Ю.Я.Яковлев
«Разбуженный соловьями»
Юрий Яковлевич Яковлев
- настоящая фамилия — Ховкин (1922 — 1995) — советский писатель и сценарист , автор книг для подростков и юношества .
- Родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу . В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен.
- В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев .
Из автобиографии: «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве ВДК и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях ПрикВО и шёл на торпедном катере по пути дерзкого десанта Ц. Л. Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии».
Главный герой
- Как зовут главного героя? Опишите его внешность?
- Что подчеркивает особенно автор?
- «У Селюженка круглая голова , подстриженная под машинку, а уши торчат в стороны , как ручки сахарницы. Худое лицо всегда измазано сажей, или какой-нибудь краской, или просто грязью неизвестного происхождения. Селюженок маленький и хрупкий : ткнешь пальцем — он и упадет. Походка у него легкая и бесшумная , словно он не идет, а крадется . Как это такое хлипкое существо может доставлять людям столько неприятностей ! Худой, большеголовый, прыткий , он похож на огромного головастика . И взрослые считают, что с годами из него выйдет порядочная жаба».
- Что о Селюжёнке думают другие дети? Малыши?
- Дети относились к нему «терпимо», он для них – повод для интересных событий. А маленькие дети его по-доброму называют «Селюжёнок-медвежонок», но не более. Он на них не обижался.
Главный герой
- Почему взрослые так относились к нему? Что им в нем не нравилось?
- Своей непроницаемостью, молчаливостью, равнодушием мальчик выводил взрослых из себя. Он не считал никого «за людей», «смотря сквозь». Он не выказывал ни раскаяния, ни сопротивления, ничего.
- Какие привычки главного героя мы можем обозначить?
- «Селюженок тащил все, что плохо лежало . Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило ему никаких благ.» Т.е. воровал не ради наживы, а «просто так».
- Что же творится в душе у этого человечка? Почему он такой?
- «Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен. Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая никогда не сходится с ответом».
- Какое чувство вызвал герой у вас?* Почему?
Композиция рассказа
- Почему рассказ называется «Разбуженный соловьями»?
- После этого герой изменился. В нем проснулось чувство общности, желание поделиться с людьми своим открытием – пением соловья.
- Найдите эпизод, в котором мальчик проснулся от пения соловья?
- «Селюженок стоял под деревом затаив дыхание . Он забыл про камень и не шевелился , потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить ».
- На сколько частей, получается, можно разделить все произведение? Как их можно назвать?
- Все произведение можно разделить на 2 части : 1) «сон» и 2) «пробуждение»
- Докажем на словесном уровне , что он «спал». Найдите в тексте признаки сна и пробуждения мальчика
Композиция рассказа
СОН
ПРОБУЖДЕНИЕ
«не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза»
«Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые темные ветки»
«был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью.»
«..нить, которая тянулась к разбуженному мальчику.
«Соловей разбудил мальчика..»
«Чаще всего молчал. его ответы были односложными, лишенными настоящего смысла..»
«Селюженок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья».
«Он был всегда одним и тем же»
«Он разжал кулак и удивился неожиданно пришло в голову слепить соловья»
«стоял молча и смотрел на начальника невидящими глазами»
«посмотрел на соловья и улыбнулся»
«молчал. следил глазами за жирной блестящей мухой
«Селюженок поднял глаза и протянул ей руку»
«Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь»
«следил за каждым ее движением»
«ему захотелось сказать правду.»
Смысл название
- Что означает это пробуждение мальчика? Что за сон он прервал?
- Приняли дети его открытие прекрасного? Докажите*
- Во время выставки дети одобряли его, считая « настоящим художником », который « правда видел соловья ».
Пробуждение мальчика: буквальное пробуждение ото сна , ведь соловей своим пением разбудил среди ночи мальчика.
Пробуждение Человека : соловей своим пением пробудил в мальчике все лучшее , что было в нем, показал ему его истинное лицо, вернул его к людям, к жизни .
Пробуждение Художника : мальчик открыл в себе желание не просто вернуться к людям, но и поделиться с ними , своим открытием – чем-то прекрасным, настоящим искусством , которое делаем мир прекраснее. Это и значит быть художником – нести в мир доброе и чудесное, пусть и материально воплотить это получается не сразу.