Конспект урока по мистерии Ю. Яковлева «Страсти по четырем девочкам»
Ход урока
1. Оргмомент. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем обычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь.
-Ежегодно в музее Боевой Славы нашей школы проходят уроки мужества, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Мы с вами учимся беречь память, хранить память о тех страшных событиях, для того чтобы это не повторилось вновь..
К событиям Вов обращались многие авторы. Немало писателей освещало в своих произведениях жизнь ваших ровесников в эти страшные годы.
Одним из таких писателей является Юрий Яковлев, перу которого принадлежат знакомые уже нам рассказы «Девочки с Васильевского острова», «Запах хлеба».
2. Актуализация знаний и целеполагание.
- Сегодня наш урок посвящён ещё одному произведению этого замечательного автора. Урок по мистерии Ю. Я. Яковлева «Страсти по четырем девочкам». Давайте определим тему нашего урока. О чём эта мистерия? (Это рассказ о четырех девочках, которым на долю выпали страшные испытания). А что необычного в этом произведении?
((Девочки живут в разное время: две – во время ВОВ, а другие две – намного после неё, но их объединяет любовь к жизни, желание , чтобы все люди были счастливы! Ненависть к войне, жертвами которой стали сами. и маленький бумажный журавлик, вселяющий надежду..)
- Тема памяти в мистерии Яковлева «Страсти по четырем девочкам».
Запись в тетрадках темы урока
- Каковы цели нашего урока?
- Понять, о чем заставляет задуматься эта мистерия, чему может научить, от каких ошибок может предостеречь.
3. Система заданий по мистерии:
1. Беседа
- Прежде, чем говорить о самом произведении, мы должны понять, почему его Яковлев относит к такому жанру, как мистерия.
- Что же такое мистерия?
МИСТЕРИЯ -Мистерия — литературныйжанр, в котором история события, обычно убийства или другого преступления, остаётся загадкой до конца повествования[1]. Часто в замкнутом кругу подозреваемых каждому подозреваемому обычно предоставляется заслуживающий доверия мотив и разумная возможность совершить преступление
- Где происходит действие 1 песни? (В Ленинграде – военном, блокадном).
- Что вам известно о блокаде Ленинграда? (Ответы уч-ся)
- Чтобы лучше понять содержание 1 песни мистерии, послушаем рассказ
ЯРОСЛАВА ЧУРСИНА об этом страшном времени,
2. Рассказ о блокаде Ленинграда
3. Посмотрим один из эпизодов, изображенных Яковлевым
- Инценировка ТАНЯ Савичева и бумажный журавлик
Так в ледяной, покрытой инеем блокадной комнате появился бумажный Журавлик. Он сделал круг и шурша, как опавший листок, опустился к ногам Тани Савичевой.
Девочка вздрогнула. Но увидев Журавлика, успокоилась, не удивилась.
- Журавлик? Как ты сюда попал?
- Я услышал, что тебе приходится трудно, вот и прилетел.
- Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено.
- Меня нельзя уничтожить: пока живы дети, всегда будут бумажные Журавлики.
- У меня нет для тебя даже крошечки хлеба.
- Бумажным журавликам не нужен хлеб. Хлеб нужен тебе.
- Откуда ты прилетел?
- Из твоего будущего, Таня.
- У меня нет будущего.
- Что же, ты навсегда останешься девочкой.
- Блокадной девочкой.
- Но снаряд может пролететь мимо. И бомба не попадет в твой дом.
- Не все ли равно, от чего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
- Давай улетим вместе на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь...
Но Таня грустно посмотрела на Журавлика и покачала головой.
- Я не могу улететь без мамы, - сказала она.
- Как этот эпизод характеризует Таню? Чем удивителен образ Тани Савичевой?
4. Анна Франк
История Тани Савичевой – это лишь одна трагическая страница нашей книги – книги Памяти и Скорби. Давайте вместе с бумажным журавликом перенесемся в убежище другой девочки – Анны Франк
- Чтобы понять, о чем пойдет дальше речь, обратимся к глоссарию
6. ГЛОССАРИЙ
Холоко́ст: В узком смысле (также Катастрофа европейского еврейства, Шоа) — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.
Геноцид — это преднамеренное уничтожение народа, обычно определяемого как этническая, национальная, расовая или религиозная группа, полностью или частично. Рафаэль Лемкин ввел этот термин в 1944 году, объединив греческое слово γένος (genos, "раса, народ") с латинским суффиксом-caedo ("акт убийства").
Освенцим- 27 апреля 1940 г. был создан первый концлагерь Освенцим, предназначенный для массового уничтожения людей. Освенцим, известный также под немецкими названиями Аушвиц или концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау – комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940-1945 гг. на юге Польши в 60 км к западу от Кракова.
- А теперь посмотрите видеоролик об Анне и ответьте на вопрос: Чем Анна Франк заслужила память о себе?
5. ВИДЕОРОЛИК об Анне
- Я предлагаю вам прочитать отрывок об Анне по ролям и ответить на вопрос: Что же объединяет героинь Яковлева? ( Желание помочь ближнему)
( И та , и другая вели дневник, который для нас является памятников тех страшных событий)
7. Чтение отрывка из рассказа
- "Боже, утоли печаль мою", - одними губами произнесла Анна, и ее слова прозвучали как молитва. Это были слова из Библии. И вдруг, подумав совершенно о другом, она сказала: - У меня был товарищ, его в школе звали "Защитник лягушек". Он всем доказывал, что лягушки очень полезные, очень красивые существа, и защищал их. Как жаль, что защитники лягушек не могут защитить людей.
Анна вздрогнула:
- Слышите?
- Анна, если придут фашисты, мы задержим их, а ты спасайся. Ты можешь вылезти на крышу через слуховое окно... - предложил Арлекин.
- Анна, почему фашисты хотят тебя схватить? Ты взрывала мосты? Ты расклеивала по городу листовки? Ты стреляла в них?
Анна покачала головой.
- Что они от тебя хотят? - допытывается Пьеро. - Почему они все время рядом с тобой, не отступаются от тебя даже ночью? Ты в чем-нибудь виновата перед ними? В чем твоя вина?
Анна как-то странно посмотрела на нас, в этот миг глаза ее были большими и темными, словно она испытывала боль.
- Моя вина в том, что я еврейка, - одними губами произнесла она.
- Какая же это вина, если ты родилась такой? - спросил Пьеро.
- Ну и что, что еврейка, - заволновался Арлекин. - Какая разница? Я русский, Пьеро - армянин. Не все ли равно?
- Фашистам не все равно, - глаза Анны не отрывались от двери: шаги приближались. - Есть люди, которые считают, что если сосед несчастен, то сами они от этого будут счастливее. Если один народ несчастен, другой сразу заживет лучше.
- Так надо объяснить им! - воскликнул Арлекин. - Они чего-то не понимают!
- Их не убедишь. Они возвышаются, унижая других. Но это им только кажется, что они возвышаются. Они падают в бездну и вслед им летят человеческие проклятья.
- Идем с нами отсюда! - решительно предложил Пьеро.
- Мы спасем тебя! - поддержал товарища Арлекин.
- А как же папа и мама, и сестра... и товарищи по беде... Нас так мало и так много. Разве вы можете всех спасти?
- Всех мы, наверное, не сможем, - согласился Пьеро.
- Я не могу оставить их. Это будет предательством.
Шаги приближались. И наконец замерли у самой двери.
- Что же объединяет героинь Яковлева? ( Желание помочь ближнему)
( И та , и другая вели дневник, который для нас является памятников тех страшных событий)
8.РАБОТА С ПАЗЛАМИ: ДЕТСКИЙ ПАМЯТНИК МИРА, …
А теперь обратите внимание на пазлы, которые находятся у вас на столах. Вам необходимо сгруппироваться по четыре человека и собрать пазл.
Что у вас получилось? ( памятник)
Кому поставлен этот памятник?
- Прочитайте в рабочем листе историю его создания. Выделите главную информацию.
Детский памятник мира открылся в мемориальном парке мира в День Детей 5 мая 1958 года. Памятник посвящен умершей от лейкемии девочке — Садако Сасаки и другим детям, погибшим или пострадавшим во время атомной бомбардировки. Монумент создали скульпторы Кадзуо Кикути и Киёси Икэбэ на пожертвования, собранные японскими школьниками, среди которых были и одноклассники Садако Сасаки. На вершине монумента стоит скульптура Садако, поднявшая на головой бумажного журавлика. Вокруг монумента тысячи бумажных журавликов, пожертвованных со всего мира и символизирующих мечту о мире без ядерной войны.
В основании монумента высечены слова: «Это наш призыв, это наша молитва за создание мира в мире».
- Почему Яковлев наравне с Таней и Анной повествует о Садако Сасаки?
( Девочка тоже оказалась заложницей войны. Война вселилась в нее спустя много лет, передалась по наследству)
9. О мире мечтали во все времена, не только во время Второй мировой. Одним из борцов за мир считается Саманта Смит – четвертая из девочек в мистерии.
Мой Театр - место таких встреч. Люди разных эпох могут встретиться только здесь. Назначайте свидания в моем Театре!
Так случилось, что на ступеньках Самантиного дома встретились все героини моей мистерии.
Саманта сидела на крыльце, когда перед домом появилась девочка в платке и ватнике. У девочки было бледное изможденное лицо и запавшие глаза, полные тоски.
Девочка произнесла странную фразу:
- А куропатка съедает в день всего 22 грамма!
- Ты что, наблюдаешь за куропатками? - поинтересовалась Саманта.
- Я завидую куропаткам. 22 грамма им хватает. А мне сто грамм хлеба мало.
- Я дам тебе сколько хочешь хлеба! - воскликнула Саманта
- Спасибо. Теперь уже не надо. Блокаду прорвали. Война кончилась, ответила девочка.
"Так вот она какая, война!" - подумала Саманта, и тихо сказала:
- Прости меня, ты, наверное, очень устала. Посиди на крылечке. Меня зовут Саманта.
- А я Таня, - ответила незнакомка и села на ступеньку, согретую солнышком.
Потом появилась еще одна гостья в голубом хитоне, сшитом из маминой нижней юбки. Ее появление тоже озадачило Самант.
- Ты, наверное, актриса? - спросила Саманта.
- Да, конечно... Конечно, я - актриса. Я ужасно счастлива, а играю роль несчастной.
Саманта продолжала разглядывать гостью-актрису, а Таня грелась на солнышке и все не могла согреться.
Стало удивительно тихо. Саманта задумалась, исподволь разглядывая гостей, и вдруг воскликнула:
- Девочки, вы обе с войны. Я знаю вас! Я читала ваши дневники. Вас прислало небо?
- Если человеческую память считать небом, то небо, - рассудительно ответила Анна.
И тут все заметили, что перед крылечком появилась еще одна незнакомка, худенькая, в шелковом кимоно.
- Ты тоже была на войне?
- Нет, - ответила Сасаки, - война вселилась в меня. Война всегда со мной. Со мной... до самой смерти. Как хорошо, что у меня нет дочки и в нее не вселится моя война, как в меня мамина.
- Что же это за страшная война, которая передается по наследству! воскликнула Саманта.
Девочки печально посмотрели на Саманту и молча ушли.
Саманта почувствовала войну так реально, словно та уже поднималась по нагретым солнцем ступеням крыльца и готова была ударом сапога выбить дверь и вломиться в дом.
И тогда Саманта со всей силой почувствовала, что наступил момент, когда она может остановить войну. Она одна во всем мире. Вчера было рано, завтра будет поздно. Сегодня! И никто другой, только она. Она! Она!
В длинной ночной рубашке до земли она сидела на стуле, поджав ноги, а перед ней лежал листок из школьной тетради.
10. Письмо Саманты ВИДЕОролик
- Маленькая девочка нашла такие слова, которые смогли затронуть сердца взрослых
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
Так О чем же заставляет задуматься рассказ Яковлева?
(об умении ценить то, что мы имеем, – своих родителей и друзей, дорожить своим настоящим, делать всё, чтобы наше будущее было мирным).
- Планета содрогается от ужаса бесконечных войн до сих пор: Это и Ирак, и Вьетнам, Афганистан, Чечня, Сирия, а сегодня война коснулась и нас. К сожалению, невольными свидетелями и участниками военных событий на Донбасе становятся такие же дети, как герои произведения Яковлева. Дети, живущие с надеждой о мире.
Я предлагаю вам сейчас сложить маленького бумажного журавлика и отправить в наше импровизированное безоблачное небо!
И пусть всегда парят над планетой в ореоле солнца белые журавлики – символы надежды.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖУРАВЛИКОВ!
Что же такого сделали эти четыре девочки, что их именем названа медаль, им установлены памятники, в их имена дают звездам и - да, по мотивам событий их жизни снова и снова разыгрывают спектакли? Они не взрывали мосты, не разбрасывали листовки, не стреляли во врагов. Они просто жили, эти четыре девочки, чье детство навсегда остановилось на пороге юности. Такие юные, такие красивые... Символы памяти, как бумажный журавлик, превратившийся в символ надежды. Это их избрала правда, чтобы рассказать о себе, чтобы донести себя, чтобы достучаться до сердца. Чтобы продолжала жить память, на сцене которой идёт один и тот же нескончаемый спектакль под названием жизнь.. Будем жить.
ЗВУЧИТ песня «Пусть всегда будет солнце» дети крепят журавликов на небо.
Д.задание
Выписать из Интернета высказывание о памяти, которое вам показалось наиболее значимым и подходящим к теме урока
Напишите письмо нашим солдатам,
Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в мистерии Ю. Яковлева "Страсти по четырем девочкам"»
Конспект урока по мистерии Ю. Яковлева «Страсти по четырем девочкам»
Ход урока
1. Оргмомент. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем обычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь.
-Ежегодно в музее Боевой Славы нашей школы проходят уроки мужества, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Мы с вами учимся беречь память, хранить память о тех страшных событиях, для того чтобы это не повторилось вновь..
К событиям Вов обращались многие авторы. Немало писателей освещало в своих произведениях жизнь ваших ровесников в эти страшные годы.
Одним из таких писателей является Юрий Яковлев, перу которого принадлежат знакомые уже нам рассказы «Девочки с Васильевского острова», «Запах хлеба».
2. Актуализация знаний и целеполагание.
- Сегодня наш урок посвящён ещё одному произведению этого замечательного автора. Урок по мистерии Ю. Я. Яковлева «Страсти по четырем девочкам». Давайте определим тему нашего урока. О чём эта мистерия? (Это рассказ о четырех девочках, которым на долю выпали страшные испытания). А что необычного в этом произведении?
((Девочки живут в разное время: две – во время ВОВ, а другие две – намного после неё, но их объединяет любовь к жизни, желание , чтобы все люди были счастливы! Ненависть к войне, жертвами которой стали сами. и маленький бумажный журавлик, вселяющий надежду..)
- Тема памяти в мистерии Яковлева «Страсти по четырем девочкам».
Запись в тетрадках темы урока
- Каковы цели нашего урока?
- Понять, о чем заставляет задуматься эта мистерия, чему может научить, от каких ошибок может предостеречь.
3. Система заданий по мистерии:
1. Беседа
- Прежде, чем говорить о самом произведении, мы должны понять, почему его Яковлев относит к такому жанру, как мистерия.
- Что же такое мистерия?
МИСТЕРИЯ -Мистерия — литературныйжанр, в котором история события, обычно убийства или другого преступления, остаётся загадкой до конца повествования[1]. Часто в замкнутом кругу подозреваемых каждому подозреваемому обычно предоставляется заслуживающий доверия мотив и разумная возможность совершить преступление
- Где происходит действие 1 песни? (В Ленинграде – военном, блокадном).
- Что вам известно о блокаде Ленинграда? (Ответы уч-ся)
- Чтобы лучше понять содержание 1 песни мистерии, послушаем рассказ
ЯРОСЛАВА ЧУРСИНА об этом страшном времени,
2. Рассказ о блокаде Ленинграда
3. Посмотрим один из эпизодов, изображенных Яковлевым
- Инценировка ТАНЯ Савичева и бумажный журавлик
Так в ледяной, покрытой инеем блокадной комнате появился бумажный Журавлик. Он сделал круг и шурша, как опавший листок, опустился к ногам Тани Савичевой.
Девочка вздрогнула. Но увидев Журавлика, успокоилась, не удивилась.
- Журавлик? Как ты сюда попал?
- Я услышал, что тебе приходится трудно, вот и прилетел.
- Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено.
- Меня нельзя уничтожить: пока живы дети, всегда будут бумажные Журавлики.
- У меня нет для тебя даже крошечки хлеба.
- Бумажным журавликам не нужен хлеб. Хлеб нужен тебе.
- Откуда ты прилетел?
- Из твоего будущего, Таня.
- У меня нет будущего.
- Что же, ты навсегда останешься девочкой.
- Блокадной девочкой.
- Но снаряд может пролететь мимо. И бомба не попадет в твой дом.
- Не все ли равно, от чего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
- Давай улетим вместе на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь...
Но Таня грустно посмотрела на Журавлика и покачала головой.
- Я не могу улететь без мамы, - сказала она.
- Как этот эпизод характеризует Таню? Чем удивителен образ Тани Савичевой?
4. Анна Франк
История Тани Савичевой – это лишь одна трагическая страница нашей книги – книги Памяти и Скорби. Давайте вместе с бумажным журавликом перенесемся в убежище другой девочки – Анны Франк
- Чтобы понять, о чем пойдет дальше речь, обратимся к глоссарию
6. ГЛОССАРИЙ
Холоко́ст: В узком смысле (также Катастрофа европейского еврейства, Шоа) — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.
Геноцид — это преднамеренное уничтожение народа, обычно определяемого как этническая, национальная, расовая или религиозная группа, полностью или частично. Рафаэль Лемкин ввел этот термин в 1944 году, объединив греческое слово γένος (genos, "раса, народ") с латинским суффиксом-caedo ("акт убийства").
Освенцим- 27 апреля 1940 г. был создан первый концлагерь Освенцим, предназначенный для массового уничтожения людей. Освенцим, известный также под немецкими названиями Аушвиц или концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау – комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940-1945 гг. на юге Польши в 60 км к западу от Кракова.
- А теперь посмотрите видеоролик об Анне и ответьте на вопрос: Чем Анна Франк заслужила память о себе?
5. ВИДЕОРОЛИК об Анне
- Я предлагаю вам прочитать отрывок об Анне по ролям и ответить на вопрос: Что же объединяет героинь Яковлева? ( Желание помочь ближнему)
( И та , и другая вели дневник, который для нас является памятников тех страшных событий)
7. Чтение отрывка из рассказа
- "Боже, утоли печаль мою", - одними губами произнесла Анна, и ее слова прозвучали как молитва. Это были слова из Библии. И вдруг, подумав совершенно о другом, она сказала: - У меня был товарищ, его в школе звали "Защитник лягушек". Он всем доказывал, что лягушки очень полезные, очень красивые существа, и защищал их. Как жаль, что защитники лягушек не могут защитить людей.
Анна вздрогнула:
- Слышите?
- Анна, если придут фашисты, мы задержим их, а ты спасайся. Ты можешь вылезти на крышу через слуховое окно... - предложил Арлекин.
- Анна, почему фашисты хотят тебя схватить? Ты взрывала мосты? Ты расклеивала по городу листовки? Ты стреляла в них?
Анна покачала головой.
- Что они от тебя хотят? - допытывается Пьеро. - Почему они все время рядом с тобой, не отступаются от тебя даже ночью? Ты в чем-нибудь виновата перед ними? В чем твоя вина?
Анна как-то странно посмотрела на нас, в этот миг глаза ее были большими и темными, словно она испытывала боль.
- Моя вина в том, что я еврейка, - одними губами произнесла она.
- Какая же это вина, если ты родилась такой? - спросил Пьеро.
- Ну и что, что еврейка, - заволновался Арлекин. - Какая разница? Я русский, Пьеро - армянин. Не все ли равно?
- Фашистам не все равно, - глаза Анны не отрывались от двери: шаги приближались. - Есть люди, которые считают, что если сосед несчастен, то сами они от этого будут счастливее. Если один народ несчастен, другой сразу заживет лучше.
- Так надо объяснить им! - воскликнул Арлекин. - Они чего-то не понимают!
- Их не убедишь. Они возвышаются, унижая других. Но это им только кажется, что они возвышаются. Они падают в бездну и вслед им летят человеческие проклятья.
- Идем с нами отсюда! - решительно предложил Пьеро.
- Мы спасем тебя! - поддержал товарища Арлекин.
- А как же папа и мама, и сестра... и товарищи по беде... Нас так мало и так много. Разве вы можете всех спасти?
- Всех мы, наверное, не сможем, - согласился Пьеро.
- Я не могу оставить их. Это будет предательством.
Шаги приближались. И наконец замерли у самой двери.
- Что же объединяет героинь Яковлева? ( Желание помочь ближнему)
( И та , и другая вели дневник, который для нас является памятников тех страшных событий)
8.РАБОТА С ПАЗЛАМИ: ДЕТСКИЙ ПАМЯТНИК МИРА, …
А теперь обратите внимание на пазлы, которые находятся у вас на столах. Вам необходимо сгруппироваться по четыре человека и собрать пазл.
Что у вас получилось? ( памятник)
Кому поставлен этот памятник?
- Прочитайте в рабочем листе историю его создания. Выделите главную информацию.
Детский памятник мира открылся в мемориальном парке мира в День Детей 5 мая 1958 года. Памятник посвящен умершей от лейкемии девочке — Садако Сасаки и другим детям, погибшим или пострадавшим во время атомной бомбардировки. Монумент создали скульпторы Кадзуо Кикути и Киёси Икэбэ на пожертвования, собранные японскими школьниками, среди которых были и одноклассники Садако Сасаки. На вершине монумента стоит скульптура Садако, поднявшая на головой бумажного журавлика. Вокруг монумента тысячи бумажных журавликов, пожертвованных со всего мира и символизирующих мечту о мире без ядерной войны.
В основании монумента высечены слова: «Это наш призыв, это наша молитва за создание мира в мире».
- Почему Яковлев наравне с Таней и Анной повествует о Садако Сасаки?
( Девочка тоже оказалась заложницей войны. Война вселилась в нее спустя много лет, передалась по наследству)
9. О мире мечтали во все времена, не только во время Второй мировой. Одним из борцов за мир считается Саманта Смит – четвертая из девочек в мистерии.
Мой Театр - место таких встреч. Люди разных эпох могут встретиться только здесь. Назначайте свидания в моем Театре!
Так случилось, что на ступеньках Самантиного дома встретились все героини моей мистерии.
Саманта сидела на крыльце, когда перед домом появилась девочка в платке и ватнике. У девочки было бледное изможденное лицо и запавшие глаза, полные тоски.
Девочка произнесла странную фразу:
- А куропатка съедает в день всего 22 грамма!
- Ты что, наблюдаешь за куропатками? - поинтересовалась Саманта.
- Я завидую куропаткам. 22 грамма им хватает. А мне сто грамм хлеба мало.
- Я дам тебе сколько хочешь хлеба! - воскликнула Саманта
- Спасибо. Теперь уже не надо. Блокаду прорвали. Война кончилась, ответила девочка.
"Так вот она какая, война!" - подумала Саманта, и тихо сказала:
- Прости меня, ты, наверное, очень устала. Посиди на крылечке. Меня зовут Саманта.
- А я Таня, - ответила незнакомка и села на ступеньку, согретую солнышком.
Потом появилась еще одна гостья в голубом хитоне, сшитом из маминой нижней юбки. Ее появление тоже озадачило Самант.
- Ты, наверное, актриса? - спросила Саманта.
- Да, конечно... Конечно, я - актриса. Я ужасно счастлива, а играю роль несчастной.
Саманта продолжала разглядывать гостью-актрису, а Таня грелась на солнышке и все не могла согреться.
Стало удивительно тихо. Саманта задумалась, исподволь разглядывая гостей, и вдруг воскликнула:
- Девочки, вы обе с войны. Я знаю вас! Я читала ваши дневники. Вас прислало небо?
- Если человеческую память считать небом, то небо, - рассудительно ответила Анна.
И тут все заметили, что перед крылечком появилась еще одна незнакомка, худенькая, в шелковом кимоно.
- Ты тоже была на войне?
- Нет, - ответила Сасаки, - война вселилась в меня. Война всегда со мной. Со мной... до самой смерти. Как хорошо, что у меня нет дочки и в нее не вселится моя война, как в меня мамина.
- Что же это за страшная война, которая передается по наследству! воскликнула Саманта.
Девочки печально посмотрели на Саманту и молча ушли.
Саманта почувствовала войну так реально, словно та уже поднималась по нагретым солнцем ступеням крыльца и готова была ударом сапога выбить дверь и вломиться в дом.
И тогда Саманта со всей силой почувствовала, что наступил момент, когда она может остановить войну. Она одна во всем мире. Вчера было рано, завтра будет поздно. Сегодня! И никто другой, только она. Она! Она!
В длинной ночной рубашке до земли она сидела на стуле, поджав ноги, а перед ней лежал листок из школьной тетради.
10. Письмо Саманты ВИДЕОролик
- Маленькая девочка нашла такие слова, которые смогли затронуть сердца взрослых
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
Так О чем же заставляет задуматься рассказ Яковлева?
(об умении ценить то, что мы имеем, – своих родителей и друзей, дорожить своим настоящим, делать всё, чтобы наше будущее было мирным).
- Планета содрогается от ужаса бесконечных войн до сих пор: Это и Ирак, и Вьетнам, Афганистан, Чечня, Сирия, а сегодня война коснулась и нас. К сожалению, невольными свидетелями и участниками военных событий на Донбасе становятся такие же дети, как герои произведения Яковлева. Дети, живущие с надеждой о мире.
Я предлагаю вам сейчас сложить маленького бумажного журавлика и отправить в наше импровизированное безоблачное небо!
И пусть всегда парят над планетой в ореоле солнца белые журавлики – символы надежды.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖУРАВЛИКОВ!
Что же такого сделали эти четыре девочки, что их именем названа медаль, им установлены памятники, в их имена дают звездам и - да, по мотивам событий их жизни снова и снова разыгрывают спектакли? Они не взрывали мосты, не разбрасывали листовки, не стреляли во врагов. Они просто жили, эти четыре девочки, чье детство навсегда остановилось на пороге юности. Такие юные, такие красивые... Символы памяти, как бумажный журавлик, превратившийся в символ надежды. Это их избрала правда, чтобы рассказать о себе, чтобы донести себя, чтобы достучаться до сердца. Чтобы продолжала жить память, на сцене которой идёт один и тот же нескончаемый спектакль под названием жизнь.. Будем жить.
ЗВУЧИТ песня «Пусть всегда будет солнце» дети крепят журавликов на небо.
Д.задание
Выписать из Интернета высказывание о памяти, которое вам показалось наиболее значимым и подходящим к теме урока