СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юные исследователи спешат на помощь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Юные исследователи спешат на помощь»

 

Просмотр содержимого документа
««Юные исследователи спешат на помощь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №2 дошкольное отделение – детский сад №83











Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Юные исследователи спешат на помощь»









Составила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Якубович Е.В.

















ОДИНЦОВО

2021 г.

Цель:

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.


Задачи:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности.

  • Учить детей видеть и выделять проблему.

  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.


Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, камера, колбы, пипетки, стаканы, миски, подносы, перчатки, тряпки, шпажки, ложки пластиковые, вода, растительное масло, натуральные красители, перекись водорода, глицерин, крахмал, аспирин, марганцовка, оборудование СТЕМ лаборатории, высокий стеклянный стакан, одноразовые стаканчики, одноразовые ложки, чашки Петри, одноразовые ложки.

Опыты:

1. Химическая каша.

2. Ньютоновская жидкость.

3. Лампа – лава.

4. Волшебное возгорание.



Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются.

Воспитатель: сегодня я по электронной почте получила видеописьмо от профессора химии, и хочу вам его показать. Посмотрите на экран.

Воспитатель включает на интерактивной доске видеообращение от профессора Неумейкина, в котором он просит помощи у ребят. Профессор обращается к детям за помощью в проведении химических опытов, рассказывает о том, что у него ничего не получается. Во время проведения экспериментов у профессора в лаборатории все время чего-то взрывается, реагенты не смешиваются.

Воспитатель: Ребята, мы уже давно занимаемся химическими опытами, проделали огромную работу, узнали много интересного. Пришла пора делиться своими знаниями. Предлагаю все опыты, которые мы будем сегодня проводить, заснять на видеокамеру и отправить видео профессору Неумейкину. Надеюсь, что после наших уроков у него все получится.


Воспитатель: я вас приглашаю в нашу лабораторию, для проведение первого эксперимента. Но сначала скажите мне правила безопасного проведения опытов.

Дети: работать в перчатках, в халатах; во время проведения опасных опытов работает только взрослый, нельзя смешивать компоненты без разрешения взрослых.

Дети подходят к столу, на котором заранее разложено оборудование и ингредиенты для проведения опыта «Лава – лампа».

Воспитатель: Первый наш опыт называется «Лава – лампа». Для начала нам необходимо определить, кто из вас будет в роли видеооператора.

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.: у нас уже с вами установлена камера и направлена она на стол, на котором сейчас начнется волшебство. Женя будет оператором во время проведения первого опыта. Рассаживайтесь на стулья.

Дети занимают места, оператор садится на стул возле компьютера.


Воспитатель загадывает загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Дети: Вода

Воспитатель: Правильно это вода. Давайте вспомним ее свойства.

Дети: Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.

Воспитатель: Обратите внимание, что стоит рядом с емкостью с водой.

Дети определяют, что в стаканчике рядом с водой стоит емкость с растительным маслом.

Воспитатель: давайте определим свойства масла.

Дети рассматривают емкость с маслом, нюхают, рассматривают.

Предполагаемые ответы детей: масло имеет цвет, запах, вкус, но формы масло так же как и вода не имеет. Так же как вода, масло текучее.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет, если налить масло в воду.

Предполагаемые ответы детей: они перемешаются, вода окрасится, масло утонет в воде.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что нам необходимо сделать для проведения этого опыта?

Ответы детей: налить в этот стакан растительное масло, а затем воду.

Воспитатель: Есть одно условие для успешного проведения эксперимента. Воды должно быть намного меньше чем масла. Как мы можем отмерить необходимое нам количество воды и масла?

Предполагаемые ответы детей: Мы должны воспользоваться весами.

Воспитатель: Правильно ребята, давайте возьмем наши весы и отмерим нужное нам количество.

Дети с помощью весов измеряют необходимое количество воды и масла.

Воспитатель предлагает ребенку налить в чашу весов воды до заданного деления.

Ребенок наливает воды в чашу весов.

Второму ребенку воспитатель предлагает налить растительное масло в другую чашу весов.

Второй ребенок наливает масло во вторую чашу до заданного деления.

Воспитатель: чего мы отмерили больше, а чего меньше.

Предположительные ответы детей: воды мы налили меньше, а масла больше.

Воспитатель: Что нам необходимо сделать дальше?

Ответы детей: сейчас надо перелить в стакан воду, а затем масло.

Дети поочередно переливают обе жидкости в один сосуд.

Воспитатель: Что у нас получилось?

Ответы детей: масло осталось наверху.

Воспитатель: Какие наши дальнейшие действия.

Дети: нам необходимо подкрасить полученную жидкость красителями.

Дети подкрашивают жидкость тремя разными красителями.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами видим?

Предполагаемые ответы детей: капли краски плавно опускаются на дно стакана, краска падает на дно.

Воспитатель: мы с вами видим, что масло осталось на поверхности воды, так как оно легче, а красители опустились сквозь масло на дно стакана.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю совершить настоящее волшебство. Что мы должны сделать дальше, для завершения нашего опыта «Лава – лампа»?

Дети: Мы возьмем шипучую таблетку и бросим в стакан с водой и маслом.

Воспитатель разламывает таблетку на несколько частей и предлагает детям бросить их в стакан.

Воспитатель: как думаете что должно произойти?

Ответы детей: она растворится, она будет плавать сверху, она начнет шипеть.

Дети наблюдают за тем, что происходит в стакане.

Воспитатель: мы видим, что пузырьки с красителями начинают подниматься и опускаться в стакане с водой, что же происходит?

Предполагаемые ответы детей: происходит химическая реакция. Вода и масло имеют разную плотность, к тому же имеют свойство не смешиваться, сколько бы мы не трясли бутылку.

Воспитатель: Это происходит потому, что мы бросили шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз.

Воспитатель: Кто хочет побыть оператором во время съемки второго нашего опыта.

Ответы детей.

Дети меняются местами, на стульчик, где сидит ребенок, который снимает опыты садится другой ребенок.

Воспитатель готовит все, для проведения следующего опыта. Ставит на стол, где проводятся опыты поднос № 2, подготовленный для этого заранее.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам провести следующий опыт.


Опыт №2.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам проделать следующий опыт, а называется он «Химическая каша». Скажите, что нам потребуется для его проведения?

Ответы детей: для его проведения нам нужна теплая вода, лимонная кислота, жидкое мыло и глицерин, сода, натуральные красители.

Дети показывают по очереди компоненты для его проведения и называют их.

Воспитатель: Обращаясь к ребенку за компьютером, напоминает ему о том, что он должен проводить видеосъемку.

Воспитатель: приступим к следующему эксперименту. Сейчас мы с вами будем готовить кашу, но не обычную а химическую. Для его проведения мы берем емкость для нашей каши.

Воспитатель: Что для начала необходимо налить в емкость?

Дети: сначала мы наливаем теплую воду в миску.

Воспитатель предлагает одному из детей перелить теплую воду, заранее подготовленную в чаше в емкость, в которой будут готовить химическую кашу.

Ребенок переливает теплую воду.

Воспитатель: Что мы делаем дальше?

Дети: далее нам надо насыпать в воду лимонную кислоту.

Воспитатель предлагает второму ребенку насыпать нужное количество лимонной кислоты в воду.

Ребенок насыпает заранее подготовленное количество лимонной кислоты в воду.

Воспитатель: Какое следующее составляющее для опыта?

Дети: Это жидкое мыло.

Воспитатель дает это задание третьему ребенку.

Воспитатель: Что далее мы должны в этот раствор добавить?

Дети: целый флакон глицирина.

Воспитатель дает это задание следующему ребенку.

Ребенок переливает содержимое флакона в емкость для химической каши.

Воспитатель: ну вот мы и соединили все ингредиенты для нашей химической каши. И скажите мне пожалуйста, что сейчас происходит?

Предполагаемые ответы детей: ничего не происходит.

Воспитатель: а для того, чтобы произошла химическая реакция в этом опыте, нам надо что – то добавить.

Предполагаемые ответы детей: Чтобы получилась химическая реакция надо добавить соду.

Воспитатель предлагает ребенку насыпать отмеренное заранее количество соды из одной емкости в чашу с химической кашей.

Ребенок насыпает последний ингредиент в емкость с кашей и размешивает ее.

Воспитатель: ребята, что сейчас произойдет?

Ответы детей: произойдет химическая реакция, каша начнет вылезать из емкости.

На глазах у детей химическая каша начинает подниматься и вылезать со всех краев из чаши.

Воспитатель: дети, на что похоже?

Предполагаемые ответы детей: на горшочек каши из сказки.

Воспитатель: на этом наш эксперимент не завершен, давайте раскрасим нашу волшебную кашу в разные цвета и порисуем на ее поверхности.

Воспитатель раздает детям несколько красителей в тубе и показывает на примере, как надо капать. «Нам надо накапать сверху на кашу красителями разных цветов».

Дети последовательно капают красители.

Воспитатель: А еще мы можем рисовать на поверхности каши, как мы можем это сделать?

Дети: Надо взять кисточки и провести линии в разных направлениях и мы увидим волшебные рисунки.

Дети кисточками рисуют на поверхности каши.

Воспитатель: Объясните пожалуйста, что у нас произошло?

Предполагаемые ответы детей: происходит химическое соединение при смешивании определенных продуктов. Один продукт выталкивает другой, из – за разной плотности.

Воспитатель: Приступаем к 3ему опыту, кто из вас хочет на этот раз провести съемку.

Ответы детей.

Дети меняются местами.

Воспитатель меняет подносы местами. И выставляет на стол поднос №3 для проведения следующего опыта.

Воспитатель: Начинаем наш третий опыт. Для его проведения нам потребуется всего 2 ингредиента. Это вода и крахмал. Как называется этот опыт?

Воспитатель показывает детям воду и крахмал.

Ответы детей: Ньютоновская жидкость.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в настоящих химиков. Подскажите, что мы сначала делаем.

Предполагаемые ответы детей: мы должны налить воду в миску.

Воспитатель предлагает ребенку налить в миску воду из заранее подготовленной емкости.

Воспитатель: Дальнейшее наше действие.

Дети: мы насыпаем крахмал в воду и все смешиваем.

Ребенок насыпает в миску крахмал, третий ребенок начинает смешивать полученную смесь.

Воспитатель: что же у нас происходит?

Предполагаемые ответы детей: у нас смешиваются вода и крахмал, тяжело мешать.

Воспитатель: мы сейчас с вами увидим удивительное действие, посмотрим что произойдет, если эту смесь взять в руку?

Воспитатель предлагает ребенку набрать в кулак состав.

Ребенок набирает смесь и говорит, что это сделать очень тяжело.

Воспитатель: а почему ты считаешь, что это тяжело сделать?

Ответ ребенка: потому что он твердый.

Дети: мы видим, что смесь воды и крахмала имеет твердое состояние.

Воспитатель предлагает ребенку все – таки постараться и набрать в руку немного смеси.

Ребенок с усилием это делает.

Воспитатель: зажми в кулачке смесь.

Ребенок сжимает кулак.

Воспитатель: а теперь попробуй разжать кулачек и расслабить ладошку, то что мы видим?

Ребенок разжимает ладонь.

Ответы детей: мы видим, что смесь растекается по ладони.

Воспитатель: предлагает нескольким детям повторить опыт.

Дети пробуют по несколько раз произвести это действие.

Воспитатель: что происходит при сдавливании?

Дети: крахмал твердеет.

Воспитатель: мы с вами большие молодцы и я предлагаю провести последний химический опыт.

Воспитатель переставляет поднос для проведения четвертого и последнего опыта.

Опыт №4

Воспитатель: Кто на этот раз будет снимать опыт?

Ответ ребенка.

Дети меняются местами.

Воспитатель: Для его проведения нам понадобится марганцовка, глицерин и вода. Этот опыт я вам буду показывать сама и хочу напомнить вам о безопасности во время его проведения, вам необходимо отодвинуться на безопасное расстояние.

Дети отсаживаются на 3 метра от стола. За соседним столом остается ребенок, который производит съемку.

Воспитатель последовательно с объяснением делает соединение ингредиентов и показывает детям.

Воспитатель: мы берем небольшое количество марганцовки (пермаганат калия ) насыпаем горкой ее в чашку Петри, далее необходимо палочкой (шпажкой) сделать небольшое углубление в марганцовке, далее мы берем пипетку и капаем несколько капель глицерина, и для быстроты реакции, чтобы долго не ждать, мы капаем каплю воды. И ждем, что произойдет.

Дети вместе с воспитателем ждут окончания опыта.

Воспитатель: как вы думаете, что может произойти?

Ответы детей: ничего не произойдет, надо что-то еще добавить, произойдет взрыв, произойдет химическая реакция.

Происходит химическая реакция. Марганцовка в соединении с глицерином и каплей воды воспламеняется.

Воспитатель: под действием сильных окислителей (марганцовки ) глицерин сгорает с образованием углекислого газа и воды.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю посмотреть все наши 4 опыта, которые мы с вами сняли и обсудить что же происходило в нашей лаборатории.

Воспитатель обращается к ребенку оператору: « Что нам надо сделать, чтобы на большом экране увидеть все наши 4 опыта?»

Ответ детей: надо нажать на зеленую клавишу ПЛЕЙ и мы увидим фильм, который снимали.

Ребенок включает с помощью компьютера на большом экране видеофильм.

Итог занятия:

После просмотра фильма воспитатель спрашивает детей: « Что они делали и что им запомнилось, и понравилось больше всего?»

Предполагаемые ответы детей: понравилось смешивать, рисовать на каше, понравилась лава –лампа, понравилось как загорелось, мы увидели, что при смешивании с различными предметами получается разный результат.

Воспитатель: при проведении опытов мы выявили свойства и качества предложенных материалов, проверили выдвинутые гипотезы, хочу напомнить, что химия великая наука и мы конечно же будем продолжать изучать ее и проводить все новые и новые исследования.

Воспитатель: А вы помните для чего мы сегодня проводили все эти опыты?

Ответы детей: чтобы помочь профессору Неумейкину.

Воспитатель: Правильно ребята, мы работали для того чтобы помочь профессору разобраться, что же он делает неправильно. Думаю, что теперь у него все получится. Мы отправим профессору Неумекину видеофильм о том, как правильно проводить опыты.

Воспитатель: Ребята, надеюсь вам все понравилось? Давай попрощаемся с гостями.

Дети прощаются с гостями.