Тема урока: Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
– знакомство с биографией писателя и основными этапами творчества;
– дать представление о мировоззрении писателя.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Итак, начнем наш урок. Сегодня мы приступаем к изучению творчества нового для вас писателя Ивана Александровича Гончарова. Хочу обратить ваше внимание на то, что на протяжении сегодняшнего урока необходимо будет делать краткие записи в тетрадях, так как уже в конце первого часа вы будете выполнять тест на знание жизни и творчества Гончарова. При выполнении теста вы сможете воспользоваться своим конспектом.
-
Изучение нового материала
Запишем в тетради тему нашего урока: Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891). Жизнь и творчество. (Слайд 1)
Эпиграфом к уроку послужат слова Виссариона Григорьевича Белинского: «В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором».
И действительно, главную роль в таланте Гончарова играет изящность и тонкость кисти. И Белинский, говоря это, подразумевает не только роман Обломов, но и все творчество писателя, и другие его романы, о которых мы скажем позже. Гончарова называли первоклассным представителем своего искусства, настоящим художником слова, художником по призванию.
-
Работа с портретом писателя
Обратите внимание на портрет писателя (Слайд 2), написанный русским художником Иваном Николаевичем Крамским. Интересна история создания портрета. Коллекционер Третьяков решил собрать для своей галереи портреты знаменитых личностей второй половины 19 века. В 1870 году он сделал заказ художнику Крамскому нарисовать портрет Гончарова, который к тому времени уже был известным писателем. Третьяков с Крамским четыре года уговаривали Гончарова нарисовать его портрет. И только 20 марта 1874 года писатель согласился, и портрет был написан.
– Как изобразил Крамской Гончарова? О каких чертах характера Гончарова можно судить, глядя на этот портрет?
На портрете Иван Александрович выглядит немного усталым мужчиной среднего возраста с меланхолическим выражением лица. Фигура Гончарова выглядит представительной, барственной. Крамской не только добился совершенного сходства, но и выразил свое личное отношение к писателю. Это симпатия, душевная расположенность.
Гончаров о Крамском скажет: «Он добыл у меня что-то из души, на что он был великий мастер, и дал это что-то, какую-то искру правды и жизни портрету. Я радовался, что он поймал внутреннего человека».
-
Слово учителя о писателе
В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа, как знаток человеческого сердца. Давайте вспомним, а затем запишем определение жанра социально-психологического романа.
Итак, ребята, а как вы сами понимаете, что такое социально-психологический роман?
(Т.е. здесь мы можем отталкиваться от того, что определение имеет две «части». **психологический – это человек, его переживания и так далее, а социальный – общественный).
– Хорошо. Давайте запишем с вами определение. Социально-психологический роман – это роман, в котором в центре внимания внутренний мир человека, поступки которого обусловлены средой.
Продолжим наш рассказ о Гончарове. Большинству читателей его имя известно в связи с романом «Обломов». Но данный роман – не единственное его произведение. Гончаров знаменит своими тремя романами на «О»: Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» (Слайд 3).
Иван Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске (ныне это город Ульяновск), в купеческой семье (Слайд 4).
Его отец Александр Иванович был купцом и владел в Симбирске свечным заводом. Мать в девичестве Авдотья Матвеевна Шахторина также принадлежала к купеческому сословию. Она была выдана замуж в 19 лет, в то время как Александру Гончарову шел пятидесятый год. До наших дней сохранился лишь один портрет матери, выполненный неизвестным художником (слайд 5).
Мы видим, что с холста глядит на нас женщина средних лет. Она далеко не красавица, но и не дурнушка. Округло-скуластое, миловидное лицо, скорее крестьянки, чем купеческой дочери, полные плечи и необычайно выразительные глаза: умные, изливающие на нас какую-то умиротворенную печаль. Обращаю ваше внимание на то, что мать Гончарова стала прототипом одной из героинь романа «Обломов» – Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Мать писателя была такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье.
В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке, котрый имеет название «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня» (слайд 6).
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов (слайд 7). Он был отставным моряком, отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» – так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему отца. Писатель вспоминал: «Мать наша, благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара слились с нашей дворней, под её управлением – и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные же заботы достались ему».
В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование он получил в частном пансионе священника Троицкого. В пансионе обучали сразу двум языкам – французскому и немецкому. Здесь мальчик провел два полных года.
В 1822 году Гончаров поступает в Московское коммерческое училище. О годах учебы в училище он вспоминать не любил. В училище был очень строгий устав. Среди одноклассников друзей у Ивана Александровича не было. Учился Гончаров хорошо, его фамилия часто фигурировала на «красной» доске. Проучился Гончаров в училище 8 лет.
В 1831 году Иван Александрович поступает на филологический факультет в МГУ, где в это время учились Белинский, Лермонтов, Тургенев.
Во время учебы произошла встреча Гончарова с Пушкиным. Как писал об этой встрече сам Гончаров: «Точно солнце озарило всю аудиторию: я в это время был в чаду обаяния его поэзии, я питался ею как молоком матери. Стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий…».
В 1834 году Гончаров переезжает в Петербург (слайд 8) и поступает на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Служба была скучна Гончарову. Он настойчиво начинает готовить себя к литературной деятельности, сближается с семьей художника Николая Майкова.
Майковы жили в Петербурге, у них подрастало трое сыновей. Учителем и попал в дом на Садовой улице молодой Гончаров, он преподавал словесность и латинский язык. Позже Гончаров скажет: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В этом доме выходил рукописный альманах «Подснежник». В нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихотворениями (слайд 9).
40-е годы – начало расцвета творчества Гончарова. Он знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя.
В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как публициста, эстетического критика. Весной 1847 года на страницах журнала «Современник» публикуется «Обыкновенная история». Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.
В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова». Глава пострадала от цензуры. Это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.
В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия, длившегося до 1855 года, на парусном военном корабле – фрегате «Паллада» (слайд 10) – в качестве секретаря начальника экспедиции. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он лёг в основу будущей книги «Фрегат «Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Филиппины, обратный путь через Сибирь. Возвратившись из путешествия, Гончаров издает двухтомный труд «Фрегат «Паллада».
Любовь в жизни писателя: Летом 1855 года Гончаров влюбляется в Елизавету Васильевну Толстую, молоденькую провинциалку (слайд 11). «Я болен ею», – напишет он одному из друзей. Однако Толстая не отвечает взаимностью на чувства Гончарова, что очень ранит его. Елизавета Васильевна была в то время влюблена в кузена Александра Илларионовича Мусина–Пушкина. Мать молодой провинциалки просит у Гончарова похлопотать перед Синодом о разрешении на брак её дочери и кузена. Гончаров, как бы ему не было тяжело, выполняет эту просьбу. 25 января 1857 года состоялась свадьба Толстой и Мусина–Пушкина.
В начале 1857 года Гончаров отправляется на курс лечения в Мариенбад (курортный город в Чешской республике). Именно здесь Гончаров принимается дописывать роман «Обломов». Он был опубликован в 1859 году в журнале «Современник». Итак, в 1859 году в России прозвучало слово «обломовщина». Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение – «Обрыв». Автор трудился над ним на протяжении 20-ти лет. Роман стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после окончания работы над ним, жизнь его складывалась очень трудно. Больной, одинокий, писатель часто поддавался душевной депрессии.
Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных процессов. Он пишет несколько очерков. Следует особо отметить критическую статью Гончарова «Мильон терзаний» (1872 г).
Гончаров оставался в полном одиночестве. 12 сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».
В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятники, мемориальная беседка (слайд 12). Но самым главным памятником можно считать его романы, в том числе и роман «Обломов».
-
Самостоятельная работа
Итак, мы кратко познакомились с жизнью и творчеством писателя. Теперь можно перейти к выполнению небольшого теста. Я раздаю листочки, отмечаем ответы прямо в них. В каждом вопросе один вариант ответа.
Ключ к тесту: 1)Г; 2)В; 3)В; 4)А; 5)В; 6)Б; 7)Г; 8)В; 9)А.
Изучение нового материала
– Ребята, вы познакомились с биографией писателя, ответили на вопросы теста. А сейчас давайте начнем нашу беседу о романе «Обломов» и обратимся непосредственно к тексту. НО ПРЕЖДЕ ЗАПИШЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК (т.е. на вторник). Мы будем подробно знакомиться с образом главного героя. Поэтому вам необходимо ответить на следующие вопросы. Итак, записывайте:
-
Каково значение имени и фамилии главного героя?
-
Образование Обломова, его отношение к науке, к учебе?
-
Прочитать 9 главу «Сон Обломова» и ответить на вопросы:
- описание Обломовки;
- каков образ жизни обломовцев, их главные заботы, интересы?
- Как воспитывался Обломов? Как на него повлияла Обломовка?
Индивидуальные задания:
-
Выделить 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова (опираясь на 1 главу 1 части, первые 5 абзацев) – Алине;
-
Выделить 10 ключевых фраз, характеризующих квартиру (интерьер) Обломова (10-13 абзац 1 главы) – Кристине.
-
Выявление первичного читательского восприятия:
– Хорошо. Начнем нашу беседу. Какие впечатления сложились у вас после прочтения романа? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему? (! Долго на этом вопросе не сидеть!)
-
Аналитическая беседа
– Открываем сам роман. Читаем первый абзац первой главы. В каком городе происходит развитие сюжета романа? (В Санкт-Петербурге).
– На какой улице Петербурга живет главный герой? (На Гороховой).
– Давайте познакомимся с главным героем романа Ильей Ильичом Обломовым. Для того, чтобы выяснить с помощью каких деталей автор создаёт характер Обломова посмотрим для начала на интерьер. Что стояло в комнате?
(Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева (**стол с ящичками), два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей).
(Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха).
– Ребята, как мы с вами видим, в интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. Белинский отмечал: «Он увлекался своим умением рисовать». Дружинин пишет: «Подобно фламандцам, Гончаров национален, поэтичен в мельчайших подробностях, подобно им, он ставит перед нашими глазами целую жизнь данной эпохи и данного общества».
– В тексте мы находим важную фразу: «Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?»
Давайте сделаем вывод, с какой целью автор описывает интерьер, окружающий главного героя?
(Автор использует интерьер как средство характеристики героя).
– Как описание комнаты характеризует нашего героя?
(Описание комнаты характеризует героя как апатичную личность, которая все свои дни проводит в раздумьях: «мысль гуляла вольной птицей по лицу»).
– Итак, мы с вами выяснили, что одним из средств характеристики главного героя является интерьер комнаты. Еще одним средством здесь выступает, конечно же, внешний вид и портрет героя.
– Давайте посмотрим, какие детали выделяет автор в описании внешнего вида героя? (опишем то, во что он одет)
(«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. /Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. / Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье»).
– Что мы можем выделить в описании портрета героя? Какими художественными средствами создаёт автор образ Обломова? (это вопрос Оли Казаковой)
(Во-первых, мы видим, что автор сам даёт описание героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано множество выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный, неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя и метафоры: на лицо набегала туча заботы, начиналась игра сомнений).
– Ребята, попытайтесь сделать общий вывод о характере героя.
(В первой главе романа мы познакомились с главным героем Ильей Ильичом Обломовым. Это человек лет 30-32, основным времяпрепровождением для которого является лежание на диване и размышление о планах на будущее. Он ленив, апатичен, не может заставить прибраться в комнате своего слугу Захара. Основными чертами характера героя являются леность, апатичность, миросозерцание. Автор характеризует героя при помощи описания интерьера комнаты и его одежды).
– Но это еще не все средства характеристики Обломова. Третьим средством здесь служат диалоги главного героя с визитёрами. Переходим ко второй главе романа.
Во второй главе мы видим новые лица: гостей Обломова. Все визиты укладываются в некую схему:
-
«Явление» господина. Портрет визитера.
2. «Не подходите, не подходите… вы с холода!»
3. Беседа и приглашение в Екатерингоф.
4. Отказ Ильи Ильича.
5. «У меня два несчастья…»
6. Отказ визитера выслушать Обломова.
7.Размышление героя о «несчастном» посетителе.
– Ребята, подумайте, в каком произведении вы встречались с подобной схемой?
(В поэме «Мертвые души» Гоголя. Визит Чичикова, описание земель помещика, затем дан портрет, внешний вид помещика, уклад его жизни, просьба Чичикова, и, либо отказ, либо согласие помещика).
– А зачем Гончаров вводит в роман диалоги Обломова с посетителями?
(Это еще один из приёмов писателя: раскрытие характера через разговоры с посетителями).
– Кто первым посещает нашего героя?
(Первым к Обломову приходит Волков).
– Прочитайте его портрет.
(Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмакнул лакированные сапоги).
– Как Волков относится к своей службе?
(«Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну, а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре»).
– А как Обломов относится к жизни Волкова?
(«В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой»).
– Согласны ли вы с Обломовым?
(Обломова такая суета не привлекает. Главный герой сочувствует первому посетителю, так как видит, что он не делает ничего полезного, а только следит за модой, да посещает тетры).
– Кто посещает Обломова после Волкова?
(Судьбинский).
– Как Судьбинский относится к своему делу?
(«…ты знаешь, ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой»).
– Как Обломов относится к жизни Судьбинского?
(«Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!»).
– Согласны ли вы с Обломовым? Прав ли он в своем рассуждении?
(Для главного героя деятельность Судьбинского также не имеет никакого смысла, потому что Судьбинский, занимаясь только своими делами, может упустить главное: любовь, счастье спокойной семейной жизни»).
– Кто третьим навещает Обломова?
(Пенкин).
– Какова сфера деятельности Пенкина?
(Он пишет статью «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров»).
– Как это характеризует Пенкина?
(Пенкин из ряда таких писателей, которые ничего не смыслят в искусстве слова. Он пишет обо всём и одновременно ни о чем).
– А как Обломов относится к жизни Пенкина?
(«Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»).
Обломов не видит смысла в кипучей деятельности Пенкина, потому что она не приносит пользы ни самому герою, ни обществу в целом).
– Таким образом, мы видим, что эти три типа героев (Волков, Судьбинский, Пенкин) помогают нам в раскрытии образа главного героя.
– Какой приём применяет Гончаров для характеристики первых трёх второстепенных персонажей?
(Приём самохарактеристики, через речь героев).
– Как Гончаров описывает следующего посетителя Обломова? Найдите самую главную его характеристику.
(«Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный ее отблеск».
Алексеев представляет собой полностью обезличенного человека, у которого нет ни стремлений, ни желаний).
– Кто последним наносит визит Обломову?
(Тарантьев).
– Как его описывает автор? Что Гончаров говорит о характере Тарантьева?
(«Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется».
Тарантьев нужен Обломову, чтобы хоть как-то расшевелить его сонное царство).
– Обратите внимание, эти два последних типа являются «двойниками» Обломова. Неспособность главного героя к самостоятельному действию повторена в Алексееве – «человеке без поступков» и в Тарантьеве «мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную им же теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек»).
– Итак, мы познакомились со всеми посетителями Обломова. С какой целью Гончаров так подробно нам их описывает, и на чьей стороне симпатии автора в «параде гостей»? Какими средствами он пользуется, чтобы проявить эту симпатию? (Наде).
(При помощи образов посетителей Обломова писатель показывает, что, несмотря на свою леность, апатичность, главный герой своими духовными качествами превосходит всех, показанных выше «деятельных» людей.
Он выше своих гостей тем, что он живет, так, как ему нравится и не зависит от общества. Он образован, благороден, честен и прямодушен. Он обвиняет общество в отсутствии человека: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?». Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и так далее. Он не желает размениваться по мелочам.
– Поэтому, несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, их попытки не увенчиваются успехом.
– Ребята, сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством Гончарова и приступили к изучению его романа. На следующем уроке нам предстоит более подробное знакомство с образом главного героя. Домашнее задание вам дано. Спасибо за работу на уроке. До свидания!
1. Волков - жизнерадостный, беспечный молодой человек в возрасте 25 лет. Волков - модный щеголь. Носит прическу и одежду по последней моде. Живет бурной светской жизнью: каждый день ездит на балы, в театр и т.д. Жизнь Волкова – это вечный праздник. У него и Обломова много общих знакомых в свете.
2. Судьбинский - бывший сослуживец Обломова по канцелярии. Судьбинский строит карьеру, получает повышения и награды. Он хорошо зарабатывает, но при этом и много работает. Он ездит в командировки и вечно занят. Смысл жизни Судьбинского заключается в карьере.
3. Пенкин - модный литератор, писатель. Пенкин придерживается модных взглядов в литературе. Он пишет статьи о реальной жизни, светских новостях и т.д. Пенкин неплохо зарабатывает, обедает в модном ресторане. На момент повествования Пенкин также публикует свой первый рассказ в журнале.
4. Иван Алексеевич Алексеев - незаметный, ничем не примечательный человек, мелкий чиновник. Алексеев - робкий, безответный, кроткий человек. У него нет своего мнения, он всегда подстраивается под окружающих. Алексеев ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть.
5. Тарантьев Михей Андреевич - земляк и приятель Обломова. Ему около 40 лет. Тарантьев - шумный, грубый, недобрый человек. Он все время браниться и ругается. Работает 25 лет на одной должности без повышения. Тарантьев - обманщик и мошенник. Он любит вкусно поесть в гостях у Обломова и других знакомых.