СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия восточных языков №4
«Юный журналист»
(Направление деятельности: «Гуманитарный ум»)
Педагог: Буяло Юлия Юрьевна
Уровень квалификации – первая категория
Должность – учитель русского языка и литературы
г. Хабаровск
2018 г.
Оглавление.
1. Пояснительная записка.
1. Направленность программы.
2.Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания.
3. Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ.
4. Ведущая цель и основные задачи образовательной программы.
5. Организационно – педагогические основы обучения.
5.1. Форма организации деятельности детского коллектива.
5.2. Основные характеристики образовательной программы.
5.3. Педагогические принципы, лежащие в основе программы.
5.4. Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса.
6. Прогнозируемые результаты освоения программы и способы их проверки.
7. Достижение участников программы.
8.Отзывы родителей.
9.Опыт распространения программы.
10. Условия реализации программы.
11.Методическое обеспечение программы.
12.Учебно-тематический план курса.
I. Пояснительная записка.
1.1 Направленность программы. Данная программа разработана в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г№ 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. № 1726-р;
с письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 (приложение «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей»).
Данная программа реализуются в целях формирования и развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, организации их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Авторская педагогическая разработка комбинаторная дополнительная образовательная программа «Юный журналист» составлена на основе образовательных программ. («СМИ в школе» Федоровой В.В., «Основы медиаобразования» Вырковского А.В., «Журналистика в школе» Спириной Н.А. «Школа юного журналиста. Легкое перо» С.Г. Дедовой.) Из учебных программ взяты отдельные разделы и темы с целью расширения содержания, добавления нового наполнения, ориентированное на филологическую одаренность.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента.
1.2 Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания.
Творческое воображение является одной из психологических предпосылок филологической одаренности. Оно способствует углублению и расширению знаний, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, участвует в создании образов. Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое текстуальное пространство. Начало творческой активности детям дают информационно-управляющие связи с миром, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный речевой продукт- текст. Актуальность курса состоит в том, что он даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества; повысить учебные достижения; помогает обучающемуся сделать профессиональный выбор.
1.3 Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ.
Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, автор программы видит необходимость работать с тестом. Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, на обучение проведения текстуального анализа, обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи, укрепление знаний позволяют формировать филологическую грамотность и подготовить к проявлению жизненных ориентиров. Создание школьного творческого объединения юных журналистов – форма работы с филологически одаренными детьми, которая позволяет максимально раскрыть и реализовать их творческий потенциал. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Текстоориентированное преподавание готовит к государственной (итоговой) аттестации в новой форме, где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи. Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, самореализация). Учащиеся, работая над созданием текста об интересных, увлеченных людях, жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру поведения и общения. Благодаря занятиям в школьном Пресс-центре учащиеся учатся решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактируют с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
1.4 Ведущая цель и основные задачи образовательной программы.
Цель программы: формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через текст как основной источник творческого, интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка, создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации и самоопределения молодежи.
Задачи.
Развивающие:
содействовать освоению знаний и умений в области филологии;
закреплять навыки легкого владения устной и письменной речью;
развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания в ходе работы над школьной газетой, понятно излагать свои мысли, развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучающие:
обогащать активный и пассивный словарный запас школьников;
совершенствовать лексико-грамматический и синтаксически- стилистический строй речи;
формировать навыки связной речи в работе над текстом;
научить учащихся различать жанры газетной журналистики, правильно писать материалы любого жанра газетной журналистики, редактировать написанные материалы.
Воспитательные:
воспитывать у школьников речевую культуру и любовь к родному языку;
ориентировать на нравственный выбор и жизненные ценности;
содействовать личностному росту учащихся.
1.5 Организационно – педагогические основы обучения.
5.1. Форма организации деятельности детского коллектива. Наиболее оптимальной формой организации деятельности детского коллектива является Школа юного журналиста (далее ШЮЖ), где происходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение обучающимися разнообразными процессами социального взаимодействия.
5.2. Основные характеристики образовательной программы. Возраст обучающихся: 11 -16 лет (5- 9 класс). Структурно данный курс строится по линейно-концентрическому принципу и рассчитан на 5 лет: каждый последующий год обучения предполагает изучение основных разделов курса на более высоком уровне обобщения и осмысления научных понятий и проблем. При работе по программе предполагается, что ученик выберет тему исследования, изучит соответствующую литературу или происходящее событие, уточнит и окончательно сформулирует постановку задачи, проведет теоретические и практические исследования в области работы с текстом, а затем напишет работу.
5.3. Педагогические принципы, лежащие в основе программы. Жизнедеятельность в объединение «Юный журналист» основывается на таких ценностях, как доверие и уважение друг к другу ребят, педагога, родителей и друзей коллектива; психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса, свобода творчества педагога и обучающихся.
5.4. Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса. Система работы по выявлению творческих детей и последующему развитию их способностей через деятельность школьной прессы имеет свою структуру и проходит несколько этапов. Вот некоторые из них.
1.Создается ситуация, когда выявляются работы, отличающиеся языковой грамотностью или креативностью темы в рамках какого-либо события, они попадают на страницы школьной газеты. Автор материала начинает проявлять интерес к деятельности редакции, спрашивает о новых конкурсах и включается в образовательную программу.
2.Еженедельно занятия по обучению основам журналистики, познанию всех тонкостей создания газеты, тренинги по преодолению робости, стыдливости, косноязычия во время общения с респондентами, ролевые игры (проигрывание жизненных ситуаций, в которые могут попасть ребята, выполняя задание редакции).
3.В команде школьного пресс-центра каждый может попробовать себя в роли фотокорреспондента, художника, корреспондента и так далее. Главное, что несколько ребят могут готовить один материал: первый - проводит анкетирование; второй - интервью у участников событий; третий -фотографирует; четвертый - рисует, все вместе – обрабатывают анкеты, создают статистические таблицы, делают выводы; далее кто-то более опытный пишет статью, опираясь на собранные материалы. Все – читают, дополняют, исправляют, уточняют. В руки редактору попадает готовое задание. Таким образом, ребята не просто пишут статью, а проводят настоящее исследование. Организуется самоуправление и преемственность. Обучающиеся занимают активную позицию в создании единого воспитательного пространства в школе через оказание помощи педагогу в организации образовательного процесса (подготовка и проведение мероприятий, консультирование и обучение «первогодок» и др.)
4. В период летнего отдыха организуется профильный отряд «Юный журналист», где, посещая психологические тренинги, мастер – классы преподавателей вузов, журналистов города, ребята совмещают отдых и создают школьную прессу.
5.4. Формы проведения занятий. В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий: игра, проблемная ситуация, групповая и парная работа, тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, чтение и обсуждение текстов, встречи с работниками СМИ, молодежными организациями, дистанционная работа (используется электронная почта и система whatsap).
6. Прогнозируемые результаты освоения программы и способы их проверки.
6.1 Описание ценностных ориентиров содержания образовательной программы «Юный журналист».
Одним из результатов обучения по программе «Юный журналист» является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:
ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, толерантности, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
6.2 Описание личностных, метапредметных и предметных результатов по итогам обучения.
Личностные результаты.
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, медиакультуры.
-Развитие культуры межличностных отношений.
-Освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей: член коллектива, товарищ, ученик, лидер и др.
- Проявление интереса к творческой деятельности.
-Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные результаты (УУД).
Познавательные.
-Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
-Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные.
-Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу и сохранять заданную цель.
-Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого.
-Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей и контролировать по результату.
-Умение адекватно воспринимать критику.
Коммуникативные.
-Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
-Умение формулировать вопросы и сотрудничать.
-Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
-Аргументация собственного мнения и позиции.
- Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Предметные результаты.
-Умение проводить лингвистический анализ текста.
-Знание и дифференциация понятий и жанров журналистики.
-Умение подбирать синонимы и антонимы, а также составлять предложения с данными словами.
-Составление предложений по сюжетным картинкам и по сюжетной картине.
-Навык связного высказывания (как ситуативного, так и контекстного);
-Реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к воспринятой информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций.
Обучающиеся будут знать.
-Основные цели и задачи средств массовой информации.
- Иметь представление о профессии журналиста.
- Основные жанры журналистики.
- Особенности основы компьютерной грамотности и отдельные программы.
- Правила орфографии, пунктуации и стилистики, необходимые при редактировании текста.
Обучающие будут уметь.
- Ориентироваться в информационном потоке СМИ и умело отбирать материал.
- Отличать качественный журналистский текст от непрофессионального.
- Уметь определять жанр публицистического произведения.
- Характеризовать композицию и сюжет текста.
- Создавать грамотное устное и письменное публичное выступление.
- Редактировать созданный материал.
- Создавать разные виды текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться.
-Воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека.
-Составлять вопросы для интервью, беседы.
-Знать особенности и создавать материалы в разных жанрах.
-Давать характеристику, оценивать героев своих статей.
-Работать в различных жанрах публицистического стиля.
-Овладеть основными навыками работы с текстом.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-Слушать и понимать речь других.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-Аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-Учиться работать в паре, группе.
- Иметь навык работы по верстке газетного материала на компьютере.
- Правилам деятельности в киберпространстве и избегать последствий неэтичных или неправомерных действий. Презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).
6.3 Указание способов отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием образовательной программы «Юный журналист».
Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется ведением карт личностного роста. Данные о результатах обучения фиксируются учащимися в портфолио достижений «Жемчужина журналиста» и анализируются на итоговом занятии. Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года: индивидуальное собеседование, групповой опрос, тестирование, викторины, анализ самостоятельных журналистских работ, собеседование, анализ результатов публикации материалов, участия в конкурсах. Все учебные материалы оформляются в альбом – летопись Школа юного журналиста, в котором фиксируются данные об учащихся и результаты их деятельности, а также сведения об их дальнейшей судьбе в части выбора профессии. Ведется подшивка собственных изданий и публикаций в СМИ. За 3 года работы школьного творческого объединения «Юных журналистов» накоплен определенный опыт по развитию детской одаренности. Количество вовлеченных учеников растет. Вставить данные Их деятельность напрямую связана не только с созданием регулярного выпуска школьной газеты, но и с участием ребят в олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях разного уровня, с развитием творческого потенциала учащихся, с их стремлением быть филологически грамотными. Создание творческих материалов пробуждает у детей интерес к научно-исследовательской деятельности по интересующей учебной дисциплине и развивает их способности. Так, многие члены школьного объединения со своими на работами стали победителями и призерами различных научно-практических конференций, конкурсов среди молодежных СМИ Хабаровска, победителями в номинации «Лучший опрос», «Лучшая instagram», имеют публикации не только в школьной газете «Восточная жемчужина», но и в городской - «Голос поколения», в сборнике поэтических материалов «Я живу на Дальнем Востоке», являются участниками проекта «Мы здесь», создают свои блоги в интернете, видеоролики (Приложение). Практика показала, что ребята успешно совмещают свою журналистскую деятельность с занятиями в других областях, участвуют в фотоконкурсах, предметных олимпиадах, играют в школьном театре, участвуют в различных слётах, а в период летних каникул посещают профильный отряд «Юный журналист» (Приложение).
8.Отзывы родителей.
Работа с родителями является одним из важнейших факторов, влияющих на функционирование и развитие школы юного журналиста. Организованы индивидуальные и коллективные консультации для родителей, привлечение родителей к посильному участию в жизни детского коллектива. Проведено анкетирование и выяснена степень их удовлетворения результатами данной программы (Приложение).
9. Опыт распространения программы.
Продуктом работы программы являются участие в планируемых школьных делах – периодические выпуски газеты «Восточная жемчужина», освещение школьных мероприятий на ее страницах, регулярное обновление новостей на сайте, в закрытой группе в контакте «Гимназия№4», участие обучающихся в различных городских, районных и областных мероприятиях журналистской направленности (Приложение).
10.Условия реализации программы.
1.Наличие материально-технической базы: компьютерный класс для занятий группы 10 человек, который укомплектован компьютерами с выделенным каналом выхода в Интернет, необходимым компьютерным программным обеспечением.
2. Оборудование, необходимое для реализации программы:
2.1. мультимедийная проекционная установка;
2.2. ноутбуки;
2.3. цифровой фотоаппарат;
2.4. принтер черно-белый, цветной;
2.5. сканер;
2.6. ксерокс;
2.7. диктофоны;
2.8. видеокамера;
2.9. музыкальное оборудование.
3. Канцелярские принадлежности.
4. Наличие консультантов: учителя русского языка и литературы, журналисты местных СМИ.
11.Методическое обеспечение программы.
Методические разработки и конспекты занятий на темы.
Диагностические материалы: критерии оценки готовой журналистской продукции (газет, бюллетеней).
Методические разработки и конспекты занятий на темы.
Описание практических работ.
создание ситуации выбора;
уроки творчества (составление сценария выступлений, викторин), выпуск собственной газеты (Приложение).
Содержание программы.
ТЕМА 1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности. Планирование работы объединения). Знакомство с календарем конкурсных мероприятий. Как оформлять портфолио «Творческая жемчужина журналиста». Практика. Демонстрация портфолио, составленных обучающимися прошлых лет. Диагностическая работа «Знаю – не знаю. Умею – не умею».
ТЕМА 2. Журналистика как профессия (2 часа).
Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как форма информационной деятельности. Виды современных газет: общественно – политические, профильные, рекламно – информационные, рекламные. Политическая окраска издания. Независимые издания. Бульварная пресса. Молодежные издания, их тематика. Электронные СМИ (радио, телевидение). Типы СМИ. Специфичность в подаче материалов. Особенности радиожурналистики Особенности тележурналистики. Ведущие жанры ТВ. Имидж тележурналиста. Практика. Проведение дискуссии на тему: «Какая информация нужна аудитории?» Проведение опроса на тему «Ценность информации, предоставляемой…» по следующим критериям: новизна, достоверность, доступность и современность. По итогам опроса краткое резюме.
ТЕМА 3. Функции журналистики (2часа).
Закон Российской федерации «О средствах массовой информации». Общие и отличительные черты в подаче информации. ПрофессионализмыжурналистаФакт - объект интереса. Практика. Ролевая игра «Импровизация» (создай новость).
ТЕМА 4. Требование к журналисту (2 часа).
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
Практика. Анализ рассказа И.Ильфа и Е.Петрова «Честность». Журналистские игры и стихи о журналистах.
ТЕМА 5. История российской журналистики (3 часа).
Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века. В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров. Практика. Подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Работа с текстами старых газет.
ТЕМА 6. Формирование жанров журналистики (3часа).
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Практика. Деление на пары и проведение игры «Интервью». Опрос на тему «Плюсы и минусы современного школьного образования». Нахождение в газетах примеров языковой игры в заголовках. Поиск в свежей прессе текстов разных жанров (очерк, рецензия, эссе).
ТЕМА 7. Язык журналистики (3часа).
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. Законы логики. Типы логических ошибок. Типология речевых ошибок. Правила создания текста. Текст и его секрет. Практика. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы и поговорки. Их использование в журналистике». Создание текста с «подводным течением» (игра с иносказательными элементами).
ТЕМА 8 Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте (6 часов).
Грамматическая стилистика. Стилистические средства и возможности различных частей речи. Стилистическое использование форм имен существительных. Синтаксис и стилистика. Стилистическое значение порядка слов в предложении.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Практика. Стилистический анализ текста. Стилистическая оценка (интерпретация) текста. Наблюдение, сопоставление. Стилистический эксперимент как «придумывание стилистических вариантов к тексту». Моделирование (создание) текста. Укажите источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей. Разграничьте тропы и фразеологизмы в статье. Определите характер тропов. В отрывках из очерков укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Терминологический диктант.
ТЕМА 10. Композиция материала (3 часа).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Спиральная, эллиптическая ,круговая, циклическая, замкнутая композиция. Структурные элементы комментария - информационный повод, тезис, бэкграунд, аргументы и вывод- рассуждение.
Практика. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения и определите вид композиции. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
ТЕМА 11. Публицистический стиль русского литературного языка (4часа).
Языковая норма, виды норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая,орфографическая, пунктуационная и др. Стабильность и изменчивость языковой нормы. Словари и справочники по современному русскому литературному языку. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения. Основные условия, способствующие созданию точной речи: знание предмета речи, точное словоупотребление Этикетные формы обращения (официального и неофициального). Письменные формы речевого этикета. Общая характеристика диалогической формы речи. Роль ситуации, жеста, мимики, интонации в диалоге Речевой этикет в диалоге. Признаки текста. Тема текста, ее характеристика. Основная мысль текста. Смысловые части текста. План (простой и сложный). Языковые средства организации текста. Параллельные конструкции – одно из основных средств связи предложений в тексте. Сочетание в тексте различных типов речи.
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Практика. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, текста. Стилистическая характеристика текста. Комплексный анализ текстов-образцов. Составление микротекстов с использованием в них указанных средств связи.
ТЕМА 12. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. (5часов).
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка. Саморегуляция психологического состояния журналиста. Развитие и совершенствование рефлексии как индивидуального «психического» зеркала.
Практика. Создание и презентация текста определенного жанра. Игра «Репортаж разными глазами». Опрос на тему «Плюсы и минусы современного школьного образования». Нахождение в газетах примеров языковой игры в заголовках. Психологическая подготовка к интервью. Психологические тренинги в ситуации интервью и пресс-конференции.
ТЕМА 13. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия, письмо рекомендация (4часа).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). Вопросы для экспертов аналитических жанров, критерии оценки текста.
Практика. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
ТЕМА 14. Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон (5часов).
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров
Общая характеристика исследовательско - образных жанров. Угнетение жанров художественной публицистики при широком распространении образного письма – парадокс времени. Жанровая природа очерка. Зарисовка - малая форма очерка. Роль и место автора в очерке. Документальный образ в очерке. Виды очерка. Эссе. Процесс познания мира в процессе познания личности. Изложение подчеркнуто личного мнения автора. Природа сатирической образности. Фельетон. Характер рассмотрения фактов. Позиция автора. Фельетонный образ. Фельетоностроение – преобразование сатирического факта в соответствии со специфическими законами жанра
Практика. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона. Художественно-выразительные средства языка( работа над текстами)
ТЕМА 15. Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. (3 часа).
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях. Практика. Подбор материалов, соответствующих различным жанровым группам, составление «досье» для отчета о выполненном задании. Подготовка информационного отчета о проходящем мероприятии. Подготовка событийного, познавательного и проблемного текста на заданную тему и его презентация.
ТЕМА 16. Технические средства журналиста (1час).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотофакт - средство создания текста. Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде. Фотоконкурс.
Практика. Фотографирование объектов и составление к ним фотофактов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 17. Газетный язык и авторский почерк (3часа).
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Типы авторского комментария: «точка зрения», дискурсивный комментарий, диалектический и глоссированный. Виды авторского объяснения: причинно-следственное, интернациональное (почему так, а не иначе), функциональное Практика. Нахождение в прессе материалов, в которых ярко проявляется авторское «я». Указание способов его проявления. Найти примеры использования приемов убеждения и внушения в СМИ. Аргументация ответа. Дискуссия на тему: «Можно ли считать толерантной газету?» Ролевая игра «Комментаторы». Дискуссия на тему: «Как должен говорить современный журналист».
ТЕМА 18. Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат (3часа).
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Международная декларация принципов поведения журналистов, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Международные принципы профессиональной этики в журналистике, принятые ЮНЕСКО в 1983 г. Срок действия авторского права. Знакомство с интернет платформой «Текст.ру» и принципами ее работы. Практика. Тест по теме «Авторы и издатели. Как избежать конфликтов?». Тест по теме «Правовое поле журналиста. Профессиональная этика журналиста». Работа с сервером «Текст.ру.».
ТЕМА 19. Основы редактирования (5 часов).
Редактирование как один из видов работы над текстом. Совершенствование написанного текста. Приемы правки рукописи Текст как единица синтаксиса и связной речи. Типы речи. Стили речи. Абзац. Сложное синтаксическое целое. Средства межфразовых связей и стиль текста. Синонимы и их роль в организации текста Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя текста. Употребление слов их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки). Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в предложениях с косвенной речью. Нарушение границ предложения. Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола. Употребление полной формы прилагательного вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо полной. Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия. Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя, свой). Неудачное употребление личных и указательных местоимений Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Практика. Работа с текстом. Определение функционально-смысловых типов речи данного отрывка. Анализ стилистической правки предложений, указание ошибок. Найти ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов. Оценка абзацного членения в данных текстах. Сравнение неотредактированного и отредактированного вариантов предложений; указание исправленных ошибок.
ТЕМА 20. Школьная газета (3часа).
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Выбор формы подачи материалов. Практика. Подбор примеров удачного графического оформления заголовка Придумывание логотипов для газет разной направленности.
Промежуточная диагностика. Форма зачетной работы: групповой проект-номер газеты. Форма защиты проекта - презентация.
ТЕМА 21. Миссия и название школьной газеты (1час).
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. Научный поиск в области журналистики.
Практика. Лингвостилистический анализ публицистического текста. Журналистское расследование (обзор молодежных СМИ города).
Практика. Анализ периодического издания. Жанры журналистики и их роль в газете. Творческий практикум «Как сделать газету продаваемой».
ТЕМА 22. Читатель и его интересы (2 час).
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета. Опрос.
Практика Провести анкетирование. Комплексный анализ текстов-образцов. Презентация себе себя – непроизвольно я узнаю в себе вещи, которых еще не знал.
ТЕМА 23. Как и о чем писать для школьной газеты? (4 часа).
Имидж газеты и ее номер. Структура номера. Система текстовых публикаций номера. Жанровая система номера. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. сопоставление 2-3 хроникальных заметок в какой-либо газете, характеристика черт жанра. Виды новостей: новость-факт (сообщение о ситуации), новость-событие (сообщение о действии), новость-цитата (сообщение о выступлении). Виды актуальности новости: непосредственная,
латентная, календарная, собственная, кажущаяся.
Практика. Анализ графической модели газетной полосы, разворота с точки зрения удачных композиционных решений.
Придумывание заголовка к тексту. Анализ иллюстративных материалов. Игра» Создание рисунков к тексту и наоборот»
ТЕМА 24. Темы, рубрики, полосы (3 часа)
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью Рубрики. Полосы. Первая полоса. Синтаксис и стилистика. Согласование подлежащего и сказуемого в тексте. Стилистическое значение порядка слов в предложении.
ПрактикаСоставить эскиз первой страницы газеты.
Работа с текстом (проанализируйте язык передовой статьи из какой-либо
газеты, найдите в тексте специфические средства публицистического стиля.)
Викторина «профессионализмы» журналиста, значение иноязычных слов. Работа над редактированием предложений и созданием своих рубрик (тематических коротких высказываний со смыслом).
ТЕМА 25. Взрослые правила Юных журналистов (3часа).
Честность и достоверность в тексте. Ссылка на источник. Лаконичность и ясность. Культура речи и компьютерная грамотность.
Способы предупреждения фактических ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты. Орфографическая зоркость. Орфография и грамматика. Грамматические умения, на которых базируется грамотное письмо. Справочники и словари по орфографии. Знаки препинания в конце предложения. Общие положения. Выделение обращения и вводных слов. Запятые между однородными членами. Знаки препинания между частями сложного предложения. Общие принципы расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Способы и оформление цитирования. Справочники по русской пунктуации. Практика. Составление тематических групп для повторения пунктуации. Составление текстов или подбор примеров для диктанта на пунктуационную тему. Анализ фактических ошибок из школьных сочинений. Пунктуационный разбор предложений. Игра «Паронимы».
ТЕМА 26. Требование к информации (3часа).
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий. Копирайтинг (написание авторских текстов на основе нескольких источников, личного опыта и обобщения исследованного материала ) Рерайтинг (пересказ с сохранением идеи автора).
Практика. Работа над построением текста (смысловые связки. смысловые отступления, форматирование). Редактирование текста. Примеры превращения текста в простой и логичный. Сопоставление исходного текста c копирайтингом и рерайтингом.
ТЕМА 27. Источники информации (2часа).
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления. Практика. Моделирование и участие в речевых ситуациях. Составление таблиц.
Определение слов-терминов. Определение качеств хорошей речи. Анализ особенностей речи спортивного комментатора;
Составление словаря основных этикетных норм. Разыгрывание речевых ситуаций с использованием разных этикетных форм
ТЕМА 28. Как придумывать заголовки и писать лиды? (3 часа).
Заголовок в газете. Создание эффективного заголовка. Классификация видов заголовков. Образные заголовки. Секретные триггеры убойных заголовков Лид и его функции. Перефразы и их роль в тексте.
Практика. Написать лид и придумать 5 заголовков. Анализ заголовков из газет (Игра «О чем текст?»), придумать лид к тексту. Составление памятки «Как выделить главную мысль текста, чтобы написать лид». Анализ особенностей речи спортивного комментатора.
ТЕМА 29. Как вести интервью (4 часа).
Вербальные и невербальные способы достижения успеха. Язык телодвижений. Чтение скрытых сообщений через слабые сигналы. Способы речевого воздействия на собеседника. Риторические тактики. Приемы убеждающей речи. Психотехнологии в журналистском общении: «Якорь», «Рефрейминг». Как задать вопрос. Классификация типов вопросов. Особенности общения по телефону. Психологическая подготовка к интервью. Психологические аспекты поведения.
Практика. Деловая игра «Спецвыпуск». Тренинги межличностного общения.
Презентация себя другим – я себя демонстрирую.
Упражнения на групповое сплочение
Заполнение опросника личностных характеристик.
ТЕМА 30. Научное исследование по журналистике (5 часов).
Наука как процесс и деятельность. Реальные факты и события – основа идей Научное изучение как основная форма научной работы. Научная объективность. Накопление фактов как творческий процесс. Соотношение между познаваемым объектом, имеющейся информацией о нем и собственным опытом Научные деятели и их вклад в развитие отечественной журналистики. СМИ как объект исследования. Роль художественно-изобразительных средств в газетных публикациях. Проблемы молодого поколения на страницах Лингвостилистический анализ публицистического текста. Журналистское расследование. Анализ языковых средств языка. Анализ периодического издания. Жанры журналистики и их роль в газете Лингвостилистический анализ публицистического текста. Анализ периодического издания. Научно-исследовательская работа как процесс Подготовка к написанию исследовательской работы и накопление научной информации. Практика. Составление рабочего плана. Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. Библиографический поиск литературных источников. Регистрация и классификация материала Изучение литературы и отбор фактического материала. Научное чтение: формы, цели, результаты. Основные элементы структуры печатной исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения). Редакторский анализ – специфический вид критики текста. Оценка достоверности фактов (все имена собственные, цитаты, даты, ссылки на мнения или источники и т.д.) Подготовка докладчика к защите. Создание текста устного выступления. Участие в научной конференции, обсуждение ее итогов и доработка исследовательской работы
ТЕМА 31. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности. Структура школьной редакции. (2часа).
Обзор коллективно- творческих дел, в которых приняли журналисты. Редактор, его функции и обязанности. Обозреватель. Репортер. Корректор. Художник. Верстальщик (дизайнер). Практика. Самоотчет о работе эссе «Мой путь в журналистику» и анализ и оценка текстовых презентаций.
ТЕМА 32. Подбор и использование занимательного материала в газете. (1час).
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подбора занимательного материала в газету:
-определить объем юмористической страницы (количество статей);
-определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;
-сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);
-сдать готовую страницу редактору;
-в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.
Практика. Составление занимательного материала.
ТЕМА 33. Дизайн школьной газеты и планирование шаг за шагом (3 часа).
Оформление (макет) как смысловое наполнение материалов, структура и систематизация их. Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты.
Особенности оформления газеты к празднику. Практика. Мастер-класс «Обучение верстке газеты». Тестирование «Жанровый терминологический минимум». Коллективное обсуждение результатов и определение трех лучших проектов учебного года.
ТЕМА 34. Сетевая журналистика (2часа).
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Набор текста и сохранения материала. Печатание материала, выведение материалов на принтер. Интернет и сайты. Блогин - форма гражданской журналистики. Фиче -жанр эмоциональной журналистики. Проспекция («забегание вперед»). Ретроспекция («возвращение назад»). Ретардация (задержка действия-параллельный сюжет). По какой формуле создавать текст? Гипертекст и его роль в системе информации. Пользовательский контент (фотографии, видео, текстовые комментарии и другие материалы, которые оказываются в пользовании новостной организации или новостного вебсайта благодаря соучастию аудитории) и его этические и правовые нормы.
Практика. Сообщение об известных журналистах-блогерах и анализ их успеха. Составление фиче, взаимооценка работ. Тестирование «Новостной терминологический минимум.
ТЕМА 35. Итоговое занятие «Жемчужина журналиста» (2 часа).
Практика. Конференция «Жемчужина журналиста». Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуски газеты с отчётом работы. Подготовка к выпуску сборника лучших творческих и исследовательских работ обучающихся объединения. Презентация сборника лучших творческих и исследовательских работ обучающихся объединения. Коллективное обсуждение результатов учебного года. Дооформление портфолио учащихся. Итоговая диагностика. Анализ материалов портфолио.
12.Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Журналистика как профессия. | 2 | |
3 | Функции журналистики. | 2 | |
4 | Требования к журналисту. | 2 | |
5 | История российской журналистики. | 3 | |
6 | Формирование жанров журналистики. | 3 | |
7 | Язык журналистики. | 3 | |
8 | Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. | 6 | |
9 | Композиция материала. | 3 | |
10 | Публицистический стиль русского литературного языка. | 4 | |
11 | Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. | 5 | |
12 | Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. | 5 | |
13 | Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон. | 4 | |
14 | Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. | 5 | |
15 | Технические средства журналиста. | 1 | |
16 | Газетный язык и авторский почерк. | 3 | |
18 | Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. | 3 | |
19 | Основы редактирования текста | 5 | |
20 | Школьная газета. | 3 | |
21 | Миссия и название школьной газеты. | 1 | |
22 | Читатель и его интересы. | 2 | |
23 | Как и о чем писать для школьной газеты? | 4 | |
24 | Темы, рубрики, полосы. | 3 | |
25 | Взрослые правила для юных журналистов. | 3 | |
26 | Требования к информации. | 3 | |
27 | Источники информации. | 2 | |
28 | Как придумывать заголовки и писать лиды? | 3 | |
29 | Как вести интервью? | 4 | |
30 | Научное исследование по журналистике | 5 | |
31 | Участие журналиста в коллективно- творческой деятельности. Структура школьной редакции | 2 | |
32 | Подбор и использование занимательного материала в газете. | 1 | |
33 | Дизайн школьной газеты. Планирование шаг за шагом. | 3 | |
34 | Сетевая журналистика. | 2 | |
35 | Конференция « Жемчужина журналиста». | 2 | |
Всего часов | 102 |
| Страница 22 |
|
|
|