Тема: Юный финансист. Экономический словарь.
Цели:
Обогатить словарный запас учащихся через развитие интереса к изучению
вопросов финансовой грамотности; формирование понимания рационального поведения в мире финансов.
Знакомство младших школьников с основными понятиями, характеризующими
экономику как бы с внешней стороны – через призму повседневной жизни; путём объяснения смысла и значения наиболее часто употребляемых слов, попытаться вызвать более глубокий интерес к экономике, имеющей свои законы, которые могут служить людям во благо или действовать разрушительно.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием финансовой грамотности; создать
условия для формирования у младших школьников понятия слова Экономика, познакомить с основными экономическими понятиями; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки понятий.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, образное мышление,
воображение, память, речь учащихся, их кругозор, развивать и поддерживать целостное, положительное отношение к изучаемому предмету; развивать способности анализировать, обобщать полученные знания, строить высказывание на заданную тему.
Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативных умений,
самовоспитания при работе в группе, сотрудничать при изучении нового материала.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты;
Познавательные УУД: овладение базовыми предметными понятиями; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения в процессе рассуждения, а также установление аналогий и причинно-следственных связей; умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности; формирование системы суждений на основе критического мышления.
Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: художественных произведений, учебных текстов, иллюстраций.
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи; умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к позиции другого, совершенствование коммуникативных умений в процессе публичного выступления перед классом; формирование осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
Оборудование.
Раздаточный материал: карточки с текстами, пословицами, кроссвордом
Картины с изображением ярмарки
Выставка книг, в которых есть упоминание изучаемых понятий
Формы организации внеурочной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем занятии вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!
Целеполагание. Введение в новую тему.
Учитель: Что значит финансово – грамотный человек? (высказывание учеников)
Планирует своё благополучие
Ведёт учёт расходов и доходов
Живёт по средствам
Знает свои права
Владеет актуальной информацией о финансах
Имеет сбережения
Тратит меньше, чем зарабатывает
Умеет выбирать финансовые услуги
Учитель: Зачем нужна детям финансовая грамотность? (высказывания детей)
Помогать родителям составлять семейный бюджет
Копить карманные деньги для покупки мечты
Ответственно относиться к деньгам и собственным тратам
Составлять свои первые бизнес - проекты
Усвоение новых знаний.
Аренда – договор, по которому одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) что-либо во временное пользование за определённую плату.
В аренду может быть сдано имущество: здания, сооружения, квартиры, оборудование, а также земля. Арендодатель является, как правило, собственником (или представителем собственника) этого имущества. Отношения между арендодателем и арендатором регулируются законом и договором. Арендаторы обязуются поддерживать в исправном состоянии и бережно относиться к тому имуществу, которое не является их собственностью, хотя мы об этом часто забываем.
Задание 1. По опорным словам вспомни сказку. Какую ошибку совершил Зайчик? (работа в группах)
Опорные слова: Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух. |
Аукцион – одна из форм торговли, но не всякими товарами, а лишь особо ценными или редкими, когда желающих купить тот или иной товар много и они соревнуются между собой за право покупки. Выигрывает аукцион и покупает товар тот, кто предложит за него самую высокую цену. «Аукцион» означает «продажа с публичных торгов». Публичный – значит открытый, гласный, общественный. В соответствии с этим аукционы проводятся обычно при большом скоплении народа, в просторных залах, где могут находиться не только покупатели, но и просто зрители.
Сейчас на аукционах продаётся почти всё: магазины и квартиры, дома и дачи, машины и меха, антиквариат. Пока всё это недоступно всем желающим, но это не самый худший способ продажи таких товаров. Доход, полученный за счёт сверхвысоких цен, которые платят за эти товары богатые покупатели, распределяется между продавцами, устроителями аукциона и государством. Часть денег, полученная в государственный бюджет, может быть израсходована на увеличения производства этих товаров по более низким ценам, и тогда они станут более доступными. За счёт части этих средств оказывается материальная помощь малоимущим, и это тоже приносит немалую пользу.
Иногда аукционы организуются исключительно в благотворительных целях, и тогда все деньги, полученные от них, направляются на помощь старикам, детям, инвалидам и другим нуждающимся. С использованием этих средств также строятся больницы, школы или что-то другое, очень нужное людям.
Задание 1. Реши задачу.
На международном аукционе продавали породистых лошадей. Бизнесмен из Франции предложил за орловского рысака белой масти 4 000 долларов. Англичанин чуть раньше хотел купить эту лошадь за 3 800 долларов. Последним цену на аукционе назвал американец. Кому был продан рысак?
Варианты ответов:
1 – французу; 2 – англичанину; 3 – американцу.
Задание 2. Прочитай текст и найди признаки благотворительного аукциона (работа в парах).
На церковном крыльце купец Козьма Минин Сухорукий обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу любимую родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города все соединятся с нами. И, Бог даст, мы прогоним врагов». Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди приносили Минину всё своё имущество, и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Учебник-хрестоматия по истории «Твоя Россия» |
Банк – это не только место, где хранятся деньги, золото, драгоценности, хотя первые банки возникли именно с этой целью. Постепенно развивалось производство товаров и возникала потребность в обмене одних товаров на другие. А для производства товаров и для обмена требовались деньги, которые не всегда имелись в достаточном количестве у тех людей, которые хотели бы заняться тем или иным делом. Поэтому хранители денег решили их давать в долг, взимая за это определённую плату (проценты).
Задание 1. Деньги в детских сказках (работа в группах).
Назовите сказки, в которых герои проводят операции с деньгами.
Главная задача современных банков – давать деньги в долг на определённый срок. Полученные таким образом деньги носят название кредит или ссуда, а предоставление ссуды называется кредитованием. Тот, кто даёт в долг (банк), является кредитором, тот, кто берёт,- должником. Все расчёты в банке осуществляются теперь с помощью компьютеров и других сложных и «умных» машин.
Чтобы деятельность банка была выгодной, нужно располагать большими суммами денег, а для этого требуется сначала привлечь эти деньги в банк, а затем уже пускать в дело. Слова банкротство, банкрот означает невозможность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Таким образом, банкротство – разорение.
Задание 2. Прочитайте стихотворение В. Орлова. Дайте совет вороне, как сохранить свои деньги и вещи в сохранности (работа в группах).
- Кра!- Кричит ворона.- Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Грош украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! - Стой, ворона! | Не кричи. Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана: У тебя ведь Нет кармана! - Как!- Подпрыгнула ворона И моргнула удивлённо,- Что ж вы раньше Не сказали? Кар-р-р раул! Кар-р-ман Укр-р-али! |
Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую – без денег, по договорённости между тем, кто владеет вещью, и тем, кто хочет её приобрести.
«Бартерный обмен» получает большое распространение тогда, когда денег мало или их совсем нет (как было в годы войны). Бартерные сделки являются вынужденной мерой. Поиск нужного варианта обмена занимает очень много времени и поэтому неудобен, а в масштабах всего народного хозяйства – просто невозможен. Бартерные сделки являются по сути пережитком прошлого, показателем неразвитости рынка.
На Руси обмен товаром обычно проходил на ярмарках. Посредников тогда ещё не было, обменивались товаром сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.
Задание 1. Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар (ученики берут карточки с рисунками различных товаров). Выходите на торговую площадь и обменяйтесь своими товарами.
Учитель: Всем ли удалось найти нужный товар? Покажите и расскажите о результатах своего обмена. Вы сейчас участвовали в бартерном обмене, который использовали наши предки в далёкие времена.
Учитель: Процесс бартерного обмена на ярмарке ярко показал А.С. Пушкин в своей Сказке о царе Салтане. Зачитаем строки:
Торговали соболями, Чернобурыми лисами; Торговали мы конями, Всё донскими жеребцами, Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом. |
Примеры бартера можно наблюдать повсюду: промышленные предприятия обмениваются своей продукцией; торговые фирмы нередко оказывают свои услуги в обмен на определённое количество товара, которым они торгуют; люди меняют квартиры и дачи, садовые участки и машины.
Задание 2. Разгадай кроссворд
1 – натуральный обмен одной вещи на другую – без денег; 2 – слово, которое в переводе с французского буквально означает «весы»; 3 – тот, кто даёт деньги в долг; 4– разорившийся предприниматель.
Задание 3. Выбери правильный ответ
Вопрос 1. Когда впервые появились бартерные сделки?
1 – при первобытнообщинном строе;
2 – в период возникновения общественного разделения труда;
3 – в наше время.
Вопрос 2. Какое из двух действий можно назвать бартерной сделкой?
1 – продавец очень выгодно продал свой товар, затратив на это незначительное количество времени;
2 – два бизнесмена обменялись партиями товаров, не истратив на это ни рубля.
Учитель: торговля на обменный товар была неудобна, значит что надо было придумать, чтобы не только купцы в Древней Руси, но и разные страны в настоящее время могли торговать между собой? (деньги)
Рефлексивно – оценочная деятельность.
Учитель: Чем был необычен наш урок? Что интересного вы сегодня узнали на уроке? А что вы уже знали раньше? Если вам захочется больше узнать о значении изученных понятий, что вам необходимо сделать? Закончим урок старинными пословицами. Составьте пословицы, подготовьте объяснение.
Не имей сто рублей, | а весь свет обойдёт. |
Денежка-то без ног, | не стоит. |
И гроша медного | а имей сто друзей. |
За морем телушка полушка | да рубль перевоз. |