«_____»_____________20___г.
Литературное чтение (2-3-41)
Тема урока: «Весна – утро нового года» Ю. Яковлев «Белые журавлики».
Цель урока: - познакомить учащихся с рассказом Ю. Яковлева «Белые журавлики».
Задачи урока: - познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с
историческим событием;
- формировать навык чтения;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать мышление и пространственное воображение;
- воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;
- воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование: Портрет Ю. Яковлева; рисунок атомного взрыва; фрагменты музыкальных произведений
военных лет, опорные карточки, свеча, бумажные журавлики, карта мира.
Подготовительная работа: ученицы учили стихотворения наизусть.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
с. 188 - 189 Выразительное чтение наизусть стихотворения К. Идрисова «Первый подарок».
III. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка военных лет)
- 6 августа 1945 года - страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света.
Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть…
По всей земле летит сообщение: «Американцы сбросили атомную бомбу на город Японии».
(Пауза)
- И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.
С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.
(Музыка прекращается)
В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки, и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.
(Подготовленная ученица со свечой в руках):
«Когда я выйду к солнышку?» – спросила у врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке:
- Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама».
(Учитель подает ей журавлика)
- У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.
(Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь,
Хочу я слышать звонкий смех,
Хочу я радости для всех.
Чтоб злая бомба никогда
Не разрушала города.
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь!
(Свеча гаснет)
- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…
И с тех пор в парке мира города Хиросимы поставлен памятник всем детям, погибшим от атомного взрыва. Каждый день туда приходят и приносят новые гирлянды бумажных журавликов. Бывало, налетит ветер, подхватит бумажную стаю, и тогда журавлики разлетаются по всему свету и словно говорят всем: «Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!»
IV. Знакомство с биографией и творчеством Ю. Яковлева.
Юрий Яковлевич Яковлев - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии» (из автобиографии).
Творческая деятельность началась с написания стихов. «Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков.»
Первая книга «Наш адрес» - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году.
Вторая книга - «В нашем полку», где собраны стихи о войне.
Институт окончил будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей.
В прозе с 1960 года. Первый рассказ «Станция Мальчики» был напечатан в «Огоньке».
В кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм».
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин.
Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца.
Подробно и развёрнуто педагогико - эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).
V. Знакомство с текстом.
с. 195 – 196 Чтение рассказа учителем.
- Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь).
- Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: «Какое же несчастье принес атомный взрыв? (Он принес смерть.)
VI. Физкультурная минутка.
VII. Работа по содержанию.
- Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы?
- А вот как атомный взрыв изобразил художник.
(На доске рисунок взрыва).
- Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике на рисунок?
- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей.)
- Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов?
Журавль - птица, почитаемая японцами. Фигурка журавлика является международным символом оригами.
- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью? (Врачи, японские дети, московские школьники - присылали ей свих журавликов.)
- Что сделали, чтобы память о погибших детях увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в центре города Хиросимы.)
- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте.
- Как ведут себя люди и дети у этого памятника? (Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько секунд проводят в молчании, а дети приносят белых журавликов.)
- Найдите и прочитайте об этом в тексте.
- А сейчас мы с вами тоже проведем несколько секунд в молчании, в знак памяти всех погибших детей на Земле.
(Минута молчания при свечах.)
VIII. Закрепление.
- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
- Что такое белый журавлик?
- В какой стране происходили события?
- О каком городе шла речь в тексте?
IX. Задание на дом.
с. 188 – 189
А) Чтение и пересказ текста.
Б) В знак мира, дружбы и счастья на Земле мы проводим конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце, дружба и мир».
X. Итог урока.