СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юные герои Первой мировой...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного классного часа посвящается 100-летию Первой мировой войны. Целевая аудитория - учащиеся 5 - 7 классов. Адресована классным руководителям.

Цели:

познакомить детей с героическими фактами русской истории;

способствовать воспитанию у учащихся уважения к человеческому достоинству, милосердия и сострадания к беззащитным.

Задачи:

воспитывать чувство гордости за воинские подвиги русских солдат;

содействовать формированию положительной оценки российской истории;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Юные герои Первой мировой...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 44»

г.Полысаево Кемеровской области












ЮНЫЕ ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.

К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

(разработка классного часа; 5 – 7 классы)










Разработала:

Смирнова

Ирина Георгиевна,

учитель русского языка

и литературы













ЮНЫЕ ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.

К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.


Цели:

  • познакомить детей с героическими фактами русской истории;

  • способствовать воспитанию у учащихся уважения к человеческому достоинству, милосердия и сострадания к беззащитным.

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за воинские подвиги русских солдат;

  • содействовать формированию положительной оценки российской истории;

  • воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.


Оборудование: Компьютер, медиапроектор, презентация в формате PowerPoint, видеоролики.


Ход классного часа.

(видеоролик «С чего начинается Родина?»)


Ведущий 1:

XX век… Великий и страшный. Великий в своих открытиях.

Страшный в своих разрушениях. Сколько пережило человечество за эти сто лет! И тяжелейшее испытание – война…










Ведущий 2:

Первая мировая война 1914-1918 годов − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории, приведших к потере десяти миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Она предопределила весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну.

Ведущий 3: Несправедливому забвению подвергся массовый героизм русских воинов, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран. В стране не было установлено ни одного достойного общенационального памятника героям и жертвам Первой мировой войны.

Но мы должны помнить…


Чтец 1:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

 Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

 Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

 И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

З.Гиппиус; 8 сентября 1914



Ведущий 1:

«Правда – в памяти», - гласит русское народное изречение. И наш долг сегодня - вспомнить тех, кто не щадил живота своего на фронтах Первой мировой. Патриотический подъём, царивший в 1914-1915 годах, ознаменовался уходом в действующую армию не только мобилизованных, ополченцев, но и добровольцев. Среди них было немало женщин, сражавшихся под вымышленными мужскими именами, сотни детей бежали на передовую. Именно им, юным героям Первой мировой, и посвящаем мы свой классный час.

(презентация «Юные герои Первой мировой»)

Слайд 3:

Дмитрий Борисов: «ПРОЩАЙТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, Я ЕДУ ОБОРОНЯТЬ РОССИЮ…»


«…Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?» (Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51)

Кто в Герои? Я в Герои!

Васька, Петька, Родион.

— И меня, — сказала Маша.

— Ты же барышня, пардон!

Что же с Родиной случилось?

Куда едет детвора?

Это кайзер зубы щерит,

То Великая война!

Кто в разведчики стремится,

Кто-то в госпиталь помочь.

С поездов снимают сотни

Маловозрастных бойцов.

Эх, ребятки, вам бы дома

Книжки всякие читать,

Но уже с врагом «знакомы»,

Унтер бравый вам как мать.

Капитан – усатый ротный

Вам отец родной в бою.

«Ваше бродь» — ему, – Так точно,

— отвечаете в строю.

Кто подносчиком снарядов,

Кто разведчик в егерях,

Кто в Брусиловском прорыве

Отличился и в «крестах»

Ну а Родя Малиновский

От врагов Париж спасал.

В Иностранном Легионе

Он сержантом даже стал.

Много вас ребята было,

Вы — геройские мальцы,

Но не все живые к маме

Возвернулись, беглецы.

Всё же Вас Россия вспомнит

Через сотню всяких лет.

Внук и правнук гордо скажет:

«Я ГОРЖУСЬ ТОБОЮ, ДЕД!!!»

19.11.2013

Ведущий 2:

Война привнесла и новые моменты в детскую жизнь. Участвуя в общественной и благотворительной работе, дети получали первые уроки гражданственности. Они помогали взрослым ухаживать за ранеными, оборудовать в учебных заведениях лазареты, устраивать различные сборы пожертвований.

Те, кто постарше, убегали на войну. Об этом свидетельствуют газетные хроники тех лет:


Слайд 4

— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.

— Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.

— Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек»

— Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет».

Слайд 5

Попадая в воинскую часть, свои обязанности ребята выполняли безукоризненно: подносили стрелкам боеприпасы, в качестве посыльных передавали команды, под огнём противника собирали на поле патроны, выносили раненых, принимали участие в разведывательных и диверсионных операциях.

Многих из них командиры ставили в пример взрослым солдатам.

Ведущий 3:

Участие юных воинов в Первой мировой – забытая страница войны. В советское время упоминалось об участии в военных действиях только маршала Малиновского и Вишневского.

В конце августа 1914 года бежал на фронт будущий Маршал Советского Союза Родион Малиновский, тогда ему шёл шестнадцатый год. Вначале он хотел «честно» отправиться в действующую армию и пошёл записываться добровольцем, но в воинском присутствии ему пояснили, что принимают «охотником» только с 18 лет.

Слайд 6






Ведущий 4:

В автобиографии, написанной в 1938 году, Малиновский вспоминал, что перед самой войной прочитал брошюру про 1812 год и проникся желанием воевать так же, как воевали его сверстники под Бородино. «В один из эшелонов я залез тайком и уехал вместе с солдатами на фронт. Уже в Вильно меня представили начальству, и я был зачислен официально добровольцем в пулемётную команду 256-го пехотного Елисаветградского полка… Я всё время был в строю, сперва подносчиком патронов, а затем наводчиком и начальником пулемёта»

Ведущий 1 (Слайд 7):

Свой боевой путь «сыном полка» в Первую мировую начал будущий советский писатель Всеволод Вишневский «Сейчас идёт 3-й день боя, – писал он матери. – Я был в разведке и в перестрелке… И под шрапнелями ходил с донесениями. Жив и здоров… Ничего немцы не могут с нами сделать». За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени. 27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени. Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями.

Слайд 8

12- летний крестьянский мальчик Василий Наумов с огромным трудом, через всевозможные испытания и препятствия, добрался до фронта из далекого села. Стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью. Был дважды ранен, получил звание унтер-офицера.






Ведущий 2 (слайд 9)

15-летний казак Усть-Медведицкой станицы Иван Казаков участвовал в сражениях в Восточной Пруссии. Несколько раз отличился в боях: отбил вражеский пулемет, спас прапорщика. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая затем была захвачена нашим отрядом.

За свои подвиги награжден тремя Георгиевскими крестами, тремя медалями и званием унтер-офицера.


(слайд 10)

Георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет. Казак-доброволец.

Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом ценные сведения.

Ведущий 3:

В кампании 1916 года юный разведчик Владимир Владимиров за побег из плена и сообщение важных сведений о немецком расположении был награждён Георгиевским крестом. В то время ему было 11 лет. Пётр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника. 13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.

(слайд 11)

Ведущий 4:

Абубакар Джургаев - чеченец, в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым.




Ведущий 1:

С самого рождения Кира Башкирова всех удивляла и сердила. «Дети как дети,— ворчала нянька, возвратившись с очередного гуляния с маленькой Кирой,— а эта, вишь ты, китайская...» Мама с папай наклонялись к ребенку, ища подтверждения словам няньки. Разгадка была проста: жили Башкировы недалеко от китайского посольства, которому принадлежал уютный садик, где и прогуливали Киру. Каждый прохожий считал своим долгом сказать нянюшке так злившую ёе фразу: «Ах, какой милый китайский ребеночек!». В пять лет с сестрой Ниной «ужасный ребенок» Кира решился бежать в соседнюю экономию, чтобы поступить там на службу (скотницей и гусятницей) — девочки мечтали начать независимую и самостоятельную жизнь. Планам, однако, не суждено было сбыться — по мере сгущения сумерек девочки постепенно понимали, что дома жизнь, хотя и зависимая, но все же неплохая, и они обе отдались в руки «правосудия».
Второй побег был
 более знаменательным. Молодой домашний учитель рассердился на Кирины проделки, запер ее в своей комнате на ключ и удалился. Однако он недооценил особых способностей своей ученицы. Через минуту она уже совершала свою операцию мщения: распорола многочисленные подушки и подушечки, распустив пух и перья по всей комнате. После этого бежала.

Ведущий 2:

1914 год — первый год войны — Кира встретила ученицей Мариинского высшего училища в городе Вильно. Башкировы во главе с мамой каждый день отправлялись на вокзал, где добровольно ухаживали за ранеными: кормили, читали, писали письма. Но Кира со своим решительным и воинственным нравом не успокаивалась: ей хотелось быть в центре событий. Наконец созрело решение: бежать на фронт. Двоюродный брат её подруги Коля Попов отдал Кире свое удостоверение ученика реального училища. Без всякого сожаления Кира рассталась с осенним пальто, с золотым колечком, с материалами на платья и блузки, заменив все эти милые женскому сердцу вещи на грубую солдатскую шинель, сапоги, портянки. Так же решительно будущий солдат продала за пять рублей свои длинные и густые косы.


Ведущий 3:

Так вольноопределяющийся Николай Попов по прибытии в действующую армию был зачислен вначале в конную, а затем в пешую разведку 88-го Петровского полка. Колька писал письма, писал прошения и просьбы — солдаты в основном были неграмотные. Колька чаще других ходил в разведку — жаль было сорокалетних, которых дома ждали ребятишки мал мала меньше. Колька просил родных и близких присылать в посылках исключительно конверты, бумагу, чернила, папиросы и махорку. Все это шло друзьям-разведчикам. Конфет хотелось, но было стыдно и... опасно: увидев разноцветные обертки, солдаты могли пошутить над девчачьими замашками Кольки. «Никаких конфет!» — шли домой депеши, строго засекреченные, подписанные «Ваш сын Николай Попов». И тем временем, как в Вильно родители и родственники со слезами на глазах собирали посылки, «сын» привыкал к военной жизни. Спал под открытым небом, положа голову на бревно. Ел только щи и кашу. Мылся в бане исключительно редко, по ночам, пугаясь каждого шороха. Заставлял себя оставаться на поле боя в первые дни. Глаза закрывались от ужаса — рядом смерть, кровь, пули, снаряды, вой и грохот, а романтические грезы уже давно ушли в никуда. Бежать? Такая мысль появлялась часто. И все-таки, сила воли победила. Колька продолжал воевать.

20 декабря молодой солдат отправился в очередную разведку с конкретным заданием — привести языка. Колька был не один, но товарища его вскоре ранили. Пришлось боевое задание выполнять в одиночку. Языка взял, за что и был награжден георгиевским крестом 4-й степени.

(слайд 12)

Ведущий 4:

Много их, юных героев Первой мировой. К сожалению, незаслуженно забытых.

(слайд 13) Александр Марков – 14 лет, и Николай Добронравов – 15 лет;

(слайд 14) Иван Егоров - 16 лет, и Владимир Соколов – 16 лет.




(слайды 15, 16)

Среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. Имена и фамилии многих остались неизвестными. А значит, полный список юных защитников Родины во времена Первой мировой, увы, пока еще не составлен, а описание их подвигов не исчерпано.

(слайд 17)

...Мысленно склоним наши головы перед всеми героями-патриотами России,
павшими в Первой мировой войне... Им — вечная память. От них и через них — наша традиция. Их дух жив во всех честных и самоотверженных русских людях, образованных и необразованных, военных и штатских, во всех терпеливых и верных строителях нашей истории. Их духу принадлежит и будущее России. (И.А. Ильин, русский философ)


Ведущий 1:

(слайд 18)

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце.

Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.

Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся),

Если только вернёмся мы с этой проклятой войны...

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно,

Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперёд:

Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,

И пока ещё полный состав батальонов и рот.

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!»

Кружат головы марши и призрачной славы вино…

Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля

Как о чём-то, что было не с нами и очень давно.

То, что целью казалось вчера — оказалось не целью.

То, что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз.

Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью

По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз.



И однажды настанет пора — мы разрушим святыни,

Ибо зубы дракона посеяны, не семена.

Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими,

И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...

Д.Борисов, ветеран боевых действий в ДРА, полковник в отставке




В заключение классного часа - просмотр видеоролика «Забытая война». Авторская песня»
























Источники:

  • http://maxpark.com/community/12/content/1885170

  • http://www.stoletie.ru/

  • Вестник Героев, № 37, 2012 г. – [Электронный ресурс].

  • Военное обозрение. – [Электронный ресурс]. -http://topwar.ru

  • Военные фото. [Электронный ресурс]. –http: www.petrograd.biz/wordwars/warphoto.php

  • Российское военно-историческое общество о Первой мировой войне. –[Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru

  • Российское военно-историческое общество. История Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru























Просмотр содержимого презентации
«Юные герои Первой мировой...»

ЮНЫМ ГЕРОЯМ  ПЕРВОЙ МИРОВОЙ… И.Г.Смирнова, учитель русского языка и  литературы МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево Кемеровской области

ЮНЫМ ГЕРОЯМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ…

И.Г.Смирнова,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Школа № 44»,

г. Полысаево Кемеровской области

— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.  — Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.  — Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек»  — Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет».

Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей. — Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей. — Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек» — Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет».

Попадая в воинскую часть,  свои обязанности ребята  выполняли безукоризненно:  подносили стрелкам  боеприпасы, в качестве  посыльных передавали  команды, под огнём  противника собирали на поле  патроны, выносили раненых,  принимали участие  в разведывательных и  диверсионных операциях.  Многих из них командиры  ставили в пример  взрослым солдатам.

Попадая в воинскую часть, свои обязанности ребята выполняли безукоризненно: подносили стрелкам боеприпасы, в качестве посыльных передавали команды, под огнём противника собирали на поле патроны, выносили раненых, принимали участие в разведывательных и диверсионных операциях. Многих из них командиры ставили в пример взрослым солдатам.

В сентябре 1914-го будущий маршал получил боевое крещение, а в марте 1915 года был удостоен своей первой боевой награды. . В районе города Кальварии пулемётный взвод, в котором служил Родион Малиновский, был спешно переброшен к месту прорыва немцев. Фланговым пулемётным огнём юный доброволец перебил немцев, прорвавшихся на позицию артиллерийского дивизиона. Он спас батарею, и артиллеристы шрапнелью, прямой наводкой, рассеяли немецкие цепи. Малиновский был награждён солдатским «Георгием» IV степени и произведён в ефрейторы. В октябре 1915 года в боях под Сморгонью Родион был ранен, а после выхода из лазарета был отправлен в Самару, во 2-й запасной пулемётный полк. В составе русского Экспедиционного корпуса этот полк в апреле 1916-го прибыл во Францию, в Марсель. С июня Малиновский сражался на французском фронте. После октября 1917 года французское командование, разоружив русские части, отправило их на тыловые работы. Малиновский дослужился до сержанта и был представлен к трём французским знакам отличия. Лишь в октябре 1919 года он вернулся в Россию.

24 декабря 1914 года гимназист  5-го класса 1-й петроградской  гимназии Воля Вишневский  бежал на фронт. Добравшись  до Радома, Всеволод упросил  командование принять его  добровольцем в расположенный  неподалёку от города лейб-гвардии  Егерский полк. Определён был  четырнадцатилетний «сын полка»  в разведку. В начале февраля 1915 года Вишневский получил боевое крещение. За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени. 27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени. Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями.

24 декабря 1914 года гимназист 5-го класса 1-й петроградской гимназии Воля Вишневский бежал на фронт. Добравшись до Радома, Всеволод упросил командование принять его добровольцем в расположенный неподалёку от города лейб-гвардии Егерский полк. Определён был четырнадцатилетний «сын полка» в разведку. В начале февраля 1915 года Вишневский получил боевое крещение. За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени. 27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени. Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями.

12-летний крестьянский мальчик Василий Наумов  с огромным трудом, через всевозможные  испытания и препятствия, добрался до фронта  из далекого села. Стал разведчиком, был награжден  двумя солдатскими Георгиевскими крестами  и Георгиевской медалью. Был дважды ранен,  получил звание унтер-офицера.

12-летний крестьянский мальчик Василий Наумов с огромным трудом, через всевозможные испытания и препятствия, добрался до фронта из далекого села. Стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был дважды ранен, получил звание унтер-офицера.

15-летний казак Усть-Медведицкой станицы Иван Казаков участвовал в сражениях в Восточной Пруссии. Несколько раз отличился в боях: отбил вражеский пулемет, спас прапорщика. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая затем была захвачена нашим отрядом.  За свои подвиги награжден тремя Георгиевскими крестами, тремя медалями и званием унтер-офицера.

15-летний казак Усть-Медведицкой станицы Иван Казаков участвовал в сражениях в Восточной Пруссии. Несколько раз отличился в боях: отбил вражеский пулемет, спас прапорщика. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая затем была захвачена нашим отрядом. За свои подвиги награжден тремя Георгиевскими крестами, тремя медалями и званием унтер-офицера.

Георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет. Казак-доброволец.  Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом ценные сведения.

Георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет. Казак-доброволец. Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом ценные сведения.

Абубакар Джургаев - чеченец, в возрасте 12  лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Был активным участником всех знаменитых боев и сражений

Абубакар Джургаев - чеченец, в возрасте 12  лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Был активным участником всех знаменитых боев и сражений "Дикой Дивизии" в  Первой мировой войне. Неоднократно проявлял мужество и героизм. Командир «Дикой дивизии» князь Михаил Романов подарил предмет гордости каждого кавказца – кинжал. В 14  лет Абубакар получил в награду - почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым.

Ученица 6-го класса виленского высшего Мариинского училища Кира Башкирова, за свои боевые подвиги была награждена Георгиевским крестом. 8 декабря 1915года она под видом юноши Николая Попова вступила добровольцем в один из сибирских полков. Уже через неделю девушка отличилась в ночной разведке, за что и была удостоена солдатского Георгия. «Затем до началъства дошло, что доброволец Николай Попов оказался девицею Башкировой, — посочувствовал Кире журналист, — а потому означенное лицо подлежит отправке к месту своего жительства в г. Вильну, но пожалованная ей боевая наградка... была за нею признана». Однако Кира домой не явилась, а вновь оказалась на фронте, но уже в другой воинской части.   Кира Александровна Башкирова

Ученица 6-го класса виленского высшего

Мариинского училища Кира Башкирова, за

свои боевые подвиги была награждена

Георгиевским крестом. 8 декабря 1915года

она под видом юноши Николая Попова

вступила добровольцем в один из

сибирских полков. Уже через неделю

девушка отличилась в ночной разведке, за

что и была удостоена солдатского Георгия.

«Затем до началъства дошло, что

доброволец Николай Попов оказался

девицею Башкировой, — посочувствовал

Кире журналист, — а потому означенное

лицо подлежит отправке к месту своего

жительства в г. Вильну, но пожалованная

ей боевая наградка... была за нею

признана». Однако Кира домой не

явилась, а вновь оказалась на фронте, но

уже в другой воинской части.

Кира Александровна Башкирова

...Мысленно склоним наши головы перед всеми героями патриотами России, павшими в Первой мировой войне... Им – вечная память. От них и через  них — наша традиция. Их дух жив во всех честных и самоотверженных русских людях, образованных и необразованных, военных и штатских, во всех терпеливых и верных строителях нашей истории. Их духу принадлежит и будущее России.   И.А. Ильин, русский философ

...Мысленно склоним наши

головы перед всеми героями

патриотами России, павшими в

Первой мировой войне... Им –

вечная память. От них и через

них — наша традиция. Их дух

жив во всех честных и

самоотверженных русских людях,

образованных и необразованных,

военных и штатских, во всех

терпеливых и верных строителях

нашей истории. Их духу

принадлежит и будущее России. И.А. Ильин, русский философ

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце. Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны. Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся), Если только вернёмся мы с этой  проклятой войны... Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно, Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперёд: Колыханье штыков, как стальные балтийские волны, И пока ещё полный состав батальонов и рот. Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!» Кружат головы марши и призрачной славы вино… Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля Как о чём-то, что было не с нами и очень давно. То, что целью казалось вчера — оказалось не целью. То, что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз. Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз. И однажды настанет пора — мы разрушим святыни, Ибо зубы дракона посеяны, не семена. Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими, И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...  ( Д.Борисов, ветеран боевых действий в ДРА, полковник в отставке)

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце.

Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.

Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся),

Если только вернёмся мы с этой  проклятой войны...

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно,

Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперёд:

Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,

И пока ещё полный состав батальонов и рот.

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!»

Кружат головы марши и призрачной славы вино…

Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля

Как о чём-то, что было не с нами и очень давно.

То, что целью казалось вчера — оказалось не целью.

То, что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз.

Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью

По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз.

И однажды настанет пора — мы разрушим святыни,

Ибо зубы дракона посеяны, не семена.

Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими,

И не лаской — оскалом нас встретит другая страна...

( Д.Борисов, ветеран боевых действий в ДРА, полковник в отставке)

Источники:

Источники:

  • http ://maxpark.com/community/12/content/1885170
  • http://www.stoletie.ru/
  • Вестник Героев, № 37, 2012 г. –[Электронный ресурс].
  • Военное обозрение. –[Электронный ресурс]. -http://topwar.ru
  • Военные фото. [Электронный ресурс]. –http: www.petrograd.biz/wordwars/warphoto.php
  • Российское военно-историческое общество о Первой мировой войне. –[Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru
  • Российское военно-историческое общество. История Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -http: www.1914.histrf.ru