Тема | Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» |
Цель | Развивать умение пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное. Развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию. |
Планируемые результаты | Личностные результаты: 1) Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) выражать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературного произведения Метапредметные результаты: Познавательные УУД: 1.развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2.развиваем умение толковать значение слова; 3.высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, допускать возможность существования другой точки зрения. Регулятивные УУД: 1.участие в постановке проблемы урока, принимая и сохраняя учебную задачу; 2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные УУД: 1.ведение учебного диалога с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе; . |
Предмет, возраст. | Литературное чтение ,4 класс |
Этап или этапы деятельности | Что делает учитель | Что делают ученики | Формируемые умения ЧГ | Ресурсное обеспечение Приложение № |
1.Организационный момент. | Долгожданный дан звонок. Начинается урок Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? – Тихо сели. Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? | Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. | | |
2.Актуализация знаний учащихся | На экране появляется портрет писателя. Задаёт вопросы по портрету. Загадывает загадку, тем самым подводит к теме урока. Верно, мы сегодня познакомимся с таким произведением как «Рыцарь Вася». На доске вы видите его автора -А какая будет цель нашего урока? Затем учитель включает учащимся отрывок из мультипликационного фильма «Умка», в котором звучит песня на слова Ю.Яковлева Учитель говорит Что однажды Юрий Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Учитель зачитывает цитату из рассказа: «В заветных мечтах он видел себя рыцарем…» На листе напишите слова-ассоциации к слову «рыцарь». Учитель записывает их на доске | Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. Предполагают тему урока, цели урока. Слушают, отвечают на вопросы Записывают слова ассоциации Ребята зачитывают слова, | Умение слушать, находить главное из рассказа учителя, подбирать ассоциации. | Прил..№1 |
3.Физминутка | Учитель включает видео минутку «Самолёт» | Учащиеся под музыку выполняют упражнения. | | |
4.Целеполагание, планирование деятельности на уроке | Предлагает учащимся работу над произведением Юрия Яковлева «Рыцарь Вася» читать это произведение по фрагментам, но прежде задаёт вопрос , кто такой рыцарь? Просит сделать кластер. 1. Учитель просит: «Отберите из предложенных вам картинок то, что, по вашему мнению, должно входить в обучение настоящего рыцаря? » (см. приложение). 2. Учитель спрашивает: «С вашей точки зрения, что не достаёт в обучении, чтобы человек мог считаться настоящим рыцарем?» Выслушивается мнение учащихся. 3. Прочитайте текст «Обучение средневекового рыцаря» и в группе решите, какие качества средневекового рыцаря сохраняются в современном выражении «настоящий рыцарь» | Делают кластер к слову рыцарь. Отбирают картинки. Высказывают своё мнение . Читают текст Работа в группе | Подбирать слова ассоциации Переход от словесной записи к графической. Сопоставление картинок и действий в тексте. | Прил.№2 |
5. Освоение нового материала | Анализ прочитанного отрывка .Учитель предъявляет три отрывка из произведения «Рыцарь Вася»: портрет героя, его мечта и начало истории. (см. приложение) Прочитайте отрывки произведения Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и решите, что случится дальше? от слов: «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость…»; 1.от слов: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя…» -
2.от слов: «Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег…» -
Учитель просит: «Прочитайте авторский вариант реальных событий рассказа». -
Анализ прочитанного отрывка -
Учитель сообщает: « На завтра в школе была, посвященная этому событию. С речью выступил директор школы. Что, по –вашему, он сказал собравшимся?» -
Анализ прочитанного отрывка А дело было так. Раздаются карточки с отрывком текста от слов: « Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой "П"…» -
Вопрос учителя к учащимся: «Как должен поступить Вася после школьной линейки, чтобы остаться настоящим рыцарем? Анализ прочитанного отрывка Зачитываю вам последнюю часть рассказа Ю. Яковлева, а вы индивидуально решите, рыцарь Вася или нет: «Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели…» Итак, решите самостоятельно, выбрав одну из двух карточек, рыцарь Вася или нет? Учитель озвучивает общее мнение. | Чтение учащимися первого фрагмента рассказа. Отвечают на вопросы. Слушают учителя , обсуждают в группе, высказывают свои мнения, предлагают разные варианты развития событий. Чтение фрагмента, работа в группе, в паре. Ученики высказывают предположения. . Озвучивание мнений. Чтение фрагмента, работа в группе, ответы на вопросы Чтение фрагмента, работа в группе, ответы на вопросы Слушают мнение других. | Умение останавливаться ,задавать вопросы по отрывку, анализировать действия героя. Вырабатывается правило описание последовательности действий происходящих в тексте. Составление плана для пересказа текста. | Прил.№3 |
6.Закрепление изученного материала | Учитель предлагает индивидуально каждому ученику выбрать , что является решающим для признания человека настоящим рыцарем из признаков, предложенных на карточке. Учитель сообщает учащимся секрет: «Свой рассказ Юрий Яковлев написал ещё в 1967 году» Задаёт вопрос: «Как вы думаете, состарилось ли произведение?» Какие произведения не стареют? | Озвучивание мнений 3-4 учащихся | Умение анализировать, высказывать своё мнение, делать выводы, применять на практике знания полученные из текста | Прил.№4 |
7.Рефлексия | Учитель предлагает взять листочки и продолжить любое начатое высказывание: • Я прочитаю этот рассказ полностью, потому что… • Я понял, что Ю. Яковлев назвал свой рассказ «Рыцарь Вася», потому что… • Я задумался о том, что … • Самой большой неожиданностью для меня было то, что… • Я понял, что нельзя судить о человек по… | Индивидуальная работа. | | |
Приложение№ 1.
А)Знаком ли вам данный человек?
-Как вы думаете какой он по характеру, по взгляду?
-А вы знаете на какие темы он писал произведения?
-Сейчас я загадаю вам загадку и вы должны догадаться какая тема нашего урока у нас будет
Железные доспехи
Его скрывают тело.
Жизненный выбор -
Военное дело. (Рыцарь)
-И какая же тема будет нашего сегодняшнего урока?
-А какая будет цель нашего урока?
Б) - Кто узнал песню и название мультфильма?
- Можете ли назвать автора слов, композитора?
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
-Понравилась ли вам услышанная песня и чем
Приложение№ 2
Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своем рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их, как оценить поступок героя.
Текст. «Обучение рыцаря»
Рыцарь – это, прежде всего вооружённый всадник. В средние века это был один из самых сильных войнов. Поскольку экипировка и боевая лошадь стоили очень дорого, то рыцарями становились знатные люди. Обучая военному делу сыновей с раннего возраста. Больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. А происходило это так.
С семи лет мальчики жили в семье, затем поступали на службу в качестве личного слуги знатному рыцарю. В 14 лет они становились оруженосцами, а в 21 год проходили обряд посвящения в рыцари. Рыцарское воспитание включало обучение семи добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы. Обязательным было также изучение придворного этикета.
Будущий рыцарь давал клятву всегда говорить правду, поступать справедливо, защищать слабых и неимущих, отстаивать честь благородной дамы.
-
Первый отрывок.
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени - он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два - над глазами, у начала бровей, а третий между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.
Все считали, что причина его полноты - обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
2) Второй отрывок.
В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена - Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря. В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
3)Третий отрывок.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:
- Тонет! Тонет!
- Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк.
- Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: "Что же ты не поможешь ему?" Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Четвёртый отрывок.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика. Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец, зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева.
Приложение№ 3
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени - он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два - над глазами, у начала бровей, а третий между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.
Все считали, что причина его полноты - обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена - Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря. В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами. Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка. В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
- Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!
Разве так обращаются с благородным рыцарем?
Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
- На такого толстого никакие доспехи не налезут. Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.
Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого - к серебряному. К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим - со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.
Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: "Поторапливайся, а то опоздаешь!" - натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос - "И это называется вымылся?!" - и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу - "Не усни над тарелкой!", - он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту. Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
- Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
- Рыбаков, повтори, что я сказала.
- Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.
Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место. Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через "коня" ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.
Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение "Человек сказал Днепру", тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:
Чтоб на улице и дома
Было вечером светло!
Когда он вышел на сцену, все "выражение" сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:
Чтоб на улице и дома
Было вечером темно!
Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
...Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:
- Тонет! Тонет!
- Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк.
- Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: "Что же ты не поможешь ему?" Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда. Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
- Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам...
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова. Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде. Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы. Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
- Ты ноги промочил, - сказал он товарищу, - беги домой, а пацана я сам доведу.
Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
- Валяй!
Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его. Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
- Что это? - спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.
- Промочил ноги, - растягивая слова, ответил мальчик.
- Где это тебя угораздило? - Мама пожала плечами и пошла за тряпкой. Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза. Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана. Он быстро уснул.
...На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.
Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой "П".
Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду. В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика. Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.
В конце концов он и сам поверил, что Димка - герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.
И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж. Он с трудом протиснулся за парту - сдвинул ее с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.
Приложение№ 4
слово клятва обещание поступок внешний вид мечта |