СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в изучении сказки "Иван -крестьянский сын и чудо-юдо". Он учит определять особенности сюжета волшебной сказки, знакомит с понятием героического содержания произведения.

Просмотр содержимого документа
««Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.»

Технологическая карта урока № 7

учитель: Сафонова Е.В.

Класс: 5


Предмет: литература


Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.


Тема урока: «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.


Тип урока: чтения и обсуждения произведений


Цели урока: сформировать умение выделять жанровые особенности волшебной богатырской сказки, закрепить схему построения волшебной сказки, выявить характерные для народных сказок художественные приёмы и определить их роль в сказке.


Задачи:

- обучающие: познакомить с понятием героического содержания сказки

- развивающие: развивать умение выразительного чтения, обогащать словарный запас,  развивать навыки художественного пересказа; развивать умения совместной деятельности

- воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение; выразительное чтение, сравнение двух произведений.

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценка.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в группе


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, сборники сказок, толковые словари


Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.


Литература:

  1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.


Межпредметные связи: изобразительное искусство.


Структура и ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организацион ный момент

2 мин

Приветственное слово учителя:

Сказки – столько в этом слове

Ласки, нежности, любви.

Мы рождаемся со сказкой,

Как маяк она в пути.

Любим мы её героев:

Зайца, Мишку, Петушка…

Снятся нам во сне порою

Колобок, Алёнушка.

Если нам бывает трудно,

Вспоминаем сказки мы,

С ними мы не расстаёмся,

Сказки нам всегда нужны.

проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся


Приветствуют учителя, записывают число.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

3 мин

- Как вы думаете, почему я на­чала наш урок с этого стихо­творения?






Знакомство с темой урока и эпиграфом.


- Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку слова А.С. Пушкина “Что за прелесть эти сказки!”? Согласны вы с его словами?


Учащиеся отвечают на вопрос.

Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо».

Учащиеся записывают тему урока и эпиграф.


Ответ учеников. Мы взяли в качестве эпиграфа к уроку слова А.С. Пушкина “Что за прелесть эти сказки!”, потому что Пушкин очень любил сказки, восхищался ими и сам написал много интересных сказок.


Регулятивные:целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

3

Проверка домашнего задания- взваимопроверка.

5 мин

Выразительное чтение понравившихся эпизодов из сказки.

Ответить на вопрос: Чему меня научила сказка "Царевна-лягушка"?(письм.)

Постановка проблемного вопроса:

А чему же вас научила сказка "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"? Давайте попробуем ответить на этот вопрос еще и в конце урока, чтобы соотнести полученные знания с теми, которые у нас имелись.


Прочитать и пересказать сказку "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"(задание проверяется в ходе урока)


Зачитывают ответы на вопрос соседу по парте, говорят учителю

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль знаний


4

актуализация знаний учащихся


У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет кроссворд.

Слайд

Отгадывают кроссворд


5

Работа по теме

Беседа по вопросам.


Работа в группах

(По 4 чел)

5 -7 мин













Работа с терминами

5 мин





























Игра

10 мин

Беседа:

— К какому виду сказок относится эта сказка? Докажите, поработав в группах: надо проследить соответствует ли эта сказка художественным особенностям волшебной сказки.

(слайд )

  • Как строится эта сказка? Соответствует ли она правилам композиции народных сказок? Найдите их в тексте и прочитайте. Все свои ответы вы должны подтверждать текстом.

  • Давайте найдем следующее подтверждение.Клише. (Клише – это постоянные эпитеты). Найдите в тексте клише.

  • А есть ли в этой сказке троекратные повторы? Найдите их. Зачем применяется этот прием? (Для того чтобы показать, что борьба со злом очень трудная, но она не безнадежная, необходимо сражаться много, и только тогда победишь)

  • Одержал ли Иван победу над злом в лице Чуда-Юда? (Да, зло наказано)

√Какие волшебные события происходят в сказке?


— Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?


— Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово?


Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Другое значение слова герой — человек, совершивший героический поступок.

— Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?богатырской?







Давайте выясним, что означает в нашей теме одно понятие. Это понятие «героическое содержание».



А какое героическое содержание мы найдем в этой сказке?







Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным?


А теперь немного поиграем: класс делится на три группы. задания даются либо конкретно группе, либо отдельным ученикам – членам команды.
- ученикам ставятся оценки за хорошую работу, а среди групп определяется место по количеству правильных ответов.
- в классе должно быть тихо – за шум снимаются очки у группы.


1) Выборочный пересказ сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»: требуется продолжить пересказ с момента, названного учителем: (в учебник не подсматривать)
- взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали…
Ехали они , ехали и приехали в какую-то деревню. .
- В первую ночь отправился в дозор старший брат…
- говорит Чудо-Юдо шеститиголовое… (отметить особенности речи героев и то, как она их характеризует)


- Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, выезжает Чудо-Юдо девятиголовое…
- на третью ночь собрался в дозор сам Иван…
-Иванов конь прискакал, начал бить Чудо-Юдо копытами…

После некоторых пересказов можно прочитать эпизоды по ролям и затем обсудить, что в пересказе хорошо удалось, отмечая при этом художественные особенности сказки. Можно это сделать и в случае затруднения при пересказе.


Попробуйте сделать вывод о расположении событий в пересказах. Можно ли все их объединить в один? Чего не хватает?

2)работа с иллюстрациями с.39 учебника( 1 гр- с.31, 2 гр.с.35, 3 гр.-с. 39 устное рисование)

Работают в группах и отвечают.




















Отвечают:

Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».


Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.



(Героическое содержание означает, что в сказке будет герой – победитель в жестокой схватке со злом).

(Иван побеждает Чудо –Юдо, которое является воплощением зла. Причем, противник очень силен.)


(чтобы показать, что Иван совершает подвиг)



Делятся на группы (по рядам).

Обсуждают вопросы и ответы на них, выбирают представителя, который будет отвечать. На каждом этапе игры отвечает другой ученик.






Делают вывод о последовательности событий в пересказах.


6

Физкультминутка

1 мин

Как живёшь? Вот так! (малая пантомима)

А плывёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Утром спишь? Вот так!

А шалишь?




Словарная работа

Посмотрите на Слайд. Нужно составить словосочетания.Что у вас получилось?
Чудо-Юдо – поганое
Мечи – булатные
Кони –добрые
Смерть – лютая
Ворон – черный
Пес – черный
Сокол – ясный
Молодец – добрый
Земля – сырая
Ветры – буйные
Люди – добрые
Ковер – мягкий
Подушки – пуховые
Беда – неминуемая
Разрубил на куски – мелкие

-Какие средства художественной выразительности, используемые в сказках, вы можете назвать еще?

Находят соответствия и делают вывод о том, что даные словосочетания являются постоянными эпитетами.

Называют: олицетворение, гиперболы, сказочные формулы, повторы.


7

Самостоятель­ная работа

Выписать гиперболы, повторы и сказочные выражения (по вариантам)

Сказочные формулы:

Жили они — не ленились... пашню пахали да хлеб засевали.

...снарядили... в путь-дорогу.

Куда путь держите?

Ближние царства хоть шаром покати.

...на дозор ходить...

...все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.

Как пошло время за полночь...

Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.

...по колена... в сыру землю вогнал.

На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!

...умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Долго ли, коротко ли ехали...

Много ли, мало ли проехали...

...ветер тот прах во все стороны развеял.


Взаимопроверка и оценивание

Повторы: жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.




8

Обобщение усвоенного материала

5-7 мин















Сравнение произведений

— Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

Чтобы ответить на этот вопрос, назовем основную мысль, идею сказки. Что называется идеей произведения?

На доске пословицы. (слайд )Давайте их прочитаем. (хором)


За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

--Почему я вам дала это задание?(в пословицах тот же смысл, что в сказке, одна идея.)

Выберите и запишите любые 2 пословицы.

Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван – крестьянский сын». В обеих сказках добро побеждает зло, но в чём разница?


Работают со словарем литературоведческих терминов, формулируют идею, записывают термин.



Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.



Ученики делают вывод:

- Герои победили, но подвиг Ивана- это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.


9

подведение итогов,оценка класса

2 мин

Сформулируйте свое мнение о прочитанной сказке, опираясь на то, что вы уже знаете о волшебных сказках.


Постановка проблемного вопроса:

А чему же вас научила сказка "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"?

Побудьте немного учителями и попробуйте оценить себя сами. При этом объясните, почему вы заслуживаете именно такую оценку.


Учатся выражать свое мнение о прочитанном.



Дают оценку своей работе


10

Домашнее задание

1 мин

Составить план сказки. Составить три вопроса по содержанию сказки. Выписать пословицы. Нарисовать иллюстрации по желанию.

Домашнее задание для творческой группы учащихся: Составьте рассказ на тему: «Из какого материала, на каком месте, какой памятник могли бы поставить Ивану – Крестьянскому сыну»(использовать в конце следующего урока)

Записывают д/з




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!