СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юные помощники полиции

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юные помощники полиции»












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Юные помощники полиции»








Составитель:

учитель начальных классов Васильева С.В.





















С.Ачикулак, 2023 год

Раздел № 1 Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы: социально – педагогическая.

Уровень – ознакомительный (стартовый).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа движения «Юные помощники полиции» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.

Актуальность программы. Движение «Юные помощники полиции» – это добровольная группа обучающихся образовательных организаций Ставропольского края, создаваемая с целью воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; ранней профориентации обучающихся, приобретения ими теоретических и практических знаний в правовой сфере; пропаганды здорового образа жизни; формирования положительного отношения к службе в органах внутренних дел, Вооруженных силах Российской Федерации, иных правоохранительных органах Российской Федерации.

Программа определяется запросами общества: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, умение подростков ориентироваться в сложных ситуациях, формирование в сознании обучающихся патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому России, а также привлечение «трудных» подростков к позитивно направленной деятельности.

Актуальность дополнительной программы опирается на необходимость развития навыков безопасного поведения обучающихся образовательных организаций в окружающем их мире и обусловливается рядом причин, среди которых: отсутствие ответственности за адаптацию личности в обществе, кризис воспитания в семье и школе, негативное воздействие на личность ребенка со стороны средств массовой информации, культовых сообществ и многое другое, что приводит к изменению процессов личностного самоопределения несовершеннолетних и трансформации общечеловеческих ценностей личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей и подростков к решению сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению.

Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, осторожность, уверенность, уважение, взаимовыручка.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений - это целенаправленная деятельность по следующим направлениям:

    • формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,

    • разъяснение действующего законодательства Российской Федерации,

    • снижение уровня и тяжести правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Отличительными особенностями программы являются: постоянное взаимодействие образовательных организаций с территориальными органами МВД России в ходе реализации программы; разнообразные формы деятельности; качественно новый подход к подбору теоретического материала и организации практических занятий. Дети психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях.

Целевая аудитория программы. Членами отрядов «Юные помощники полиции» могут быть обучающиеся в возрасте от 12 до 17 лет, желающие активно участвовать в проведении мероприятий по профилактике правонарушений.

Возрастной период 12 – 17 лет, промежуточный период между детством и юностью, совмещает характеристики того и другого возраста: повышенная интеллектуальная активность; желание развивать, демонстрировать свои способности; стремление получать высокую оценку со стороны. Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их фактическое место в семье, среди сверстников в повседневной жизни, а также в обществе. У подростков появляется жажда социально признаваемой деятельности. Приобщению к активной социально-познавательной деятельности способствует дополнительная образовательная программа движения «Юный друг полиции», в которой заложены возможности самореализации личности подростка.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы – 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор в отряд ЮПП проводится на принципе добровольности, с учетом интересов к предмету деятельности, без специальной подготовки. Зачисляются обучающиеся, прошедшие собеседование, на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинского заключения.

Программа может реализовываться в сельских малокомплектных школах. Учитывая специфику таких школ, допускается создание разновозрастных групп. Состав групп постоянный.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по40 минут.

Форма проведения занятий:

    • фронтальная;

    • групповая,

    • коллективная.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся на традициях осознанного законопослушного поведения, чувства справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим.

Задачи:

    • формирование в сознании обучающихся патриотических ценностей, уважения к культурному и историческом прошлому России, традициям МВД России;

    • содействие формированию у обучающихся гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    • воспитание и развитие таких качеств личности, как доброта, ответственность, любовь к родному краю, любознательность и стремление к познанию, терпение и трудолюбие;

    • пропаганда правил безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни среди несовершеннолетних;

    • формирование у обучающихся специальных навыков в области правовой, строевой, огневой подготовки, оказания первой помощи.

1.3 Планируемые результаты.

Член отряда «Юный помощник полиции» должен знать:

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • историю создания МВД России;

  • боевые традиции органов внутренних дел;

  • основы оказания первой помощи.

Член отряда «Юный помощник полиции» должен уметь:

  • поставить перед собой цель;

  • составить план её достижения и выполнить его;

  • сравнить свой результат с результатами других обучающихся;

  • анализировать деятельность своих товарищей и помогать им;

  • иметь свою точку зрения по различным проблемам и уметь отстоять её;

  • выдерживать те нормы поведения, которые задаются в школе, семье.

Член отряда «Юный помощник полиции» должен овладеть:

  • навыками начальных строевых приемов в движении и на месте с оружием и без него;

  • навыками разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова;

  • навыками оказания первой помощи;

  • навыками применения средств индивидуальной защиты;

  • навыками безопасного поведения личности;

  • выполнять нормы физической подготовки.

Формирование и развитиеуниверсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Готовность и способность к саморазвитию

  • Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

  • Гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • Осознания ответственности человека за общее благополучие;

  • Социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении правовым нормам.

Смыслообразование:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

  • Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им

Нравственно-этическая ориентация:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Уважительное отношение к другому мнению

  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные универсальные учебные действия

Планирование:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации


  • Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • Составлять план и последовательность действий;

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Саморегуляция:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

  • Активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • Использовать общие приёмы решения задач;

  • Осуществлять рефлексию способов и условий действий;

  • Ставить и формулировать проблемы.

  • Осознавать и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Информационные:

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

  • Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, диаграмма);

  • Сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников, дополнение схем, таблиц, диаграмм новыми данными)

  • Передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

  • Интерпретации информации (структурировать; переводить в сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • Запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Логические:

У ученика будут сформированы


Ученик получит возможность для формирования

  • Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • Анализ, синтез, сравнение;

  • Классификация по заданным критериям

  • Установления аналогий;

  • Установления причинно-следственных связей;

  • Построение рассуждений;

  • обобщение

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

У ученика будут сформированы


Ученик получит возможность для формирования

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения; предлагать помощь и сотрудничество

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Планирование учебного сотрудничества:

У ученика будут сформированы


Ученик получит возможность для формирования

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Взаимодействие:

У ученика будут сформированы


Ученик получит возможность для формирования

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы;

  • умение строить понятные для партнёра высказывания

  • строить монологическое высказывание;

  • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • умение слушать собеседника.


Управление коммуникацией

У ученика будут сформированы


Ученик получит возможность для формирования

  • умение определять общую цель и пути её достижения;

  • умение осуществлять взаимный контроль;

  • Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • Умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  • Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников



1.4 Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

История и боевые традиции органов внутренних дел

4

4


Опрос

2.

Основы правовой подготовки

18

12

6

Беседа, викторина,

тестирование

3.

Основы безопасности жизнедеятельности

4

2

2

Конкурс, защита творческой

работы

4.

Оказание первой помощи

6

2

4

Наблюдение за

правильностью выполнения

практических упражнений,

совместное обсуждение

5.

Строевая подготовка

4

1

3

Прохождение торжественным

маршем; прохождение с

песней

6.

Огневая подготовка

6

2

4

Выполнение норматива

по разборке и сборке

пистолета Макарова и

автомата Калашникова

 7.

Физическая подготовка

18

2

16

Сдача норм ГТО

8.

Коммуникативный тренинг

6

2

4

Тренинг

9.

Подготовка и участие в конкурсах, слетах

4

 

4

Результаты конкурса

10.

Подведение итогов работы

2


2

Бесед

Практика составления официальной документации


Итого

72

27

45

 

Содержание учебного плана

Раздел 1. История и боевые традиции органов внутренних дел – 4 ч.

Теория. Правоохранительные органы России. Создание приказной системы. Функции Приказа тайных дел. Полицейская функция на Руси до XVII века. Петровские реформы. Образование прокуратуры. Установление полицейских органов Петром I. Особенности организации и деятельности полиции в XIX веке. Значение судебной реформы 1864 года. Система адвокатуры в России. Структура и полномочия Департамента государственной полиции. Структура и полномочия Департамента государственной полиции. Функции МВД России. История и боевые традиции органов внутренних дел. Встречи с ветеранами МВД России (посещение музея).

Формы аттестации/контроля: опрос.

Раздел 2. Основы правовой подготовки – 18 ч.

Теория. Конституция Российской Федерации как основной закон государства. Основы конституционного строя. Понятие и признаки права. Сущность и назначение, признаки права. Виды правовых норм. Структура нормы права. Система права. Основные отрасли Российского законодательства. Законы и подзаконные нормативные акты. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Органы внутренних дел в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.

Место МВД России в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Правовые основы организации МВД России. Структура и основные задачи МВД России.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. Правовое положение МВД России. Правовое положение территориальных органов МВД России.

Основы криминалистики. Криминалистическая техника. Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в органах внутренних дел.

Понятие административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. Формы вины. Квалификация административных правонарушений.

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Гражданско-правовой статус несовершеннолетних, общая и индивидуальная профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних в России.

Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Работа с семьями, имеющими проблемы межличностного общения.

Организация работы с отдельными категориями несовершеннолетних правонарушителей.

Практика. Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). 

Формы аттестации/ контроля: беседа, викторина.

Раздел 3. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 ч.

Теория. Представление о личной безопасности, расширение знаний в области безопасности жизнедеятельности, полученных в процессе обучения в школе. Автономное существование, подача сигналов бедствия.

Пожарная безопасность. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях.

Понятие о топографии. Приборы для ориентирования на местности. Ориентирование на местности.

Соблюдение Правил дорожного движения. Предупреждение и профилактика детского травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. Правила перевозки детей на автотранспорте.

Терроризм и экстремизм, как реальная угроза безопасности в современном мире. Действия сотрудников органов внутренних дел при угрозе совершения и в условиях террористического акта в местах массового пребывания людей.

Готовность к действиям в аварийной ситуации. Психологические аспекты выживания.

Правовое и организационное регулирование деятельности правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях.

Практика. Практические упражнения по применению огнетушителей, действия при возникновении пожарной опасности.

Упражнения по определению азимута, правила пользования компасом. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий.

Овладение практическими навыками поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств. Преступления экстремистского характера.

Формы аттестации/ контроля: конкурс, защита творческой работы, тестирование

Раздел 4. Оказание первой помощи – 6 ч.

Теория. Анатомия и физиология как науки. Строение человеческого организма, органы движения, их функции, характеристика.

Признаки жизни и смерти человека (сознание, дыхание, пульс, реакция зрачка на свет, явные признаки смерти). Способы их определения. Понятия о клинической и биологической смерти.

Понятия о ранениях. Классификация ран, их характеристика. Раневая инфекция, асептика и антисептика. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений из ран головы, верхних и нижних конечностей, носового кровотечения, кровотечений из желудочно-кишечного тракта. Остановка кровотечения с помощью подручных средств. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Запрещенные места. Первая помощь при подозрении на внутреннее кровотечение.

Индивидуальный перевязочный пакет. Правила наложения повязок. Понятие о травмах. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах, травматическом шоке.

Общие понятия о иммобилизации. Способы иммобилизации.

Практика. Обучение пальцевому прижатию артерии на плече, бедре, шее, обучение технике наложения жгута, использованию подручных средств (одежды, бинтов, платков, ремней и т.д.) для остановки кровотечения. Обучение технике наложения повязок. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах. Способы иммобилизации. Травматический шок. Способы предупреждения шока. Обучение способам иммобилизации поврежденной части тела с помощью подручных средств и шин из картона.

Формы аттестации/контроля: наблюдение за правильностью выполнения практических упражнений, совместное обсуждение.

Раздел 5.Строевая подготовка – 4 ч.

Теория. Строй и управление им. Строевые приёмы на месте. Строевые приёмы в движении.

Практика. Отработка выполнения команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись», выполнение поворотов на месте в целом, остановка по команде «Стой».

Движение строевым шагом по подразделениям; движение строевым шагом в целом; отработка поворотов в движении, выполнение воинского приветствия в движении.

Отработка перестроения в две и одну шеренги; движение в составе подразделения походным и строевым шагом.

Выполнение выхода из строя; выполнение воинского приветствия на месте в головном уборе; выполнение подхода к начальнику.

Формы аттестации/контроля: прохождение торжественным маршем; прохождение с песней.

Раздел 6. Огневая подготовка – 6 ч.

Теория. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Общие сведения из истории создания и развития огнестрельного оружия. Виды вооружения, используемые подразделениями органов внутренних дел. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение пистолета Макарова и автомата Калашникова. Устройство, назначение частей и механизмов. Взаимодействие частей и механизмов автомата. Порядок приведения автомата к нормальному бою. Чистка и смазка оружия (периодичность и порядок). Порядок неполной разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова. Порядок снаряжение магазина. Дыхание при стрельбе, прицеливание.

Практика. Выполнение неполной разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова.

Формы аттестации/ контроля: выполнение норматива по разборке и сборке пистолета Макарова и автомата Калашникова.

Раздел 7. Физическая подготовка – 18 часов

Теория. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий спортом. Понятие о здоровом образе жизни. Общая силовая выносливость.

Практика. Упражнения для развития силы, ловкости, выносливости, координации. Силовые упражнения. Подтягивание и подъём туловища. Приемы рукопашного боя как средство самозащиты. Специально-подготовительные упражнения: страховки и самостраховки, элементарные технические действия (стойки, дистанции, захваты, передвижения, выведение из равновесия, подготовки к броскам - подвороты). Бег на различные дистанции, прыжки через препятствия, челночный бег. Лазание по канату. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д.

Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых качеств и развития силы.

Формы аттестации/контроля: сдача норм ГТО.

Раздел 8. Коммуникативный тренинг – 6 ч

Теория. Введение понятия ассертивного (уверенного) поведения. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Понятие команды. Принципы работы, организация эффективной работы в команде. Классификация командных ролей. Лидерство в команде.

Практика. Овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. Формирование навыков работы в команде.

Выполнение упражнений и коммуникативные игры на формирование навыков противодействия вовлечению подростка в употребление психоактивных веществ, другие виды асоциального поведения (умение сказать «нет»). Раскрепощение, высвобождение творческого потенциала подростков, направленного на профилактическую работу со сверстниками.

Формы аттестации/контроля: «Основы правовой культуры» - тренинг. 

Раздел 9. Подготовка и участие в конкурсах, слетах – 4 ч.

Практика. Подготовка к (всероссийскому, региональному, районному, городскому) слёту ЮПП, изучение положения, тренировочные занятия по видам соревнований, запланированных на конкурс.

Формы аттестации/контроля: участие в конкурсе творческих объединений (отрядов) ЮДП.

Раздел 10. Подведение итогов работы 2 ч.

    1. Формы аттестации и их периодичность

Знания и умения обучающихся, полученные в процессе обучения, проверяются и оцениваются педагогами и сотрудниками органов внутренних дел, которые участвуют в образовательном процессе, в ходе промежуточного и итогового мониторинга.

В ходе промежуточного мониторинга проверяются знания, полученные по основным разделам программы, могут использоваться: наблюдение, опросы, беседы, совместное обсуждение достигнутых результатов, отзывы детей, защита творческой работы, коммуникативные игры, круглый стол, практические занятия, зачет, тест, викторины на выявление уровня знаний обучающихся, проверка выполнения практического задания, выполнение нормативов, прохождение торжественным маршем, прохождение с песней.

При аттестации обучающихся используется уровневая форма оценивания: низкий, средний и высокий.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Методическое обеспечение

При реализации программы используются методы:

    • словесные,

    • наглядные,

    • практические.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут изучить все правовые основы, необходимые каждому человеку, при участии в конкурсах приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, что немаловажно для гармоничного развития личности. Важно, что в отряде ЮДП дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться с правонарушителем и со зрителями при публичных выступлениях.

Образовательный процесс организован в очной форме, в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, круглый стол, открытое занятие, практическое занятие, тренинг.

Педагогические технологии: группового обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления, коммуникативная технология обучения.

2.2. Условия реализации программы

Организация образовательного процесса строится на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и территориальных органов МВД России.

Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, столы, стулья, доска для записей, спортивный зал, спортивный инвентарь, оборудованный тир, медицинская аптечка, дидактический и иллюстративный материал, специальная форма, технические средства обучения, средства пожаротушения (огнетушители различных видов).

Для проведения занятий могут использоваться фото- и видеоматериалы сети Интернет и музеев органов внутренних дел.

Кадровое обеспечение. Работу с обучающимися организуют учителя истории, географии, ОБЖ общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования. Привлекаются специалисты: педагог-психолог, медработник, сотрудники органов внутренних дел, ветераны МВД.

Содержание учебного плана программы может изменяться в зависимости от материально-технического и кадрового обеспечения.















2.3 Календарный учебный график.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

История и боевые традиции органов внутренних дел – 4 ч.

 1

СЕНТЯБРЬ

 

 

 Лекция, беседа

 1

 Правоохранительные органы России. Создание приказной системы. Функции Приказа тайных дел. Полицейская функция на Руси до XVII века.

 МКОУ СОШ № 10

 -

2



Лекция, беседа

1

Петровские реформы. Образование прокуратуры. Установление полицейских органов Петром I.

 МКОУ СОШ № 10

Опрос

3



Лекция, беседа

1

Особенности организации и деятельности полиции в XIX веке. Значение судебной реформы 1864 года. Система адвокатуры в России. Структура и полномочия Департамента государственной полиции. Структура и полномочия Департамента государственной полиции.

 МКОУ СОШ № 10

Опрос

4



Экскурсия

1

Функции МВД России. История и боевые традиции органов внутренних дел. Встречи с ветеранами МВД России

ОМВД

Опрос

Основы правовой подготовки – 18 ч.

5

СЕНТЯБРЬ



Лекция, беседа

1

Конституция Российской Федерации как основной закон государства. Основы конституционного строя.

 МКОУ СОШ № 10

-

6



Лекция, беседа

1

Понятие и признаки права. Сущность и назначение, признаки права. Виды правовых норм. Структура нормы права. Система права.

 МКОУ СОШ № 10

Беседа.


7



Лекция, беседа

1

Основные отрасли Российского законодательства. Законы и подзаконные нормативные акты.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование.

8



Лекция, беседа

1

Конституционные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

 МКОУ СОШ № 10

Викторина.

9

ОКТЯБРЬ



Лекция, беседа

1

Органы внутренних дел в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование.

0



Лекция, беседа

1

Место МВД России в системе правоохранительных органов Российской Федерации.

СОШ № 10

Беседа.


11



Лекция, беседа

1

Правовые основы организации МВД России. Структура и основные задачи МВД России.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. Правовое положение МВД России. Правовое положение территориальных органов МВД России.

 МКОУ СОШ № 10

Викторина.

12



Лекция, беседа

1

Основы криминалистики. Криминалистическая техника.

Понятие административного правонарушения. Квалификация административных правонарушений.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование.

13



Лекция, беседа

1

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

СОШ № 10

Викторина.

14



Лекция, беседа

1

Гражданско-правовой статус несовершеннолетних, общая и индивидуальная профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних в России.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование.

15



Лекция, беседа

1

Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Работа с семьями, имеющими проблемы межличностного общения.

 МКОУ СОШ № 10

Викторина

16



Лекция, беседа

1

Организация работы с отдельными категориями несовершеннолетних правонарушителей.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование.

17

НОЯБРЬ



Игра

1

Правовая игра «Я знаю Конституцию»

 МКОУ СОШ № 10

Игра

18



Викторина

1

«Права граждан»

 МКОУ СОШ № 10

Викторина

19



Квест

1

«Правонарушение, проступок»

 МКОУ СОШ № 10

Квест

20



Ролевая игра

1

«На комиссии по делам несовершеннолетних»

 МКОУ СОШ № 10

Ролевая игра

21



Круглый стол

1

«Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). 

 МКОУ СОШ № 10

Беседа

22



Круглый стол

1

«Организация досуга несовершеннолетних»

 МКОУ СОШ № 10

Беседа

Раздел 3. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 ч.

23

НОЯБРЬ



Беседа, лекция

1

Представление о личной безопасности. Пожарная безопасность. Соблюдение Правил дорожного движения.

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование

24



Беседа, лекция

1

Понятие о топографии. Терроризм и экстремизм. Готовность к действиям в аварийной ситуации

 МКОУ СОШ № 10

Тестирование

25



Конкурс


Защита проектов внеклассных мероприятий по безопасности

 МКОУ СОШ № 10

Творческие работы

26


-

Классный час для 3-4 классов

1

«Это нужно знать каждому»

 МКОУСОШ № 10

Внеклассное мероприятие

Раздел 4. Оказание первой помощи – 6 ч

27

ДЕКАБРЬ



Лекция, беседа

1

Анатомия и физиология как науки. Признаки жизни и смерти человека

МКОУСОШ № 10

-

28



Лекция, беседа

1

Понятия о ранениях. Индивидуальный перевязочный пакет.

СОШ № 10

Тестирование

29



Практика

1

Обучение пальцевому прижатию артерии на плече, бедре, шее, обучение технике наложения жгута, использованию подручных средств (одежды, бинтов, платков, ремней и т.д.) для остановки кровотечения

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

30



Практика

1

Обучение технике наложения повязок. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах. Способы иммобилизации.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

31



Практика

1

Травматический шок. Способы предупреждения шока.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

32



Практика

1

Обучение способам иммобилизации поврежденной части тела с помощью подручных средств и шин из картона.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

Раздел 5. Огневая подготовка – 8 ч.

33

ДЕКАБРЬ



Лекция,беседа

1

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»

МКОУСОШ № 10

-

34



Экскурсия

1

Назначение пистолета Макарова и автомата Калашникова. Устройство, назначение частей и механизмов.

МКОУОМВД


35

ЯНВАРЬ



Практика при участии сотрудников ОМВД

1

Выполнение неполной разборки и сборки пистолета Макарова

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

36

Практика при участии сотрудников ОМВД

1

Выполнение неполной разборки и сборки пистолета Макарова

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

37

Практика

1

Выполнение неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

38

Практика

1

Выполнение неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

Раздел 6. Строевая подготовка – 4 ч.

39

ЯНВАРЬ



Лекция, беседа

1

Строй и управление им. Строевые приёмы на месте. Строевые приёмы в движении.

МКОУСОШ № 10

Беседа

40



Практика

1

Отработка выполнения команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись», выполнение поворотов на месте в целом, остановка по команде «Стой».

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

41

ФЕВРАЛЬ



Практика

1

Движение строевым шагом по подразделениям; движение строевым шагом в целом; отработка поворотов в движении, выполнение воинского приветствия в движении.

Отработка перестроения в две и одну шеренги; движение в составе подразделения походным и строевым шагом.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

42



Практика

1

Выполнение выхода из строя; выполнение воинского приветствия на месте в головном уборе; выполнение подхода к начальнику. Участие в сморте-конкурсе «Красив в строю, селён в бою»

МКОУСОШ № 10

прохождение торжественным маршем

Раздел 7. Физическая подготовка – 18 часов

43

ФЕВРАЛЬ



Лекция, беседа

1

Краткие сведения о строении человеческого организма

МКОУСОШ № 10

Беседа

44



Лекция, беседа

1

Понятие о здоровом образе жизни. Общая силовая выносливость.

МКОУСОШ № 10

Беседа

45



Практика

1

Упражнения для развития силы, ловкости, выносливости, координации.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

46



Практика

1

Силовые упражнения. Подтягивание и подъём туловища.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

47



Практика

1

Приемы рукопашного боя как средство самозащиты.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

48



Практика

1

Специально-подготовительные упражнения: страховки и самостраховки, элементарные технические действия (стойки, дистанции, захваты, передвижения, выведение из равновесия, подготовки к броскам - подвороты).



МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

49

МАРТ



Практика

1

Бег на различные дистанции, прыжки через препятствия, челночный бег.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

50



Практика

1

Лазание по канату.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

51



Практика

1

Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д.

СОШ № 10

Практическое занятие

52



Практика

1

Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых качеств и развития силы.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

53



Практика

1

сдача норм ГТО. Подготовительный этап

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

54



Практика

1

сдача норм ГТО.Подготовительный этап

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

55



Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

56

Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

57

АПРЕЛЬ

Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

58

Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

59

Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

60

Практика

1

сдача норм ГТО.

МКОУСОШ № 10

Практическое занятие

Раздел 8. Коммуникативный тренинг – 6 ч

61

АПРЕЛЬ



Беседа, лекция

1

Введение понятия ассертивного (уверенного) поведения.

МКОУСОШ № 10

Беседа

62



Беседа, лекция

1

Понятие команды. Принципы работы, организация эффективной работы в команде. Классификация командных ролей. Лидерство в команде.

МКОУСОШ № 10

Беседа

63



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

МКОУСОШ № 10

Практика

64



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Формирование навыков работы в команде.

МКОУСОШ № 10

Практика

65



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Выполнение упражнений и коммуникативные игры на формирование навыков противодействия вовлечению подростка в употребление психоактивных веществ, другие виды асоциального поведения

МКОУМКОУСОШ № 10

Практика

66

МАЙ



Практическое занятие с применением ситуативных задач

1

Раскрепощение, высвобождение творческого потенциала подростков, направленного на профилактическую работу со сверстниками.

МКОУСОШ № 10

Практика

Раздел 9. Подготовка и участие в конкурсах, слетах – 4 ч.

67

МАЙРезерв




1

Подготовка к (всероссийскому, региональному, районному, городскому) слёту ЮПП

МКОУСОШ № 10

Практика

68




1

Изучение положения конкурса

МКОУСОШ № 10

Практика

69




1

Тренировочныезанятия по видам соревнований, запланированных на конкурс.

МКОУСОШ № 10

Практика

70




1

Тренировочныезанятия по видам соревнований, запланированных на конкурс.

МКОУСОШ № 10

участие в конкурсе творческих объединений (отрядов) ЮПП.

Раздел 10. Подведение итогов работы 2ч.

71

МАЙ




1

Подведение итогов работы

МКОУСОШ № 10

Беседа

72




1

Составление отчётов по проделанной работе.

СМКОУОШ № 10

Практика составления официальной документации


2.4. Оценочные материалы

Учитель, педагог, специалист, реализующий программу, имеет право на участие в разработке оценочных материалов (тесты, диагностики, мониторинги), позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.


2.5. Список литературы


Список литературы для педагогов

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

  4. Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - М., 2014. – 235 с., ил.

  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

  7. Концепция развития дополнительного образования.

  8. Зубач А. В. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: моногр. / А.В. Зубач, А.Н. Кокорев. – М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2016. – 352 c.

  9. Лен К.В. Хрестоматия по истории органов внутренних дел [Электр, ресурс]. – Барнаул, 2013. – URL: http://buimainold/start1.htmlАИС «Методика».

  10. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Буйлова Л.Н., Филатова М.Н. – Москва, ГАОУ ВО МИОО, 2016. – 25 с.

  11. Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

  12. Профилактика социально-опасного поведения школьников. - Волгоград: Учитель, 2014. – 231 с.

Список литературы для учащихся

  1. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.

  2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.,1998.

  3. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1998.