СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Бунин. Сведения из биографии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иван Бунин. Сведения из биографии.»

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Через три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине », мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову.

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Через три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине », мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову.

Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию.

Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско» (1914-15), «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки» (1900), дневниковых записей «Окаянные дни» (1918-20), «Солнечный удар» (1925), сборника рассказов «Тёмные аллеи» (1937—1945 и 1953) и других произведений.

В 1933 году Иван Бунин — первым из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников. Из Петрограда он переехал сначала в Москву, затем — в Одессу. Параллельно он вел дневник, в котором много писал о губительной силе русской революции и власти большевиков. Позже за границей книга с этими воспоминаниями вышла под названием «Окаянные дни».

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников. Из Петрограда он переехал сначала в Москву, затем — в Одессу. Параллельно он вел дневник, в котором много писал о губительной силе русской революции и власти большевиков. Позже за границей книга с этими воспоминаниями вышла под названием «Окаянные дни».

Главные смысловые константы художественного мира Бунина В 1933 году И. А. Бунин стал первым русским писателем лауреатом Нобелевской премии. Еще при жизни о Бунине говорили как о блестящем мастере слова не только российского, но и мирового уровня. Основу повествования Бунина практически всегда составляет поток памяти. Для писателя он существует в виде «прапамяти», чувства неразрывной связи со «Всебытием», как припоминание прежних жизней. По мнению Бунина, существовать без памяти – это величайшая трагедия. Лишь прошлое, закрепленное памятью, является предметом высокого искусства.

Главные смысловые константы художественного мира Бунина

В 1933 году И. А. Бунин стал первым русским писателем лауреатом Нобелевской премии. Еще при жизни о Бунине говорили как о блестящем мастере слова не только российского, но и мирового уровня.

Основу повествования Бунина практически всегда составляет поток памяти. Для писателя он существует в виде «прапамяти», чувства неразрывной связи со «Всебытием», как припоминание прежних жизней.

По мнению Бунина, существовать без памяти – это величайшая трагедия. Лишь прошлое, закрепленное памятью, является предметом высокого искусства.

Творчество И. А. Бунина — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами. На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов. Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

Творчество И. А. Бунина — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами.

На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов.

Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

Исследователи считают направление Бунина в литературе труднопостигаемым, так как тяжело определить, в каком направлении он творил: скрытый модернизм, реалистичный символизм или необыкновенный реализм.

Исследователи считают направление Бунина в литературе труднопостигаемым, так как тяжело определить, в каком направлении он творил: скрытый модернизм, реалистичный символизм или необыкновенный реализм.

Излюбленными героями Бунина являются не люди логики и разума, а люди, которые носят в себе первобытную мудрость инстинктов, пластичные, цельные личности . Наиболее четко в художественном мире Бунина проявляется чувство одиночества. Это чувство одиночества вселенского, вечного, как непреодолимого, неизбежного состояния человеческой души. В душе писателя непознаваемая мировая тайна вызывает одновременно «сладкие и горестные чувства». Чувство упоенности жизнью, радости смешивается с томящим чувством тоски. Для Бунина радость жизни – это не безмятежное, блаженное состояние, а трагичное чувство, окрашенное тревогой и тоской. Любовь и смерть идут рука об руку и неожиданно соединяются с творчеством.

Излюбленными героями Бунина являются не люди логики и разума, а люди, которые носят в себе первобытную мудрость инстинктов, пластичные, цельные личности .

Наиболее четко в художественном мире Бунина проявляется чувство одиночества. Это чувство одиночества вселенского, вечного, как непреодолимого, неизбежного состояния человеческой души. В душе писателя непознаваемая мировая тайна вызывает одновременно «сладкие и горестные чувства». Чувство упоенности жизнью, радости смешивается с томящим чувством тоски.

Для Бунина радость жизни – это не безмятежное, блаженное состояние, а трагичное чувство, окрашенное тревогой и тоской.

Любовь и смерть идут рука об руку и неожиданно соединяются с творчеством.

В творчестве И. А. Бунина неизменно присутствуют следующие мотивы: Мотив любви; Мотив смерти; Мотив преображающей силы искусства.

В творчестве И. А. Бунина неизменно присутствуют следующие мотивы:

  • Мотив любви;
  • Мотив смерти;
  • Мотив преображающей силы искусства.
Любовь к перемене мест – одна из главных жизненных страстей. С 1880 по 1890-е годы он много путешествовал по России, по Ближнему Востоку, объездил Европу и страны Азии. Иногда Бунин в качестве материала для произведений использовал, наряду с впечатлениями о действительности русской глубинки, и зарубежные наблюдения.

Любовь к перемене мест – одна из главных жизненных страстей. С 1880 по 1890-е годы он много путешествовал по России, по Ближнему Востоку, объездил Европу и страны Азии. Иногда Бунин в качестве материала для произведений использовал, наряду с впечатлениями о действительности русской глубинки, и зарубежные наблюдения.

Позиция писателя относительно русской действительности выглядела непривычно. Многие современники считали его «холодным», бесстрастным, хоть и выдающимся мастером, а суждения Бунина о России, русской истории и русском человеке казались слишком отстраненными. Писатель стремился дистанцироваться от мимолетных социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве старался избегать публицистичности. При этом Бунин чрезвычайно остро ощущал свою принадлежность к «роду отцов своих», к русской культуре. Для того, чтобы оценивать российскую действительность, ему всегда была необходима хронологическая, иногда географическая, дистанция. Например, во время пребывания в Италии он писал о русской деревне, а в России писал о Ближнем Востоке, Индии, Цейлоне.

Позиция писателя относительно русской действительности выглядела непривычно. Многие современники считали его «холодным», бесстрастным, хоть и выдающимся мастером, а суждения Бунина о России, русской истории и русском человеке казались слишком отстраненными. Писатель стремился дистанцироваться от мимолетных социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве старался избегать публицистичности. При этом Бунин чрезвычайно остро ощущал свою принадлежность к «роду отцов своих», к русской культуре. Для того, чтобы оценивать российскую действительность, ему всегда была необходима хронологическая, иногда географическая, дистанция. Например, во время пребывания в Италии он писал о русской деревне, а в России писал о Ближнем Востоке, Индии, Цейлоне.

 Писатель ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Еще в 1886-1887 гг. до публикации своих рассказов и стихов Бунин увлеченно переводил «Гамлета». Также в печати появлялись его переводы Гейне, Петрарки, Мицкевича, Верхарна, Байрона, Тениссона, Мюссе. Перевод произведения Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», опубликованный в 1896 году, стал вершиной этого периода. Эта школа поэтического перевода помогла Бунину в совершенстве овладеть формой классического русского стиха.  Необычайно острое зрение позволяло Бунину разглядеть звезды, которые другие видели только в телескоп. Писатель обладал удивительным слухом, он по звуку колокольчиков мог безошибочно определить, кто едет. Музей Бунина в Орле

Писатель ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Еще в 1886-1887 гг. до публикации своих рассказов и стихов Бунин увлеченно переводил «Гамлета». Также в печати появлялись его переводы Гейне, Петрарки, Мицкевича, Верхарна, Байрона, Тениссона, Мюссе. Перевод произведения Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», опубликованный в 1896 году, стал вершиной этого периода. Эта школа поэтического перевода помогла Бунину в совершенстве овладеть формой классического русского стиха.

Необычайно острое зрение позволяло Бунину разглядеть звезды, которые другие видели только в телескоп. Писатель обладал удивительным слухом, он по звуку колокольчиков мог безошибочно определить, кто едет.

Музей Бунина в Орле

Особенности творчества Бунина в ранний и эмигрантский периоды. Творческий путь Бунина можно хронологически разделить на дооктябрьскую и эмигрантскую части. Юношеские стихи Бунина большей частью носили подражательный характер и интересны лишь по причине того, что они характеризуют его настроения – ощущение единства радости и страдания, мечты о счастье и т.д. Для ранней прозы Бунина характерны следующие черты: Юмор (например, «Помещик Воргольский», «Мелкопоместные»); Изображение тоски и пошлости мещанской жизни («День за днем», «Тарантелла»). Однако истинное мироощущение Бунина проявилось в его рассказах «Перевал», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «На Донце», «Сосны», «Скит» и т.д. Уже в этих произведениях есть и внезапная мысль о неизбежности смерти, и сожаление о быстротечности жизни, и одиночество человека.

Особенности творчества Бунина в ранний и эмигрантский периоды.

Творческий путь Бунина можно хронологически разделить на дооктябрьскую и эмигрантскую части.

Юношеские стихи Бунина большей частью носили подражательный характер и интересны лишь по причине того, что они характеризуют его настроения – ощущение единства радости и страдания, мечты о счастье и т.д.

Для ранней прозы Бунина характерны следующие черты:

  • Юмор (например, «Помещик Воргольский», «Мелкопоместные»);
  • Изображение тоски и пошлости мещанской жизни («День за днем», «Тарантелла»).

Однако истинное мироощущение Бунина проявилось в его рассказах «Перевал», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «На Донце», «Сосны», «Скит» и т.д. Уже в этих произведениях есть и внезапная мысль о неизбежности смерти, и сожаление о быстротечности жизни, и одиночество человека.

 Бунин, изображая деревню, изначально был далеко от идеализации крестьянства. Наиболее ярко это отражается в рассказе «Федосеевна», главной героиней которого является нищая больная старуха, которую выгнала из дома дочь. Однако писателя интересуют не социальные конфликты, взаимоотношения человек с природой, которая дарит спасительное успокоение.  Во многих произведениях Бунина пение ночных цикад и стрекот насекомых является постоянным символом загадочной, неиссякаемой силы жизни. Рассказы Бунина построены не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций.

Бунин, изображая деревню, изначально был далеко от идеализации крестьянства. Наиболее ярко это отражается в рассказе «Федосеевна», главной героиней которого является нищая больная старуха, которую выгнала из дома дочь. Однако писателя интересуют не социальные конфликты, взаимоотношения человек с природой, которая дарит спасительное успокоение.

Во многих произведениях Бунина пение ночных цикад и стрекот насекомых является постоянным символом загадочной, неиссякаемой силы жизни.

Рассказы Бунина построены не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций.

Сравнения основываются на звуковых, зрительных и вкусовых ассоциациях . Одной из особенностей творчества И.А Бунина является избыточность выразительных, ярких, но словно ненужных и лишних деталей . Такая детальность связана со стремлением писателя отразить неповторимое многообразие мира. Проза Бунина в эмигрантский период эмоциональна, лирична и музыкальна. Проза и поэзия будто сливаются в новый синтетический жанр. Тема любви начинает занимать все большее место в творчестве писателя. Новый характер прозы выражается в создании Буниным нового жанра – миниатюр. Наиболее ярким произведение Бунина в эмиграции является «Жизнь Арсеньева».

Сравнения основываются на звуковых, зрительных и вкусовых ассоциациях .

Одной из особенностей творчества И.А Бунина является избыточность выразительных, ярких, но словно ненужных и лишних деталей .

Такая детальность связана со стремлением писателя отразить неповторимое многообразие мира.

Проза Бунина в эмигрантский период эмоциональна, лирична и музыкальна. Проза и поэзия будто сливаются в новый синтетический жанр. Тема любви начинает занимать все большее место в творчестве писателя. Новый характер прозы выражается в создании Буниным нового жанра – миниатюр. Наиболее ярким произведение Бунина в эмиграции является «Жизнь Арсеньева».

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями . Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению, высшим судьей человека является память. Основными темами творчества классика стали: · Окружающий мир. · События во время и после революции. · Трагичная любовь.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями .

Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению, высшим судьей человека является память.

Основными темами творчества классика стали:

· Окружающий мир.

· События во время и после революции.

· Трагичная любовь.

Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.

Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!