СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ю.Я.Яковлев "Разбуженный соловьями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об атворе. Образ главного героя. Композиция рассказа. Смысл названия рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Ю.Я.Яковлев "Разбуженный соловьями"»

Ю.Я.Яковлев «Разбуженный соловьями»

Ю.Я.Яковлев

«Разбуженный соловьями»

Юрий Яковлевич Яковлев настоящая фамилия —  Ховкин (1922 —  1995) — советский писатель и сценарист , автор книг для подростков и юношества . Родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу . В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. В 1952 году окончил  Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев . Из автобиографии: «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве ВДК и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях ПрикВО и шёл на торпедном катере по пути дерзкого десанта Ц. Л. Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии».

Юрий Яковлевич Яковлев

  • настоящая фамилия —  Ховкин (1922 —  1995) — советский писатель и сценарист , автор книг для подростков и юношества .
  • Родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу . В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен.
  • В 1952 году окончил  Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев .

Из автобиографии: «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве ВДК и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях ПрикВО и шёл на торпедном катере по пути дерзкого десанта Ц. Л. Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии».

Главный герой Как зовут главного героя? Опишите его внешность? Что подчеркивает особенно автор? «У Селюженка круглая голова , подстриженная под машинку, а уши торчат в стороны , как ручки сахарницы. Худое лицо всегда измазано сажей, или какой-нибудь краской, или просто грязью неизвестного происхождения. Селюженок маленький и хрупкий : ткнешь пальцем — он и упадет. Походка у него легкая и бесшумная , словно он не идет, а крадется . Как это такое хлипкое существо может доставлять людям столько неприятностей ! Худой, большеголовый, прыткий , он похож на огромного головастика . И взрослые считают, что с годами из него выйдет порядочная жаба». Что о Селюжёнке думают другие дети? Малыши? Дети относились к нему «терпимо», он для них – повод для интересных событий. А маленькие дети его по-доброму называют «Селюжёнок-медвежонок», но не более. Он на них не обижался.

Главный герой

  • Как зовут главного героя? Опишите его внешность?
  • Что подчеркивает особенно автор?
  • «У Селюженка круглая голова , подстриженная под машинку, а уши торчат в стороны , как ручки сахарницы. Худое лицо всегда измазано сажей, или какой-нибудь краской, или просто грязью неизвестного происхождения. Селюженок маленький и хрупкий : ткнешь пальцем — он и упадет. Походка у него легкая и бесшумная , словно он не идет, а крадется . Как это такое хлипкое существо может доставлять людям столько неприятностей ! Худой, большеголовый, прыткий , он похож на огромного головастика . И взрослые считают, что с годами из него выйдет порядочная жаба».
  • Что о Селюжёнке думают другие дети? Малыши?
  • Дети относились к нему «терпимо», он для них – повод для интересных событий. А маленькие дети его по-доброму называют «Селюжёнок-медвежонок», но не более. Он на них не обижался.
Главный герой Почему взрослые так относились к нему? Что им в нем не нравилось? Своей непроницаемостью, молчаливостью, равнодушием мальчик выводил взрослых из себя. Он не считал никого «за людей», «смотря сквозь». Он не выказывал ни раскаяния, ни сопротивления, ничего. Какие привычки главного героя мы можем обозначить? «Селюженок тащил все, что плохо лежало . Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило ему никаких благ.» Т.е. воровал не ради наживы, а «просто так». Что же творится в душе у этого человечка? Почему он такой? «Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен.  Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая никогда не сходится с ответом». Какое чувство вызвал герой у вас?* Почему?

Главный герой

  • Почему взрослые так относились к нему? Что им в нем не нравилось?
  • Своей непроницаемостью, молчаливостью, равнодушием мальчик выводил взрослых из себя. Он не считал никого «за людей», «смотря сквозь». Он не выказывал ни раскаяния, ни сопротивления, ничего.
  • Какие привычки главного героя мы можем обозначить?
  • «Селюженок тащил все, что плохо лежало . Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило ему никаких благ.» Т.е. воровал не ради наживы, а «просто так».
  • Что же творится в душе у этого человечка? Почему он такой?
  • «Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен. Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая никогда не сходится с ответом».
  • Какое чувство вызвал герой у вас?* Почему?
Композиция рассказа Почему рассказ называется «Разбуженный соловьями»? После этого герой изменился. В нем проснулось чувство общности, желание поделиться с людьми своим открытием – пением соловья. Найдите эпизод, в котором мальчик проснулся от пения соловья? «Селюженок стоял под деревом затаив дыхание . Он забыл про камень и не шевелился , потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить ».  На сколько частей, получается, можно разделить все произведение? Как их можно назвать? Все произведение можно разделить на 2 части : 1) «сон» и 2) «пробуждение» Докажем на словесном уровне , что он «спал». Найдите в тексте признаки сна и пробуждения мальчика

Композиция рассказа

  • Почему рассказ называется «Разбуженный соловьями»?
  • После этого герой изменился. В нем проснулось чувство общности, желание поделиться с людьми своим открытием – пением соловья.
  • Найдите эпизод, в котором мальчик проснулся от пения соловья?
  • «Селюженок стоял под деревом затаив дыхание . Он забыл про камень и не шевелился , потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить ». 
  • На сколько частей, получается, можно разделить все произведение? Как их можно назвать?
  • Все произведение можно разделить на 2 части : 1) «сон» и 2) «пробуждение»
  • Докажем на словесном уровне , что он «спал». Найдите в тексте признаки сна и пробуждения мальчика
Композиция рассказа СОН ПРОБУЖДЕНИЕ «не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза» «Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые темные ветки» «был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью.» «..нить, которая тянулась к разбуженному мальчику. «Соловей разбудил мальчика..» «Чаще всего молчал. его ответы были односложными, лишенными настоящего смысла..» «Селюженок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья».  «Он был всегда одним и тем же» «Он разжал кулак и удивился неожиданно пришло в голову слепить соловья» «стоял молча и смотрел на начальника невидящими глазами» «посмотрел на соловья и улыбнулся» «молчал. следил глазами за жирной блестящей мухой «Селюженок поднял глаза и протянул ей руку» «Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь»  «следил за каждым ее движением» «ему захотелось сказать правду.»

Композиция рассказа

СОН

ПРОБУЖДЕНИЕ

«не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза»

«Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые темные ветки»

«был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью.»

«..нить, которая тянулась к разбуженному мальчику.

«Соловей разбудил мальчика..»

«Чаще всего молчал. его ответы были односложными, лишенными настоящего смысла..»

«Селюженок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья». 

«Он был всегда одним и тем же»

«Он разжал кулак и удивился неожиданно пришло в голову слепить соловья»

«стоял молча и смотрел на начальника невидящими глазами»

«посмотрел на соловья и улыбнулся»

«молчал. следил глазами за жирной блестящей мухой

«Селюженок поднял глаза и протянул ей руку»

«Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь» 

«следил за каждым ее движением»

«ему захотелось сказать правду.»

Смысл название Что означает это пробуждение мальчика? Что за сон он прервал? Приняли дети его открытие прекрасного? Докажите* Во время выставки дети одобряли его, считая « настоящим художником », который « правда видел соловья ».  Пробуждение мальчика: буквальное пробуждение ото сна , ведь  соловей своим пением разбудил среди ночи мальчика. Пробуждение Человека : соловей своим пением пробудил в мальчике все лучшее , что было в нем, показал ему его истинное лицо, вернул его к людям, к жизни . Пробуждение Художника : мальчик открыл в себе желание не просто вернуться к людям, но и поделиться с ними , своим открытием – чем-то прекрасным, настоящим искусством , которое делаем мир прекраснее. Это и значит быть художником – нести в мир доброе и чудесное, пусть и материально воплотить это получается не сразу.

Смысл название

  • Что означает это пробуждение мальчика? Что за сон он прервал?
  • Приняли дети его открытие прекрасного? Докажите*
  • Во время выставки дети одобряли его, считая « настоящим художником », который « правда видел соловья ».

Пробуждение мальчика: буквальное пробуждение ото сна , ведь соловей своим пением разбудил среди ночи мальчика.

Пробуждение Человека : соловей своим пением пробудил в мальчике все лучшее , что было в нем, показал ему его истинное лицо, вернул его к людям, к жизни .

Пробуждение Художника : мальчик открыл в себе желание не просто вернуться к людям, но и поделиться с ними , своим открытием – чем-то прекрасным, настоящим искусством , которое делаем мир прекраснее. Это и значит быть художником – нести в мир доброе и чудесное, пусть и материально воплотить это получается не сразу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!