Проверочная работа по теме «Слово о полку Игореве»
9 класс
Вариант 1
Заполните пропуски в тексте:
Древнерусская литература – это _______________ (1) этап развития русской литературы. Возникла она в конце _____(2) века в связи с принятием _____________ (3) . Литературные произведения создавались на ___________ (4) языке.
Первые книги, появившиеся на Руси, – это ___________ (5) литература, необходимая для богослужения. Большая её часть переводилась с ___________ (6) и это так называемая ____________ (7) литература. Ещё часть книг была создана на местном материале – это _________ (8) литература, например, жития святых. Особое место в ней отводилось ___________ (9) (записи по годам), которые содержали также произведения и других жанров – повести, ___________ (10) (описание жизни и деяний святых), сказания.
Особенности древнерусской литературы: её ___________ (11) характер (автор в большинстве случаев неизвестен), книги писали на ____________ (12) от руки, поэтому своеобразным соавтором произведения был __________ (13), который мог вносить некоторые изменения и дополнения в текст. В древнерусской литературе практически нет _______________ (14), так как фантастика считалась сферой ___________ (15).
Укажите неверные положения. Исправьте ошибки:
Жанр «Слова…» современные литературоведы определяют как житие.
В основу сюжета «Слова…» положено описание неудачного похода князя Игоря в 1185 году против половцев.
События в «Слове…» расположены не в хронологической последовательности.
Оригинал «Слова…» хранится в музее А.С. Пушкина.
Плач Ярославны – это кульминация произведения.
Письменно ответьте на вопросы:
Кем и когда было найдено «Слово…»?
Что является идейным центром «Слова…»?
Что является лирическим центром «Слова…»?
С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
Соотнесите героев «Слова…» и их цитатную характеристику:
«…., исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел, под облаком парил, Растекался мыслию по древу…» | а) князь Игорь б) Святослав в) Ярославна г) Боян д) Всеволод |
« … И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою …» | |
« … Старый сокол, хоть и слаб он с виду, Высоко заставит птиц летать, Никому не даст гнезда в обиду. Да князья помочь мне нехотят…» « …. С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло?...» « … И поплыл, как гоголь по волне, Полетел, как ветер, на коне …» | |
5. Докажите, что автор «Слова…» — настоящий патриот своей Родины, знаток её прошлого и современного положения страны. Как личность автора отразилась в произведении?
Проверочная работа по теме «Слово о полку Игореве»
9 класс
Вариант 2
Заполните пропуски в тексте:
Древнерусская литература – это _______________ (1) этап развития русской литературы. Возникла она в конце _____(2) века в связи с принятием _____________ (3) . Литературные произведения создавались на ___________ (4) языке.
Первые книги, появившиеся на Руси, – это ___________ (5) литература, необходимая для богослужения. Большая её часть переводилась с ___________ (6) и это так называемая ____________ (7) литература. Ещё часть книг была создана на местном материале – это _________ (8) литература, например, жития святых. Особое место в ней отводилось ___________ (9) (записи по годам), которые содержали также произведения и других жанров – повести, ___________ (10) (описание жизни и деяний святых), сказания.
Особенности древнерусской литературы: её ___________ (11) характер (автор в большинстве случаев неизвестен), книги писали на ____________ (12) от руки, поэтому своеобразным соавтором произведения был __________ (13), который мог вносить некоторые изменения и дополнения в текст. В древнерусской литературе практически нет _______________ (14), так как фантастика считалась сферой ___________ (15).
Укажите неверные положения. Исправьте ошибки:
Жанр «Слова…» современные литературоведы определяют как житие.
В основу сюжета «Слова…» положено описание неудачного похода князя Игоря в 1185 году против половцев.
События в «Слове…» расположены не в хронологической последовательности.
Оригинал «Слова…» хранится в музее А.С. Пушкина.
Плач Ярославны – это кульминация произведения.
Письменно ответьте на вопросы:
Кого автор «Слова…» называет Гориславичем? Почему?
Определите жанр «Слова…».
Какова идея «Слова…»?
Что объединяет плач Ярославны, сон и «золотое слово» Святослава с точки зрения композиции произведения?
Соотнесите героев «Слова…» и их цитатную характеристику или речь:
« … Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов десяток … » | а) князь Игорь б) Святослав в) Ярославна г) Боян д) Всеволод |
«…Славный яр-тур ….! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь …» « … Был он грозен в Киеве с врагами И поганых ратей не щадил …» « … И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан? …» « … В горностая-белку обратясь, К тростникам помчался …» | |
5. Докажите, что автор «Слова…» — настоящий патриот своей Родины, знаток её прошлого и современного положения страны. Как личность автора отразилась в произведении?