СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юные куряне - защитники Родины»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Юные куряне - защитники Родины»

Форма проведения: путешествие в историю

Цель: расширить знания  о подвиге юных курян, вставших на защиту Родины  в годы Великой Отечественной войны;

Просмотр содержимого документа
««Юные куряне - защитники Родины»»



МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



















Внеклассное мероприятие

«Юные куряне - защитники Родины»

(путешествие в историю)









Проведено 15 февраля

обучающимися 8 класса

под руководством учителя ОПК

Моисеенко И.М.









с. Клюква 2018г

Тема: «Юные куряне - защитники Родины»

Форма проведения: путешествие в историю

Цель: расширить знания о подвиге юных курян, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны;

Задачи: показать место подвига юных защитников Родины;

рассказать о их мужестве, стойкости, героизме;

развивать чувство патриотического долга перед памятью о подвигах

ровесников в солдатской форме;

воспитывать на их примере любовь к родному краю, своему народу; патриотизм, гордость за свою Родину и её героев.

Перечень УУД, сформированных на занятии:

Личностные УУД - нравственное оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; ориентирование на моральные нормы и их выполнение

Познавательные общеучебные - смысловое чтение, осмысливание услышанного и прочитанного на слайде презентации

Коммуникативные: использование средств речи для получения информации, умение самовыражения - проявлять любознательность, задавать вопросы по теме занятия, развивать способность слушать.

Оборудование: мультимедиа, презентация, портреты юных героев курян,

рекламный бюллетень музея « Юные защитники Родины»


Формы организации деятельности обучающихся: внеклассное мероприятие проведённое в рамках патриотического месячника



















«Юные куряне - защитники Родины»

Я не напрасно беспокоюсь,

чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она - как сила нам нужна…

Учитель: Год за годом заря над землею вставала,

Поднималась Россия, забыв о былом

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг 41-й ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

Учитель: Скажите ребята, о ком сегодня мы будем говорить на нашем занятии?

Учитель: Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, и сегодня мы поговорим с вами о ваших сверстниках и ребятах которые были чуть старше вас в те страшные годы. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Им, детям военных лет, предстояло не просто жить, им предстояло бороться с врагом, защищать свой край, свой народ, свою Родину. Их имена будут вечно в нашей памяти.

Ведущий I: Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Ведущий II: Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Ведущий III: Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ведущий I: Вспомним город, заревом до тла сожженный,

В поле урожай огнем спаленный,

Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью,

Рубежи России, залитые кровью.

Ведущий II: Вспомним время, когда юные ребята

Окружили все военкоматы,

Гнал девчат охрипший военком

Это было в сорок первом…

Ведущий III: 1418 дней и ночей длилась война с первых часов, с первых минут вражеского нашествия. Весь Советский народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой. В один строй со взрослыми встали дети и подростки – юноши и девушки, беззаветно преданные своей Родине.

Многие так и не увидели мирного неба – они навечно остались юными.

Ведущий I: Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ведущий II: Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб тобою гордилась страна,

Когда тебе вовсе ещё не по росту

Шинель, оружие и война.

Ведущий III: Но шли ребята назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно до слёз хотелось.

Ведущий I: Им, юным защитникам Родины.

Ведущий II: Им, нашим ровесникам военных лет.


Ведущий III: Им, благодаря которым мы живем сейчас.

Вместе: Посвящается!

Ведущий I: Дети войны, и веет холодом,

Дети войны, и пахнет голодом,

Дети войны, и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Ведущий II: Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Ведущий III: Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

Видео, песня «Дети войны» Т. Гвердцители

Звучит песня «Дети войны»

1. Дети войны! Смотрят в небо глаза воспаленные

Дети войны!

В сердце маленьком горе бездонное,

В сердце словно отчаянный гром

Ленинградский гремит метроном,

Неумолчный гремит метроном

2. Дети войны! Набивались в теплушки открытые

Дети войны! Хоронили игрушки убитые.

Никогда я забыть не смогу

Крошки хлеба на белом снегу

Крошки хлеба на белом снегу.

Вихрем огненным черным вороном

Налетела нежданно беда.

Разбросала нас во все стороны,

С детством нас разлучив навсегда

3.Дети войны! В городках в деревеньках бревенчатых

Дети войны! Нас баюкали русские женщины.

Буду помнить я тысячи дней

Руки добрых чужих матерей,

Руки добрых чужих матерей.

Застилала глаза ночь кромешная

Падал пепел опять и опять,

Но спасением и надеждою

Нам всегда была Родина-мать

4. Дети войны! Стали собственной памяти старше мы,

Наши сыны! Этой страшной войны не видавшие,

Пусть счастливыми будут людьми

Мир их дому. Да сбудется мир!

Пусть счастливыми будут людьми

Мир их дому. Да сбудется мир!

Ведущий I: Юные безусые герои

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Ведущий II: Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ведущий III: Сколько вас?

Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ведущий I: И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

Ведущий II: Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, рыли окопы, строили баррикады, боролись с зажигалками, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют. А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века.

Ведущий III: За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

Ведущий I: Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Ведущий II: Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

Ведущий III: Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

Ведущий I: Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,

Ведущий II: свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда»,

Ведущий III: свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

Ведущий I: Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Ведущий II: Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Ведущий III: Советское командование пыталось вывезти взрослых и детей подальше от мест боев или оккупированных территорий. Однако не всем удалось покинуть родные края. Многие дети остались на захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках. Пионеры воевали в партизанских отрядах, где использовались в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Ведущий I: Подвиг здесь дано понять бессмертный,

Те бойцы - Победу принесли,

Восхищенье славой их бессмертной

На земле, что Курской нарекли.

Наша Курская земля овеяна славной боевой историей, героями сражений и трудовых подвигов, героическими именами маленьких защитников великой Родины.

Юные куряне- герои: Воднев Алёша, Стасик Меркулов, Володя Султанов , Володя Черинов, Петя Вялых, Клава и Нина Филатовы, Валя Крохин, Вася Кострубов, Коля Букин, Витя Дубровин, Вася Долженков, Миша Звягинцев, Коля Пылёв, Вася Холявкин

Ведущий II: Имена юных героев стали легендарными. Материалы о них хранят Военно-исторический музей «Юные защитники Родины» в Курске и «Орлята Курской земли» в городе Льгове.

Ведущий III: Вам память –высшая награда.

В огне вам выпало взрослеть.

Вставали вы с отцами рядом

И вместе побеждали смерть!

Ведущий I: Вы так и не узнали

Меж юностью и детством – где черта?

Вам в 43-ем выдали медали

И только в 45-ом паспорта.

Ведущий II: Эти дети – юные защитники Родины, сыны полков, партизаны и участники Великой Отечественной войны.

Более 300 тысяч воспитанников боевых частей и соединений, связных - разведчиков, подпольщиков и партизан, юнг флотов и флотилий отважно сражались с врагами.

Ведущий III: Из них более 60-ти тысяч погибли, среди них - 4,5 тысячи курян-подростков не вернулись домой с фронта. Их имена навечно занесены в Книги Памяти.

Ведущий I: С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас мальчишки и девчонки - в гимнастерках и лихо заломленных пилотках. У иных награды на груди - как у взрослых, прошедших пекло Второй мировой войны.

Ведущий II: Маша Боровиченко получила звезду Героя Советского Союза в 17 лет. Девушка доблестно воевала в составе 13-й стрелковой дивизии и погибла на Курской дуге.

Ведущий III: А самый юный участник Курской битвы, летчик Аркадий Каманин удостоился в годы войны трех высоких наград. Будучи 15-летним подростком, он был награжден двумя орденами Красной Звезды и Орденом Красного Знамени.

Ведущий I: Бережно хранят сотрудники музея книгу «Опаленные войной», написанную юным героем войны, Николаем Печененко.

11-летним мальчиком он попал в плен к немцам. Три раза выводили каратели мальчика на казнь. На мальчика набрасывали петлю, выбивали опору из-под ног, и он… падал на землю, затем кидали в каземат После третьей «казни» тельце несчастного не выдержало — Колю парализовало. Немцы решили, что мальчик мертв. Николая спасли партизаны: он лежал в землянке, неподвижный, с выбитыми передними зубами. После пыток у него был поврежден слух. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но, увы, паралич повторился через много лет. Однако он не сдавался — решил написать книгу. Свою книгу Николай Фомич написал…зубами: руки не действовали, и он писал, держа авторучку во рту. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году. Спустя три года автора не стало.

Ведущий II:В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. С детства он был необычным мальчиком. Перенеся тяжелое заболевание, Виталий в три года лишился слуха и речи. В 1942 году приехал в гости к брату в село Черневка, а тут нагрянули немцы. Когда в деревню вошли каратели, его чуть было не пристрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра Наташа, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой, и приказа просто не слышал.

Ведущий III: Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал нашим о том, что происходит в лагере оккупантов. Как-то немцы поймали Виталика, избили, а переводчик написал на бумажке: «Если еще раз пойдешь в лес, будешь расстрелян как партизан». Дмитриевский отряд 17 месяцев вел успешную борьбу с немцами, и партизанам активно помогал глухонемой связной Виталий Чижиков.

Ведущий I: Володе Жданову из села Веретенино Михайловского района было 11 лет, когда началась война. В сентябре 1942 года Володя совершил свой первый геройский поступок: спас раненого партизана. Вначале он его спрятал на картофельном поле, а затем сообщил о нем в Михайловский партизанский отряд. Находясь в партизанском отряде, Володя не раз ходил в разведку, распространял среди населения деревень листовки.

Осенью 1942 года, когда партизанский отряд переходил на повое место, Володя попал в руки фашистов. Начались допросы. От мальчика требовали, чтобы он рассказал о партизанах. Его били, но он молчал. Верный пионерскому долгу, он не выдал врагам партизанскую тайну.

Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил Володю Жданова орденом Отечественной войны II степени.

Ведущий II: Леня Голеньков родился в деревне Черняково Михайловского (ныне — Железногорского района). До войны окончил пять классов. Когда западные районы области были оккупированы, Леня стал связным Дмитриевского партизанского отряда, который действовал на территории Курской и Орловской областей. Командиром отряда был А.Д. Федосюткин. Как только возникла опасность ареста, он ушел в лес к партизанам. В отряде стал разведчиком. Под видом нищего Леня неоднократно ходил в населенные пункты, собирал данные о численности вражеских войск, их вооружении и другие сведения. Страха Леня не знал. Смелый и находчивый, он с честью выполнял задания командования отряда. Мальчишке было только 14 лет, но он лично переправил в лес 40 бойцов и командиров Красной Армии. Однажды при возвращении в отряд после выполнения задания Леня и несколько партизан попали в засаду. В бою юный герой был смертельно ранен. Леню Голенькова посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. А чтобы имя отважного партизана помнили и грядущие поколения наших земляков, улицу, примыкающую к месту, где раньше находилась родная деревенька Лени, назвали его именем.

Ведущий III: Воднев Алексей Дмитриевич родился 6 февраля 1928 года в селе Михайловка Черемисиновского района Курской области в семье рабочих.

Алеша Воднев закончил 4 класс школы № 10 города Щигры, когда началась Великая Отечественная война. Он добровольно ушел на фронт еще в ноябре 1941 года, был принят разведчиком в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которой командовал Герой Советского Союза генерал А. Родимцев.

В Сталинграде Алексею пришлось участвовать в боях самого сложного периода сражения – в сентябре 1942 года. Алеша Воднев воевал до победного 1945-го: после Сталинграда прошел Курскую битву, освобождал город Познань, форсировал реку Одер.

Был удостоен ордена Великой Отечественной войны, медалей «За отвагу» и «За Победу над Германией», но особо ценной для него была медаль «За оборону Сталинграда».

Ведущий I: Черинов Володя родился в 1926 году в Курской области. Зимой 1942 года, скрыв свой подлинный возраст, ушёл добровольцем на фронт. Воевал под Орлом, на Курской дуге. Впоследствии, окончив Саратовское военно-морское училище, стал краснофлотцем. Громил фашистов на Березине, Припяти, Буге и Днестре. На реке Шпрее, под Берлином, совершил героический подвиг. форсировать реку Шпрее, Именно в этом отряде катеров и служил мотористом Володя Катер, который вел Володя, одним из первых под этим ураганным огнем перебросил десант на противоположный берег реки, что дало возможность нашим войскам занять плацдарм и развить наступление Володя переправил первый десант и под огнем вернулся обратно. И уже везет новую группу десантников... Туда и обратно. Туда и обратно, от берега — до берега, от берега — до берега.

В одном из рейсов командир катера был тяжело ранен осколком, и Володя, не дожидаясь приказа, взял командование на себя. За ночь его катер перевез более 500 десантников! А через два часа Володин катер попал под яростный огонь противника. Володя был смертельно ранен и умер сразу же. Десантники, которых он перевозил, рассказали о последних его словах: «Передайте маме, что я все-таки дошел до Берлина». моторист Владимир Черинов был представлен к званию Героя Советского Союза... Погиб 24 апреля 1945 года. Похоронен в братской могиле в Трептов-парке (Берлин).

Ведущий II: Кочетов Александр Дмитриевич. Война застала тринадцатилетнего Сашу в родном селе Коньшино, что на границе Курской и Белгородской областей. Александр Кочетов был сыном полка 38-й (позднее 73-й) стрелковой дивизии 64-й армии. За участие в боях под Сталинградом Александр Кочетов был награжден медалью "За оборону Сталинграда", которая во время Курской битвы спасла ему жизнь: штык немецкого солдата не смог проткнуть почетную награду. С нашими войсками Саша Кочетов прошел долгий путь к Победе - через Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Чехословакию.

Ведущий III: Николай Фролович Букин –14- летний гвардеец, воспитанник 6-й гвардейской армии 293 стрелковой дивизии, кавалер ордена боевого Красного знамени. Когда пришли фашисты, Коля учился в 5 классе 4-ой Курской школы. Вместе с друзьями часами дежурили на крыше дома, и когда падали "зажигалки", мальчишки хватали их специальными клещами и совали в ящик с песком. Этих ребят директор школы № 4 за самоотверженную работу с зажигательными бомбами наградил новыми портфелями.

Кроме борьбы с "зажигалками", ребята помогали взрослым строить баррикады, рыть окопы. Затем началась эвакуация из Курска, во время которой Коля потерял мать. Он самостоятельно добрался до линии фронта, на станцию Ржава, где его приняли в полк 293-й стрелковой дивизии. Весной 1942 года Коля впервые был ранен, а год спустя стал участником Курской битвы. За участие в Прохоровском танковом сражении был награжден орденом Красного Знамени. Прошел боевой путь от Сталинграда до Германии, был несколько раз ранен, награжден многими орденами и медалями. 9 мая 1945 года у Николая Букина был двойной праздник - в День Победы ему исполнилось 16 лет.

Ведущий I: В рядах защитников города - народных ополченцев были политрук, командир пулеметного взвода 2-го истребительного батальона Филипп Меркулов и его 11-летний сын Стасик Меркулов. Последний бой Меркуловых проходил 2 ноября у кирпичного завода на северной окраине Курска, где сейчас проходит улица Хуторская. Немцы стремились по шоссе войти в Курск и перерезать железную дорогу. Для этого надо было форсировать Тускарь. Ленинское ополчение и истребительные батальоны закрывали шоссе и реку. Враг сдавливал ополченцев в тиски. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич взял командование на себя. Стасик подносил патроны, выполнял все поручения отца, был связным. Маленький, юркий, он ползал, как ящерица, по холмистому берегу Тускари. Немцы отрезали ополченцев от реки. Филипп Меркулов послал Стасика в штаб батальона с сообщением, чтобы бойцы отходили за реку. Оставшиеся в живых ополченцы стали отступать к берегу. Их отход прикрывал Меркулов- старший, который сдерживал наступавших немцев. Вдруг пулемет замолчал. Стасик бросился к отцу и пулеметной очередью был ранен в ногу. Когда он подполз к отцу, увидел, что Филипп Григорьевич убит. Холодную ноябрьскую ночь мальчик провел в земляной норе. Когда утром местные жители, дедушка и бабушка, пошли по воду, они обнаружили раненого Стасика. Он попросил их сходить на улицу Садовую 26, где жила его тетя, и сообщить, что отец погиб, а он ранен. Дедушка и бабушка перетащили его в бытовку завода. Нести Стасика к себе они побоялись, так как в городе уже хозяйничали немцы, но выполнили просьбу мальчика. Когда мама и тетя утром следующего дня пришли на берег реки, первым они обнаружили убитого, лежащего у пулемета, Филиппа Григорьевича, а в бытовке завода - Стасика. Кроме пулевого ранения, у мальчика были штыковые раны. Значит, немцы нашли парнишку и закололи штыками. Меркуловы и дедушка похоронили Филиппа Григорьевича и Стасика в той же земляной норе, в которой они сражались. А в 1950 году Меркуловых перезахоронили на воинском кладбище, недалеко от места их последнего боя.

Ведущий II: Валентин Крохин Зимой 1942 года на площади посёлка Коренево казнили партизана, схваченного при подготовке взрыва нефтебазы. Этим партизаном был коммунист Иван Дмитриевич Крохин - комиссар Кореневского отряда партизан. Стоявший в толпе четырнадцатилетний паренёк во время казни негромко крикнул: «Я отомщу за тебя, папа!» Эти слова произнес сын партизана. После казни отца Валя исчез из поселка и пробрался в партизанский отряд. Вместе с партизанами участвовал в боевых операциях.

Ведущий III: Весной 1942 года Валя Крохин пришел в родной поселок, чтобы взорвать полицейскую комендатуру. Однако свой план он осуществить не успел: мальчика схватили фашисты и бросили в холодный подвал. Два дня истязали его. Враги хотели узнать, где прячутся партизаны. Но в ответ слышали: «Не знаю, не скажу». После нечеловеческих пыток Валю повесили. В поселке Коренево помнят героя-пионера Валентина Крохина. Его именем названы улица и переулок, пионерский лагерь.

У школы, расположенной в центре поселка, установлен памятник.

Ведущий I: В небольшом городке Дмитриев, в парке на высоком постаменте в полный рост стоит девушка с автоматом. Это памятник партизанке Вере Терещенко. В Первоавгустовском поселке сахарного завода осенью 1941 года была создана подпольная комсомольская организация. Вера Терещенко была активным её организатором. Ребята принимали, записывали сводки Советского информбюро. Ночью они уходили в окрестные села и оставляли там листовки.

Однажды выполняя задание разведки партизанского отряда, Вера попала в руки предателей. Немецкий офицер, видя стойкость и мужество девушки на допросах, заметил: «Эти русские, как железо - гнутся, а не ломаются». 16 октября 1942 года а Вера была повешена. Организация продолжала действовать до освобождения района от фашистских захватчиков. В июле 1946 года В.М. Терещенко была награждена орденом Отечественной войны 1 степени и орденом Красного Знамени посмертно.

Ведущий II: Суржиков Иван Николаевич. Ваня Суржиков родился в селе Романовка Дмитриевского района Курской области. Потеряв родителей, мальчишкой пробрался на фронт. В 1943 г. в 14 лет Ваня впервые примерил солдатскую гимнастерку, познакомился с Уставом армейской службы, став воспитанником 105-го стрелкового полка 65 Армии, а снял ее лишь в сорок девятом году. Был сыном полка, денщиком Рокоссовского, разведчиком. Не детское это дело – война. Однако юный солдат с полной ответственностью и ясным пониманием шел в бой наравне со взрослыми. В той жесточайшей войне на детский возраст скидок не было. Иван Суржиков выполнял различные задания во время войны, но самыми любимыми и радостными были выступления перед солдатами в минуты отдыха и в тяжелые дни перед боем. Во время подготовки к сражению на Курской дуге «Курского соловья» любили слушать генерал 65 Армии, дважды Герой Советского Союза, П.И. Батов; командующий войсками 2-го Белорусского фронта К.К. Рокоссовский, который в творчестве для Ивана Суржикова был «крестным отцом». Еще на фронте Ваня решил: «Если не убьют – буду артистом». Был направлен командованием на стажировку в Варшавскую музыкальную академию, по окончании которой стал выступать в Варшавском оперном театре. В 1955 году вернулся в СССР и стал солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. Александрова, а после демобилизации — солистом «Москонцерта». Отдавал предпочтение русским народным песням.

В 1960 году стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а в 1967 году — Заслуженным артистом РСФСР.

Ведущий III: Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Ведущий I: Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Ведущий II: Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Ведущий III: Люди!

Покуда сердца стучат – помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили.

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Ведущий I: Во все времена бессмертной земли помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли, -

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

И о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю: помните!

Ведущий II: Вам, кому еще нет и 16,

Ведущий III: Вам, кто не знает, что такое война.

Вместе: Посвящается!

Ведущий I: Чтобы поняли…

Ведущий II: Чтобы помнили…

Видео «Журавли» Марк Бернес.

Учитель: От нас, будущего поколения, зависит, сохраним мы память о судьбах людей в Великой Отечественной войне или нет. Я предлагаю сложить журавликов, символ мира на Земле. (дети под руководством старших школьников сложили журавликов и подарили присутствующим ученикам 1, 2, 3 классов)

Учитель: Без прошлого невозможно ни понять, ни оценить по достоинству настоящего. На земле курской есть дорогие места, знаменитые памятники, посвящённые героическим событиям в истории края. Памятные места и память, если они сохранены, если овеяны историческим прошлым по праву становятся достоянием всех курян.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения курян, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны. Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Учитель: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

О, не разрушь и не убей –

Да будет светлой жизнь детей!

Земле достаточно убитых!

Как светел мир в глазах открытых!

Минута молчания

Песня М. Пляцковского «Должны смеяться дети»

Ресурсы Интернет:

1. mke. Малая Курская энциклопедия / сост. Ш. Гойзман

2. http://.narod.ru/biblio/st_leto.htm

3. ru.wikipedia.org/wiki/Курск

4. old.kurskcity.ru

5. kurskobl.ru/kursk-history/

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. http://pravoslavie.ru/put/

8. http://korennaya.ru/

9. http://turlog.ru/

10. http://gttp.ru/PC/pc_64.htm

11. old.kurskcity.ru/mans.html

12. http://gk46.ru/pride/3/23.html

13.http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota

Использованная литература:

1. Курск от 1941-го до наших дней(Архивные документы)// Комсомольская правда.-2012

2. Курский край в истории Отечества/под ред. Л.С. Полнера.- Курск: КГТУ, 1996

3. Курский край: В 20 т. Т. 18: Наши земляки. «…И свеча бы родовая не погасла».- Курск: Учитель, 2010

4. Курский край: В 20 т. Т. 19(Ч.1): Время. События. Люди.- Курск: Учитель, 2008.-300 с.; Т.19 (Ч.2).-Курск: Учитель, 2009.

5. Хорошун В. Курск – город воинской славы/В. Хорошун// Европа-Центр.-2011.-№ 31





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!