СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юные туристы» познавательно-игровое занятие для обучающихся дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение простейших туристических умений и навыков воспитывает и способствует интерес к туризму и здоровому образу жизни с детства.

На занятии обучающимся будет полезно узнать, что такое туризм, кто такие туристы, побывать в их роли. Как дошколята, так и школьники начальной школы узнают, что турист должен многое знать и уметь: собирать походное снаряжение, подбирать одежду по сезону и по погоде, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, а также любить и беречь природу!

Просмотр содержимого документа
««Юные туристы» познавательно-игровое занятие для обучающихся дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района





«Юные туристы»

познавательно-игровое занятие для обучающихся дошкольного возраста















Подготовила и провела:

Заведующая структурным подразделением,

педагог дополнительного образования –

И.Э. Приказчикова










г. Рузаевка, 2024г.


Цель: познакомить обучающихся с праздником - Днем туризма, формировать навыки безопасности жизнедеятельности посредством туристической деятельности

Задачи:

  • воспитывать интерес к туризму и здоровому образу жизни;

  • способствовать освоению простейших туристических умений и навыков;

  • обогащать словарный запас дошкольников, совершенствовать умение собирать рюкзак, правильно подбирать одежду для похода;

  • развивать двигательные навыки, координацию движений, ориентировку в пространстве;

  • воспитание любознательности, ответственного отношения к действиям на природе.

  • воспитывать нравственно-волевые качества: выносливость, целеустремлённость, волю к победе, дружелюбие, взаимовыручку, чувство коллективизма.

Предварительная работа: просмотр презентаций; проведение бесед о туристах; загадывание загадок по теме; проведение д/и; рисование знаков - правил поведения на природе.
Оборудование: рюкзак, различные вещи для сбора в поход, картинки для слайдов по правилам поведения в лесу, слайды лекарственных растений, экран, проектор, музыкальное сопровождение.


Ход занятия.

В классе звучит песня «Вместе весело шагать».


I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о туризме.

Совсем скоро даже будет отмечаться праздник - День туризма.

Туризм - это вид активного отдыха, путешествия по своей стране или в другие страны, прогулки, походы на природу. Туризм - это и спорт.

Туристы - это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы. 

Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.

           Говорят, туристы живут лет на 10 больше тех, кто мир видит только с экрана телевизора.   


И я предлагаю вам на нашем занятии сегодня стать туристами и отправиться в поход.


II. Основная часть.

- А вы знаете, кого называют туристами? Ответы

Правильно, туристы - это люди, которые любят путешествовать, любоваться красотой природы, исследовать неизведанное.

- Какими должны быть туристы? Ответы

Это сильные, ловкие, выносливые люди, которые не боятся трудностей и многое умеют.

Если турист передвигается пешком, как назвать этот вид туризма? Ответы

Если на велосипедах, лыжах, автомобилях? Ответы


Ребята, мы с вами пойдём в поход пешком.

Итак, мы отправляемся в пеший поход. Вы готовы? Да!

Чтоб туризмом заниматься,
Надо детям всем размяться.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от неё
Никуда не денешься!


Развивающий мультфильм «Собираемся в поход» (просмотр).

Разминка «Идем в поход пойдем».


Ребята, как уже говорили мы, у туриста есть предметы - вещи, которые очень необходимы ему во время путешествия или похода.…

Подумайте, что пригодится туристу в походе, ведь нужно брать только самое необходимое.


Что в поход с собой возьмём, если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте, но смотрите не зевайте.
Называю я предмет, он подходит или нет?
Если «да» в ладоши хлопни.
Если «нет» ногою топни.
Котелок, утюг, расчёска, пылесос, сачок и соска,

Носовой платок, подушка, рюкзачок, меч и клюшка.

Молоток, верёвка, нож.
Ну, а соль, с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат.
Вот и собран туротряд.

Давайте все вместе соберем рюкзак в поход.


Игра-эстафета «Что в походе пригодится?»

Участники стоят в нескольких метрах от разложеных различных предметов - как необходимых в походе, так и совершенно не нужных: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, бусы, спортивные гантели, конструктор и др.

Каждый участник по очереди подбегает к ним, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передает эстафету следующему.

По окончании игры юные туристы с педагогом проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.


- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Я вижу, вы знаете, что пригодится в походе. Итак, рюкзак у нас собран, пора в путь - дорогу.


Ходьба с рюкзаками по залу.

Обучающиеся шагают по залу друг за другом отвечаю на вопросы речёвки.

Кто шагает с рюкзаком?

Юные туристы

Кто со скукой не знаком?

Юные туристы

Нас вперёд ведут дороги

Наш девиз:

«Всегда вперёд!».

Эй, ребята, твёрже шаг!

Что турист берёт в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак.

Вот мы с вами и в лесу!

Вы знаете, что поход без трудностей не обходится.

Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе.

Вы пришли на переправу - это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.


Пункт маршрута «Переправа».


Участникам показывают, как преодолевать полосу препятствий.

Затем, участники по очереди прыгают по кочкам по «болоту»; проходят под низким мостиком; пролезают сквозь паутину, перепрыгивают пенечки и т.д.


Ребята, скажите, вы природу любите или губите? Ответы

А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Ответы

Из-за костра часто случается беда - лесной пожар, вся природа в этом месте погибает.

Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает.

Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя.

Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам.

Помните, что костер - надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.


Про костер поговорили, а что вы знаете о еде, которую готовят туристы? Ответы


Правильно, туристы могут наловить в реке рыбки и сварить на костре уху - походный суп на костре из рыбы.

А мы с вами попробуем по картинкам отобрать продукты, которые необходимы для приготовления ухи.


Игра «Свари уху».

На столе разложены картинки-продукты: картошка, морковка, лук, рыба, вода, соль.

Участники стоят вокруг стола. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке, кладет в «котелок» один предмет-продукт.


А сейчас, ребята, попробуйте отгадать мои загадки.






Загадки.


Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)

Он в походе очень нужен,

Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,

Чай душистый кипятить. (Котелок).

Моря есть, а плавать нельзя.
Дороги есть, а ехать нельзя.
Земля есть, а пахать нельзя. (Карта)

На привале нам помог, суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош, а вот в группу, не возьмешь. (Костер).

И от ветра, и от зноя
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко
Что это?..... (Палатка)


Красивой расцветки, с застежкой глухой.
В походе далеком заменит он печь,
Когда на привале захочешь прилечь. (Спальный мешок)

Я горячее храню, я холодное храню.
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос)

Над рекой она склонилась
Ловко – ловко исхитрилась.
Обменяла червяка на большого окунька. (Удочка)

В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север, он знает, где юг.
И в тайге, и в океане, он отыщет путь любой,
Умещается в кармане, и ведет нас за собой. (Компас).

Молодцы, ребята!

А мы продолжаем наш поход.

Часто бывает, что в походе случается неприятность - царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет.

Что же делать?

У природы есть своя аптека, растет она под ногами.

Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать.


«Какое растение выручит?»

Посмотрите на экран.

На нем картинки с разными лечебными растениями.

Эти растения используют туристы, находясь в лесу, ведь они не имеют рядом медицинской помощи.

Подорожник.

Например, если вы нечаянно поранились о корягу, можно найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Запомните, как он выглядит.

В лесу много целебных трав.

Мать-и-мачеха. Её листья прикладывают гладкой стороной к ране, ушибу. Можно привязать лентой.

Ромашка аптечная лечит ожоги, в ее настоях пропитывают примочки, так же ромашка лечит насморк.

Мох сфагнум растет на болотах. Сухой мох в 4 раза сильнее впитывает влагу, чем медицинская вата.

Корень одуванчика улучшают пищеварение, повышает аппетит.


Итак, теперь вы знаете, как обработать рану в лесу.


III. Завершение.

А еще, ребята, туристы - очень дружный народ, они всегда во всем вместе.

Каждый вечер у костра они дружно поют песни, рассказывают интересные истории.

Вот и закончился наш поход.

Но вы, ребята, ещё должны помнить несколько правил.

Эти правила, настоящие туристы всегда соблюдают!

Они берегут и не загрязняют нашу природу, когда ходят в турпоход.

Послушайте, повторите и запомните их!


Правила туристов:

  • Любить и охранять родную природу.

  • Уходя из леса, хорошо тушить костёр.

  • Не оставлять после себя мусор.

  • Не засорять реки и родники.

  • Не ломать деревья (они засохнут и погибнут).


Молодцы, юные туристы! До новых встреч!








Список литературы, источники:

  1. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., «ВЛАДОС», 2000.

  2. Первая помощь в экстремальных ситуациях. -М., МВД России, 2000

  3. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. -М., «ВЛАДОС», 2000.

  4. https://www.youtube.com/ - Развивающий мультфильм «Собираемся в поход».