К родному языку надо приобщать с детства
Дельдинов Николай Борисович, учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ «Оргакинская СОШ им. Э. Чоноскаева». Педстаж – 23 года
На данный момент я работаю с учащимися средних классов (6, 9 кл.) и начальной школы (1,3 кл.). Учащиеся средних классов в основном неплохо владеют языком, благодаря базовым знаниям, данным учителями еще в национальных начальных классах. Тогда, лет 5 назад, в неделю было 5 часов калмыцкого языка, после обеда с учащимися занималась воспитатель-ээджа, которая развивала их речь. Сейчас же ситуация изменилась: в связи с оптимизацией сократили ставки ээдж, убрали надбавки учителям за воспитательную работу, проводимую на калмыцком языке в нацклассах и т.д., т.е. упразднили национальные классы.
С нынешними учащимися начальных классов (1,3 кл.) работаю по УМК «Уйнр»: обогащаем лексику, развиваем речь. Здесь об уровне владении калмыцким языком говорить еще рано. На этом этапе мы формируем у детей ключевые компетенции, что раньше именовались ЗУНами.
В нашей школе учащиеся с охотой изучают калмыцкий язык, и притом независимо от национальности.
Проблем в обучении калмыцкому языку достаточно много. Это и, как вы правильно подметили, отсутствие единой методики, несовершенство существующих учебников и программ, отсутствие языковой среды. Как их решать? Наверное, все же «спасение» я вижу в УМК нового поколения. Одним из них является «Уйнр» авторов Г.Б. Баклановой, Б.Э. Корнусовой.
Любовь к родному языку в детях мы пробуждаем путем применения на уроках и внеклассных мероприятиях игровых технологий, наглядности, занимательных упражнений, не последнее место занимают частые беседы с презентациями на темы любви к малой родине, патриотизма, обращаем внимание учащихся к героическому прошлому нашего народа, к его истории. Убеждаем родителей, что каждый человек должен себя идентифицировать по нацпризнаку, а поскольку мы являемся калмыками, то должны знать свой язык. Рекомендуем интернет-ресуры для самообразования: сайты Билгин Дала, Калмыцкие обычаи и обряды, Тенгрин уйдл и мн. другие. И, вообще, по мнению психологов, изучение языков тренирует мозг и способствует саморазвитию.
В отличие от педагогов по другим предметам, на мой взгляд, учитывая специфику нашего предмета, у каждого учителя калмыцкого языка должна быть выработана своя собственная методика преподавания на основе современных педагогических технологий. В данное время я придерживаюсь методической системы, основанной на коммуникативно-ориентированном обучении родному языку. Хочу добавить, что успех в обучении калмыцкому языку в наше время во многом зависит от личностных качеств учителя, от его творческого потенциала и трудоспособности.
В первую очередь, я считаю, нужно проводить большую работу с родительской общественностью. Поскольку возрождение языка необходимо начинать в семье. Когда будет слышна родная речь в калмыцких семьях из уст родителей, дедушек и бабушек, тогда и дети, воспитывающиеся в них, начнут говорить. Тот учебный материал, который на уроках дают учителя, не закрепляется дома. В этом и состоит беда. Надо создавать языковую среду на семейном уровне. Большую роль в этом, прежде всего, должна играть женщина-мать. Потому что до школы воспитанием детей занимаются именно они. В дошкольном возрасте ребенок начинает «впитывать как губка» все, что мы говорим, делаем. И очень важно именно в этом возрасте заложить основы языка. Если ребенок с рождения слышит на материнском языке колыбельные песни, сказки, прибаутки, общение между собой, пусть даже «по-балдырски», своих родителей, то он будет постепенно вбирать культуру, традиции, богатство родного языка.
Во-вторых, в окружающем нас социуме как можно больше вывесок, указателей, рекламы должно быть на двуязычии, чтобы родной язык сопровождал нас повсюду, чтобы каждодневно напоминал, что мы живем в своей национальной республике. И, вообще, я считаю, что билингвизм должен быть нормой общения в нынешней ситуации. По моим наблюдениям, многие, особенно люди моего возраста, 40-50-тилетние, я имею в виду калмыков, знают язык, но почему-то разговаривать по-калмыцки не стараются. Может быть боятся или стесняются ошибиться? Поэтому амрарн (по привычке) и общаются на русском языке.
И в завершении хочу перефразировать слова великого Ленина, что судьба нашего языка только «в наших руках», вернее сохранение родного, калмыцкого языка зависит от нас самих.