Дата: 17.01.2020г. литературное чтение
Тема: Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения.
Цели: Воплощение собственного (авторского) замысла в творческую работу.
Задачи:
- дальнейшее формирование умения работать в группе
-воспитание чуткого отношения к братьям меньшим
Деятельность учителя | Деятельность детей |
Организационный момент. | |
Повторение пройденного (просмотр слайдов «Доброе слово и кошке приятно») |
- М.С. Пляцковский «Как попался кот на удочку» - С.Черный «Как кот сметаны поел» - Н.К.Абрамцева «Загадка» - М.М.Пришвин «Кот» - Ю.И.Коваль «Летний Кот» - Ю.И.Коваль «Солнечное пятно» | Просматривают слайды, где дан образ кота и отрывок из произведения. |
-Какие характеры у этих героев? - какие у них повадки? - как вы узнали характер этих кошек? | Ответы учащихся |
Слайд жанры: 1. Юмор 2. Рассказ 3. Сказка 4. Лирико-философское повествование 5. Миниатюра 6. Рассказ (диалог автора и героя) - Назови жанры каждого произведения. ---Какое произведение произвело на тебя более сильное впечатление? Почему? | М.С. Пляцковский «Как попался кот на удочку» - юмор - С.Черный «Как кот сметаны поел» - сказка - Н.К.Абрамцева «Загадка» - лирико-философское повествование - М.М.Пришвин «Кот»- рассказ - Ю.И.Коваль «Летний Кот» - миниатюра - Ю.И.Коваль «Солнечное пятно» - рассказ (диалог автора и героя) Ответы учащихся. |
Творческая работа. Работа в группах. Цель: научить создавать прозаический текст по аналогии на основе авторского текста, создавать иллюстрации по содержанию собственного текста -продолжить обучать детей работе в группах. (УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
. Если эти авторы показали своих кошек через эти жанры, то мы попытаемся сделать это через рисунок, аппликацию и сочинение. Сейчас мы будем работать по группам, но перед этим давайте вспомним правила работы по группам: | -понять поставленную задачу - планирование -анализ проведенной работы -слушать друг друга внимательно -не мешать другим |
Теперь слушаем задание: у нас есть три темы: Весенний кот, Зимний кот, Осенний кот. Это продолжение темы Ю.Коваль «Летний кот» - как вы думаете, автор передал нам понятие летнего кота? - а вы сможете передать нам понятие весеннего, зимнего, осеннего кота? тогда выбираем тему | Просмотр слайда Ю.Коваль «Летний кот» Чтение миниатюры Ответы детей. на листочках написана тема, дети вытягивают одну |
1 группа нам нарисует нам своего кота 2 группа сделает аппликацию своего кота 3 группа напишет сочинение-миниатюру (сначала пишут по отдельности, потом выбирают одно и защищают) Задание понятно, тогда работаем | Работают по группам |
Защита работ. |
Защита работ, вопросы групп и оценивание работ | Один ученик с группы защищает работу. При необходимости группа помогает, остальные группы задают вопросы и оценивают, соответствует ли работа данной теме. Самооценка группы. (В начале работы даны группам листы самооценки) |
Рефлексия. |
А теперь откройте стр. 6 и прочитайте стихи: Кошки так похожи на людей: Так же дремлют, ленятся, грустят, С кошкой в доме людям веселей, И задумчив кошки мудрый взгляд - вы согласны с этим? | Ответы учащихся |
- чуткое отношение к братьям меньшим - мы в ответе за тех, кого приручили - Доброта порождает добро --как вы понимаете эти высказывания? | Ответы учащихся |
Прочитайте 3 абзац стр. 6 - на ваш взгляд мы с этой задачей справились? - на этом уроке чему вы научились? -в чем вы испытывали затруднения? - что узнали нового? | Ответы учащихся |
Урок окончен. Спасибо за совместную работу! | |
Дата: .01.2020г. литературное чтение
Тема: Е.И.Федорова «Грустный день из жизни кота». Образ кота — шуточный образ.
Цели: познакомить с юмористическим стихотворением Б. Заходера «Вредный кот»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Задачи: осмыслять понятия юмор, юмористическое произведение, сравнивать художественные (поэтические) тексты, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); проявлять чуткое отношение ко всему живому.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим способом.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
— Как названа здесь свинья? Прочитайте только эти слова. (Свинья, тупорыла, белорыла, хавронья.)
— Прочитайте только глаголы. (Изрыла, вырыла, подрыла, не дорыла, рыла.)
- Прочитайте скороговорку вопросительно, выделяя голосом глаголы (так же, но утвердительно; начав быстро, затем замедляя темп; с ускорением).
- А сейчас конкурс на самое быстрое прочтение скороговорки.
(Учащиеся читают скороговорку очень быстро.)
III. Проверка домашнего задания
(Ученики рассказывают истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей.)
- Прочитайте выразительно стихотворение В. Берестова нас. 103—104 учебника.
— Прочитайте свои записи в «Творческой тетради».
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 105
- Прочитайте название стихотворения, которое мы будем изучать на уроке.
— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о чем нам мог поведать Борис Заходер этим стихотворением.
— Что вы помните об авторе? Какие произведения он написал?
Стихи Заходера веселы и остроумны. Но особенно ярко его литературный талант проявился в переводах знаменитых детских книг: «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла, «Приключения Винни- Пуха» А. Милна, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен. Он «пересказал» их или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски».
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
— Прочитаем стихотворение «Вредный кот».
(Работа по вопросам и заданиям на с. 106 учебника.)
— Подберите из текста отрывки, походящие к иллюстрациям. Зачитайте их.
— Можно ли назвать это стихотворение по-другому?
- Почему автор назвал его именно так?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VII. Рефлексия
— Что вы сегодня узнали на уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Что писатель мог наблюдать на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать эту историю?
Домашнее задание
Выучить любое из изученных стихотворений наизусть. Найти в домашней библиотеке юмористическое стихотворное произведение.