Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Томский Хобби – центр»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического (педагогического совета) Директор Томского Хобби-центра
От «__» _____________ 20___ г. ____________Л.В.Дубровина
Протокол №_____ от ________ «__» _____________ 20___ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный инженер»
(Простые механизмы)
Возраст учащихся: 6 -8 лет
Срок реализации 1 год
Автор составитель:
Полуянов Эдуард Александрович,
Педагог дополнительного образования
Томск 2017
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Простые механизмы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), согласно порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Программа «Простые механизмы» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.
Для реализации программы используется конструктор " LEGO Mindstorms EV3", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Программа имеет техническую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки использования простых механизмов.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающихся мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность обучающихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учеников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры.
Особенности программы
Программа ориентирована на работу с учащимися 6-8 лет и рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по два учебному часу (45 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет 110 часов.
Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.
Первая часть занятия – демонстрация изображений конструкций с обсуждением области их применения.
Вторая часть – создание конструкции (цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (цель – развитие умений грамотно представлять свою модель).
Ожидаемый результат реализации программы:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о разновидностях простых механизмов.
Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: опрос, выставка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Прак-тика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор». | 2 | 1 | 1 |
2. | Название деталей. | 2 | 1 | 1 |
3. | Способы креплений. | 2 | 1 | 1 |
4. | Что такое простые механизмы. | 2 | 1 | 1 |
5. | Наклонная плоскость. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Наклонная плоскость. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Рампа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Этажи. | 2 | 1 | 1 |
6. | Клин. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Клин. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Подъемник. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Заклиним. | 2 | 1 | 1 |
7. | Рычаги. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Рычаги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Захват.Катапульта.Пресс. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом | 2 | 1 | 1 |
8. | Винт. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Винт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Платформа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Движущийся стол. | 2 | 1 | 1 |
9. | Колеса и оси. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Колёса и оси. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Машинка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Тачка | 2 | 1 | 1 |
10. | Блок. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Блок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Поднятие груза. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: блоков для горизонтального перетягивания. | 2 | 1 | 1 |
11. | Ворот. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Ворот. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Колодец. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Лебедка. | 2 | 1 | 1 |
12. | Храповой механизм. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Храповой механизм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Подъемник с храповым механизмом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: фиксация груза на определенной высоте. | 2 | 1 | 1 |
13. | Кулачковый механизм. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Кулачковый механизм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Механизм с толкателями | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Волна. | 2 | 1 | 1 |
14. | Поршень | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Поршень . | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Пресс. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Кран . | 2 | 1 | 1 |
15. | Кривошипно-шатунный механизм. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Кривошипно-шатунный механизм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: макет двигателя автомобиля. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: | 2 | 1 | 1 |
16. | Фрикционная передача. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Фрикционная передача. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: стенд фрикционной передачи | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: система с тремя и более катками. | 2 | 1 | 1 |
17. | Зубчатые колёса. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Зубчатые колеса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Захват. Вертолет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: система с тремя и более колесами. | 2 | 1 | 1 |
18. | Ременная передача. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Ременная передача. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Стенд с ременной передачей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Изменение натяжения | 2 | 1 | 1 |
19. | Цепная передача. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Цепная передача. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание «Гусеницы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание «Велосипед» | 2 | 1 | 1 |
20. | Червячная передача. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Зубчатые колеса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание «Карусель» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание «Тележка с попкорном» | 2 | 1 | 1 |
21. | Карданная передача. | 4 | 1 | 2 |
Общее сведения: Карданная передача. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: Модель карданной передачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание «Передача вращения в другую плоскость» | 2 | 1 | 1 |
22. | Шкивы. | 4 | 1 | 2 |
Общие сведения: Шкивы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное задание: «Сумасшедшие полы | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческое задание: Подъемный кран | 2 | 1 | 1 |
23. | Создание творческих проектов. | 14 | 7 | 7 |
Конструирование машины будущего. | 4 | 1 | 1 |
Конструирование водного транспорта. | 4 | 1 | 1 |
Конструирование животных. | 4 | 1 | 1 |
Конструирование роботов. | 4 | 1 | 1 |
Конструирование сказочных героев. | 4 | 1 | 1 |
Создание декорация. | 4 | 1 | 1 |
Выставка из LEGO – моделей. | 4 | 1 | 1 |
24. | Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 110 | | |
Содержание программы :
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».
Раздел 2. Название деталей.
Цель: познакомить детей с названием деталей.
Теория: должны знать названия деталей.
Практика: должны уметь применять названия деталей на практике.
Раздел 3. Способы креплений.
Цель: познакомить детей с видами креплений.
Теория: должны знать способы креплений деталей.
Практика: должны уметь соединять детали разными способами.
Раздел 4. Что такое простые механизмы.
Цель: познакомить детей с понятием простые механизмы.
Теория: должны знать разновидности механизмов.
Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.
Раздел 5. Зубчатые колёса.
Цель: познакомить детей с понятие зубчатые колёса
Теория: должны знать принципы зубчатых колёс
Практика: должны уметь собирать конструкции.
Раздел 6. Колеса и оси.
Цель: познакомить детей с понятиями колесо и ось.
Теория: должны знать разновидности осей и колёс.
Практика: должны уметь конструировать модели с колёсами и осями.
Раздел 7. Рычаги.
Цель: познакомить детей с понятие рычаг.
Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.
Практика: должны уметь собирать модель с механизмом рычаг.
Раздел 8. Шкивы.
Цель: познакомить детей с понятием шкив.
Теория: должны знать определение шкив.
Практика: должны уметь конструировать модель с использованием шкивов.
Раздел 9. Создание творческих проектов.
Цель: создание творческого проекта.
Теория: должны уметь представлять свои лего-модели.
Практика: должны уметь самостоятельно создавать лего модели.
Раздел 10. Подведение итогов.
Цель: проверить знания, умения и навыки детей.
Теория: должны знать основные определения, названия деталей виды крепежей.
Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с использование простых механизмов..