СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ю.Я. Яковлев "Белые журавлики"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель знакомит учащихся с биографией и содержанием рассказа Юрия Яковлевича Яковлева "Белые журавлики", показывает связь литературного произведения с историческими событиями. 

Просмотр содержимого документа
«Ю.Я. Яковлев "Белые журавлики"»

«_____»_____________20___г.


Литературное чтение (2-3-41)


Тема урока: «Весна – утро нового года» Ю. Яковлев «Белые журавлики».

Цель урока: - познакомить учащихся с рассказом Ю. Яковлева «Белые журавлики».

Задачи урока: - познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с

историческим событием;

- формировать навык чтения;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать мышление и пространственное воображение;

- воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;

- воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование: Портрет Ю. Яковлева; рисунок атомного взрыва; фрагменты музыкальных произведений

военных лет, опорные карточки, свеча, бумажные журавлики, карта мира.

Подготовительная работа: ученицы учили стихотворения наизусть.


Ход урока


I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

с. 188 - 189 Выразительное чтение наизусть стихотворения К. Идрисова «Первый подарок».

III. Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка военных лет)

- 6 августа 1945 года - страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света.

Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть…

По всей земле летит сообщение: «Американцы сбросили атомную бомбу на город Японии».

















(Пауза)

- И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.

С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.

(Музыка прекращается)

В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки, и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.

(Подготовленная ученица со свечой в руках):

«Когда я выйду к солнышку?» – спросила у врача.

А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.

И врач ответил девочке:

- Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама».

(Учитель подает ей журавлика)

- У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.

(Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):

Я жить хочу, не умереть,

Хочу не плакать я, а петь,

Хочу я слышать звонкий смех,

Хочу я радости для всех.

Чтоб злая бомба никогда

Не разрушала города.

Я жить хочу, не умереть,

Хочу не плакать я, а петь!

(Свеча гаснет)

- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…

И с тех пор в парке мира города Хиросимы поставлен памятник всем детям, погибшим от атомного взрыва. Каждый день туда приходят и приносят новые гирлянды бумажных журавликов. Бывало, налетит ветер, подхватит бумажную стаю, и тогда журавлики разлетаются по всему свету и словно говорят всем: «Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!»

IV. Знакомство с биографией и творчеством Ю. Яковлева.

Юрий Яковлевич Яковлев - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии» (из автобиографии).

Творческая деятельность началась с написания стихов. «Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков.»

Первая книга «Наш адрес» - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году.
Вторая книга - «В нашем полку», где собраны стихи о войне.
Институт окончил будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей.
В прозе с 1960 года. Первый рассказ «Станция Мальчики» был напечатан в «Огоньке».
В кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм».
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин.
Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца.
Подробно и развёрнуто педагогико - эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

V. Знакомство с текстом.

с. 195 – 196 Чтение рассказа учителем.

- Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь).

- Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: «Какое же несчастье принес атомный взрыв? (Он принес смерть.)

VI. Физкультурная минутка.

VII. Работа по содержанию.

- Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы?

- А вот как атомный взрыв изобразил художник.

(На доске рисунок взрыва).

- Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике на рисунок?

- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей.)

- Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов?

Журавль - птица, почитаемая японцами. Фигурка журавлика является международным символом оригами.

- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью? (Врачи, японские дети, московские школьники - присылали ей свих журавликов.)

- Что сделали, чтобы память о погибших детях увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в центре города Хиросимы.)

- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте.

- Как ведут себя люди и дети у этого памятника? (Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько секунд проводят в молчании, а дети приносят белых журавликов.)

- Найдите и прочитайте об этом в тексте.

- А сейчас мы с вами тоже проведем несколько секунд в молчании, в знак памяти всех погибших детей на Земле.

(Минута молчания при свечах.)

VIII. Закрепление.

- С каким рассказом вы сегодня познакомились?

- Что такое белый журавлик?

- В какой стране происходили события?

- О каком городе шла речь в тексте?

IX. Задание на дом.

с. 188 – 189

А) Чтение и пересказ текста.

Б) В знак мира, дружбы и счастья на Земле мы проводим конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце, дружба и мир».

X. Итог урока.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!