СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова.   

Просмотр содержимого документа
«Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец»

Иван Андреевич Крылов –  великий русский баснописец Автор : Осипян Люсинэ Гагиковна учитель русского языка и литературы МБУ «Школы № 41» г.о. Тольятти

Иван Андреевич Крылов –

великий русский баснописец

Автор : Осипян Люсинэ Гагиковна

учитель русского языка и литературы

МБУ «Школы № 41»

г.о. Тольятти

М. Исаковский Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались  Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

«Басни Крылова – это наше детство, наше отрочество, наша зрелость; образы этих басен, мораль их, отдельные выражения вошли в нашу культуру, влились в язык и мышление нашего народа, и мы даже сами как следует не учитываем, до какой степени они организовали наше сознание…»  М. Шагинян

«Басни Крылова – это наше детство, наше отрочество, наша зрелость; образы этих басен, мораль их, отдельные выражения вошли в нашу культуру, влились в язык и мышление нашего народа, и мы даже сами как следует не учитываем, до какой степени они организовали наше сознание…»

М. Шагинян

 Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил,  И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.  П.Вяземский

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.Вяземский

Иван Андреевич Крылов  (1769 – 1844)  Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.  Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.

Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами.

Иван Андреевич Крылов  (1769 – 1844) Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году и сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году и сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.

Мрачные нравы Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии.

Мрачные нравы

Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии.

Награды И.А. Крылова 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени. 12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.

Награды И.А. Крылова

  • 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени.
  • 12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.
Что такое Басня?  Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Что такое Басня?

Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Мораль - этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

Мораль - этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

Эзоп По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек. Не любили знатные вельможи басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие.

Эзоп

По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства.

Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

Судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек.

Не любили знатные вельможи басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие.

ЖУК И МУРАВЕЙ В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал:

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: "О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме".

ВОРОН И ЛИСИЦА Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит:

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Жан де Лафонтен Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Жан де Лафонтен

Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Ворон и лисица Дядюшка ворон, сидя на дереве,  Держал в своем клюве сыр.  Дядюшка лис, привлеченный запахом,  Повел с ним такую речь:

Ворон и лисица

Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: "Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья,- То вы - Феникс наших дубрав!" Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв - и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: "Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает,- Вот урок вам, а урок стоит сыра". И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец  (Разное говорят),  Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой  Виноград, такой зримо зрелый,  В румяной кожице!  Наш любезник был бы рад им полакомиться,  Да не мог до него дотянуться  И сказал:

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Басня в России В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басня в России

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Русские баснописцы М.В. Ломоносов И.И. Дмитриев И.И. Хемницер В.К. Тредиаковский И.А. Крылов В.И. Майков Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у  Симеона Полоцкого  и в первой половине XVIII века А.П. Сумароков

Русские баснописцы

М.В. Ломоносов

И.И. Дмитриев

И.И. Хемницер

В.К. Тредиаковский

И.А. Крылов

В.И. Майков

Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у  Симеона Полоцкого  и в первой половине XVIII века

А.П. Сумароков

Аллегория от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Аллегория

от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Басни о лисе: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»

Басни о лисе:

  • «Ворона и лисица»,
  • «Лисица и виноград»,
  • «Волк и лисица»,
  • «Добрая лисица»,
  • «Лиса»,
  • «Лисица и осел»
Басни о волке: «Волк и ягненок» «Волк на псарне» «Лев и волк» «Волк и мышонок» «Волк и Пастухи» «Волк и Журавль» « Ты сер, а я, приятель, сед,  И волчью вашу я давно натуру знаю!»

Басни о волке:

  • «Волк и ягненок»
  • «Волк на псарне»
  • «Лев и волк»
  • «Волк и мышонок»
  • «Волк и Пастухи»
  • «Волк и Журавль»

« Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю!»

Басни о медведе: «Квартет» «Медведь у пчел» «Пустынник и медведь» «Трудолюбивый медведь» «Крестьянин и работник»

Басни о медведе:

  • «Квартет»
  • «Медведь у пчел»
  • «Пустынник и медведь»
  • «Трудолюбивый медведь»
  • «Крестьянин и работник»
Басни об обезьяне: «Зеркало и обезьяна» «Мартышка и очки» «Обезьяна» «Квартет» «Смотри-ка,- говорит, - кум милый мой! Что там за рожа? Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа!»

Басни об обезьяне:

  • «Зеркало и обезьяна»
  • «Мартышка и очки»
  • «Обезьяна»
  • «Квартет»

«Смотри-ка,- говорит, - кум милый мой!

Что там за рожа?

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа!»

Кто сказал эти слова? «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица. «Ворона и Лисица») «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок»)

Кто сказал эти слова?

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!»

(Лисица. «Ворона и Лисица»)

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву»

(Волк. «Волк и Ягненок»)

Кто сказал эти слова? «Ларец с секретом, Так, он и без замка. А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и ларчик вам открою: В механике и я чего – нибудь да стою» (Механик – мудрец. «Ларчик») «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышка. «Квартет») «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?!» (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)

Кто сказал эти слова?

«Ларец с секретом,

Так, он и без замка.

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и ларчик вам открою:

В механике и я чего – нибудь да стою»

(Механик – мудрец. «Ларчик»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

(Мартышка. «Квартет»)

«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?!»

(Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)

К кому обращены эти слова?   «Соседка, перестать срамится, - Ей Шавка говорит, - тебе ль с слоном возится?!» (К Моське. «Слон и Моська») «Изрядно, - говорит, сказать несложно, Тебя без скуки слушать можно, А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом, Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». (К Соловью, «Осел и Соловей»)

К кому обращены эти слова?

«Соседка, перестать срамится, -

Ей Шавка говорит, - тебе ль с слоном

возится?!»

(К Моське. «Слон и Моська»)

«Изрядно, - говорит, сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно,

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом,

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

(К Соловью, «Осел и Соловей»)

К кому обращены эти слова?   «Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (К Свинье, «Свинья под дубом») «Соседушка, я сыт по горло» (К Демьяну. «Демьянова уха») «Послушай, - говорит, - коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет. На сей раз бог простит; но берегись вперед И знай, с кем шутить!» (К Мальчику. «Мальчик и змея»)

К кому обращены эти слова?

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть

может»

(К Свинье, «Свинья под дубом»)

«Соседушка, я сыт по горло»

(К Демьяну. «Демьянова уха»)

«Послушай, - говорит, - коль ты умней не будешь,

То дерзость не всегда легко тебе пройдет.

На сей раз бог простит; но берегись вперед

И знай, с кем шутить!»

(К Мальчику. «Мальчик и змея»)

В какой басне была такая мораль? «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица») «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад» («Щука и Кот»)

В какой басне была такая мораль?

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

(«Ворона и Лисица»)

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад»

(«Щука и Кот»)

В какой басне была такая мораль? «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться» («Ларчик») «Вперед чужой беде Не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука, Рак»)

В какой басне была такая мораль?

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться»

(«Ларчик»)

«Вперед чужой беде

Не смейся, Голубок!»

(«Чиж и Голубь»)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука»

(«Лебедь, Щука, Рак»)

Крылатые слова Многие фразы из басен И. А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И. А. Крылова. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки: «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок») «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса») «А ларчик просто открывался» («Ларчик») «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») «Тришкин кафтан» «Ворона в павлиньих перьях»

Крылатые слова

Многие фразы из басен И. А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И. А. Крылова.

Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки:

«Да только воз и ныне там»

(«Лебедь, Щука и Рак»)

«У сильного всегда бессильный виноват»

(«Волк и Ягненок»)

«Сильнее кошки зверя нет»

(«Мышь и Крыса»)

«А ларчик просто открывался»

(«Ларчик»)

«А Васька слушает да ест»

(«Кот и Повар»)

«Тришкин кафтан»

«Ворона в павлиньих перьях»

Ты виноват уж тем … А ларчик … так надобно уменье с ним была плутовка такова Чтоб музыкантом быть … просто открывался Знать, она сильна …  на лад их дело не пойдет Хоть видит око … А вы, друзья, как ни садитесь … да ест да зуб неймёт Когда в товарищах согласья нет … что лает на слона Сыр выпал … что хочется мне кушать Чем кумушек считать трудиться … всё в музыканты не годитесь А Васька слушает … не лучше ль на себя, кума, оборотиться

Ты виноват уж тем …

А ларчик …

так надобно уменье

с ним была плутовка такова

Чтоб музыкантом быть …

просто открывался

Знать, она сильна …

на лад их дело не пойдет

Хоть видит око …

А вы, друзья, как ни садитесь …

да ест

да зуб неймёт

Когда в товарищах согласья нет …

что лает на слона

Сыр выпал …

что хочется мне кушать

Чем кумушек считать трудиться …

всё в музыканты не годитесь

А Васька слушает …

не лучше ль на себя, кума, оборотиться

«Кот и Повар» А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить В тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

«Кот и Повар»

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить

по-пустому,

Где нужно власть употребить

В тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

«Демьянова уха»

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».—  «Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —  «Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты,—  А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет: Сбирается с последней силой И — очищает всю. «Вот друга я люблю!» Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой,

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай.» -

«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет,

Ещё тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»

Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой —  И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь: Но если помолчать во время не умеешь 30И ближнего ушей ты не жалеешь: То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»

Эх, эх!- ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на слона!»

«Лебедь, Щука и Рак» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Да только воз и ныне там.

«Лебедь, Щука и Рак»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Зеркало и обезьяна   Мартышка, в Зеркале, увидя образ свой,  Тихохонько Медведя толк ногой:

Зеркало и обезьяна

Мартышка, в Зеркале, увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: "Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть".- "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"- Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.                ____________ Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.

Волк, ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ружьём. «Огня!» - кричат: «огня!» Пришли с огнём. Мой волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щёлкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом, И что приходит, наконец, Ему рассчесться за овец, - Пустился мой хитрец в переговоры, И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришёл мириться к вам, совсем не не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад, И волчьей клятвой утверждаю, Что я…» – «Послушай-ка, сосед», Тут ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ружьём.

«Огня!» - кричат: «огня!» Пришли с огнём.

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему рассчесться за овец, -

Пустился мой хитрец в переговоры,

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам, совсем не не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад,

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я…» – «Послушай-ка, сосед»,

Тут ловчий перервал в ответ:

«Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Осёл и соловей Осел увидел Соловья И говорит ему:

Осёл и соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?"

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:

"Изрядно,- говорит,- сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Крылатые выражения А Васька слушает да ест – говорят о человеке, который не обращает внимания на просьбы не делать того, чем он занимается в данный момент. Строки из басни «Кот и повар» Ворона в павлиньих перьях – человек, стремящийся казаться лучше, чем он есть, или желающий занять более высокое, несоответствующее ему положение.

Крылатые выражения

А Васька слушает да ест – говорят о человеке, который не обращает внимания на просьбы не делать того, чем он занимается в данный момент. Строки из басни «Кот и повар»

Ворона в павлиньих перьях – человек, стремящийся казаться лучше, чем он есть, или желающий занять более высокое, несоответствующее ему положение.

Крылатые выражения В сердце льстец всегда отыщет уголок – о способности льстеца оказывать психологическое воздействие на человека и о его умении руководить событиями. Строки из басни «Ворона и Лисица». Коль выгонят в окно, так я влечу в другое – об упрямстве, навязчивом упорстве. Строки из басни «Муха и пчела». Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать – оправдание сильного в форме обвинения слабого за совершаемое преступление. Строки из басни «Волк и Ягнёнок».

Крылатые выражения

В сердце льстец всегда отыщет уголок – о способности льстеца оказывать психологическое воздействие на человека и о его умении руководить событиями. Строки из басни «Ворона и Лисица».

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое – об упрямстве, навязчивом упорстве. Строки из басни «Муха и пчела».

Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать – оправдание сильного в форме обвинения слабого за совершаемое преступление. Строки из басни «Волк и Ягнёнок».

Крылатые выражения У сильного всегда бессильный виноват – в своих несчастьях сильный винит слабого. Выражение из басни «Волк и Ягнёнок». Услужливый дурак опаснее врага – поступки глупого человека, даже самого преданного, могут испортить всё дело. Это выражение взято из басни «Пустынник и Медведь». Хоть видит око, да зуб неймёт – выражение из басни «Лисица и виноград» цитируется с сожалением, когда осознают, что вожделённый предмет совершенно недоступен для говорящего по какой-то причине .

Крылатые выражения

  • У сильного всегда бессильный виноват – в своих несчастьях сильный винит слабого. Выражение из басни «Волк и Ягнёнок».
  • Услужливый дурак опаснее врага – поступки глупого человека, даже самого преданного, могут испортить всё дело. Это выражение взято из басни «Пустынник и Медведь».
  • Хоть видит око, да зуб неймётвыражение из басни «Лисица и виноград» цитируется с сожалением, когда осознают, что вожделённый предмет совершенно недоступен для говорящего по какой-то причине .
Крылатые выражения Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – эту фразу адресуют тем, кто самозабвенно и взахлёб обличает других и перечисляет их недостатки или проступки, забывая о том, что тоже не без греха. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна». Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно – эта цитата употребляется, если хотят сказать, что в огромном количестве всякого хлама обнаружилось нечто весьма ценное. Цитата из басни «Петух и жемчужное зерно».

Крылатые выражения

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – эту фразу адресуют тем, кто самозабвенно и взахлёб обличает других и перечисляет их недостатки или проступки, забывая о том, что тоже не без греха. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна».
  • Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно – эта цитата употребляется, если хотят сказать, что в огромном количестве всякого хлама обнаружилось нечто весьма ценное. Цитата из басни «Петух и жемчужное зерно».
Крылатые выражения Демьянова уха – это выражение означает столь назойливое гостеприимство, идущее вразрез с желаниями и возможностями гостей, что результат будет отрицательным. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку –эти слова употребляются в тех случаях, когда один человек хвалит другого только за то, что тот когда-то похвалил его.

Крылатые выражения

Демьянова уха – это выражение означает столь назойливое гостеприимство, идущее вразрез с желаниями и возможностями гостей, что результат будет отрицательным.

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку –эти слова употребляются в тех случаях, когда один человек хвалит другого только за то, что тот когда-то похвалил его.

Крылатые выражения Мартышкин труд – ненужная работа, бесполезные, ни к чему не приводящие усилия. Тришкин кафтан – о том, что исправляется лишь внешне, но не приносит пользы для дела.

Крылатые выражения

  • Мартышкин труд – ненужная работа, бесполезные, ни к чему не приводящие усилия.
  • Тришкин кафтан – о том, что исправляется лишь внешне, но не приносит пользы для дела.
Слона-то я и не приметил – эта цитата из басни «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае. Ходить на задних лапках – угождать кому-либо ради собственной выгоды, выслуживаться. Щука в карасином пруду – так говорят о человеке, попавшем в благоприятную среду, туда, где он может безнаказанно творить беззаконие. Строка из басни «Щука».
  • Слона-то я и не приметил – эта цитата из басни «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае.
  • Ходить на задних лапках – угождать кому-либо ради собственной выгоды, выслуживаться.
  • Щука в карасином пруду – так говорят о человеке, попавшем в благоприятную среду, туда, где он может безнаказанно творить беззаконие. Строка из басни «Щука».
Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Все считали, что он умер от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких.  Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
  • Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Все считали, что он умер от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких.
  • Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Памятник И.А.Крылову

Памятник И.А.Крылову

Памятник И.А.Крылову В Летнем саду, на площадке перед

Памятник И.А.Крылову

  • В Летнем саду, на площадке перед "Чайным домиком", стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года.
  • Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И. А. Крылов написал более 200 басен. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И. А. Крылов написал более 200 басен. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.  А Бестужев.

И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.

А Бестужев.

Задание Напиши басню. «Медведь ловил рыбу. Вдруг подошла к нему лиса и говорит…» Пользуйтесь подсказкой! Чтобы сочинить басню, нужны: Герои. Сюжет (жизненная ситуация). Мораль.

Задание

Напиши басню.

«Медведь ловил рыбу. Вдруг подошла к нему лиса и говорит…»

Пользуйтесь подсказкой!

Чтобы сочинить басню, нужны:

  • Герои.
  • Сюжет (жизненная ситуация).
  • Мораль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!