СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юрий Яковлев "Багульник. Урок внеклассного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения (родная литература для 7 класса) по рассказу Юрия Яковлева "Багульник"

Просмотр содержимого документа
«Багульник Коста»

Тема урока «В детях стараюсь разглядеть…»

(По рассказу Ю.Яковлева «Багульник»).

Цель: открыть для учащихся имя писателя Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.

Задачи:

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный», «личность».

Развивающая: учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать тест от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: воспитывать любовь к людям, животным , помочь ученикам увидеть в человеке личность, а не внешность.

Наглядность:

компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу, цветочки из бумаги для ребят, веточки в стеклянной банке.

«…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

(Ю.Яковлев «Багульник»)

Лексическая работа:

Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому - нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, не огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом . ---«…Мой дом -мои книги,- писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, на этот раз застал в моем доме своих старых добрых знакомых….Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку….Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями. Писатель Ю.Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом - в книгу. Вперед….

Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я - у вас понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…..

Главными героями рассказа являются дети, и сам Ю. Яковлев так сказал: « В детях стараюсь разглядеть…. ( завтрашнего взрослого человека….» (ТЕМА УРОКА)

Наша задача последить, как удается писателю это сделать.

1 БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.

Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу года в ноябре 1940 в обороне , участвовал в обороне Москвы, был ранен.Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.

Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.

Основные темы произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие. Викторина по сообщению.

БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ « БАГУЛЬНИК».

Учитель. Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Кто является главным героем рассказа. (Правильно, мальчик Коста) Какое о нем у вас сложилось впечатление: (как вел себя на уроках). Понравилось ли вам его поведение ? Докажите примерами из текста.

(Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При этом энергично тряс головой- разгонял сон- и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал).

Учитель. Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке.

Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю.

Учитель. Кем считали Косту в классе (Молчальником)

Учитель. Объясните лексическое значение слова. Работа со словарем. ( Слайд)

Молчальник- нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Учитель. Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников

(Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение).

Работа со словарем. Лексическое значение слова разражение.

Раздражение- нервное состояние, недовольство и злость. (Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.

Учитель. Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник.

Индивидуальное задание. Чтение наизусть отрывка ( « Он принес в класс пучок тонких прутиков…….

-Багульник!- буркнул он и пошел прочь.)

Учитель. Как отнеслись к этому поступку ребята. Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.

Учитель. Что же говорили ребята? ( можно сценку- полилог).

1 Ученик:

у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.(слайд)

Автор: утверждали одни.

2Ученик: Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!(слайд)

Автор: говорили другие. Третьи смеялись.

3 Ученик:(рассмеявшись) : Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! ( слайд)

Автор: Были и такие, которые спорили со всеми:

4Ученик:Он держит трех собак! Правду говорю!

Автор: на самом деле у него не было ни одной собаки.

1ученик: А сет тер.

2 ученик: А боксер.

3 ученик: А такса.

Автор: Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, Кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел.

Физминутка.

Учитель. А как относилась к нашему герою учительница.( Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста -интересный человек).

Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила.

Задание. Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока…….(запись звонка). Что делает Коста. (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью.)

Учитель. Чем для Косты является звонок? (Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления)

-Куда он мчится? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь).

Задание .1 группа .Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы) Анализ пересказа учащимися.

Задание 2 группа. Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с бсксером.»

Задание 3 группа .Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик». (Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.)

Учитель .Что вас больше всего поразило в эпизоде Встреча с четвертой собакой. Учитель. Как собаки относятся к мальчику? они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все человеку, они преданы ему).

Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). Позиция автора. Автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на своё поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия, а его сердце стало чутким и отзывчивым к чужой беде.

Учитель. Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).

Учитель. Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Можно ли считать Косту милосердным?

Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?( Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)

Учитель. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?( Может быть, собак, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)

Учитель .Вспомним других героев рассказа. Учительница. Задание. Найдите в тексте слова, характеризующие учительницу, её портрет: «Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. На улице её никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго ещё не затихает стук подковок…»

-Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети её любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка).

Инсценировка окончания рассказа:

Автор: На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул .Сперва никто не замечал, что он спит.Потом кто-то захихикал.

Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших….Им надо помогать.

Автор( звенит колокольчиком): Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка, он спал.

Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора.

Автор: Коста вскочил, схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

Учитель. С какими героями ещё вы встретились в данном рассказе? (Одноклассники)

Учитель. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? (Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие- неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобно Костиной. Ясно одно: им нужна помощь Женечки

Вывод: В отличие от одноклассников ,- Коста - личность.

Лексическое значение слова. Работа со словарем

Слайд. Личность- человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

Смысл названия рассказа.

_ Учитель. Ребята, как называется наш рассказ? ( «Багульник»). Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение « Багульник» , а не « Коста ?» (Косту можно сравнить С багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка « шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

Тема. Идея , Жанр.

Учитель. Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? ( Основную мысль).

Учитель. Назовите жанр произведения. (рассказ) Какую задачу ставил перед собой автор. ( Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)

Учитель. Дети должны понять, что в окружающей нас действительности не все спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «НЕТ» БОЛИ, УНИЖЕНИЯМ, СТРАДАНИЯМ.


Работа с темой урока.

Тема урока: «В детях стараюсь разглядеть…». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы.

Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети, и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Учитель. А какого завтрашнего человека видите вы в себе. Коллективная творческая работа. Напишите это на цветочках багульника, что есть у вас на столе и прикрепите цветы к веточкам (звучит музыка)

Учитель. Вот и наши веточки багульника расцвели!

Что полезного вы взяли для себя и что можете посоветовать взрослым?


Вывод. Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «… Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве. И пусть тебя не удивит, что и эта книга в какой-то степени обо мне самом. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь!»

Учитель. В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева?


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Домашнее задание. Смотри слайд

Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…»


Просмотр содержимого документа
«Багульник»

Урок литературы "Людей неитересных в мире нет …" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник")

Ключевые слова: милосердие, «Багульник» , Ю. Яковлевлюбовь к животным, душевная красота , нравственность

Цель урока: духовно-нравственное становление личности учащихся.

Задачи урока:

  • Услышать нравственное звучание рассказа;

  • Создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа «Багульник»

  • Воспитать любовь к людям, животным

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Ю.Яковлеву. (Презентация, слайд 1)
О чем его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: «…Мои книги – …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, – все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…» (Презентация, слайд 2)
Во многих произведениях Ю.Яковлева слышится эхо детства. Вот только некоторые из них: «Мальчик с коньками», «Реликвия», «Рыцарь Вася», «Умка», «Умка ищет друга»… Я думаю, многие из них вам знакомы. Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». (Презентация, слайд 3)
Давайте попробуем определить цель нашего урока: мы с вами попытаемся увидеть, как же удается писателю в ребенке разглядеть завтрашнего взрослого человека, попытаемся понять сокровенные мысли умного человека, услышать их нравственное звучание, постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив. (Презентация, слайд 4)

– Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым и коротким названием –  «Багульник». Какие ассоциации возникли у вас, когда я попросила вас прочитать рассказ с таким названием? Что вы ожидали от произведения? Сбылись ли ваши ожидания? (Значит, идея этого рассказа лежит не на поверхности рассказа) (Презентация, слайд 5) Что хотел сказать писатель таким названием, вы, надеюсь, поймете к концу урока.
– Вспомните, как зовут главного героя произведения? (Коста)
– Вспомните свое первое впечатление от знакомства с ним. (Неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал, заметьте, не рот, а пасть. А еще он подвывал.)
– Это авторская характеристика? (Нет. Таким видят его ребята и Женечка. Он их раздражал. Женечка была уверена, что Коста зевает от скуки.) Таким же – пока! – видим его и мы.
– Кем считали Косту в классе? (Молчальником)
– Обращаю ваше внимание на доску. Что означает слово молчальник?
Молчальник – нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. (Презентация, слайд 6)
– Как относятся к Косте одноклассники? Он вызывает раздражение. (Презентация, слайд 6) Он неинтересен и им, и своей учительнице.
– Почему он вызывает раздражение у Женечки, Евгении Ивановны? (Сидит он тихо, но каждое слово приходится вытягивать клещами. А еще он не слушает объяснения, он в своих мыслях)
– Но однажды случилось непредвиденное. И все в классе вдруг забыли, что Коста – молчальник. Что же произошло? (Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в обыкновенную банку с водой. (На стол ставится ваза с веточками) И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подметать ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду. Он каждый день менял воду).
– Как характеризует это Косту? (Упорный, упрямый, настойчивый…)
– И вот однажды случилось чудо – веник зацвел. (Презентация, слайд 7) (И однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)

Работа с иллюстрациями.

– Вот как изобразила Ксюша Мосолова веточки багульника. И каким же стало отношение ребят к Косте? (Исчезло раздражение, озлобленность, появилось любопытство. Герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт)
– Коста для них, замечает писатель, стал волшебником. И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
– Что же нового узнала Женечка о мальчике? Давайте представим себе, что сейчас прозвенит звонок, для Косты он звучит… как что? Как сигнальная ракета. (Звучит звонок –  Презентация, слайд 7 гиперссылка)
– Куда только девается заспанный, равнодушный мальчик? Как он меняется? Зачитайте отрывок. Какие глаголы встречаются в тексте? Обратите внимание на зависимые слова. (Вскакивал, сломя голову выбегал, скатывался с грохотом, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью)
– Куда же мчится Коста, задаемся мы вопросом вместе с любопытной Женечкой? (Его ждут собаки)
– Что это за собаки? (Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?)
– Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями.

1 собака. Коста нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном… Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее… (Презентация, слайд 8)
– Я хочу вас познакомить с новым именем. Это современный художник А.Шилов. Перед нами одна из его картин, называется она «Вдвоем». (слайд 9) Внимательно вглядимся в картину.
– Что мы видим на ней? Давайте поработаем над картиной. (Музыка) (Старый мужчина с любовью и грустью смотрит на своего четвероногого друга. Его рука поглаживает собаку, очень похожую еще на одного нашего знакомого, Белого Бима. Пес дремлет. Чувствуется, что позади долгие годы любви, преданности, счастливых воспоминаний. Может быть, этот человек с сожалением думает о том, что он стал слишком слаб и немощен и не сможет теперь выгуливать свою собаку. Как было бы хорошо, чтобы у этих двоих появился такой верный друг, как Коста.)

2 собака. Следующая встреча: «Теперь пришлось бежать три квартала… На балконе стоял боксер…». Давайте проследим, при помощи каких синтаксических средств писателю удается показать душевное состояние Атиллы, не побоюсь этого слова по отношению к собаке. (Презентация, слайд 10)  (Боксер тихо взвизгнул. От счастья…) Обратим внимание на необычное построение предложений.  Как называется такой прием? (Парцелляция)
– Жизнь этой собаки беспросветна. Ее забыли на балконе. Жизнь ее темная, и радость  тоже темная. Глаза собаки загорелись темной радостью. Еще одно интересное  художественное средство – оксюморон (сочетание несочетаемого) Как здесь не вспомнить слова героя еще одного рассказа Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли».
– Расскажите мне о третьей собаке.

3 собака. «Коста спешил дальше… семенил Лапоть. (Презентация, слайд 11)
– Собаки самых разных пород, но все они так рады встрече с Костой, ведь Коста поддерживает в них веру в человека. (Презентация, cлайд 12)
– Давайте посмотрим с вами ролик о собачьей преданности (23 мин. 23 сек.) Я думаю, вы узнали кадры из знаменитых фильмов «Белый Бим Черное Ухо» и «Лэсси». (Презентация, слайд 12 гиперссылка)
– Но вернемся к нашему рассказу. А как же хозяева собак? Есть среди них верные, любящие, а есть и такие, которые бросили на произвол судьбы. «Люди ведь!» – с сожалением и горечью говорит о них дворничиха.
Но была еще одна собака. (Звучит шум моря…) Вот к этой собаке Коста проявляет не только заботу, но и уважение. Почему? (Презентация, слайд 13 гиперссылка) Вспомним описание этой собаки: «Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы – ударом такой лапы можно сбить любую собаку – ступали медленно, устало». (Она ждет своего хозяина, который никогда не вернется)

«Собаки всегда ждут. Даже погибших. Им надо помогать…»

Добрые чувства к животным, возникшие в детстве, перерастут в добрые отношения к людям, уверен писатель. И я тоже думаю, что наряду с памятником, поставленным академиком Павловым собаке за то, что она помогла ему сделать величайшие открытия, появятся памятники собакам, пробуждающим в нас доброе…( Презентация, слайд 14)
Много примеров можно привести о необыкновенной преданности собак, умерших на могилах своих хозяев. Вспомним хотя бы Фрама – собаку Георгия Седова.
Знаменитый полярный исследователь во время героической попытки дойти до Северного полюса заболел цингой и 20 февраля 1914 года умер. Спутники похоронили своего капитана и двинулись дальше. Но вожак собачьей упряжки Фрам не пошел с ними. Он лег на могилу хозяина, и никакие уговоры не него не действовали. Собака осталась лежать на могиле Седова и умерла на ней.
Да, собаки умеют прощать, но не умеют забывать, и примеров тому множество. Житель итальянского городка Борго-Сан-Лоренцо Карло Сормани нашел в сточной канаве щенка, приютил его и назвал Верным. И пес полностью оправдал свое имя. Каждый день в одно и то же время он приходил к автобусной остановке встречать своего хозяина. Однажды тот не приехал. Человек погиб, но пес этого не знал. Или не хотел понимать. Несколько лет до конца своей жизни он каждый день приходил на остановку – ждать своего друга. После его смерти жители города собрали деньги, установили памятник Верному и в честь него изготовили золотую медаль.
Уже несколько лет главной достопримечательностью Тольятти считается не только гигант "АвтоВАЗ", но и малоприметный памятник собаке на окраине Автозаводского района. Семь лет верный пес ждал своих погибших хозяев на улице города… Его впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда.
Недаром знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен в свое время написал: «Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Взгляните в глаза собаки! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой».

Вот и Коста сумел взглянуть в глаза собакам и увидеть в них душу!

– Давайте проследим, как меняется Коста в общении с  четвероногими друзьями. (Быстрый, подвижный, выносливый, добрый, чуткий, способный жертвовать своими успехами в учебе)
– А почему Косте так хорошо с собаками? (Может быть, собаки в отличие от людей все понимают без слов, не предают, не обманывают, ждут и тогда, когда это уже безнадежно).
– Давайте вспомним других героев рассказа, ни у кого их них, кроме Женечки, нет имени. Почему? (Наверное, они неинтересны автору. Хорошие они или плохие, мы не знаем. Непонятно, как бы они поступили на месте Косты)
– А вот с Женечкой Косте повезло. Ведь не зря дети ласково называют ее Женечкой. Она старается понять своих учеников. (Иллюстрация)
– А как вы считаете, можно ли Косту назвать личностью? (Презентация, слайд 15)
Личность – человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.
– Можно ли по внешности определить, что это за человек: плохой или хороший? Плохой или добрый малый? А где проявляется человек как личность? (Человек определяется в поступках, в отношении к окружающим).
– Итак, Коста – личность. Поняла ли это Женечка? Да. Читаем финальную сцену рассказа. «Он менялся в ее глазах как веточка багульника» (смотри эпиграф к уроку, Презентация, слайд 16) Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой. Женечка, я думаю, окажет поддержку этому чувству, поможет ему развиться и стать крепким.
– Ребята, наш рассказ называется «Багульник», но описание веточек багульника занимает всего несколько строчек. Почему такое название? Почему Ю.Яковлев не назвал его «Коста»?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, так же неожиданно раскрывается перед Женечкой душевная красота мальчика. «Женечка молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах, как веточка багульника»).

Презентация, слайд 17. Поработайте над слайдом – тема (о чем – о Косте), идея (зачем? Веточка багульника помогает нам понять замысел писателя)
– И еще одно новое имя сегодня. Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение современного поэта Е.Евтушенко. Подумайте, как перекликаются строчки этого стихотворения с рассказом Ю.Яковлева. (Презентация, слайд 18)

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет. к
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

– Женечке хочется, чтобы и отношение ее учеников к Косте тоже изменилось. (Сценка)

– Вернемся к словам Ю.Яковлева: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека…». У вас на партах лежат цветочки. Я хочу, чтобы вы написали на этих цветочках ответ на вопрос: « А какого завтрашнего человека я вижу в себе?» Но прежде чем вы приступите  к работе, посмотрим еще один ролик. Это песня в исполнении М.Муромова «Про собак». Слова этой песни тоже перекликаются с мыслями и поступками Косты: «Какие вы все-таки разные-разные, какие вы все мне родные, свои и даже чужие…» (Презентация, слайды 19, 20)

Ученики пишут работу.

Домашнее задание: прочитать рассказ Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»; сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал(а)…» (Презентация, слайд 21)



Просмотр содержимого презентации
«Юрий Яковлев Багульник»

«Людей неинтересных в мире нет…»  (по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»)

«Людей неинтересных в мире нет…» (по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»)

«…Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»
  • «…Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»
Юрий Яковлевич Яковлев

Юрий Яковлевич Яковлев

  • Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах , много ездил по стране.
  • Автор детских рассказов. Лучшие рассказы и повести разных лет вошли в сборник «Багульник», 1972г.
  • Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик с коньками», «Девочка, хочешь сниматься в кино?» и др.
Цели урока: попытаемся увидеть, как же удается писателю в ребенке разглядеть завтрашнего взрослого человека, попытаемся понять сокровенные мысли умного человека, услышать их нравственное звучание, постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид.

Цели урока:

попытаемся увидеть, как же удается писателю в ребенке разглядеть завтрашнего взрослого человека, попытаемся понять сокровенные мысли умного человека, услышать их нравственное звучание, постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид.

«Багульник» Эпиграф к уроку: «… он менялся в её глазах, как веточка багульника».    (Ю. Яковлев «Багульник»)

«Багульник»

Эпиграф к уроку:

«… он менялся в её глазах, как веточка багульника».

(Ю. Яковлев «Багульник»)

Толковый словарь Молчальник - нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. Раздражение -  нервное состояние, недовольство и злость.

Толковый словарь

Молчальник -

нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение -

нервное состояние, недовольство и злость.

М О Л Ч А Л Ь Н И К - В О Л Ш Е Б Н И К  ! . .

М О Л Ч А Л Ь Н И К - В О Л Ш Е Б Н И К ! . .

У него ирландский сеттер…

У него ирландский сеттер…

А.Шилов «Вдвоем»

А.Шилов «Вдвоем»

Настоящий боксёр…

Настоящий боксёр…

Нет, такса…

Нет, такса…

Каста поддерживает в них веру в человека.

Каста поддерживает в них веру в человека.

Была ещё и четвёртая…

Была ещё и четвёртая…

«Собаки всегда ждут. Даже погибших»

«Собаки всегда ждут. Даже погибших»

Толковый словарь Личность – человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.  

Толковый словарь

Личность – человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

 

Эпиграф к уроку: «… он менялся в её глазах, как веточка багульника».     (Ю. Яковлев «Багульник») «Коста» «Багульник»

Эпиграф к уроку:

«… он менялся в её глазах, как веточка багульника».

(Ю. Яковлев «Багульник»)

«Коста»

«Багульник»

Заглавие Тема произведения Идея произведения (о чем?) (зачем?) «Коста» «Багульник»

Заглавие

Тема произведения

Идея

произведения

(о чем?)

(зачем?)

«Коста»

«Багульник»

Евгений Евтушенко Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.   А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей.   У каждого – свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный      час, Но это всё неведомо для нас.

Евгений Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

 

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

 

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный

час,

Но это всё неведомо для нас.

В детях стараюсь разглядеть… завтрашнего взрослого человека  Ю. Яковлев

В детях стараюсь разглядеть…

завтрашнего взрослого человека Ю. Яковлев

Какого завтрашнего человека видите в себе вы?

Какого завтрашнего человека видите в себе вы?

Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал(а)…»  

Домашнее задание:

Напишите сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал(а)…»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!