СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель:   сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Просмотр содержимого документа
«Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения»

Модуль № 2

Уроки №27,28,29

Тема. Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ. «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей.

Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Государственные требования к уроню общеобразовательной подготовки обучающихся

Личностные:

воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности

Метапредметные:

самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Предметные:

Обучающийся

излагая материал, оперирует уже полученными знаниями; знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; формулирует проблемы, поставленные в романе, ведет диалог, раскрывая их; характеризует Базарова как нового героя нового времени;комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер, рассуждения героя; анализирует диалоги споров Базарова с Кирсановым; определяет авторское отношение к героям; объясняет смысл названия произведения; раскрывает смысл понятия «стиль писателя», отмечает характерные особенности стиля романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; сравнивает образ Базарова с его интерпретацией в других видах искусства; обобщает свои знания и впечатления о творчестве И.С. Тургенева.


Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

Установите последовательность событий

1. Автор знакомит читателей с Николаем Петровичем Кирсановым.

2. Его сын Аркадий приезжает в дом отца с новым другом Евгением Базаровым.

3. Аркадий знакомится с Фенечкой

4. Базаров раскрывает свои новые жизненные принципы.

5. История Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

6. История Фенечки.

7.Споры Базарова и Кирсанова.

8.Друзья уезжают из дома Кирсановых. Знакомство с Кукшиной.

9. Встреча с Одинцовой.

10. История Одинцовой.

11.Базаров вынужден признать, чтовлюблён в Одинцову.

12.Объяснение Базарова с Одинцовой.

13.Друзья редут к родителям Базарова

14.Базаров и Аркадий возвращаются к Кирсановым, заехав по пути к Одинцовой.

15. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль.

16.Дуэль. Кирсанов ранен. Базаров уезжает.

17. Николай Петрович решает жениться на Фенечке.

18. Последнее объяснение Базарова с Одинцовой.

19. Аркадий делает предложение Кате, сестре Одинцовой.

20. Вовращение Евгения Базарова в родительський дом.

21. Базаров заражается тифом.

22. Одинцова приезжает к умираю щему Базарову.

23. Смерть Базарова.

24. Венчание Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.

25. Эпилог. Дальнейшая судьба героев.

Взаимопроверка

IV. Работа по теме урока

Сообщение учащегося

1. Отетьте на вопросы:

1) Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.
Литература становится "трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого "брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева .
Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур­генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.
Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую­щих лицах этого романа».
Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур­генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

2) Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ­нейшее событие во внутренней политике: смена царствования.
Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.
В правление Александра II в России процветает образо­ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще­ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет­ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.
Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино­сить реальную пользу людям.
Эта настроенность и определила круг специ­альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические от­ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по­вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо­шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани­фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго­жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро­да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза­ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по­давлялись правительством с невероятной жестокостью.
В России сложилась революционная ситуация. Революцион­ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще­ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер­нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.
На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво­бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян­ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро­шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву­чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, — писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, — так-таки не выберемся из него».
Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

2. Сообщение учащегося
1. История написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

2. Слово учителя

Мысли о создании нового произведения возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист».

3. Ребята каких людей мы называем нигилистами? Что означает слово «нигилизм»?

Ответ: «Нигилизм» (от лат. nihil — ничто) — философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

4. Композиция романа

Экспозиция - Вводная часть.

Завязка - появление главного героя в доме Кирсановых.

Развитие действия - конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость.

Кульминация - дуэль Базарова и Павла Кирсанова

Развязка - смерть главного героя

Эпилог - сельское кладбище, которое посещают родители Базарова, а также повествуется о дальнейшей жизни героев произведения.

Роль эпилога в романе

С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории.
В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.

5. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.
6. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни.

7. Проблематика романа

Социальная – конфликт демократов-разночинцев и либералов

Семейно-бытовая – конфликт непонимания родителей и детей

Психологическая – внутренний конфликт крушения идей

Философская – конфликт человека и мироздания

8. Герои романа:

Евгений Базаров студент-медик, сын военного лекаря. Он увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия.

Павел Петрович Кирсанов - утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В прошлом – светский лев. Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Ярый мизантроп, который избегает общества людей.

9. Мир отцов и мир детей

Мир отцов

  • Николай Петрович

  • Павел Петрович Кирсановы

  • Василий Базаров (отец) - старый уездный лекарь

  • Василиса Егоровна – дворянка, очень добрая, набожная женщина

Мир детей

  • Евгений Базаров

  • Аркадий Кирсанов

  • Анна Одинцова

  • Катенька

  • Ситников

  • Кукшина

10. Основной приём- противопоставление

Конфликты в романе

Внешний – отцов и детей

Внутренний – в душе нигилиста Базарова

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя

11. Составление таблиц

Старшее поколение

Кирсановы

Базаровы

Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно, не отказывая себе в барских удовольствиях и прихотях. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения.

Жизнь обычных, ничем не примечательных людей,

но она возвышена автором путём создания колорита

античной культуры (реплики Василия Базарова).

Основные черты этой семьи – патриархальность,

близость дворянской и крестьянской культур,

искренность, теплота душевной жизни.

К своим крепостным Базаровы относятся

заботливо, бережно.


Отношение к старшему поколению


Аркадий Кирсанов

Евгений Базаров

Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с «отцами». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне.

Евгений не церемонится, общаясь с братьями

Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов,

считая безнадёжно потерянными для общества

людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения.

В общении невежлив, иногда даже резок и груб.

К своим родителям относится странно:

он как будто бы любит их, но стесняется

проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.


12. В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей

13. Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.

14. Эпизод дуэли

Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым !

- Каково отношение Базарова к дуэли?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.

15. Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

16. Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»

Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым Не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».

17. Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

18. Составление таблицы

Спор Базарова и Павла Кирсанова

Позиции спора

Кирсанов

Базаров

Об отношении к аристократии и ее роли в обществе.



О русском народе и отношении к нему



О нигилизме



об искусстве, семье и государстве




Позиции спора

Кирсанов

Базаров

Об отношении к аристократии и ее роли в обществе.

Аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.

Ведь это все самолюбивые,

львиные привычки, фатство

О русском народе и отношении к нему

Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры...

Он заслуживает презрения.

Русский человек только тем

и хорош, что он сам о себе

прескверного мнения

о нигилизме

Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление.

Теперь стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались…прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Мы действуем в силу того,

что мы признаем полезным…

В теперешнее время полезнее

всего отрицание — мы отрицаем.

об искусстве, семье и государстве

человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.

Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь, нам дороги ее плоды.

природа пустяки в том значении,

в каком ты ее понимаешь. Природа

не храм, а мастерская, и человек

в ней работник. Рафаэль гроша

медного не стоит

19. Женские образы в романе

Анна Сергеевна Одинцова

рано овдовевшая богатая особа, замуж вышла не по любви, а по расчету.

любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Красивая, умная.

Катенька

Младшая сестра Одинцовой. Ей всего 20 лет. Милая и приятная. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом самостоятельная и упертая. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Фенечка

Бывшая крепостная.

бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы». Мать сына Николая Петровича

20. Крах нигилизма и трагедия Базарова

Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

21. Гибель Базарова и финал романа

Герой дважды проведён по кругу : Марьино, Никольское, родительский дом.

Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения приходит новый Базаров: познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Все взаимоотношения разрешаются именно во втором круге.
Второе и окончательное возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя: бегством от самого себя. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. Но именно в силу глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями.
В финале романа перед нами человек, охваченный «тоскливой скукой и глухим беспокойством»… Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась». Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение.

22. Смерть героя

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.

23. Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

Каким видят своё будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?

Почему самый деятельный и уверенный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, размазня становится активным и полезным членом общества?

2. Заключительное слово учителя

Философский итог романа

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.

VI. Домашнее задание:

Ответить на вопросы по вариантам :

1) Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева.

2)И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.

3)Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева).

Подготовиться к написанию сочинения по произведению «Отцы и дети»






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!