СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа«Юный инженер» (Простые механизмы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                 ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст учащихся: 6 -8 лет

Срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Программа«Юный инженер» (Простые механизмы)»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«Томский Хобби – центр»

Принята на заседании                                                        Утверждаю:

Методического (педагогического совета)               Директор Томского Хобби-центра

От «__» _____________  20___ г.                                            ____________Л.В.Дубровина

Протокол №_____ от ________                                               «__» _____________  20___ г.











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ





«Юный инженер»

(Простые механизмы)







Возраст учащихся: 6 -8 лет

Срок реализации 1 год

                                                                                              







 Автор составитель:  



Полуянов Эдуард Александрович,

Педагог дополнительного образования  









Томск 2017



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Простые механизмы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), согласно порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Программа «Простые механизмы» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

Для реализации программы используется конструктор " LEGO Mindstorms EV3", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.

Программа имеет техническую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.













Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки использования простых механизмов.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающихся мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность обучающихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учеников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры.

Особенности программы

Программа ориентирована на работу с учащимися 6-8 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по два учебному часу (45 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет 110 часов.

Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.

  • Первая часть занятия – демонстрация изображений конструкций с обсуждением области их применения.

  • Вторая часть – создание конструкции (цель - развитие способностей к наглядному моделированию.

  • Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (цель – развитие умений грамотно представлять свою модель).






Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

  • о разновидностях простых механизмов.

Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: опрос, выставка.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1.

Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».

2

1

1

2.

Название деталей.

2

1

1

3.

Способы креплений.

2

1

1

4.

Что такое простые механизмы.

2

1

1

5.

Наклонная плоскость.

4

1

2

Общее сведения: Наклонная плоскость.

1

0,5

0,5

Основное задание: Рампа.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Этажи.

2

1

1

6.

Клин.

4

1

2

Общее сведения: Клин.

1

0,5

0,5

Основное задание: Подъемник.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Заклиним.

2

1

1

7.

Рычаги.

4

1

2

Общие сведения: Рычаги.

1

0,5

0,5

Основное задание: Захват.Катапульта.Пресс.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом

2

1

1

8.

Винт.

4

1

2

Общие сведения: Винт.

1

0,5

0,5

Основное задание: Платформа.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Движущийся стол.

2

1

1

9.

Колеса и оси.

4

1

2

Общие сведения: Колёса и оси.

1

0,5

0,5

Основное задание: Машинка

1

0,5

0,5

Творческое задание: Тачка

2

1

1

10.

Блок.

4

1

2

Общие сведения: Блок.

1

0,5

0,5

Основное задание: Поднятие груза.

1

0,5

0,5

Творческое задание: блоков для горизонтального перетягивания.

2

1

1

11.

Ворот.

4

1

2

Общие сведения: Ворот.

1

0,5

0,5

Основное задание: Колодец.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Лебедка.

2

1

1

12.

Храповой механизм.

4

1

2

Общие сведения: Храповой механизм.

1

0,5

0,5

Основное задание: Подъемник с храповым механизмом.

1

0,5

0,5

Творческое задание: фиксация груза на определенной высоте.

2

1

1

13.

Кулачковый механизм.

4

1

2

Общие сведения: Кулачковый механизм.

1

0,5

0,5

Основное задание: Механизм с толкателями

1

0,5

0,5

Творческое задание: Волна.

2

1

1

14.

Поршень

4

1

2

Общие сведения: Поршень .

1

0,5

0,5

Основное задание: Пресс.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Кран .

2

1

1

15.

Кривошипно-шатунный механизм.

4

1

2

Общие сведения: Кривошипно-шатунный механизм.

1

0,5

0,5

Основное задание: макет двигателя автомобиля.

1

0,5

0,5

Творческое задание:

2

1

1

16.

Фрикционная передача.

4

1

2

Общие сведения: Фрикционная передача.

1

0,5

0,5

Основное задание: стенд фрикционной передачи

1

0,5

0,5

Творческое задание: система с тремя и более катками.

2

1

1

17.

Зубчатые колёса.

4

1

2

Общее сведения: Зубчатые колеса.

1

0,5

0,5

Основное задание: Захват. Вертолет.

1

0,5

0,5

Творческое задание: система с тремя и более колесами.

2

1

1

18.

Ременная передача.

4

1

2

Общее сведения: Ременная передача.

1

0,5

0,5

Основное задание: Стенд с ременной передачей.

1

0,5

0,5

Творческое задание: Изменение натяжения

2

1

1

19.

Цепная передача.

4

1

2

Общее сведения: Цепная передача.

1

0,5

0,5

Основное задание «Гусеницы»

1

0,5

0,5

Творческое задание «Велосипед»

2

1

1

20.

Червячная передача.

4

1

2

Общее сведения: Зубчатые колеса.

1

0,5

0,5

Основное задание «Карусель»

1

0,5

0,5

Творческое задание «Тележка с попкорном»

2

1

1

21.

Карданная передача.

4

1

2

Общее сведения: Карданная передача.

1

0,5

0,5

Основное задание: Модель карданной передачи.

1

0,5

0,5

Творческое задание «Передача вращения в другую плоскость»

2

1

1

22.

Шкивы.

4

1

2

Общие сведения: Шкивы.

1

0,5

0,5

Основное задание: «Сумасшедшие полы

1

0,5

0,5

Творческое задание: Подъемный кран

2

1

1

23.

Создание творческих проектов.

14

7

7

Конструирование машины будущего.

4

1

1

Конструирование водного транспорта.

4

1

1

Конструирование животных.

4

1

1

Конструирование роботов.

4

1

1

Конструирование сказочных героев.

4

1

1

Создание декорация.

4

1

1

Выставка из LEGO – моделей.

4

1

1

24.

Подведение итогов.

2

1

1

Итого:

110




Содержание программы :


Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».


Раздел 2. Название деталей.

Цель: познакомить детей с названием деталей.

Теория: должны знать названия деталей.

Практика: должны уметь применять названия деталей на практике.

Раздел 3. Способы креплений.

Цель: познакомить детей с видами креплений.

Теория: должны знать способы креплений деталей.

Практика: должны уметь соединять детали разными способами.

Раздел 4. Что такое простые механизмы.

Цель: познакомить детей с понятием простые механизмы.

Теория: должны знать разновидности механизмов.

Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.

Раздел 5. Зубчатые колёса.

Цель: познакомить детей с понятие зубчатые колёса

Теория: должны знать принципы зубчатых колёс

Практика: должны уметь собирать конструкции.

Раздел 6. Колеса и оси.

Цель: познакомить детей с понятиями колесо и ось.

Теория: должны знать разновидности осей и колёс.

Практика: должны уметь конструировать модели с колёсами и осями.

Раздел 7. Рычаги.

Цель: познакомить детей с понятие рычаг.

Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.

Практика: должны уметь собирать модель с механизмом рычаг.

Раздел 8. Шкивы.

Цель: познакомить детей с понятием шкив.

Теория: должны знать определение шкив.

Практика: должны уметь конструировать модель с использованием шкивов.

Раздел 9. Создание творческих проектов.

Цель: создание творческого проекта.

Теория: должны уметь представлять свои лего-модели.

Практика: должны уметь самостоятельно создавать лего модели.

Раздел 10. Подведение итогов.

Цель: проверить знания, умения и навыки детей.

Теория: должны знать основные определения, названия деталей виды крепежей.

Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с использование простых механизмов..