СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории денег на земле и в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический информационно-познавательный час. Материал можно использовать на уроке окружающего мира 3 класс по теме "Что такое деньги?"

Просмотр содержимого документа
«Из истории денег на земле и в России»

Из истории денег на земле и в России

Информационно-познавательный час


Задачи

1. Ознакомить учащихся с историей появления денег на земле.

2.Показать роль и значениеразличной информации для знакомства с обычаями, традициями, культурой различных стран.

3. Способствовать формированию интереса к получению информации, информационной культуры, умения слушать, понимать и добывать информацию.

4. Способствовать формированию культуры уважения к истории своей страны и других народов.


Ход информационного часа.


- Ребята, сегодня информационно-познавательный час мы посвятим деньгам.

- Как вы объясните, а что такое деньги? Обратимся к словарю С.И.Ожегова

- Давайте попробуем представить на минутку, что современный человек оказался без денег.

Скажите, как он будет сеья чувствовать? Какой окажется его жизнь?


- А хотели бы вы узнать историю происхождения денег?

- А как вы думаете, откуда в нашей жизни, в жизни наших предков появились деньги?

- Давайте сначала узнаем, что такое нумизматика. Обратимся к БСЭ. Нумизнатика это наука, изучающая деньги, как бумажные, так и монеты. Своё название она получила от греческого слова «номизма» - монета в Средние века. Слово «монета» римского происхождения. Уже в Древнем Риме существовал первый монетный двор.


В России монеты появились только при Петре I.


Первые деньги появились у народов, которые кочевали с одного места на другое. Первые деньги имели такое обозначение как слово «скот», так как именно животные были предметом обмена. Но надо сказать, что скот был не единственнымвидом денег, первобытными деньгами слуили: шкуры, ткани, утварь, раковины, бусы, соль, рыба. На Руси ещё использовались меха.


Давайте прочитаем небольшую статью из энциклопедии о появлении денег на земле.

Первые дошедшие до нашего времени монеты отчеканены в 700 году до н.э. царём Лидии (современная Турция). Выполнены были эти монеты из электро (сплава золота и серебра). На них стоял герб царя Лидии.


- О чём вы узнали из статьи?

- Почему люди так хотели иметь деньги?


Прошло время, и люди захотели иметь такие деньги, которыми можно было бы пользоваться в разных странах. Так люди начали использовать золото и серебро, которые заменили другие виды денег, существовавшие до этого.

- А почему люди стали использовать деньги из металлов?

(Их моно было долго хранить, они не портились, их можно легко было разделить на части.)


- Давайте послушаем, когда на Руси начали чеканить или отливать монеты из металла.


Выступление ребят (подготовивших рассказ)

1 ученик

Чеканка монет началась в княжение Владимира Святославовича. Историки связывают это с принятием христианства на Руси в 988г. об этом свидетельствует изображение на монетах Христа и креста в руках князя. Чеканку монет в Москве начал великий князь Дмитрий Иванович Донской. На этих монетах изображён человек с саблей или петух и надпись « Печать великогор князя Дмитрия»

Сын Дмитрия Донского великий князь Василий I продолжил чеканку в более крупных размерах. Большую популярность приобрело изображение всадника с птицей в руках.

Именно в это время появляется первая счётная единица - алтын. Это название денег связано с татарским словом «алтын» - шесть. Первое упоминание алтына в письменных источниках относится к 1375 году.


2 ученик

До конца 16 века алтын был только счётной единицей, ввиде серебряной монеты он появился в конце 16в. Счёт на алтыны долго сохранялся в народном бытовом названии 15- копеечной монеты- пятиалтынный.

Самой крупной монетой на Руси в 16в. стала серебряная копейка, или «новгородка». Своё название, сохранившееся до настоящего времени, она получила по изображению на лицевой стороне новгородского всадника с копьём.

В два раза легче копейки была деньга или «московка» всадник на ней был изображён с мечом.

Самой маленькой монетой была полушка, равная половине деньги или четверти копейки. На ней была изображена птица.

3 ученик

Чуть позже появляются рубли. На одной стороне рублей или рублевиков, как их называли, помещалось традиционное изображение царя, скачущего на коне и держащего в правой руке скиптер. Круговая надписьпо краю монеты «Божие милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». На другой стороне в центре монеты изображён двуглавый орёл, увенчанный короной. Вверху надпись: «Лета 1761», внизу – «Рубль».

Наконец в 1704 году был отпечатан серебряный рубль и крупная круглая медная копейка. Новый рубль весил около 28 граммов и содержал 25 – 26 граммов чистого серебра.

Петр I ввел также в обращение и золотые монеты – червонцы, двойные червонцы, двухрублёвки.


4 ученик

В 1769 году появляются первые бумажные деньги. С момента своего появления они должны были беспрепятственно размениваться исключительно на медные деньги, которыми обеспечивалсяя их выпуск.

В конце 18 века большое значение приобретает чеканка золотых монет В связи с частыми изменениями цен на золото изменяется и вес денег.

Термин «червонец» утвердился в России с конца 17 века и связан со словом «червонный», обозначавшим в Юго-Заподной Руси, на Украине и Белоруссии красный цвет.


5 ученик

Вскоре появляются новые монеты достоинством в 1, 10, 20, 50, 100 рублей образца 1992 – 1993 годов. На одной цстороне цифрами указано их достоинство, цифры рбрамлекны колосьями. На другой стороне даны изображения двуглаого орла и надпись: «Банк России».

Начиная с 1965 года в обращение выпкскаются различные юбилейные и памятные монеты.


Ребята, в мире существуют дизайнеры причёсок, одежды, жилья. Я не удивлюсь, если в скором времени проявятся дизайнеры денежных знаков. В ,вдруг , им станет кто-то из вас давайте представим себя ими и нарисуем денежный знак будущего.

Готовясь к информационному часу, вы прочитали много литературы, энциуклопедий. Давайте проверим наши знания ответим на вопросы викторины «Деньги стран мира и наших ближайших соседей» (приложение 1)


Спасибо, за вашу подготовку к викторине. Может ли нам пригодиться эта информация?

Информационно-познавательный час подошёл к концу. Вы узнали много нового о происхождении денег.

- Какая информация вам понравилась больше всего?

- Хотели бы вы поделимться этой информацией с друзьями?

- О чём бы вы рассказали в первую очередь?

- Хотели бы вы заниматься нумизматикой?




















Приложение 1

Викторина

«Деньги стран мира и наших ближайших соседей»


1. Какая денежная единица введена во многих странах Европы?

2. Доллар это денежная единица какой страны?

3. Как называются денежные единицы наших соседей: Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана, Армении, Грузии?

4.В какой стране денежная единица носит такое же название, что и рыба , которая водится в российских водоёмах?

5. В какой стране денежная единица названа в честь древнего музыкального инструмента, хорошо известного в России?

6. В какой стране мира денежная единица называется «где»?

7. Как называется денежная единица во многих штатах Латинской Америки?

8. Злотый – это денжная единица, какой страны?

9. Как называется денежная единица в Англии?

10. Как называется денежная единица в Индии?


Ответы.

1. Евро.

2.США.

3. Рубль, гривна, лит, лат, тенге, драм, лари.

4.Кыргыстан – сом.

5. Турция – лира.

6. Гаити.

7. Песо.

8.Злотый

9.Фунт стерлингов

10. Рупия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!