Просмотр содержимого документа
«Юный краевед (окружающий мир)»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьма Смоленской области.
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Программа кружка «Краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, экологии, географии; взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, истории, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Материалы по результатам выполненных проектных работ оформляются в виде презентаций и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится туристской работе, в ходе которой школьники получают исторические знания о своей малой родине и окружающего мира в целом.
Цели и задачи курса
Основная цель курса – привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.
Задачи:
Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.
Возраст детей – 7-8 лет (1 класс)
Срок реализации программы 1 год
Программа «Краевед» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год – 1 классы.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края»
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Беседа «Что вы знаете о нашем городе?» Экскурсия в МБОУСШ №4 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Экскурсия в школьный музей | 1 | | 1 |
3. | Практическое занятие «Моя дорога в школу» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Экскурсия «Золотая осень в парке Берёзы» | 1 | | 1 |
5. | Памятники нашего города. Экскурсия в сквер Нахимова. | 1 | | 1 |
6. | Памятники нашего города. Экскурсия на площадь Ефремова. | 1 | | 1 |
7. | Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам героям 1812 года. | 1 | | 1 |
8. | Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам ВОВ. | 1 | | 1 |
9. | Памятники нашего города. Экскурсия на Советскую площадь. | 1 | | 1 |
10. | Работа над проектом «Что рассказывает памятник?» | 1 | 1 | - |
11. | Презентация проектов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в выставочный зал. | 1 | | 1 |
13. | Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в литературный салон. | 1 | | 1 |
14. | Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в художественную школу. | 1 | | 1 |
15. | Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в музыкальную школу. (спектакль) | 2 | 0,5 | 1,5 |
16. | Спортивная жизнь города. Посещение городского катка. | 1 | | 1 |
17 | Спортивная жизнь города. Посещение городского бассейна. | 1 | | 1 |
18 | Спортивная жизнь города. Посещение городского спортивного клуба «Текстильщик» | 1 | | 1 |
19 | Работа над проектом «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | - |
20 | Презентация проектов | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Посещение школьного клуба ОБЖ | 1 | | 1 |
22 | Посещение городского клуба шахмат | 1 | | 1 |
23 | Посещение ГДК (знакомство с работой разных кружков) | 1 | | 1 |
24 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Неделя детской книги» | 1 | | 1 |
25 | Посещение клуба Молодость | 1 | | 1 |
26 | Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города) | 1 | | 1 |
27 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с жилищами и одеждой наших предков, с военным прошлым города Вязьма. | 1 | | 1 |
28 | Экскурсия «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор). | 1 | | 1 |
29 | Экскурсия «Из истории Иоанно-Предтечева монастыря» | 1 | | 1 |
30 | Проект «Храмы города Вязьма» | 1 | 1 | - |
31. | Презентация проектов | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Викторина «Знай и люби свой город». | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 33 ч | 7 | 26 |
III
. Содержание курса внеурочной деятельности Экскурсии: в МБОУСШ №4, в школьный музей, в школьный клуб ОБЖ, в парк Берёзы, в сквер Нахимова, на площадь Ефремова, к памятникам героям 1812 года, к памятникам ВОВ, на Советскую площадь, в городскую детскую библиотеку, ГДК (знакомство с работой разных кружков), в выставочный зал, в литературный салон, в художественную школу, в музыкальную школу, в клуб«Молодость», в краеведческий музей, «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор), «Из истории Иоанно-Предтечева монастыря» (скульптурное изображение князя вяземского Симеона и его жены Иулиании, церковь Вознесения – надвратная церковь Иоанно-Предтечева монастыря, жемчужина нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии). Спортивная жизнь города. Посещение городского катка, городского бассейна, спортивного клуба «Текстильщик», городского клуба шахмат |
Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города) |
Практическое занятие «Моя дорога в школу». Викторина «Знай и люби свой город». |
Работа над проектом «Что рассказывает памятник?», «Здоровый образ жизни», «Храмы города Вязьма» |
Формы, методы и приёмы работы Курс кружковой работы предусматривает следующие методы работы с детьми: Беседа Рассказ Чтение и обсуждение книг по теме занятия Просмотр презентаций, диафильмов, кинофильмов Встречи с участниками исторических событий Сбор материалов о родном крае Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: Занятия в классе Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города Заочные экскурсии Занятия-путешествия Занятия-викторины Утренники На занятиях целесообразно использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий. |
Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. 2.Проектная деятельность. 3.Изучение малой родины через экскурсии. |
IY .Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности "Краевед ".
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. ( базовая ценность- нравственный выбор) | Воспитательные результаты 1 уровня Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. ______________________________ Воспитательные результаты 2 уровня ответственное отношение к собственным поступкам и деятельности, осознанное принятие ценностей нравственного поведения Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Методика «ЛЕСЕНКА» Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) Детские исследовательские проекты. |
Воспитательный эффект | позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика «Календарь полезных дел» (Л.И. Понизовская) ___________________________________________ |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Тест"Логические закономерности" |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Методика "Корректурная проба" |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. _______________________________________________ |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: __ Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Методика "Дорога к дому" |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Список литературы (для учителя) |
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу! | |
2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | |
3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | |
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | |
Список литературы (для учеников) |
1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | |
2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | |
3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | |
4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | |
5 | Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.) | |
|
Технические средства обучения. |
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | экран | 1 |
|