Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
г.Полысаево Кемеровской области
ЮНЫЕ ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.
К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
(разработка классного часа; 5 – 7 классы)
Разработала:
Смирнова
Ирина Георгиевна,
учитель русского языка
и литературы


ЮНЫЕ ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.
К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Цели:
познакомить детей с героическими фактами русской истории;
способствовать воспитанию у учащихся уважения к человеческому достоинству, милосердия и сострадания к беззащитным.
Задачи:
воспитывать чувство гордости за воинские подвиги русских солдат;
содействовать формированию положительной оценки российской истории;
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование: Компьютер, медиапроектор, презентация в формате PowerPoint, видеоролики.
Ход классного часа.
(видеоролик «С чего начинается Родина?»)
Ведущий 1:
XX век… Великий и страшный. Великий в своих открытиях.
Страшный в своих разрушениях. Сколько пережило человечество за эти сто лет! И тяжелейшее испытание – война…


Ведущий 2:
Первая мировая война 1914-1918 годов − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории, приведших к потере десяти миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Она предопределила весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну.
Ведущий 3: Несправедливому забвению подвергся массовый героизм русских воинов, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран. В стране не было установлено ни одного достойного общенационального памятника героям и жертвам Первой мировой войны.
Но мы должны помнить…
Чтец 1:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
З.Гиппиус; 8 сентября 1914


Ведущий 1:
«Правда – в памяти», - гласит русское народное изречение. И наш долг сегодня - вспомнить тех, кто не щадил живота своего на фронтах Первой мировой. Патриотический подъём, царивший в 1914-1915 годах, ознаменовался уходом в действующую армию не только мобилизованных, ополченцев, но и добровольцев. Среди них было немало женщин, сражавшихся под вымышленными мужскими именами, сотни детей бежали на передовую. Именно им, юным героям Первой мировой, и посвящаем мы свой классный час.
(презентация «Юные герои Первой мировой»)
Слайд 3:
Дмитрий Борисов: «ПРОЩАЙТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, Я ЕДУ ОБОРОНЯТЬ РОССИЮ…»
«…Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?» (Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51)
Кто в Герои? Я в Герои!
Васька, Петька, Родион.
— И меня, — сказала Маша.
— Ты же барышня, пардон!
Что же с Родиной случилось?
Куда едет детвора?
Это кайзер зубы щерит,
То Великая война!
Кто в разведчики стремится,
Кто-то в госпиталь помочь.
С поездов снимают сотни
Маловозрастных бойцов.


Эх, ребятки, вам бы дома
Книжки всякие читать,
Но уже с врагом «знакомы»,
Унтер бравый вам как мать.
Капитан – усатый ротный
Вам отец родной в бою.
«Ваше бродь» — ему, – Так точно,
— отвечаете в строю.
Кто подносчиком снарядов,
Кто разведчик в егерях,
Кто в Брусиловском прорыве
Отличился и в «крестах»
Ну а Родя Малиновский
От врагов Париж спасал.
В Иностранном Легионе
Он сержантом даже стал.
Много вас ребята было,
Вы — геройские мальцы,
Но не все живые к маме
Возвернулись, беглецы.
Всё же Вас Россия вспомнит
Через сотню всяких лет.
Внук и правнук гордо скажет:
«Я ГОРЖУСЬ ТОБОЮ, ДЕД!!!»
19.11.2013
Ведущий 2:
Война привнесла и новые моменты в детскую жизнь. Участвуя в общественной и благотворительной работе, дети получали первые уроки гражданственности. Они помогали взрослым ухаживать за ранеными, оборудовать в учебных заведениях лазареты, устраивать различные сборы пожертвований.
Те, кто постарше, убегали на войну. Об этом свидетельствуют газетные хроники тех лет:


Слайд 4
— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
— Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.
— Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек»
— Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет».
Слайд 5
Попадая в воинскую часть, свои обязанности ребята выполняли безукоризненно: подносили стрелкам боеприпасы, в качестве посыльных передавали команды, под огнём противника собирали на поле патроны, выносили раненых, принимали участие в разведывательных и диверсионных операциях.
Многих из них командиры ставили в пример взрослым солдатам.
Ведущий 3:
Участие юных воинов в Первой мировой – забытая страница войны. В советское время упоминалось об участии в военных действиях только маршала Малиновского и Вишневского.
В конце августа 1914 года бежал на фронт будущий Маршал Советского Союза Родион Малиновский, тогда ему шёл шестнадцатый год. Вначале он хотел «честно» отправиться в действующую армию и пошёл записываться добровольцем, но в воинском присутствии ему пояснили, что принимают «охотником» только с 18 лет.
Слайд 6


Ведущий 4:
В автобиографии, написанной в 1938 году, Малиновский вспоминал, что перед самой войной прочитал брошюру про 1812 год и проникся желанием воевать так же, как воевали его сверстники под Бородино. «В один из эшелонов я залез тайком и уехал вместе с солдатами на фронт. Уже в Вильно меня представили начальству, и я был зачислен официально добровольцем в пулемётную команду 256-го пехотного Елисаветградского полка… Я всё время был в строю, сперва подносчиком патронов, а затем наводчиком и начальником пулемёта»
Ведущий 1 (Слайд 7):
Свой боевой путь «сыном полка» в Первую мировую начал будущий советский писатель Всеволод Вишневский «Сейчас идёт 3-й день боя, – писал он матери. – Я был в разведке и в перестрелке… И под шрапнелями ходил с донесениями. Жив и здоров… Ничего немцы не могут с нами сделать». За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени. 27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени. Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями.
Слайд 8
12- летний крестьянский мальчик Василий Наумов с огромным трудом, через всевозможные испытания и препятствия, добрался до фронта из далекого села. Стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью. Был дважды ранен, получил звание унтер-офицера.


Ведущий 2 (слайд 9)
15-летний казак Усть-Медведицкой станицы Иван Казаков участвовал в сражениях в Восточной Пруссии. Несколько раз отличился в боях: отбил вражеский пулемет, спас прапорщика. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая затем была захвачена нашим отрядом.
За свои подвиги награжден тремя Георгиевскими крестами, тремя медалями и званием унтер-офицера.
(слайд 10)
Георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет. Казак-доброволец.
Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом ценные сведения.
Ведущий 3:
В кампании 1916 года юный разведчик Владимир Владимиров за побег из плена и сообщение важных сведений о немецком расположении был награждён Георгиевским крестом. В то время ему было 11 лет. Пётр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника. 13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.
(слайд 11)
Ведущий 4:
Абубакар Джургаев - чеченец, в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым.


Ведущий 1:
С самого рождения Кира Башкирова всех удивляла и сердила. «Дети как дети,— ворчала нянька, возвратившись с очередного гуляния с маленькой Кирой,— а эта, вишь ты, китайская...» Мама с папай наклонялись к ребенку, ища подтверждения словам няньки. Разгадка была проста: жили Башкировы недалеко от китайского посольства, которому принадлежал уютный садик, где и прогуливали Киру. Каждый прохожий считал своим долгом сказать нянюшке так злившую ёе фразу: «Ах, какой милый китайский ребеночек!». В пять лет с сестрой Ниной «ужасный ребенок» Кира решился бежать в соседнюю экономию, чтобы поступить там на службу (скотницей и гусятницей) — девочки мечтали начать независимую и самостоятельную жизнь. Планам, однако, не суждено было сбыться — по мере сгущения сумерек девочки постепенно понимали, что дома жизнь, хотя и зависимая, но все же неплохая, и они обе отдались в руки «правосудия».
Второй побег был более знаменательным. Молодой домашний учитель рассердился на Кирины проделки, запер ее в своей комнате на ключ и удалился. Однако он недооценил особых способностей своей ученицы. Через минуту она уже совершала свою операцию мщения: распорола многочисленные подушки и подушечки, распустив пух и перья по всей комнате. После этого бежала.
Ведущий 2:
1914 год — первый год войны — Кира встретила ученицей Мариинского высшего училища в городе Вильно. Башкировы во главе с мамой каждый день отправлялись на вокзал, где добровольно ухаживали за ранеными: кормили, читали, писали письма. Но Кира со своим решительным и воинственным нравом не успокаивалась: ей хотелось быть в центре событий. Наконец созрело решение: бежать на фронт. Двоюродный брат её подруги Коля Попов отдал Кире свое удостоверение ученика реального училища. Без всякого сожаления Кира рассталась с осенним пальто, с золотым колечком, с материалами на платья и блузки, заменив все эти милые женскому сердцу вещи на грубую солдатскую шинель, сапоги, портянки. Так же решительно будущий солдат продала за пять рублей свои длинные и густые косы.


Ведущий 3:
Так вольноопределяющийся Николай Попов по прибытии в действующую армию был зачислен вначале в конную, а затем в пешую разведку 88-го Петровского полка. Колька писал письма, писал прошения и просьбы — солдаты в основном были неграмотные. Колька чаще других ходил в разведку — жаль было сорокалетних, которых дома ждали ребятишки мал мала меньше. Колька просил родных и близких присылать в посылках исключительно конверты, бумагу, чернила, папиросы и махорку. Все это шло друзьям-разведчикам. Конфет хотелось, но было стыдно и... опасно: увидев разноцветные обертки, солдаты могли пошутить над девчачьими замашками Кольки. «Никаких конфет!» — шли домой депеши, строго засекреченные, подписанные «Ваш сын Николай Попов». И тем временем, как в Вильно родители и родственники со слезами на глазах собирали посылки, «сын» привыкал к военной жизни. Спал под открытым небом, положа голову на бревно. Ел только щи и кашу. Мылся в бане исключительно редко, по ночам, пугаясь каждого шороха. Заставлял себя оставаться на поле боя в первые дни. Глаза закрывались от ужаса — рядом смерть, кровь, пули, снаряды, вой и грохот, а романтические грезы уже давно ушли в никуда. Бежать? Такая мысль появлялась часто. И все-таки, сила воли победила. Колька продолжал воевать.
20 декабря молодой солдат отправился в очередную разведку с конкретным заданием — привести языка. Колька был не один, но товарища его вскоре ранили. Пришлось боевое задание выполнять в одиночку. Языка взял, за что и был награжден георгиевским крестом 4-й степени.
(слайд 12)
Ведущий 4:
Много их, юных героев Первой мировой. К сожалению, незаслуженно забытых.
(слайд 13) Александр Марков – 14 лет, и Николай Добронравов – 15 лет;
(слайд 14) Иван Егоров - 16 лет, и Владимир Соколов – 16 лет.


(слайды 15, 16)
Среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. Имена и фамилии многих остались неизвестными. А значит, полный список юных защитников Родины во времена Первой мировой, увы, пока еще не составлен, а описание их подвигов не исчерпано.
(слайд 17)
...Мысленно склоним наши головы перед всеми героями-патриотами России,
павшими в Первой мировой войне... Им — вечная память. От них и через них — наша традиция. Их дух жив во всех честных и самоотверженных русских людях, образованных и необразованных, военных и штатских, во всех терпеливых и верных строителях нашей истории. Их духу принадлежит и будущее России. (И.А. Ильин, русский философ)
Ведущий 1:
(слайд 18)
Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце.
Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.
Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся),
Если только вернёмся мы с этой проклятой войны...
Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно,
Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперёд:
Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,
И пока ещё полный состав батальонов и рот.
Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!»
Кружат головы марши и призрачной славы вино…
Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля
Как о чём-то, что было не с нами и очень давно.
То, что целью казалось вчера — оказалось не целью.
То, что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз.
Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью
По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз.


И однажды настанет пора — мы разрушим святыни,
Ибо зубы дракона посеяны, не семена.
Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими,
И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...
Д.Борисов, ветеран боевых действий в ДРА, полковник в отставке
В заключение классного часа - просмотр видеоролика «Забытая война». Авторская песня»


Источники:
http://maxpark.com/community/12/content/1885170
http://www.stoletie.ru/
Вестник Героев, № 37, 2012 г. – [Электронный ресурс].
Военное обозрение. – [Электронный ресурс]. -http://topwar.ru
Военные фото. [Электронный ресурс]. –http: www.petrograd.biz/wordwars/warphoto.php
Российское военно-историческое общество о Первой мировой войне. –[Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru
Российское военно-историческое общество. История Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru
