Фигурные стихи
Костюченко Любовь Григорьевна
Гипотеза: в фигурных стихах форма преобладает над содержанием(фигурные стихи предназначены только для визуального восприятия или нет)
Цель: открыть для себя фигурные стихи
Задачи: узнать как можно больше информации о фигурных стихах, их предназначение, историю, поэтов, продвигающих данный вид стихотворения, узнать основные принципы при написании фигурного стихотворения, рассмотреть существующие классификации визуальных текстов.
История фигурных стихов
История фигурных стихов насчитывает более двух тысячелетий. Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и учёными.
Процесс развития фигурных стихов ясно говорит о том, что, несмотря на все исторические катаклизмы и изменения, этот поэтический фокус никогда не утрачивал своего значения. Даже и сейчас он воспринимается по-прежнему свежо.
Направления визуальных стихотворений
Геометрические изображения и конкретные предметы
Визуальный компонент мультимедийных технологий
Абстрактные живописные изображения
Исследование
Зачастую все формы перетекают друг в друга и нередко в одной визуальной фигуре сливаются все три направления.
Исследование поэтических текстов по названным трем направлениям, позволило сделать следующие выводы:
- Форма в фигурных стихах преобладала лишь во времена зарождения этого жанра в России.
- В начале XX века в современных фигурных стихах видение автора не всегда совпадает с видением читателя: авторская форма мешает или отвлекает он понимания содержания стиха, за формой теряется смысл.
- В современных фигурных стихах слово диктует форму, при этом слово само и создает визуальный ряд.
Кто изобрел?
Эта стихотворная форма была известная еще в глубокой древности как пайгнии – «шутка». Изобретение этой стихотворной формы приписывается греческому поэту Симмиасу (жившему до н.э.). Точная дата его рождения не установлена. Сохранились три стихотворения – в виде секиры, крыльев и яйца.
Визуальная поэзия
Визуальная поэзия – явление довольно многообразное, находящееся на стыке поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный поэтический текст – это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической).
При одном только взгляде на текст, написанный на любом языке, мы легко отличим стихи от прозы. Графическое оформление текста на листе укажет нам, что перед нами стихотворный текст, даже если он написан на незнакомом нам языке. Вся поэзия визуальна. Эти стихи скорее для глаза, чем для голоса.
Первое создание фигурных стихов
Впервые попробовали соединить поэзию и изобразительное искусство еще в древности александрийские поэты Симий, Досид и Феокрит. Фигурные стихи писали и в средние века, и в эпоху барокко. Расцвет визуальной поэзии приходится на рубеж IX–XX веков во Франции (Стефан Малларме, Гийом Аполлинер).
Чародейская песня ведьм
А.
А.Б.
А.Б.Р.
А.Б.Р.А.
А.Б.Р.А.К.
А.Б.Р.А.К.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.
А.Б.Р.А.К.А.
А.Б.Р.А.К.
А.Б.Р.А
А.Б.Р.
А.Б.
А.
У русской визуальной поэзии – богатая история. Существует даже фольклорная песня-заклинание, изображенная графически в виде ромба
Первые визуальные стихи
Первые визуальные стихи появляются в XVII веке. Симеон Полоцкий не столько писал свои поэтические стихи, сколько рисовал свои поэтические тексты. Наиболее известное стихотворение Симеона Полоцкого в форме сердца из цикла «Благоприветствования»
Поэтические опыты Гавриила Державина.
ПИРАМИДА
Зрю Зарю Лучами, Как свещами, Во мраке блестящу, В восторг все души приводящу. Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье? Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.
Яркие примеры поэзии
Второе наступление видеопоэзии произошло в начале ХХ века. Особенно яркими примерами конкретной поэзии являются опыты Андрея Белого, Валерия Брюсова, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Семена Кирсанова.
Валерий Брюсов
ТРЕУГОЛЬНИКЪ
Я Еле Качая Веревки, Въ синели Не разразличая Синихъ тоновъ И милой головки, Летаю въ просторе Крылатый какъ птица Межъ лиловыхъ кустовъ! Но въ заманчивомъ взоре, Знаю, блещетъ алея зарница! И я счастливъ ею безъ словъ!
Андрей Вознесенский
Андрей Вознесенский раньше других стал известен широкой публике как автор – «штучных» трехмерных композиций, в создании которых участвует и слово .
Как классифицировать визуальную поэзию
Весьма затруднительно сегодня классифицировать визуальную поэзию: счет различных форм поэтических текстов идет на десятки, причем постоянно появляются новые. Поэты работают со шрифтом, расположением текста на странице, с «перевертышами» (стихи-палиндромы), с иными – помимо бумаги – материалами
Андрей Вознесенский
Основные группы
Геометрические изображения
Изображения под конкретные предметы
Абстрактные живописные изображения
В некоторых случаях границы между текстами первой и второй группы кажутся весьма зыбкими. Является ли, к примеру, стихотворение в форме звезды Симеона Полоцкого изображением геометрической фигуры или изображением конкретного объекта – звезды?
Силуэты
Внешней формой стихотворения конкретной поэзии становятся чаще всего силуэт (облик) предмета, наименование которого является основным мотивом, ключевым словом, выражение темы или наиболее важным образом всего произведения. Звезда, сердце, крест являются основными темами рассуждений в стихотворениях Симеона Полоцкого, изображенных в виде таких же фигур.
Заколотая горлинка и фонтан
Заколотая горлинка и фонтан
Прежде всего визуальная форма стихотворения является воплощением ключевого в образно-тематической композиции слова «фонтан». Но как мы уже отмечали, любое подобное изображение условно, схематично. Это - либо силуэт, либо максимально упрощенная схема, вобравшая наиболее характерные черты объекта. Фонтан подвижен, он – «живой», он струится и бьет, журчит и сверкает, он подвержен давлению воды и влиянию ветра. Невольный всплеск воды, вольность струи пробирается в стихотворение, первая строка выгибается, образуя гребень взметнувшейся струи. Все стальные струи – строки лишь слегка колеблются, сходясь то чуть ближе, то отстраняясь. Отклонения эти довольно неприметны.
Василий Васильевич Каменский
“ Железобетонная поэма” называется поэтическим произведением благодаря авторской установке и уж никак не читаема. Писал о конкретной поэзии: «Эта «лаборатория» необходима для мастерства, чтобы заставить слово служить истинной цели – возвеличивать содержание». Перед нами произведение живописное, произведение изобразительного искусства, в котором использованы отдельные слова и буквы.
Перешагнуть «за рамки» поэзии
В визуальной поэзии авторы пытаются, ломая стиховые традиции, добиться совершенства произведения, выжать самую сущность слова или перешагнуть «за рамки» поэзии и создать нечто большее, чем вербальный текст. Визуальная поэзия – это прежде всего эксперимент с формой.
Стихотворение Андрея Вознесенского “Аксиома самоиска”:
Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, -
Жизни крест наоборотный.
«Крест» А. Вознесенского
«Волшебное» сочетание А. Вознесенский располагал в виде креста, уже традиционного символа на протяжении столетий. Текст читается по двум плоскостям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. При этом не возникает никаких натяжек ни с орфографией, ни с пунктуацией, ни со звуковым строем.
«Крест» А. Вознесенского – одно из самых совершенных произведений визуальной поэзии, логичное завершение попыток многих поэтов обогатить слово наглядной изобразительностью.
Использованная литература:
- Аполлинер Гийом. Избранная лирика. – М.: Книга, 1985.
- Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.
- Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. – М.,1990.
- Вознесенский А. Видеомы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. – М., 1993.
- Державин Г.Р. Стихотворения.- Л., 1957.
- Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.: Сов.писатель, 1990.
- Жовтис А.Л. Стихи, которые читаешь… // Литературная учеба, 1982, № 4. С.116 – 121.
- Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., 2004.
- Каменский В. Танго с коровами. – М.,1991.
- Рисунки русских писателей XVII – начала XVIII века. – М., 1988.