СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий устного журнала «Детям войны посвящается…»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия на основе краеведческого содержания рабочей тетради "Моя малая родина" к программе"Курсковедение" (сост. А.Н.Орлова) по теме "Куряне - юные защитники родины"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий устного журнала «Детям войны посвящается…»»

Сценарий «Детям войны посвящается…»

…И как огонь с водой несовместимы, 
Несовместимы дети и война!

Цели:

Воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.


Задачи:

Познавательные:

• Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.

• Рассказать о роли детей в годы войны, о несовместимости понятий «детство» и «война».


• Показать памятники детям – войны в разных городах России.

Развивающие:

• Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

• Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

• Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам.

• Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.


Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.


Форма проведения - устный журнал.


Предварительная работа: заучивание наизусть стихотворения, подготовка материала о юных героях войны;

Техническое обеспечение: аудиозаписи, компьютер, презентации, мультимедийный проектор, ватман, кисти, краски, тексты песен.


Страница I

«В те дни мы в войну не играли - мы просто дышали войной»


Учитель:

Сегодня я предлагаю вам, ребята, прочувствовать и пережить то, через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.


О том, как это было, вам расскажут страницы нашего устного журнала… Страница первая – «В те дни мы в войну не играли - мы просто дышали войной». Смотрите и слушайте… (учитель зачитывает названия страниц по ходу мероприятия)

Чтец 1:

«На рассвете началась война»
В. Викторов


Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых, звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.


Ведущий 1:

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди жили обычной мирной жизнью. Взрослые занимались привычными делами, выпускники готовились к выпускному вечеру…


Ведущий 2:

И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.


Ведущий 1:

Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. Но тяжелее всего приходилось детям.



Ведущий 2:

Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается!


Чтец 2:

«На минском шоссе» ( на фоне музыки Адажио Томазо Альбиони)

А. Кулешов


Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.


И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.


Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?


Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?


Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.


И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.


Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.


Ведущий 1:

Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает.


Чтец 3:

«Две сестры бежали от войны» (на фоне мелодии Франсис Ле №55 Эмммануэль )

С. Сухонин


Две сестры бежали от войны –

Свете восемь, Кате три всего лишь…

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит – воля.


Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.


Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла –

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.


Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».


Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.


И откуда силы в ней взялись,

Но она бежала и бежала…

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.


Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

И сказала горестно: «Мертва»…

Света сразу в голос заревела.


«Нет, не надо, – разносился крик,-

Люди, люди, разве так бывает?!

Старший брат, Иван, в бою погиб…

Папу с мамой немцы расстреляли…


Почему так много в мире зла?!

Разве жизнь сестры моей – игрушка?»…

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.


Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, – он только лишь сказал,-

Как же я тебя не уберег-то?».


В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры -

Искорки безжалостной эпохи.


Учитель: (продолжает на фоне той же музыки, которая может звучать до презентации «900 дней……»)

Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и  серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…






Страница II

«Им было всего лишь 13…»


Ведущий 1:

Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод.


Ведущий 2:

Советское командование пыталось вывезти взрослых и детей подальше от мест боев или оккупированных территорий. Однако не всем удалось покинуть родные края.


Учитель:

Долгие 900 дней и ночей жители Ленинграда находились в блокадном кольце с постоянными бомбёжками и артобстрелами. Ленинградские дети мужественно и стойко вместе со взрослыми трудились, боролись и учились, несмотря ни на что.

Учителя и ученики из мерзлых квартир – сквозь стужу и снежные заносы шли за пять – шесть километров в такие же мерзлые, оледеневшие классы. О страшной трагедии тех дней рассказывают страницы презентации.

Презентация «900 дней и ночей мужества…» + Песня «Ленинградцы» муз. И. Шварц, слова В.Коростелёв


Страница III

«Земля омыта слезами детскими, детьми советскими и не советскими …»


Учитель: ( на фоне музыки Orkestr Polya MoriaMama, мелодия звучит до следующей страницы IV)

Сотни тысяч детей, которые не погибли на войне, от бомбёжек или голода, стали малолетними узниками фашистских концлагерей. БУХЕНВАЛЬД, ОСВЕНЦИМ, Дахау, САЛАСПИЛС … – это названия лагерей смерти.


Ведущий 1:

Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский концлагерь, где дети становились подопытным материалом, нацистские врачи из них выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.


Ведущий 2:

Этих детей уже почти никто не помнит. В концлагерных музеях от них остались груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров…


Чтец 4: 

«Детский ботинок»

С.Михалков 


Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.


Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой...»


Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..


Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?


Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги


В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?


Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.


Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...


Час расплаты пришел!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.


Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.



Страница IV

« Маленькие герои великой войны…»


Учитель: ( вся страница IV на фоне музыки к песне А. Ермолова «Баллада о солдатской матери»; музыку при необходимости повторить)

Дети шили бойцам на фронт кисеты, вязали варежки, писали письма под диктовку раненых солдат, выступали в госпиталях с концертами…


Презентация «Маленькие герои великой войны» (Учитель комментирует презентацию)


Ведущий 1:

Многие остались на захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках. (Слайд 1)


Ведущий 2:

Пионеры воевали в партизанских отрядах, где использовались в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. (Слайд 2)


Учитель: (Комментирует презентацию)

Не многим известно, что в Курске находится уникальный музей – «Юные защитники Родины». (Слайд 3)


Это единственный музей в стране, который рассказывает о детях военного лихолетья, которые с оружием в руках защищали отчизну от фашистских захватчиков, и трудились в тылу, приближая день победы. (Слайд 4)

Создательница музея Клара Рябова сохранила свидетельства великого подвига самых маленьких для нас, потомков этих ребят. (Слайд 5)

В фондах музея собрано свыше 22 тысяч предметов, повествующих о юных героях. Каждый из них хранит свою историю.

В музее собраны материалы почти о 10 тысяч юных защитников Родины со всего Советского Союза, еще по 40 тыс. фамилий поисковые работы продолжаются. (Слайд 6)

Герой советского союза, маршал И. Х.Баграмян писал: «…Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их, оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну, но мальчишки, освоившись, были неуловимыми связистами, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непримиримое желание быть похожими на настоящих солдат…» (Слайд 7)

Один из гитлеровцев сделал следующую запись в своем дневнике «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». (Слайд 8)

Чтец 5:

«Юные безусые герои»

С. Наровчатов


Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век. (Слайд 9)


Боль и гнев тому сейчас причиной,

Благодарность вечная вам всем, (Слайд 10)

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм. (Слайд 11)



Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях, (Слайд 12)

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно. (Слайд 13)


Страница V

«Сыны полка»

Учитель:

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов. Одна из таких книг – повесть Валентина Катаева «Сын полка». Главный герой повести – Ваня Солнцев – был собирательным образом сотен несовершеннолетних фронтовиков, которые прошли через поля сражений Великой Отечественной. И хотя судьба каждого из «сынов и дочерей полка» сложилось по-разному, у всех у них было много общего.


Ведущий 1:

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов.

Ведущий 2:

Очень трудно собрать сведения на сынов и дочерей полков, установить, где находятся документы, подтверждающие прохождение ими военной службы. Многие командиры скрывали тогда такую информацию, не хотели отправлять в детские дома и приюты своих воспитанников, которых очень полюбили.

Учитель:

Среди этих ребят немало наших земляков, уроженцев Курской области. Сколько их было, точно не может сказать никто, поисковые работы продолжаются…


Презентация «Сыны полков» на фоне песни «Сыны полков» муз. Я. Дубравин, слова В. Суслов

Учитель: (после презентации)

На курском Мемориале павших в годы войны есть могила 11-летнего Стаса Меркулова. Мальчишка оборонял Курск вместе с отцом – подносил снаряды, заряжал пулеметные ленты. Когда отец погиб, Стас занял его место у орудия. Но автоматной очередью был смертельно ранен – пули попали в живот. Иногда немцы фотографировались на фоне своих жертв мол, вот какие мы герои, но не в этом случае. Как рассказывали очевидцы тех событий, фашисты, увидев изуродованное тело ребенка у пулемета, сняли каски в знак уважения.


Ведущий 1:

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»

Минута молчания (звучит Метроном)


Ведущий 1:

История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.


Учитель:

Наш устный журнал рассказал о жизни детей, у которых война украла детство. Пусть все то, о чем вы услышали, останется в ваших сердцах. Прочитана ещё она страница, но, к сожалению, она далеко не последняя… Я предлагаю вам, ребята продолжить работу по сбору материала о юных защитниках Отечества для печатной версии нашего журнала, с которой вы тоже сегодня познакомились. (Приложение)


Ведущий 2:

О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
“Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”


Учитель: (на фоне « Аве Мария»)

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкою ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе – нет!

Нет, нет, нет!

Нет – грабительским войнам.


Ведущий 1:

Так важен мир на всей земле,

Как надоели войны,

Желаем, мы, чтоб на Земле

Всегда было спокойно.

Ведущий 2:

Не грохотали чтоб ракеты,

И пушки не гремели,

Желаем мира! Чтоб на свете

Все дети песни пели.


Ученики читают и рисуют (на плакате)по очереди:

– Я нарисую яркое солнце!

– Я нарисую синее небо!

– Я нарисую свет в оконце!

– Я нарисую колосья хлеба!

– Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Дети исполняют песню А. Ермолова «Мир, который нужен мне»+ презентация




Источники информации:

Интернет ресурсы

https://vk.com/public60142765

https://www.maam.ru/detskijsad/malenkie-geroi-velikoi-voiny-o-kurskom-muze-yunye-zaschitniki-rodiny-i-detjah-zaschischavshih-stranu.html

https://multiurok.ru/files/ustnyi-zhurnal-kak-forma-vnieklassnoi-raboty-v-shk.html

https://infourok.ru/formi-provedeniya-vneklassnih-vospitatelnih-meropriyatiy-2573382.html

https://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-istorii-v-ramkakh-priedmietnogho-d-1.html

https://multiurok.ru/files/konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-malien-kii.html

https://biography.wikireading.ru/252321

https://educontest.net/ru/3723668/%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B5-

%D0%B7%D0%B0%D1%88%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B/

https://audio-vk4.ru/?mp3=%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%86%D1%8B+%E2%80%93+%D0%98%D0%BC+%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE+%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BB%D0%B8%D1%88%D1%8C+%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C

https://audio-vk4.ru/?mp3=%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2+%E2%80%93+%D0%A1%D1%8B%D0%BD%D1%8B+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2

https://x-minus.me/track/312902/%D1%81%D1%8B%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2





Список литературы

1. Дети и молодежь в войнах и военных конфликтах XX века : материалы
Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 20-21 августа 2008 г. : 65-летию Курской
битвы посвящ.– Курск : Пресс-факт, 2008.
Джонева, А. Р. Дети и молодежь в период Великой Отечественной войны
1941–1945 гг. : по материалам газеты "Курская правда". – Курск, 2008.
Коровин, В. В. Книга Памяти о подвигах юных курян – помощников
партизан и подпольщиков в период оккупации 1941-1943 гг. – Курск, 1997.
Манжосов, А. Н. Вклад юных железнодорожников Центрально-
Черноземного региона РСФСР в достижении победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг. – Курск, 2005.
Факел памяти народной : Музей "Юные защитники Родины": [дети войны
1941–1945 гг. / авт.-сост. Л. С. Холтобина]. – Курск : Изд-во КГУ, 2001.
Холтобина, Л. С. Юные защитники Родины / Л. С. Холтобина // Книга
Памяти. – Курск, 2009






1