ЮМОР НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Кравченко А.Н.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я всегда стараюсь использовать юмор на своих уроках. В презентации обязательно включаю шаржи, карикатуры, отражающие те или иные исторические события, часто рассказываю анекдоты, которые помогают более ярко и выпукло показать изучаемый период и т.д. Юмор учителя может поменять отношение учеников к предмету, помогает наладить контакт с детьми. Иногда шутка способна разрядить напряженную атмосферу. И я хочу поделиться своим опытом в этой сфере.
Пример 1. В 5 классе в конце параграфа «Жизнь вельможи» (§8) есть такое домашнее задание: составьте рассказ от имени вельможи. В качестве «образца» я предлагаю детям нижеследующий фрагмент собственного сочинения. Обычно в конце урока я медленно и выразительно читаю его (можно вывести слайд на экран) и прошу указать на ошибки. Может для взрослого человека этот юмор грубоват, но пятиклассники искренне смеются и с радостью указывают на комические погрешности.
Жизнь египетского вельможи.
Утром вельможу разбудил специальный раб. «Господин, пора вставать, уже полдевятого» - тихим голосом, чтобы не напугать хозяина, произнес он. Вельможа начал завтракать: ему принесли жареного павлина, фаршированного финиками, горячую пиццу и сладкий кофе. А закончился завтрак ягодами, сваренными в меду. Вельможа поглядел на часы и хлопнул в ладоши.
Пора собираться во дворец. «Принесите лучший галстук, расшитый золотом, ведь меня увидит сам фараон» – прикрикнул он на слуг. Одевшись, вельможа сел в позолоченные носилки. Десять могучих чернокожих рабов взяли носилки и побежали по трассе. Все уступали вельможе дорогу. Простые крестьяне и ремесленники в своих повозках и носилках сворачивали на обочину. Превышая скорость, рабы вельможи неслись мимо храмов и пирамид, поднимая за собой песчаную пыль.
Во дворце собралось много знати, сидя в креслах они ждали фараона. Вдруг грянул гимн Египта и в сопровождении многочисленных стражников вошел фараон. Все встали. «Господа, садитесь. Я собрал вас, чтобы сообщить, что в стране начинается экономический кризис, рабы дорожают, из-за частых дождей сгнил урожай фиников, мечи воинов съела ржавчина, бочки с благовониями заплесневели. Что скажут жрецы? Неужели боги отвернулись от нас?»
Наш вельможа не усидел на месте. Соскочив, он начал кричать, что давно предупреждал фараона и других о том что в стране серьезные проблемы. Фараон
сказал: «Да, ты был прав. За правду награждаю тебя орденом, почетной грамотой и дарю свою лучшую кошку».
Честно признаю: все ошибки утрированы, их очень много, но пусть каждый, кто возьмет мой образец на вооружение, сам определяет их количество и уровень исторического несоответствия. Данный текст задает общее направление и может корректироваться учителем в соответствии с личными представлении о юморе.
Пример 2. В 6 классе в параграфе «В рыцарском замке. Занятия рыцаря» (§11) есть домашнее задание: составьте
рассказ «День феодала». Вот ещё один пример шуточного рассказа со «средневековым уклоном».
(Когда я объясняю, как делать домашнее задание, всегда предлагаю детям придумать главному герою «рыцарское» имя и прозвище, сочинить девиз, нарисовать рыцарский герб или замок и т.д.)
Старинное письмо.
Во время археологических работ в одном из средневековых замков в тайнике было найдено старинное письмо. Вот оно.
«Графу Артуру Непобедимому, славному рыцарю и моему соседу. Дорогой сосед, хочу известить Вас, что наш сеньор, барон Де Воланд, проводит рыцарский турнир, на котором будет множество прославленных рыцарей. Победитель получит золотую медаль и роскошную карету. После схватки мы посетим королевский театр, а потом нас ждет великолепный пир. Главным блюдом будет зажаренный олень и огромный торт с мороженым. Затем под музыку королевского оркестра будут танцы.
Заканчиваю своё послание. Надо успеть почистить пистолеты и заварить дыру в щите. На время турнира я отпустил своих крепостных крестьян в отпуск. Когда поедете на турнир – заезжайте ко мне и захватите мою секиру - я забыл её, когда был у Вас на новогоднем карнавале.
С уважением Генрих Пустоголовый»
Небольшое предупреждение: при выполнении домашнего задания пятиклассники и шестиклассники пытаются подражать учителю, порой скатываясь в откровенный плагиат. Дети (особенно мальчики) сверх всякой меры загружают свой рассказ компьютерами, «айфонами», «мерседесами», пулемётами, танками и т.д. Может лучше прочитать детям шуточный вариант уже после того, как домашнее задание будет сделано? Не знаю. Решать вам.
И ещё, если вы демонстрируете слайд с текстом на экране, его можно дополнить соответствующими иллюстрациями. В Интернете есть карикатуры к любым историческим периодам.
Спасибо за внимание. Буду очень рад, если мой опыт кому-нибудь пригодится. Следующая моя работа будет называться «Историческая карта своими руками». До свидания.
[email protected]