СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Южная Америка. Климат и внутренние воды.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии для 7 класса " Южная Америка. Климат и внутренние воды." к учебнику А.И.Алексеев, В.В. Николина,  Е.К.Липкина

Просмотр содержимого документа
«Южная Америка. Климат и внутренние воды.»


Донцова Виктория Викторовна

Учитель географии и биологии

ГБОУ ЛНР «СШ№2»

г.Кировск

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

№45

Тема урока

Южная Америка. Климат и внутренние воды.

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Гражданского воспитания:  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

Духовно-нравственного воспитания: осознания последствий для окружающей среды

Эстетического воспитания: ценностного отношения к природе, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы, о взаимосвязях человека с природной; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

  • решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметные

  • Описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных задач;

  • различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

  • описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод;

  • выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;

  • классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;

  • применять понятие «климатообразующий фактор» для решения учебных задач;

  • объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;

  • различать океанические течения;

  • объяснять особенности природы отдельных территорий;

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы отдельных территорий;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.


Ключевые слова: климатические пояса, пассаты, западные ветры, течения, внутренние воды

Краткое описание

Актуальность: разработка является составной частью образовательного модуля. Целью урока является формирование представлений об особенностях климата Ю.Америки и причинами их обусловившими; рассмотреть внутренние воды материка, зависимость режима рек от климата. Новизна представленных материалов – в их интегративном подходе, что дает возможность учащимся применить существующие знания и, в то же время, столкнувшись с затруднениями и получить новые знания. Урок выстроен с применением системно-деятельностного подхода, используется исследовательский метод организации учебной деятельности.

География. 7 класс: учеб, для общеобрават. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 2021г, раздаточный материал (Таблица « Характеристика климатических поясов»), презентация к уроку, ноутбук, проектор, карты


2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок.

«Когда в 1500 году  испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.

Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:

- Что это?

- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!

- Какой Бог?

- Амассона – испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель лодок».

  • О каком природном явлении сегодня мы будем говорить?

  • Чем обусловлено это явление?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос

1.Определить особенности географического положения Южной Америки

2. Вспомнить определение « климат».

3. Назовите климатообразующие факторы

4.Перечислить основные и переходные климатические пояса.

Этап 1.3. Целеполагание

  1. Узнаем, в пределах каких климатических поясов находится материк Южная Америка

  2. Выясним, как климат влияет на внутренние воды материка

  3. Познакомимся с самыми крупными реками, озерами и водопадами

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Внутренние воды напрямую зависят от климата, и потому рассматриваются на уроках вместе. Нам надо понять, как формируется климат Южной Америки, и как он влияет на реки и озера материка.

КЛИМАТ

1.В каких климатических поясах расположен материк? Работа с картами атласами

2.Что характерно для этих климатических поясов? Работа с раздаточным материалом( таблица)

3. Давайте выясним что еще может влиять на климат материка, кроме климатических поясов? Работа с картами атласами

Запад

- Какое влияние оказывает горная система Анды?

- Как влияет Тихий океан?

-Какое влияние оказывает холодное Перуанское течение?

- Назовите пустыню образовавшуюся вдоль побережья материка? Почему она там возникла?

Восток

- Какое влияние оказывает Атлантичекий океан на климат материка? Почему? ( рельеф, течения)

4. Назовите господствующие ветры. Работа с учебником стр 143

5. Почему же Южную Америку называют самым влажным материком?

Реки Южной Америки ( выступают учащиеся, получившие опережающее задание) ( просмотр презентации (реки- Амазонка, Парана, Ориноко, водопады- Анхель, Игуасу, озера- Титикака, Маракайбо)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Географический диктант по теме: «Климат Южной Америки»

  1. Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много  общего.

  2. Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки.

  3. Самый влажный материк Земли и не такой жаркий, как Африка.

  4. Обширные сухие территории, отсутствующие, в Южной Америке, по сравнению с Африкой.

  5. Формы рельефа в Южной Америке, где хорошо выражена высотная  климатическая поясность.

  6. Характер распределения осадков на материке.

  7. Причины, создающие благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений, где можно возделывать тропические культуры, собирать несколько урожаев в год.

  8. Пояс, где климат формируется под влиянием юго-восточных пассатов, которые приносят много влаги с Атлантического океана на  наветренные склоны Бразильского плоскогорья, формируя жаркую и влажную погоду.

  9. Течение, холодные глубинные воды которого оказывают влияние на климат побережья Тихого океана и западные склоны Анд, способствуя образованию туманов, из которых на побережье оседает морось – единственный источник влаги.

  10. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире.

  11. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды.

  12. Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветреной погодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С, осадков выпадает более 2000мм в год.

  13. Климат с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом, где случаются снежные метели – сказывается дыхание близкой  Антарктиды.

  14. Горы Южной Америки, где климат изменяется при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг.

  15. Особенности климата на центральных плоскогорьях Анд.

Ответы: ( на слайде)

1. Неравномерное                              

2. Перуанское                                    

3. Африка                                          

4. Тропический пояс                        

5. Южная Америка                            

6. Географическое положение        

7. Горы                                              

8. Пустыни

9. Обилие тепла и влаги

10. Анды

11. Суровый и сухой

12. Атакама

13. Умеренный морской

14. Умеренный континентальный

15. Субтропический

Ключ для проверки

3,6,5,8,7,1,9,4,2,12,15,13,14,10,11.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

На контурную карту нанести рассматриваемые на уроке реки, озера , водопады

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


На каком материке расположен самый высокий водопад на земном шаре?



 1) 

Африка

 2) 

Северная Америка

 3) 

Евразия

 4) 

Южная Америка




На каком материке находится самая полноводная река земного шара?

 1) 

Африка

 2) 

Южная Америка

 3) 

Евразия

 4) 

Северная Америка




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Составьте текст из предложенных понятий

Южная Америка, внутренние воды, климат, Амазонка, Анды, высокогорное, низменность, Парана, Укаяли, Мариньон, Анхель, Игуасу, Чурун, Атлантический океан, полноводная, Титикака.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика


Диагностическая работа с самопроверкой ( географический диктант)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Ученики  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

Этап 5.2. Домашнее задание

1.Проработать параграф 36 стр. 143-144

2.Составьте текст из предложенных понятий

Южная Америка, внутренние воды, климат, Амазонка, Анды, высокогорное, низменность, Парана, Укаяли, Мариньон, Анхель, Игуасу, Чурун, Атлантический океан, полноводная, Титикака.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!