

Учитель:  Итак, Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, своим близким. Отдав своё сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.                                                                                                                                                                          Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л.Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и  в уважении к его человеческому достоинству».

— Как вы это понимаете?

— Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других?

— А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке – это…».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!