Урок чтения в 4 классе
Тема: И. С. Соколов-Микитов
«Русский лес»
Учитель: М. В. Краснопёрова
Задачи :
Образовательно-познавательные:
Познакомить с текстом.
Расширять знания детей об объектах окружающего мира ( о растениях, животных).
Формировать умения анализировать текст.
Формировать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
Помочь осмыслить содержание и эмоциональную выразительность произведения.
Воспитательные задачи:
Формировать интерес к чтению, эстетический вкус.
Коррекционно-развивающие задачи:
Обогащение словарного запаса школьников.
Преодоление недостатков произношения.
Развитие слухового восприятия.
Оборудование:1.Рисунки детей об осени.
2.Детские сочинения об осени.
3.Применение мультимедиапредставлений (презентаций)
4.Грамзапись « Времена года», «Курлыканье журавлей»
5.Портрет Соколова- Микитова
Ход урока: 1. Орг. момент
- Сегодня у нас необычный урок. Много гостей. Давайте поздо-
роваемся с ними. Они посмотрят, как вы умеете хорошо читать,
отвечать на вопросы.
2. Диалог
- Какой сейчас урок?
- Какое сейчас время года?
3. Сообщение темы
- Сегодня мы заглянем в осенний лес.
4. Фонет. Зарядка
- сегодня будем стараться выговаривать звуки ( ш ) и ( щ )
ш – щ
ша – ща
аша – аща
вшей – пожелтевшей
- Что может пожелтеть? (листья, яблоко, помидоры, перцы)
- шенных – раскрашенных
- ющие – пролетающие
- Придумайте предложение со словом пролетающие
5. Беседа.
- Какой рассказ мы сейчас прочитаем? ( Русский лес)
- Вспомним признаки осеннего времени года.
- Назовите съедобные грибы.
- Расскажите о лесных птицах и зверях.
- Мы много читали и учили стихов об осени. Кто желает про-
читать.
( Дети читают стихи об осени)
6. Рассказ «Русский лес», написал Иван Сергеевич Соколов- Микки-
тов родился в 1892 году умер в 1975 году , 83 года.
Отец Соколова- Микитова был управляющим лесными имениями
богатого купца. (Лесником). Часто приходилось находиться в
лесу. Может быть поэтому он полюбил природу и писал свои
произведения.
7. Чтение текста учителем.
(Фонограмма « Времена года»)
Не только писатели, но и композиторы любили осень.
Композитор- это человек, который сочиняет музыку.
Композитор П. И. Чайковский сочинил « Времена года».
А родился он у нас в Удмуртии, в городе Воткинске.
Вот послушайте, какая спокойная музыка. Она называется
« Октябрь».Как вы думайте почему такая спокойная музыка, что
вы себе представляете? ( Природа готовится к зимнему сну).
Чтение под музыку.
8. Первичное восприятие.
- Какое время года описал Соколов- Микитов. (золотую осень)
- Какие краски осеннего леса подметил автор?
9. Словарная работа.
Прокличут журавли - прокричат.
А как мы с вами говорили, когда летят журавли, они что
делают? (курлыкают )
Пролетающие косяком – клином
- Найдите в тексте предложение с этим словосочетанием.
( Грамзапись – курлыканье журавлей.)
« Прозрачен и чист осенью воздух»
- Как вы понимаете эти строчки?
( Осенью прохладно ), воздух свежий.
« На фоне сплошного елового леса.»
- Какой лес? ( частый)
Уже облетели листья ив
- Скажите по другому
( Ивы стоят голые)
10. Работа над выразительностью чтения, над интонацией.
На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие
пятна раскрашенных кленов, осин.
11. Чтение рассказа детьми.
Чтение цепочкой.
12.Работа в группах
(Задания на листочках )
1 группа
(Прочитай первые два предложения в третьем абзаце. Пов-
торение каких звуков помогает передать шелест осенних
листьев? Какие ещё звуки услышал писатель в осеннем ле-
су? Прочитай?
2 группа
(Какие слова и выражения в четвёртом абзаце помогают понять,
что красота осеннего леса временная, недолговечная?)
13. Презентация.
- Найдите строчки, которые относятся к картинке.
а) От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити
липкой паутины.
б) Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика.
в) Прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
г) Уже облетели, плавают по воде лёгкие пожелтевшие листья
ив.
д) Медленно кружась в воздухе падают с берёз пожелтевшие
лёгкие листья.
14. Слуховое восприятие .
- Краснеет шляпка подосиновика.
- Прокличут журавли.
- Готовятся к отлёту певчие птицы.
15. Поднимите руки, кому понравился рассказ?
- Чем он понравился?
16. Мы ходили на экскурсию, и каждый нарисовал рисунок.
Я нарисовал(а)…
17. Как вы относитесь к осени?
(Высказываются дети)
- Я люблю осень( мне нравится осень), потому что …
- Мне не нравится осень, потому что …
18. После экскурсии мы написали сочинение.
( Артём читает своё сочинение об осени.)
19. Д/з Выразительное чтение, рисунок к каждой части.
20 Итог. Какой рассказ мы прочитали?
- Кто написал?
- Чем понравился текст?